65. Как выглядел
Хорив (гора Синай)?
Библейское описание
Хорива содержит несколько характеристик этой горы. В одних случаях это
конкретное описание, в других - упоминание некоторых косвенных
признаков. Помимо библейских текстов, имеются труды Иосифа Флавия,
народные предания и Коран, также рассказывающие о знаменитой горе.
Существует огромное количество источников, описывающих Хорив и его
окрестности. Их наличие и содержание вызывают удивление, что местом
расположения горы Синай был признан Синайский полуостров (традиционный
подход), не соответствующий ни одному из приводимых ниже критериев.
65.1. Стан
Весь двухмиллионный
израильский народ со своим скотом разместился у Хорива (Исх.19:2,
JA
3/5:1). Для этого лагеря требовалось очень большое пространство.
Рис.457, 458
На фото со спутника
показан общий вид Акабского залива. В его северной части обозначены
города Эйлат (Израиль) и Акаба (Иордания). Белый полуостров на западном
берегу – Нувейба, от которой до восточной стороны (Саудовская Аравия)
тянется подводный мост. Эль-Бад обведён кружком в нижней части снимка.
Тёмные участки в нижнем правом углу фотографии – горный хребет Джебель-Эль-Лоз, увеличенное
изображение которого показано на рис.458 справа. Более светлая область
справа от тёмного хребта – место временного
поселения израильтян (их стана напротив горы).
Рис.454
Священная
территория, за которой видна область, где находился лагерь израильтян
(фото сделано с точки, расположенной близ плато).
Рис.455
Плато, обнаруженное
на пути к вершине и лагерь израильтян на заднем плане.
Рис.456
На
вершине горы Джебель-Эль-Лоз.
На рис.454 показана
панорама восточной области, сфотографированная с плато на Хориве. Общей
площади долин справа, слева и прямо напротив горы было бы вполне
достаточно, чтобы расставить шатры и разместить большое количество
скота. Эта же область (участок белого цвета) показана на снимке,
сделанном со спутника (рис.457, 458). Её площадь составляет, по меньшей
мере, 40 квадратных километров. Если учитывать все имеющиеся прилегающие
к Хориву долины, то эта территория будет иметь ещё большие размеры.
Рис.459
Фрагмент жернова,
найденный на месте поселения израильтян.
Рис.460
На рисунке
показано, как этот камень выглядел раньше.
На месте
предполагаемого поселения израильтян был найден фрагмент (точнее одна
четвёртая часть) жернова - приспособления (рис.459, 460), служившего
для измельчения зерна в муку (своего рода ступа и измельчитель/толкушка
из дерева или камня). В данном случае его использовали для переработки
манны, чтобы выпекать из получившейся массы хлеб. На рис.461 и 462
показаны аналогичные приспособления, использовавшиеся в древнем Египте.
Очевидно, оба жёрнова были изготовлены по одному и тому же принципу, что
свидетельствует об их египетском происхождении.
Рис.461
Древнеегипетский
мельничный жернов, состоящий из двух частей.
Рис.462
На этом
рисунке показана верхняя часть жернова; её помещали на нижнюю часть с
углублением (рис.461) и, вращая, измельчали зерно в муку.
Вдоль всего
маршрута, по которому следовали израильтяне (например, в пустыне Негев,
и других местах в современном Израиле), были обнаружены круги, сделанные
из камней. У Хорива также имеется большое количество таких кругов.
Причём они расположены с западной стороны горы, в месте, вероятно,
являвшимся Рефидимом (рис.463–467).
Рис.463, 464, 465, 466, 467
Многочисленные
круги из камней были обнаружены у западного склона горы.
Рис.468
Данный рисунок
иллюстрирует функцию, которую могли выполнять обнаруженные круги из
камней.
Есть предположения,
что эти камни служили в качестве крепежа шатров израильтян. На рис.463
виден большой валун в центре круга. Возможно, его использовали как груз
для краёв шатра, собранных вместе в его середине; остальные камни
прижимали материал по периметру. Эти круги могли быть и крепежом для
опорных шестов шатров.
Библейский текст и
Иосиф Флавий утверждают, что израильтяне жили в шатрах (палатках).
Функцией кругов из камней могла быть защита от скота, поскольку шатры не
всегда закрывались наглухо со всех сторон. Но поскольку библейский текст
заявляет, что израильтяне разбили лагерь перед горой:
«и расположился там Израиль станом
против горы» (Исх.19:2) (то
есть с её восточной стороны, где не было обнаружено никаких каменных
кругов), то, скорее всего, мы имеем дело с совершенно иной ситуацией. В
таком случае круги из камней использовались, чтобы удержать скот в
долине к западу от горы, тогда как люди разместились на противоположной
стороне Хорива.
Другая теория предполагает, что каменные
круги - это поселение Мадиамского первосвященника - Иофора, тестя
Моисея.
Можно лишь строить
предположения о том, какую именно роль играли каменные круги, однако
очевиден тот факт, что находившееся у Хорива огромное число людей
считало важным образовать правильные круги из камней, которые являются
единственным признаком человеческой деятельности в этой необитаемой
земле.
Кроме того, важным
преимуществом территорий, прилегающих к Хориву, является их большая
площадь, которой было бы больше чем достаточно для разбивших здесь
лагерь израильтян.
65.2. Граница
вокруг горы
Моисей должен был
обозначить чёткую границу у подножия горы, чтобы остальные люди не могли
к ней подойти. Согласно библейскому тексту, Хорив был святой горой, и
всякий, не имевший права подходить к ней, мог умереть на месте, нарушив
границу. Поэтому, очень важно было сделать нечто вроде забора, чтобы не
допустить людей слишком близко к горе: «и проведи для
народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и
прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет
смерти» (Исх.19:12).
«И сказал Моисей
Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерёг
нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти её»
(Исх.19:33).
Рис.469
У подножия
Хорива были обнаружены ряды тёмных камней, которые могут являться
останками древней стены.
В тексте Библии не
указано, какого типа забор или граница были установлены Моисеем. Тем не
менее, можно сделать некоторые выводы. Израильтяне не взяли из Египта
материала для изготовления ограждения, поэтому они были вынуждены искать
его в окрестностях Хорива. Число деревьев, растущих у горы, весьма
ограничено. С другой стороны, в распоряжении путников было огромное
количество камней всевозможных размеров. На рис.469 показаны чёрные
линии из камней, идущие вдоль периметра подножия горы; они выделяются на
фоне более светлых, коричневатых валунов и могут быть останками стены,
построенной из имевшихся под рукой необработанных камней. Однако,
наиболее интересной находкой является камень с изображением особого типа (рис.470).
Рис.470
У основания
Хорива имеется несколько камней, на которые были нанесены изображения
расстёгнутой обуви. В древнем Египте подобные рисунки являлись знаком, отмечающим
священное место, где надлежало снимать обувь.
На этом камне
имеется рисунок ступни или обуви. Эта отметка примечательна тем, что
аналогичные древнеегипетские изображения означали святое место. Подобная
символика, очевидно, происходит от традиции снимать обувь в священном
месте, пример которой мы находим в Библии, когда Моисей узнаёт о своём
призвании и Хорива (Исх.3:5).
Таким образом,
изображение может означать расшнурованную обувь. На рис.470 можно
различить ремень для большого пальца ноги, кожаную подошву и ремни по её
бокам. Поскольку именно такой знак сообщал о том, что человек ступал на
святое место (59), а Библия указывает, что в подобных случаях полагалось
снимать обувь, то есть существуют все основания считать участок, на котором был
найден этот камень, священным для тех, кто его здесь установил. У
подножия Хорива имеется множество камней с таким же изображением. Они
либо служили пограничными знаками, либо являлись частью каменной стены,
построенной вокруг горы.
65.3. Высота
горы
Иосиф Флавий
утверждает, что Хорив - наиболее высокая гора в описываемой местности (JA
3/5:1). Это соответствует
описанию хребта Джебель-Эль-Лоз, возвышающейся на остальными горными
грядами и высота которого составляет 2580 метров. Традиционная гора
Синай не является высочайшей вершиной в своей области.
65.4. Внешний
вид горы
Из описания
известно, что Хорив - высокая гора с отвесными склонами, по которым было
трудно взбираться (JA
3/5:1). На рис.471 видны высокие
камни с вертикальными сторонами; из них состоит описываемая нами гора.
Крутизна склонов подчёркивается в эпизоде, когда вместе с Моисеем подъём
на гору совершали ещё 70 старейшин (Исх.24:9). Вершина Хорива
представляет собой плоскую площадку и имеет меньше камней (рис.456).
Рис.471
Восхождение
на Джебель-Эль-Лоз затруднено высокими вертикально стоящими камнями.
65.5. Жертвенник
У подножия горы
Хорив должен находиться жертвенник, соответствующий определённым
требованиям, согласно Библии: «И написал Моисей
все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и
двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых»
(Исх.24:4).
Рис.472
Этот снимок был
сделан со склона горы. Стрелкой показано расположение жертвенника.
Рис.473
Жертвенник у горы. Увеличенный
фрагмент того места, куда указывает стрелка на рис.472.
Именно там, «под
горою» и был обнаружен жертвенник, который, возможно, поставил Моисей.
Его вид с горы показан на рис.472 и 473. В этом ракурсе и с такого
расстояния видно, что жертвенник имеет Г-образную форму. Господь даёт
очень подробные инструкции по его строительству: «сделай Мне
жертвенник из земли и приноси на нём всесожжения твои и мирные жертвы
твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память
имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать
Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро
наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; и не всходи по ступеням к
жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя»
(Исх.20:24–26).
Жертвенник следовало
сооружать из земли; иногда при его возведении использовались неотёсанные
камни. Жертвенник должен был иметь небольшую высоту.
У подножия Хорива, в
месте где склон переходит в ровную поверхность, внутри демаркационной
линии, отмечающей границу между обычной территорией и святой горой,
стоит невысокий (около одного метра в высоту) жертвенник. Вокруг него
нет разбросанных камней, свидетельствовавших бы о его былой высоте.
Таким образом, он отвечает условию, что жертвенник должен быть низким.
Его сохранившаяся
сторона сделана из природного (неотёсанного) камня и служит одновременно
частью границы/каменного забора. В этом отношении жертвенник также
соответствует полученным Моисеем инструкциям.
Рис.474
Жертвенник; вид с
востока (т.е. со стороны лагеря). Длина одной из его сторон составляет
около 18 метров. Справа - место для жертвоприношений.
Жертвенник состоял
из двух частей, которые схематично показаны в наброске (рис.474).
Сегмент слева представляет собой два коридора, по которым, вероятно,
проводили разных животных (например, быков вели по одному проходу, овец
и ягнят - по другому). Подобное разделение жертвенных животных имело ряд
практических преимуществ. Возможно, по одному из проходов выходили люди,
которые подводили животных к жертвеннику. В обоих случаях подобная
конструкция упрощала процедуру жертвоприношения.
Верхний сегмент (сам
жертвенник) является частью, обложенной со всех сторон камнями и
наполненной землёй или гравием с песком, что вновь отвечает требованиями
по возведению жертвенника.
Рис.475
Фотография
коридора, ведущего к жертвеннику (см. рис.474).
На рис.475 показан
обнаруженный у подножия Хорива жертвенник. Снимок был сделан после того,
как саудовские археологи произвели в этом месте раскопки: основная часть
находки оказалась полностью разрытой, а земля, наполнявшая её, ссыпана в
кучу рядом с жертвенником.
Здесь же были
найдены разбитые мраморные колонны, комментарий о которых будет дан в
Параграфе 65.12.
65.6. Двенадцать
каменных столбов
Согласно библейскому
описанию, у подножия Хорива должны находиться 12 каменных столбов: «И написал Моисей
все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и
двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых»
(Исх.24:4).
Внутри области,
обозначенной как святое место имеются останки каменных столбов, стоящих
вертикально и образующих полукруг. Некоторые из них повалены и занесены
песком и гравием. На рис.476 ряд из этих столбов помечен жёлтым цветом.
Фотограф, сделавший снимок, стоял на плато на вершине Хорива лицом на
восток. Таким образом, обнаруженные столбы, как и жертвенник,
расположены у подножия горы - «под горою».
Рис.476
Полукруг из
каменных столбов у подножия горы. Согласно библейскому тексту (Исх.24:4), Моисей установил 12 каменных столбов.
Десять из двенадцати
колонн образуют полукруг, в котором имеются пустующие места для
оставшихся двух столбов. Моисей должен был
поставить у подножия горы Хорив двенадцать каменных столбов. Существует
вероятность того, что обнаруженные колонны являются описанными в Библии
двенадцатью камнями у жертвенника.
65.7. Плато на
горе
На горе Хорив должно
также быть плато, где могли бы разместиться Моисей, Аарон, Надав, Авиуд
«и семьдесят из старейшин Израилевых» (Исх.24:1–18). Если предположить,
что каждому из этих 74 человек требовалось около 5 квадратных метров,
чтобы пасть на землю в молитве, не столкнув соседа вниз, то площадь
плато на горе должна была составлять не менее 400 квадратных
метров.
Рис.477
На горе Хорив
должно было быть плато, способное вместить, по меньшей мере, 74
человека.
На рис.477 показан
снимок участка временного поселения израильтян, сделанный с вершины
хребта Джебель-Эль-Лоз в восточном направлении. Большое плато площадью в
несколько тысяч квадратных метров на одном из склонов Хорива обозначено
стрелкой. Здесь больше чем достаточно места для 74 человек, поднявшихся
сюда для молитвы. Именно с этого плато была произведена съёмка местности
на рис.472 и рис.454.
Гора Хорив должна
была иметь подобное плато на пути к вершине, но не на самом верху.
Именно такое
плато было и обнаружено на горе Джебель-Эль-Лоз.
65.8. Пещера
Пещера, в которой в
течение некоторого времени жил Илия, также должна была находиться в горе
Хорив, где пророку явился Господь: «И встал он, поел
и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до
горы Божией Хорива. И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было
к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?»
(3Цар.19:8,9).
На рис.478 показан
снимок «священной зоны». На заднем плане видна тёмная вершина Хорива,
справа от которой расположены два пика с расщелиной между ними. В более
высокой из вершин есть пещера. На рис.479 и 480 показаны фотоснимки
этой вершины, сделанные с более близкого расстояния. Вход в пещеру
отмечен белой стрелкой. Размеры пещеры гораздо больше, чем может
показаться на первый взгляд. Наблюдатель получает наилучшее
представление о них, сравнивая вход в пещеру с высотой дерева, растущего
между двумя гигантскими камнями на вершине.
Рис.478
Священная зона у
основания горы; вид со стороны поселения. В верхней левой части
фотографии можно увидеть
плато.
Рис.479
В горе Хорив должна
была быть пещера, где пророк Илия находился через много лет после
событий, описываемых в нашей книге. Нижняя стрелка указывает на вход в
пещеру.
Рис.480
Увеличенный
фрагмент снимка входа в пещеру.
Итак, в гряде
Джебель-Эль-Лоз (являющейся Хоривом, согласно гипотезе, выдвигаемой в
данной книге) имеется пещера, что соответствует библейскому описанию
святой горы.
65.9. Снабжение
водой
Поток воды,
стекавший с Хорива, должен был быть достаточно мощным, чтобы
удовлетворить потребности двух миллионов людей и их скота.
У подножия горы
имеются следы водного потока и водоёма (небольшого озера), где
накапливалась вода из чудесного источника. На рис.472 показан снимок
восточной области, сделанный с плато на Хориве. Со склона горы к её
подножию идёт, извиваясь, высохшее русло реки. Зеленоватые пятна - кусты
и деревья по несколько метров высотой, растущих в этом русле.
Представление о размерах водоёма можно получить, сравнив его со следами
автомобилей, видными в левой части «святой зоны». На рис.481 обозначены
границы потока вод и водоёма.
Рис.481
Русло реки у
основания горы было «наполнено водой» художником. Тёмными точками
обозначены колодцы, речь о которых пойдёт позже.
Вода, стекавшая по
склону, скапливалась в виде озера, что было весьма удобно для пополнения
запасов воды и организации водопоя для скота. Можно лишь приблизительно
оценить глубину водоёма. Разница между уровнями «берегов» и «дном» озера
составляет 7 метров. Это говорит об очень большом количестве воды в
водоёме.
Источник воды
находился в центре скалы, стоящей на Хориве - так же, как и в Рефидиме,
где из разделившейся надвое скалы хлынул поток, утоливший жажду всего
израильского народа. На рис.481 отмечен наиболее высокий уровень
водоёма, вода в который текла справа налево.
Вдоль берегов озера
были выкопаны колодцы с двойными стенками, чтобы обеспечить чистоту
питьевой воды. Они могли выглядеть, как колодец на рис.482. Внешняя и
внутренняя стенки таких источников делались из камня; между ними
засыпали гравий и песок. Этот способ фильтрации воды (с помощью песка) используется в современных водоочистных системах.
Рис.482
Вдоль берега
образовавшегося водоема располагались колодцы. Они имели двойные стенки,
между которыми засыпали песок, который выполнял функцию фильтра. На
рисунке показана конструкция одного из таких колодцев (их диаметр
достигал около 6 метров).
Увеличенные
фрагменты снимков, выполненных с горы Хорив, показаны на рис.483 и 484;
на них видны (в виде нечётких, размытых кругов) некоторые из колодцев.
Их вместимость была необычайно большой, а диаметр достигал 6 метров. На
рис.485 виден полуразрушенный колодец. Тёмные пятна на
рис.481
отмечают расположение этих искусственных источников вдоль берегов
водоёма у подножия Хорива.
Рис.483
На этом снимке
показаны увеличенные фрагменты фотографий колодцев, сделанных с большого
расстояния. Объекты круглой формы – выступающие над землёй части
вышеупомянутых колодцев.
Рис.484
На этом снимке
показаны увеличенные фрагменты фотографий колодцев, сделанных с большого
расстояния. Объекты круглой формы – выступающие над землёй части
вышеупомянутых колодцев.
Рис.485
На снимке показана
стенка колодца, выглядящая как полуокружность в правой части фотографии.
Масштабность
водоснабжения и отлаженные технологии возведения различных
вспомогательных сооружений говорят о том, что израильтяне были весьма
многочисленным народом.
65.10.
Жертвенник золотого тельца
Решив, что Моисей
исчез во время своего 40-дневного пребывания на Хориве, израильтяне
изготовили себе идола из золота, известного под названием «золотой
телец» (Исх.32:1–35, Втор.9:6–29). Они хотели иметь материальное
воплощение Бога, который вывел их из Египта. Телец был отлит из золота
в соответствии с традицией египетского культа поклонения Апису (образу
быка). Под давлением народа Аарон воздвигает жертвенник, на котором
израильтяне стали приносить жертвоприношения золотому тельцу (Исх.32:5), местонахождение
которого должно быть таким, что Моисей сразу
заметит его, спускаясь с горы (Исх.32:17–29, Втор.9:15,16), то есть к
востоку от вершины Хорива.
Рис.486
Таким, вероятно,
был вид, открывшийся перед Моисеем, когда он спускался с Хорива и
увидел, что в лагере его соплеменников что-то происходит. Место
поклонения золотому тельцу обведено белым кружком.
На снимке (рис.486)
показан общий план «священной зоны» и место поселения израильтян,
располагавшееся в долине близ Хорива. Именно это видел Моисей, сходя
со святой горы. Он заметил, что в лагере в самом разгаре идёт пиршество.
Иисус Навин, сопровождающий Моисея, полагает, что слышит боевой клич в
стане соплеменников. Подойдя ближе, вождь израильтян видит, что его
народ танцует вокруг золотого тельца и поклоняется ему.
Израильский народ не
поверил, что Моисей спустится с горы и сделал себе идола - золотого
тельца. Такова была известная им традиция: культ поклонения образу быка
пронизывал буквально всё египетское общество. Инициатива изготовления
тельца могла принадлежать как евреям, так и сопровождавшим их
«разноплеменным людям». Многие пожертвовали свои золотые серьги в
качестве сырья для идола, для всесожжений в честь которого был
изготовлен жертвенник.
Белым кружком на рис.486
обозначено место, где был обнаружен жертвенник, который, вероятно,
спускаясь с горы увидел Моисей. Следов золотого тельца, разумеется, не
осталось, поскольку Моисей, согласно библейскому тексту, сломал его и
измельчил в порошок. Жертвенник, однако, сохранился, равно как и
изображения быков на нём (рис.487). На рис.488 и 489 представлены
снимки отдельных каменных блоков, на которых имеются такие
изображения.
Рис.487
По всей видимости,
перед нами – тот самый жертвенник золотого тельца. Саудовские власти
обнесли его оградой. Необычным является не внешний вид жертвенника (это
типичный алтарь для поклонения древнеегипетскому богу-быку Апису), а его
наличие в этом месте (это единственный жертвенник подобного рода, обнаруженный во
всей Аравии).
Рис.488, 489
Изображения быков
на камнях жертвенника – типичные древнеегипетские рисунки (культ
божества по имени Апис).
Согласно
исследованиям Саудовских археологов, это единственное место в Саудовской
Аравии, где можно встретить рисунки подобного типа. Изображения быков
культа Аписа были чрезвычайно распространены в древнеегипетской культуре
(рис.490–499). Следует отметить, что, как правило, рисунки или
статуэтки содержали в себе элементы с прямыми (или другого вида) углами
(рис.500–502).
Рис.490, 491, 492, 493, 494,
495, 496, 497, 498, 499
Находки в Египте:
изображения и статуэтки бога Аписа (культ поклонения быку). Обратите
внимание, что они схожи с изображениями быков на жертвеннике у Хорива
(пятна на их боках).
Рис.500, 501, 502
Типичная окраска
быков на древнеегипетских рисунках.
Рис.503, 504
Несколько
изображений быков, обнаруженные на жертвеннике золотого тельца. Обратите
внимание на увеличенный и выделенный фрагмент этого изображения, который означал
в древнем Египте акт поклонения быку.
Рис.505
Та же сцена
«превознесения» быка в хвале (древнеегипетский рисунок).
Жертвенник состоит
из очень крупных природных камней, пригодных для изготовления сооружения
для жертвоприношений и на сторонах которых имеются самые различные
изображения быков (рис.503). Один из этих рисунков представляет особый
интерес (см. рис.504, где показан человек, «поднимающий» или
превозносящий быка в акте поклонения). Схожие изображения можно
встретить и в древнеегипетской культуре (рис.505).
Один из камней
жертвенника имел небольшое углубление, в котором, после обработки водой,
заблестели мелкие крупицы золота. Возможно, на этом камне Моисей «стёр в
прах» тельца-идола (Исх.32:20).
Необходимо заметить,
что ни в этой области, ни в других частях Аравии не было обнаружено
следов египетского культа быка, тогда как в самом Египте поклонение
Апису доминировало во всей системе религиозных убеждений египтян.
Этот жертвенник, его
расположение и наличие на нём изображений, полностью соответствуют
описанию в Библии эпизода, когда Моисей спустился с горы, а также
являются веским аргументом в пользу того, что описываемая гора является
библейской горой Божьей, Хоривом или Синаем.
65.11. Расселина
в скале
Согласно Библии, в
скале на склоне Хорива должна быть расселина или ущелье: «И сказал
Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить
слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею,
доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице
Моё не будет видимо [тебе]»
(Исх.33:21–23).
На склоне Хорива,
рядом с плато, действительно есть такое ущелье (см. Параграф 65.7). Его
можно увидеть на рис.477 и 478, а также рис.506 (вид с плато). Эта
кажущаяся неважной деталь позволяет увидеть ещё одно сходство библейской
горы Хорив с современным хребтом Джебель-Эль-Лоз.
Рис.506
Гора
Джебель-Эль-Лоз; расщелина недалеко от плато.
65.12. Другие
археологические открытия
На снимках, где
жертвенник показан крупным планом (рис.507, 508), видны «чужеродные»
объекты. Таковыми являются куски белого мрамора и останки мраморных
колонн (на фоне жертвенника). На фото также видно, что эти фрагменты
разбросаны вокруг подножия алтаря. Прежде всего, следует отметить, что в
данной местности мрамор отсутствует. Поэтому, приходим к выводу, что
обнаруженные образцы были когда-то привезены издалека и имели большую
стоимость. Расположение находок свидетельствует о том, что на этом
месте, недалеко от жертвенника, стояло сооружение, состоящее из шести
пар колонн, поддерживавших мраморный свод (рис.509).
Рис.507, 508
Куски белого
мрамора, разбросанные вокруг жертвенника у подножия горы.
Рис.509
Предполагаемый
дизайн мраморного мемориала.
Человек, построивший
данный объект, очевидно, считал это пустынное и безлюдное место святым.
Кроме того, он располагал достаточными средствами, чтобы добыть мрамор,
перевезти его и соорудить здесь такой монумент. Тот, кто сделал это,
должен был верить в Господа, потому что лишь верующий в Него почитал бы
это место святым. На некоторых фрагментах мрамора имеются
древнееврейские письмена.
Исходя из имеющихся
данных, можно предположить, что царь Соломон - тот самый могущественный
и богатый царь Соломон, который построил храм в Иерусалиме во славу
Господа, и морской флот которого располагался в Акабском заливе, воздвиг
на данном памятном месте такой мемориал. Согласно гипотезе, выдвигаемой
в Главе 47 нашей книги, колонны на обоих берегах залива (на египетской и саудовской сторонах) в память о его пересечении, были также поставлены
Соломоном.
Местные бедуины
утверждают, что мемориал был разрушен, так как для строительства
находящейся неподалёку от Хорива мусульманской мечети (в Эль-Хакль)
требовался мрамор, который, как уже было сказано, не добывается в этой
местности и является очень дорогим материалом. На рис.509 показано, как
мог выглядеть описываемый объект.
Итак, горный хребет
Джебель-Эль-Лоз имеет те же характеристики, что и описанная в библейских
текстах гора Божья (Хорив или Синай). Более того, имеются
археологические находки, прямо или косвенно доказывающие, что
Джебель-Эль-Лоз и Хорив - одна и та же гора. Библейский Синай имеет, по
крайней мере, 12 уникальных характеристик. Все они есть и у
горы Джебель-Эль-Лоз. Гора на Синайском полуострове, которую по традиции называют Синаем, совпадает с
библейским описанием только по одному незначительному признаку.
|