67. Хорив в древних
письменных источниках и легендах
Согласно гипотезе
данной книги, Хорив - это гора в северо-западной части Саудовской
Аравии, известная сегодня, как Джебель-Эль-Лоз. Приведём примеры древних
документов и легенд, позволяющих соотнести этот хребет с библейским
Хоривом:
-
Чарльз Доутри
совершил экспедицию по арабским странам, включая Саудовскую Аравию. В
своей книге «Путешествия по аравийским пустыням»,
опубликованной в 1888 году, он рассказывает, что согласно преданию,
«предки местных жителей жили в окрестностях Маан [северо-запад
Саудовской Аравии], где когда-то Моисей пас овец пророка Иофора» (63).
-
Х. С. Джон Филби
провёл тщательные исследования Мадиама в северо-западной Саудовской
Аравии. Результаты его работы были опубликованы в книге под
названием «Земля Мадиам». Учёный утверждает, что Иофор (тесть Моисея)
жил и трудился в северо-западной Аравии: «Отсюда мы с проводником
взобрались по отвесному склону, чтобы взглянуть на круги Иофора на
вершине хребта Мусалла, откуда мы без труда спустились к нашему лагерю
на противоположной стороне горы… Место, где должно быть молился Иофор,
отмечено пирамидой из камней; повсюду видны многочисленные круги… »
(64). Р. Ф. Бертон, который сделал первое научное исследование Мадиама в
1878 г., был убеждён, что это был дом Моисея. "Кругами Иофора",
упомянутые Филби (64), могли быть те же самые круги, какие показаны на
Рис.463-467.
-
В той же книге Филби
описывает увиденный им Джебель-Эль-Лоз (Хорив), когда он находился на
хребте, где были обнаружены круги Иофора: «передо мной открывался
величественный вид на горные гряды Мадиама: Джебель-Эль-Лоз и соседние с ним вершины
на северо-востоке, Макла - чуть севернее востока; долина эль-Нумейр
между ней и невысоким хребтом Эль-Марра, простирающимся с востока на
юго-восток, где находится двойная вершина горы Хураб перед внушительной
грядой Зуд, спускающейся к берегу моря к югу от нас… Моё внимание
привлекла гладкая гранитная вершина Хураба - главного претендента на то
чтобы, называться Хоривом из библейской книги Исход, и единственной
горой, обладающей привилегией сохранить своё название практически
неизмененным… Хасбалла, впрочем, утверждает, что Хураб - это имя вади,
сама же гора называется Эль-Манифой». (64) Этот отрывок примечателен
тем, что, согласно Филби, название «Хураб» всё ещё использовалось в его
времена.
-
В своей книге «Путь
Исхода» (65) С. С. Робертсон пишет следующее: «Библейские тексты,
связывающие Синай с горами Сеир, Едом и землёй Мадиам, свидетельствуют о
том, что святая гора находится к востоку от Акабского залива; то же
самое утверждают учёные Беке (1834), Валхаузен (1886), Сайс (1894), Мур
(1895), Шеде (1897), Голл (1898), Гункель (1903), Эдвард Мейер (1906),
Шмидт (1908), Грессман (1913), Хаупт (1914) и Алоис Мусил (1911).
На плато Хорива есть
небольшое возвышение, на вершине которого стоят две крупные скалы. Между
ними растёт дерево (рис.514). Наиболее сухим местом в пустыне может
быть только вершина горы. Тем не менее, именно там находится это
дерево.
Рис.514
Между двух огромных
камней на вершине горы рядом с плато Джебель-Эль-Лоз растёт дерево.
Среди местных
жителей оно известно, как «дерево на вершине», поскольку оно является
единственным в своём роде в данной местности. Некоторые породы деревьев
могут сохраняться в течение очень долгого времени. Например маслина
способна иметь возраст в несколько тысяч лет. Однако, как долго «дерево
на вершине» простояло на своём месте?
В Коране, написанном
между 610 и 632 гг. до н.э., имеется любопытный отрывок, посвящённый
горе Синай: «… и древо, растущее на горе Синай, которое даёт елей и
плоды для всех» (66). Эти строки могут символизировать жизнь, источником
которой является Синай. Отрывок также может относиться к Магомету,
жившего поблизости от горы и посещавшего её. Возможно, местные жители
ещё раньше обратили внимание на одинокое дерево, растущее на вершине
горы.
Так или иначе, что
бы оно ни означало, в исследуемой области растёт множество маслин,
которые могут быть старше Корана, который утверждает, что на горе Синай
действительно было дерево. Пребывание Магомета в этой области
подтверждается фактом его участи в подписании мирного договора с
христианами в Акабе и заключении мира с иудеями в оазисе Макна. Синай
располагается между этими двумя пунктами.
В 1985 году во время
нашего пребывания в исследуемой зоне местные жители (бедуины)
рассказали, что даже сегодня Джебель-Эль-Лоз в народе называют «Джебель
Муса», что значит «гора Моисея». На юго-западе области можно обнаружить
пещеры, которые считают «Моисеевыми пещерами». Согласно Библии, пророк
прожил здесь сорок лет.
Историк Иосиф Флавий
около 1900 лет назад написал, что местные жители боялись подходить к
Синаю из-за слухов о том, что на этой горе живёт Бог (JA
3/5:1).
На рис.515 показаны
все находки, обнаруженные у Хорива.
Рис.515
Общая картина
находок у горы Синай (каждому объекту присвоено соответствующее цветовое
обозначение): жертвенник у подножия (красный), куски мрамора (три чёрные
точки), русло реки (синий), колодцы (фиолетовый), лагерь (желтый),
колонны/столбы (зелёный) и жертвенник золотого тельца (фиолетовый круг).
|