Послесловие
На вершине горы Джебель-Эль-Лоз растёт дерево
неизвестной породы (Рис.514). Тем не менее, благодаря именно этому
дереву местные бедуины дали горе такое название.
Джебель-Эль-Лозз по-арабски означает
«Миндальная гора» (Рис.261). Может ли это название относиться и к
растущему на его вершине дереву?
«И древо, растущее из горы Синай и
дающее масло и пряности в пищу для всех»
(Коран XXIII:20).
В местности, о которой рассказывается в
нашей книге, в древние времена из миндаля добывали масло и пряности:
«возьмите с собою плодов земли
сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько мёду,
стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов»
(Быт.43:11).
Миндаль высоко ценился и считался лучшим
плодом во времена, предшествовавшим Исходу.
Получаемое из миндаля масло и
необыкновенный вкус, который были способны придать еде миндальные
пряности, делали его очень ценным продуктом. Миндальные деревья цветут
первыми (в январе) в окрестностях Иерусалима и холмов Кармил:
«На другой день вошёл Моисей [и
Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина,
расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали»
(Числ.17:8).
Миндальное дерево имело высокий статус и во
времена Моисея:
«И было слово Господне ко мне: что
видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь
сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно
скоро исполнилось» (Иер.1:11,12).
На иврите «миндальное дерево» звучит как «шакед»,
а «бодрствовать» или «исполнять» произносится как «шокед». Библейская
книга пророка Иеремии считается пророческим посланием для будущих
поколений.
|