Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу На уровень выше Следующая страница

Дело об Исходе

Леннарт Мёллер

Предисловие

Исход!

«И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14:21).

Вот уже 3450 лет существуют в нашей истории эти слова, повествующие о великих событиях времён Моисея. Каждый из нас, так или иначе, осознаёт, что они (эти слова) имеют к нам определённое отношение.

Для евреев Моисей - символ существования всей еврейской нации. Именно в тот период времени небольшое племя стало израильским народом под названием евреи. Пятикнижие Моисеево является неотъемлемой частью национального самосознания Израиля.

012.jpg 013.jpg

Рис.12, 13

Звезда Давида является национальным символом евреев. Западная стена храма в Иерусалиме на горе Мориа — священное место.

Истоки веры христиан также находятся в Пятикнижии. Именно в книгах Моисея современные христиане находят прообразы сегодняшних церковных праздников и таинств, некоторые элементы поклонения Богу заимствованы из Пятикнижия. В этом смысле иудаизм и христианство имеют общую историю. Судебно-законодательная система западного мира основывается на иудео-христианской этике, сформулированной, в том числе, и на каменных скрижалях.

010.jpg

Рис.10

Моисей на горе Синай.

Мусульмане тоже могут обнаружить корни своей религии в Пятикнижии. А праотцы арабов были членами семей древних евреев. Таким образом, Авраам, как конкретная историческая личность, является общей точкой отсчёта для крупнейших мировых религий и цивилизаций.

015.jpg 016.jpg

Рис.15, 16

Распятие Иисуса Христа на горе Мориа в Иерусалиме объединяет всех христиан. Благодаря тому, что произошло на горе Мориа, было учреждено святое причастие.

Кроме того, книги Моисея оказали определённое воздействие практически на каждого, кто живёт на земле. Степень этого воздействия, конечно же, варьируется: иногда Пятикнижие влияет в большей мере на культуру общества, в одних случаях это влияние носит исторический характер, в других - религиозный. На рубеже второго и третьего тысячелетий население земного шара составляло около шести миллиардов человек. И большинство из этих людей живут в обществе, тем или иным образом связанным с пятью книгами Моисея.

Чем для нас является Пятикнижие?

Большинство из нас в той или иной форме слышали историю о Моисее. Это часть нашего культурного наследия, легенды прошлых лет. Существуют также мнения, что эти пять книг - удачно составленный сборник еврейских народных сказаний, вобравший в себя всё, что только может придти в голову: борьба добра и зла, описание сражений, страдания, любовь, встречи и разлуки, загадочные явления, духовные ценности и их недостаток у некоторых персонажей, неистовство сил природы и многое другое.

Мы также можем относиться к этим книгам, как к документу, повествующему о временах, когда Бог проявлял Своё присутствие особенным образом. Зачастую во время поклонения, на молитвенных собраниях или в проповеди цитируются те же библейские слова, которые произнёс Бог, повелевая Аарону (брату Моисея) благословить народ израильский:

«...да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Своё на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24–26).

Существуют и другие взгляды на Пятикнижие. Книги Моисея рассматривают как материал для различных видов исследований - исторических, лингвистических, культурных и теологических. Целью подобных исследований как правило является умножение знаний в контексте событий, культурном облике народа и выяснение причин расцвета и падения цивилизаций. В рамках научного анализа текста, последний разбивают на меньшие отрывки и затем подвергают их различным исследованиям, приходя к некоторым выводам в ходе научных дискуссий.

Строгий научный подход, как правило, противопоставляют «духовному восприятию». Под последним подразумевают анализ, основанный на убеждении, что Пятикнижие является материальным проявлением Божьих деяний.

Тот факт, что вы решили прочитать эту книгу, говорит о том, что у вас есть понимание предмета, основанное так или иначе на научных данных или вере. Но, если быть откровенными до конца, нам известно совсем немногое (если вы, конечно, не являетесь ортодоксальным иудеем, живущим по заветам Пятикнижия). Зачастую мы основываем свои представления о чём-либо на самых разных источниках информации (чьи-то слова, статья в газете, общепризнанная концепция могут оказать влияние на наше мировоззрение).

Возможно, ваше мнение тяготеет к определённому полюсу: либо Пятикнижие является фальсификацией (исторической ложью, необходимой когда-то небольшому древнему племени, которое со временем заметно разрослось); либо, напротив, - всем своим существом вы убеждены, что эти пять книг несомненно являются вдохновлёнными Богом трудами, что Он проявлял Своё присутствие особенным образом в тот период времени и что содержание Пятикнижия до сих пор оказывает определённое влияние на современное общество.

Кто совершил открытия, описываемые в этой книге

Данная книга посвящена целому ряду археологических открытий. Человека, совершившего эти открытия, звали Рональд Элдон Уайетт.

Рон Уайетт

Это был археолог-любитель из США, который провёл около 40 лет, исследуя земли Ближнего Востока в рамках более 100 научных экспедиций. Ему принадлежат открытия, о которых повествует эта книга. Рон - человек с несокрушимой верой в то, что библейский текст представляет собой хронику исторических событий, и основываясь на этом убеждении, он занимался поисками следов и свидетельств этих событий.

Леннарт Мёллер, автор книги

Автор этой книги (Леннарт Мёллер) встретился с Уайеттом, и они вместе приняли решение о том, что он расскажет об открытиях учёного в своей книге. Уайетт и Мёллер совершили несколько совместных экспедиций на Ближний Восток. Рон согласился предоставить автору все накопленные материалы без каких-либо ограничений. Леннарт Мёллер проанализировал эти сведения, дополнил, изложил их в чёткой структурированной форме.

Рональд Уайетт скончался, когда книга находилась на стадии завершения в конце лета 1999 года. Его вдова, Мэри Нелл Уайетт, оказала большую помощь в редактировании рукописи, наводя необходимые справки и предоставив нам много полезной информации относительно Ближнего Востока.

Как была написана эта книга

Каждая книга имеет свое основание, свою цель, которая, впрочем, нередко бывает сформулирована достаточно расплывчато. Книга документальная отличается от романов и повестей; политический манифест отличается от научной статьи; книга для детей - от сборника стихов; руководство по эксплуатации - от книги, посвящённой историческим вопросам; молитвенник очень не похож на книгу об археологии. Книга, которую вы держите в руках, по всей вероятности, отличается от тех, что вы читали раньше. Мы вкратце объясним, почему мы так думаем.

Автор этой книги - учёный, специализирующийся в области, отличной от археологии, занимающийся исследованиями в области медицины и работающий в Королевском Институте (являющимся медицинским образовательным учреждением) города Стокгольма. Его изучения сосредоточены на исследовании различных видов повреждения ДНК и связанных с ними болезнями, например - рака. Исследовательская группа Мёллера занимается изучением того, как разные вещества, помещённые в ту или иную среду, а также кислая среда (свободные радикалы), могут повреждать гены и вызывать заболевания или становиться одной из причин болезней. Они разрабатывают методы анализа, следят за ходом болезни и выявляют механизмы и способы защиты от неё.

В данной книге автор постарался применить тот же научный подход, который он использует в своих исследованиях. Порой это было нелегко сделать, так как некоторые изучаемые материалы имели 4000-летнюю давность.

Помимо основных научных изысканий автора, большую помощь в написании этой книги ему оказали познания в области археологии, фотографии, минералов и драгоценных камней, путешествия в страны с необычной культурой и умение нырять с аквалангом. Его ранние исследования в рамках таких наук, как химия, биология, лимнология, токсикология, равно как и экология, морская биология в университетах Уппсалы, Швеция, внесли бесценный вклад в данный труд. То же можно сказать и об опыте проведения лабораторного анализа. Если знаний автора не было достаточно, он консультировался с целым рядом специалистов различных отраслей науки.

На протяжении всего исследования автор придерживался следующей схемы: выдвижение гипотезы (предположения), проведение опытов и анализ результатов экспериментов. Автор лично проводил опыты в своей области знаний - в сфере медицины. Затем, после тщательной оценки результатов, гипотезу либо отвергали, либо подтверждали и использовали как основание для выдвижения дальнейших предположений, которые, в свою очередь, также подвергались критическому анализу. Таковым был научно-исследовательский подход Мёллера.

017.jpg

Рис.17

Является ли Библия историческим документом?

Эта книга имеет в своём основании следующую фундаментальную гипотезу:

Библейские тексты, рассматриваемые в данной книге (отрывок, начинающийся с Бытие 11:27 по Исход 40:38) являются исторически верными документами.

Приведённое выше утверждение не означает, что данная книга предлагает некое доктринальное истолкование. Мы хотим лишь доказать, что эти тексты действительно являются точным описанием определённых исторических событий.

Иногда можно встретить книгу или статью, где автор берёт некоторое утверждение, с которым он не согласен, и разбивает его в пух и прах. Таков подход не научен. Научный подход заключается в чётком изложении гипотезы (предпосылки) и последующем критическом её анализе. Данные, полученные в ходе исследования, должны быть как можно более полно вынесены на суд читателя, чтобы он мог придти к собственным заключениям, которые могут, разумеется, отличаться (или даже быть противоположными) от мнения самого учёного, проводящего исследование. Именно так, а не иначе, развивается научный процесс. Далее выдвигаются новые гипотезы, целью которых является подтвердить, объяснить или опровергнуть ранее высказанные допущения. Если этот процесс действует таким образом, то происходит постоянное накопление ценных знаний.

В рамках лабораторных (экспериментальных) исследований, результаты, как правило, не могут быть неверными - вопрос состоит лишь в том, как истолковать эти данные. И кроме того, многие учёные на собственном опыте испытали, что открытие чего-то неизвестного происходило тогда, когда они совершали некоторую «ошибку» или делали нечто новое в своих экспериментах, что приводило к неожиданным результатам.

В своей книге автор старался придерживаться этих научных критериев. Леннарт Мёллер - не богослов, не историк и не археолог, поэтому он не знает какие мысли и мнения могут возникнуть у таких учёных при чтении Пятикнижия. В этом смысле, он имеет некоторую свободу смотреть на возникающие при исследовании проблемы несколько иначе. Независимо от того, истинна его точка зрения или нет, её всегда можно проверить, прочитав эту книгу.

Критическое исследование библейских книг началось ещё в эпоху просвещения, когда люди стали более рационально подходить к текстам Библии. Необходимость в таком подходе возникает, когда приоритетом становится логика и научное познание, а выдвигаемая гипотеза получает признание, если её можно объяснить логически. Соответственно, всё, что непонятно и не имеет разумного объяснения, считается неприемлемым. Если учёный начинает руководствоваться такими принципами, его исследовательская деятельность постепенно заходит в тупик. Таков неизбежный исход каждого, кто устанавливает определённый предел своему пониманию. Научное исследование по определению является поиском нового знания и призвано расширять границы нашего сегодняшнего понимания вещей. Поэтому, некоторые стереотипы мышления являются помехой для прогресса научной мысли. И по той же причине лучшими исследовательскими группами признаны команды, состоящие из специалистов большого диапазона отраслей: новые идеи и гипотезы рождаются при взаимодействии нескольких умов.

Наиболее здравым подходом будет лучше считать некоторое предположение истинным, пока не будет доказано обратное. Этот метод, к примеру, оказывается наиболее эффективным в археологии. Юриспруденция основывается на той же доктрине: человек считается невиновным, пока его вина не доказана. Как ни парадоксально, есть учёные, которые не признают истинность библейских текстов до тех пор, пока кто-нибудь не докажет противоположное. Например, подобное мышление привело к тому, что традиционное расположение горы Синай было принято, исходя из близкого сходства её внешних признаков и окружающей гору местности. Достоверность Библии, утверждающей, что гора расположена в другом месте, таким образом, подверглась критике. Как результат, начинается подгонка библейских текстов под имеющиеся факты.

Научным способом разрешения такого рода проблемы является поиск ответа на вопрос: на правильном ли пути находится исследователь, и если да, то насколько он сам в этом убеждён. Но на деле зачастую всё происходит следующим образом: исследователь сверяет свой ориентир с маршрутом заблудившегося коллеги, и вместо того, чтобы оценить свою позицию, начинает составлять новую карту местности и прокладывать собственный путь, намеренно отличающийся от пути сбившихся с пути коллег. Подобное отношение неизбежно приводит к ошибкам.

В ходе истории человечества мы замечаем, что многие очевидные для нас сегодня вещи, предавались анафеме только потому, что кто-то полагал пределы своему пониманию мира. Примером такого рода невежества может послужить непринятие церковью факта круглой формы земли. А в конце девятнадцатого века некий высокопоставленный чиновник предложил закрыть государственное патентное бюро, так как, по его мнению, все возможные открытия были уже сделаны. Когда появились первые компьютеры, одна из крупнейших компаний-производителей объявила, что для разрешения всех глобальных нужд потребуется всего пара мощных компьютеров. На протяжении долгого времени в учёных кругах преобладало убеждение, что объект, который тяжелее занимаемого им объёма воздуха, не способен летать (в то время как не существует такого самолёта, который был бы легче воздуха в том же объёме). Поэтому, нередко ограничения нашего рационального восприятия заводят нас в тупик.

Вера в превосходство разума может привести к катастрофе. «Титаник» был непотопляемым кораблём, пока не затонул в свой первый же рейс. Множество кораблекрушений произошло из-за излишней уверенности в способностях человека (часто в совокупности с недостатком опыта) и/или в возможностях технологий. В телерепортажах это называют «человеческим фактором». Алкоголь усиливает псевдоуверенность людей в собственные возможности. И по этой причине во многих странах существует ограничение на наличие алкоголя в крови у водителей автомобилей - во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Рациональное восприятие само по себе не является источником истины, но при условии правильного использования логического мышления, оно способно помочь нам получать бесценные знания. Однако, не следует забывать, что на свете есть множество явлений, сущность которых нам пока неведома. Автор этой книги осознаёт это и выражает свои мысли со всей осторожностью - часто гипотетически. Но эти гипотезы в средствах массовой информации всё больше и больше принимаются как подтверждённые реальными фактами.

Основная гипотеза

С целью внесения полной ясности, вновь приводим фундаментальную гипотезу, лежащую в основании данной книги:

Библейские тексты, рассматриваемые в данной книге (отрывок, начинающийся с Бытие 11:27 по Исход 40:38) являются исторически верными документами.

Любая исходная гипотеза рождает немалое количество новых вопросов и предположений. Эта книга не будет исключением, хотя не на все свои вопросы вы сможете найти здесь ответ. Помните, что в данной работе рассматриваются важнейшие проблемы, исследуется временной отрезок в несколько тысяч лет - и всё это благодаря усилиям и вкладам небольшой группы людей. Да, за этим проектом не стоят крупные компании, известные учредители или чиновники. Нам хотелось бы расставить все точки над «i» по поводу данного вопроса. Автору не приходится выполнять чей-то социальный заказ, следовать чьим-либо указаниям или придерживаться определённых рамок.

Автор также хотел бы отметить, что он является христианином. Это означает, что он верит в существование Бога, который превыше силы его разума. Это убеждение даёт ему свободу. Лично для него - это основное свойство Бога и одно из Его определений. Если есть Бог, то, по определению, Он гораздо больше автора, у Него интеллект более высокого уровня, а мыслительные способности и логика человека невероятно ничтожны по сравнению с Его мудростью. Тем не менее, автор хотел бы ещё раз подчеркнуть, что эта книга не является религиозным трактатом.

Цель книги - использование научно-исследовательских методов для того, чтобы доказать гипотезу: библейские тексты - суть исторически верные документы, точно описывающие события, имевшие место в истории человечества. Поэтому эта работа - плод исследований непосредственно на месте этих событий и тщательного разбора спорных моментов, а не только рукописный труд. Той же причиной объясняется столь большое количество иллюстраций и фотографий. Глядя на эти иллюстрации, каждый человек может сделать личные выводы. Автор цитирует отрывки из Библии там, где они представляются наиболее уместными и соответствуют тем или иным событиям и находкам. Это позволяет читателю лучше понять развитие и ход событий.

Название книги - «Дело об Исходе»

Что же такое Исход? С одной стороны это название одной из книг Пятикнижия, с другой - процесс выхода израильского народа из Египта. Вторая книга Пятикнижия названа Исходом, поскольку в ней описываются события, сопровождавшие бегство израильтян, которое является наиболее значимой частью второй книги Библии. Наша книга в основном посвящена этой же теме, и потому слово «Исход» включено в её название.

Рубрикация книги

Настоящая книга разделена на три части. В первой части рассказывается о временном отрезке, предшествовавшем Исходу. Во второй - собственно об Исходе. И в третьей - о горе Божьей - Хориве (также известной как Синай).

Часть I, озаглавленная «Период до Исхода» рассказывает о ранней истории израильского народа и охватывает промежуток времени от Авраама до Иосифа (Бытие с 11:27 по 50:26). Этот отрывок важен для правильного понимания дальнейших событий.

Часть II, или «Исход», повествует о Моисее и выходе (Исходе) израильского народа из Египта и о том, как они пересекли Красное море.

011.jpg

Рис.11

Место пересечения Красного моря?

В Части III, «У горы Божьей», рассказывается о том, что произошло у горы Хорив (Синай) после того, как евреи пересекли Красное море, а также указывается точное местоположение горы. Основные библейские тексты, на которые автор опирается в этой части - Исход с 15:1 по 40:38. Другие книги Моисея, впрочем, также будут подвергаться исследованию.

Книга разделена именно таким образом, чтобы облегчить восприятие библейских текстов и упорядочить иллюстративный материал (карты, таблицы, рисунки, изображения реконструированных объектов и фотографии). Наряду с цитированием отдельных библейских отрывков даются описания ряда химических анализов и отчёты о многочисленных археологических находках.

Ссылки

В тексте книги, в основном, приводятся ссылки на отрывки из Библии. В таких случаях автор будет пользоваться общепринятыми сокращениями названий библейских книг. Например сокращение Исх.13:7 означает «книга Исход, глава 13, стих 7». Книгами Пятикнижия называют первые пять книг Библии, это Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Их также называют книгами Моисея. Они разделены на пронумерованные главы и стихи, что упрощает поиск нужного текста. Автор будет ссылаться и на другие книги Библии; список общепринятых сокращений названий рассматриваемых библейских книг приводится в разделе «Ссылки» (см. «Библия»).

В ходе нашего повествования мы будем также ссылаться на историка Флавия, который имел в своём распоряжении многие документы, которые не сохранились до наших дней. Историк, полное имя которого Иосиф Флавий, жил в 37-100 гг. н.э.; он был учёным, перу которого принадлежат несколько исторических документов, чей возраст составляет почти 1900 лет. Кроме того, что записи Флавия являются очень древними, они также основывались на источниках, доступных в то время: на устных преданиях и исторических документах, впоследствии исчезнувших. Мы будем ссылаться на английский перевод книг Иосифа Флавия, выполненный Уильямом Тёрстоном (1667–1752), впервые опубликованный в 1736 г. Ссылки на его труды будут выглядеть, следующим образом: JA3/5:7, что означает «Иосиф Флавий «Иудейские древности», книга 3, глава 5, параграф 7». Полный список сокращений работ Иосифа Флавия приводится в конце книги в разделе «Ссылки» (см. «Иосиф Флавий»).

Ссылки на другие литературные источники указаны в скобках внутри текста. Соответствующие пронумерованные источники приводятся в разделе «Ссылки на литературные источники». Автор этой книги не ставит целью осветить все относящиеся к теме труды, однако, приводимые нами примеры и выдержки могут заинтересовать читателя и побудить его прочитать книгу-источник. Кроме того, упоминаемые работы могут выражать дополнительные аргументы в пользу рассматриваемой гипотезы. В тексте книги читатель также встретит ссылки на иллюстрации (карты, генеалогические схемы, рисунки, графики, таблицы и фотоматериалы), встречающиеся практически на каждой странице.

014.jpg

Рис.14

Имел ли Тутанхамон какое-либо отношение к Исходу?

018.jpg

Рис.18

Акация — одно из немногих пород деревьев, произрастающих в пустыне; оно сыграло важную роль в Исходе израильтян.

019.jpg

Рис.19

Горы в окрестностях Красного моря.

020.jpg

Рис.20

Древнеегипетская технология изготовления кирпичей предусматривала применение глины и соломы.

021.jpg

Рис.21

Дейр-эль-Бахри, храм в южной части Египта. Связан ли этот храм каким-либо образом с Моисеем?

022.jpg

Рис.22

Рыбаки всё ещё пользуются древними способами ловли рыбы в Ниле.

023.jpg

Рис.23

В пустынной местности пальмовые деревья можно найти лишь в оазисах.

024.jpg

Рис.24

Что это за углубления у основания пирамид?

025.jpg

Рис.25

Свет, пробивающийся сквозь кроны деревьев в на горе Мориа в Иерусалиме.

026.jpg

Рис.26

Кто эти люди?

027.jpg

Рис.27

Западная стена древнего еврейского храма в Иерусалиме.

028.jpg

Рис.28

Обелиск царицы Хатшепсут в Карнаке.

029.jpg

Рис.29

В пустыне есть жизнь.

031.jpg

Рис.31

Ступенчатая пирамида в Саккаре.

Насколько достоверны библейские тексты?

Вопрос о том, насколько точно сохранились дошедшие до нас тексты Библии, бесспорно важен. В древние времена книги Священного Писания переписывались от руки, так как первый печатный станок появился лишь несколько тысячелетий спустя. Копирование библейских текстов являлось особой профессией - процессом, где малейшая ошибка была недопустима. В случае обнаружения таковой, весь переписанный материал уничтожался. Список требований к писцам был очень и очень длинён. Чтобы переписанный текст выдержал проверку, переписчикам приходилось следовать множеству правил. Этот тщательнейший контроль, а также тот факт, что тексты Библии считались священными, доказывают, что оригинальные рукописи уникальным образом сохранились до наших дней.

Тексты Нового Завета, которым около 1900 лет, являются наиболее достоверными среди других образцов древней литературы. Если сохранившиеся экземпляры произведений древнегреческих классиков считаются более или менее надёжными версиями оригиналов, то новозаветные тексты многократно превосходят их по соответствию изначальному источнику. Для сравнения давайте возьмём работы Шекспира (XVIII век), которые появились уже в период, когда книгопечатание было достаточно развито. В произведениях этого классика встречаются многочисленные «белые пятна», которые ныне в постановках вольно интерпретируются и восстанавливаются режиссёрами. Что же касается Нового Завета, то в нашем распоряжении имеется более 24000 рукописных копий текстов, написанных в разное время и полностью повторяющих друг друга. Наиболее древние образцы тестов были записаны, когда ещё были живы очевидцы новозаветных событий. В то время как в классической литературе есть случаи, когда первым сохранившимся экземпляром произведения был текст, записанный через 1000 лет, после написания оригинала (1).

Если говорить о Ветхом Завете, где первыми пятью книгами являются книги Моисея, существуют факторы, доказывающие, что Пятикнижие - точная копия оригинальных текстов. Эти книги были написаны Моисеем: под диктовку Самого Господа (согласно Библии) и от лица очевидца событий. Его первая рукопись считалась священным документом, который хранили в Ковчеге Завета, во Святом Святых скинии, куда имел право входить лишь первосвященник. Целое колено израильского народа (колено Левия) отвечало за скинию, её передвижение и содержимое. Каждый, кто прикасался к Ковчегу неподобающим образом - например, во время его транспортировки - умирал на месте. Всё это позволяло обеспечить наилучшую защиту текстам, написанных патриархом.

Позднее, люди, переписывающие священные тексты, находились под строжайшим контролем, и, как уже упоминалось, рукопись с самой незначительной ошибкой немедленно уничтожали. Это было подтверждено открытием Кумранских свитков в 1947 г., когда был найден документ, который оказался копией библейской книги Исайи. По возрасту этот экземпляр был на тысячу лет старше самого древнего списка книги Исайи, имевшегося в то время. Сверенные тексты совпали на 95%; оставшиеся 5% несоответствий носили орфографический характер. Что же касается всех найденных списков, то они совершенно не отличались друг от друга по содержанию (1).

Есть ещё несколько вполне законных требований, которые необходимо предъявить к библейским текстам. Исторические события и названия географических мест должны быть корректными. Выполнить такое требование в условиях развития языков, их изменения в силу влияния других наречий и т.д., достаточно трудно. За какие-то сто лет изменились написание и произношение названий многих шведских городов (автор является жителем и гражданином Швеции, поэтому он ссылается на некоторые шведские названия и понятия — прим. перев.). В отношении достоверности описания исторических событий в библейских текстах можно отметить, что чем больше совершается археологических открытий, тем в большей степени мы понимаем эти тексты - и тем более осознаём, что многое из того, что мы раньше не понимали, на самом деле соответствует истине.

Трудности

Для непосвящённых в область исследований данной книги этот небольшой комментарий будет полезен. Заметим, что многие фотографические снимки были сделаны в экстремальных условиях: например, под водой на большой глубине, при плохом освещении и сильном течении, в присутствии большого количества акул. Некоторые фотографии были сделаны в практически недоступных местах. Что-то было отснято любительской фотокамерой, которая просто оказалась под рукой.

030.jpg

Рис.30

Изучение глубин Красного моря.

Встреченные нами трудности усложнили простые на первый взгляд действия, что существенно ограничило материал, который мы могли включить в нашу книгу. Несколько находок, к примеру, не были задокументированы должным образом. Кроме того, представители властей, которых, как правило, не заботит ни археология, ни научные исследования, препятствовали и уничтожали результаты находок.

Когда вы будете читать эту книгу, примите во внимание сведения, которыми вы возможно уже владеете по данному вопросу. Спрашивайте себя, в чём состоит суть и цель предлагаемой вашему вниманию информации. Поразмышляйте о характере этих сведений, а также о том, существуют ли археологические находки, подтверждающие представленные гипотезы. Не верьте всему, о чём читаете или слышите, и с таким критическим отношением подходите к содержанию этой книги, подвергая проверке выдвигаемые гипотезы своими знаниями и опытом.

Автор хотел бы выразить надежду, что читатель приобретёт новые знания и задумается над проблемами и ситуациями, о которых он, быть может, не задумывался раньше или наоборот - работал над разрешением этих вопросов. И в том, и в другом случаях автор надеется, что вы обнаружите много нового. Возможно, у вас есть, что добавить или исправить или предложить. Вы можете написать издателю этой книги, сделав на конверте пометку "Exodus/L.Möller", и ваше письмо перешлют автору.

Леннарт Мёллер

Доктор медицинских наук, профессор

На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I.

Период до Исхода.

От Авраама до Моисея

1. Где находился Ур Халдейский?

2. Кем был Аврам?

3. Что произошло в Содоме и Гоморре

4. Кем был Исаак?

5. Кем был Иаков?

6. Как Иосиф попал в Египет?

7. Где поселилась семья Иакова?

8. Имеются ли упоминания об Иосифе в истории Египта?

9. Пирамиды и древнеегипетское искусство строительства


Часть II.

Исход.

Выход из Египта и пересечение Красного моря

10. После смерти Иосифа

11. Кем был Моисей?

12. Упоминается ли Моисей в истории Египта?

13. Связь с народом гиксосов

14. Кто правил страной во времена Моисея?

15. Кем была дочь фараона?

16. Кем был Тутмос II?

17. Куда бежит Моисей?

18. Мадиам в период, когда Моисей оказывается в нём в качестве беженца

19. Где находится гора Хорив?

20. Что случилось у горы Хорив?

21. Что делает Моисей после встречи с Богом на горе Хорив?

22. Даёт ли фараон свое разрешение?

23. Египет во время Исхода

24. Папирус Ипувера

25. Почему не погибли первенцы израильтян?

26. Начало Исхода

27. Кто умер в Египте?

28. Сколько израильтян участвовало в Исходе?

29. В каком направлении двинулись израильтяне?

30. Были ли израильтяне вооружены?

31. Насколько израильтяне были организованны?

32. Красное море

33. Почему израильтяне выбрали именно такой маршрут?

34. Где находился Ефам?

35. Где израильтяне разбили лагерь?

36. Почему израильтяне повернули?

37. Было ли название у лагеря израильтян?

38. Что произошло в Египте?

39. Сколько времени ушло у египтян, чтобы догнать беженцев?

40. Как встретились израильтяне и египетская армия?

41. Что произошло в Нувейбе?

42. Как израильтяне пересекли Красное море?

43. Что произошло с египетской армией?

44. Реакция израильтян

45. Когда произошел Исход?

46. Археологические находки, подтверждающие факт перехода через Красное море

47. Колонны, воздвигнутые на месте пересечения Красного моря

48. Дорога на дне Красного моря

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

50. Определение даты колёс, обнаруженных на дне Акабского залива

51. Останки человеческих скелетов на дне Красного моря

52. Части скелетов крупнорогатых животных на дне Красного моря

53. Скелеты лошадей на дне Красного моря

54. Другие находки среди костей скелетов

55. Продолжи-тельность процесса окаменения

56. Скелеты в морской воде


Часть III.

У горы Божьей.

От Красного моря - к горе Синай.

57. Куда направляются израильтяне после пересечения Красного моря?

58. Что происходит в Мерре?

59. Источники в Елиме

60. Откуда у путников была еда?

61. Рефидим

62. Возможно ли обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?

63. Встреча в пустыне

64. Достигли ли израильтяне горы Синай?

65. Как выглядел Хорив (гора Синай)?

66. Гора Синай - на Синайском полуострове?

67. Хорив в древних письменных источниках и легендах

68. У горы Хорив

69. Информация о Джебель-Эль-Лоз, полученная со спутника

70. Десять Божьих заповедей

71. Приняли ли израильтяне предписания Господа?

72. Строительство скинии

73. Камни наперсника

74. Каменные скрижали

75. Строительство и освящение скинии

76. Кто является автором Пятикнижия?


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 14.02.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz