Часть
III
У горы Божьей
От Красного моря — к горе Синай
Израильтяне
разбивают лагерь напротив Нувейбы, на восточном берегу Акабского залива.
Они пережили потрясение, когда согласно библейскому тексту, Господь
являл Свою защиту и вёл их в нужном направлении. Израильтяне становятся
вооружённым и хорошо организованным народом, полным надежд и оптимизма.
Они знают, куда им
следует идти, по крайней мере это известно Моисею и Аарону: сначала - к
горе Хорив (чтобы поклониться там Господу), затем - в Ханаан, землю, где
текут молоко и мёд (которую Господь обещал им в Своём завете с
израильскими патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом).
Однако, путникам ещё
неведомо, что их ожидает в дороге: трудности, страдания и вмешательство
Господа, описанные далее в библейском тексте.
Они разбивают лагерь
перед тем, как двинуться в путь. И вновь выбор наиболее короткого и
быстрого маршрута не принадлежит Моисею. Согласно Библии, этот отрезок
путешествия израильтян также находится в ведении Господа.
Рис.432
Вершина горы
Джебель-Эль-Лоз.
Рис.433
Вид с вершины горы
Джебель-Эль-Лоз.
57. Куда
направляются израильтяне после пересечения Красного моря?
Из библейского
текста мы узнаём названия мест, через которые прошли израильтяне. Их
расположение, впрочем, определить нелегко. Покинув побережье Красного
моря, путники воли в пустыню Сур, которая, соответственно, должна была
находиться недалеко от того места, где они ступили на восточный берег Акабского залива: «И
повёл Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур;
и шли они три дня по пустыне и не находили воды»
(Исх.15:22).
Эта пустыня
расположена напротив Нувейбы, на северо-западе современной Саудовской
Аравии (рис.434, 435). Она также носила название Ефам (Числ.33:8), что
может показаться несколько странным, поскольку израильтяне разбили
лагерь на Синайском полуострове в Ефаме (Исх.13:20), перед тем как
повернуть на юг и пойти в сторону Нувейбы и затем пересечь Красное море.
Как путники могли быть в Ефаме перед переходом через Акабский залив и
потом оказаться в пустыне Ефам, ступив на противоположный берег? Ответ
заключается в том, что Ефам - скорее всего, не город, а большая область,
занимавшая всю северную часть залива. Это объясняет, каким образом
израильтяне, покинув Ефам и перейдя через Красное море, вновь оказались
в Ефаме. В таком случае логичность библейского повествования не
нарушается.
К востоку от
Акабского залива лежит большая пустыня, занимающая почти всю территорию
Саудовской Аравии и часть Иордании. Один из основных её участков
называется по-арабски Сирхан. Вполне возможно, что это название имеет
общий корень с именем Сур, которому уже 3500 лет.
Путь через пустыню
Красного моря (Синайский полуостров) был относительно непродолжителен,
однако, после перехода через Акабский залив для израильтян начинается
долгое путешествие, сопряжённое со многими трудностями. Первый известный
нам пункт, в который приходят путники, называется Мерра.
Рис.434
Напротив Нувейбы лежит
равнина таких же огромных размеров, но тянущаяся вдоль восточного
берега. Она окружена высокими горами.
Рис.435
Полуостров Нувейба; вид с саудовского берега.
Рис.436
Большое грузовое
судно, следующее из Акабы, на фоне гор Саудовской Аравии.
Рис.437
На этом снимке со
спутника показана северная часть Акабского залива. Красным цветом
отмечены места, где имеется растительность. Нетрудно увидеть, что
растительность есть лишь на севере залива, где расположены два города:
Эйлат (на западе, Израиль) и Акаба (на востоке, Иордан).
В левой части
снимка – Синайская пустыня (Египет). Объект правильной формы – аэропорт.
Белые точки на воде – корабли (можно различить даже буруны за кормой
одного из них). Любопытный факт: эта область – особенно северная часть
залива, а также горная вершина и вади – на карте Р.Ф. Бертона (1878 г.)
названа Ефамом. Это свидетельствует в поддержку гипотезы, что Ефам был
названием большой территории, огибавшей верхнюю область Акабского
залива.
|