68. У горы Хорив
В Библии даётся
подробное описание того, что произошло у горы Божьей. Израильтяне
прибывают к ней ровно через восемь недель после своего выхода из Египта.
Пожалуй, каждое мгновение их необычного путешествия было чудом. Итак,
спустя восемь недель невероятных испытаний, путники достигают своей
первой цели.
Именно у этой горы
Моисей когда-то видел горящий куст - в таком виде Господь явился ему и
дал поручение освободить израильский народ. У самого Моисея события,
происходившие во время пути, не раз вызывали изумление.
Гора, известная под
многими именами, находилась в ставшей родной для Моисея земле, где он
прожил сорок лет. В библейском тексте она названа Хоривом, Синаем и
горой Божьей. В наши дни она носит имя Джебель-Эль-Лоз; для бедуинов она
- Джебель Муса (гора Моисея). Кроме того, ещё в
XIX
веке вади на севере от горы называли
Хурабом.
Моисей был полон
сомнений, узнав о своём призвании, и с радостью избавился бы от бремени
такой ответственности. Он подолгу беседовал об этом с Господом. Теперь
ситуация была совершенно иной - Моисей стал вождём целого народа и прошёл
через большие трудности и испытания. Итак, путники подходят к Хориву: «Моисей взошёл к
Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым»
(Исх.19:3).
Согласно Библии,
Господь напрямую обращается к Моисею и даёт ему инструкции о том, что он
должен сказать израильтянам. Господь говорит, что Он носил их «как бы на
орлиных крыльях» - выражение, означающее высокую скорость, защиту свыше
и исполнение обетований. Моисей узнаёт, что Господь желает заключить
завет со Своим народом: «а вы будете у
Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты
скажешь сынам Израилевым»
(Исх.19:6).
Выражение «святой
народ» означает «нация, отделённая для Господа». Моисей сходит с горы и
созывает старейшин. Весь народ «отвечал единогласно», что исполнит всё,
что скажет Господь, и с таким ответом пророк вновь поднимается на Хорив.
Господь говорит, что
пройдёт перед израильтянами в облаке и обратится к ним, чтобы Его голос
слышали все, не только Моисей, который получает задание освятить народ,
так как Господь явится на третий день. В процесс освящения входили пост
и особые приготовления. Все также получили строгое указание не
приближаться к самой горе. Именно тогда Моисей устанавливает границу у
Хорива (см. Параграф 65.2). На третий день появляется Господь: «На третий день,
при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою],
и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16).
Ведомые Моисеем,
израильтяне подходят к подножию святой горы: «Гора же Синай
вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё
дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный
становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея
на вершину горы, и взошёл Моисей» (Исх.19:18–20).
Рис.516
Вершина горного
хребта Джебель-Эль-Лоз – наиболее высокая в исследуемом регионе. В
верхнем левом углу видно плато, за которым внизу располагался лагерь
израильтян.
На рис.516 показана
вершина Хорива. Верх хребта имеет чёрный цвет, в то время как остальная
его часть имеет золотисто-коричневый оттенок. Их разделяет настолько
чёткая граница, что создаётся впечатление, будто вся вершина горы
находится в тени более крупного объекта. Образец породы, взятый там,
показан на рис.517. Можно лишь предполагать, как под воздействием
высоких температур изменилась верхняя часть горы, однако, в Библии в
качестве иллюстрации жары, от которой вся вершина дымилась,
используется слово «печь». Вершина Джебель-Эль-Лоз резко отличается от
самой горы по цвету. Образец на рис.517 - обсидиан или вулканическое
стекло; подобный минерал образуется при очень большой температуре.
Рис.517
Образец
чёрной породы, взятый на вершине горы Джебель-Эль-Лоз. Такой минерал
(обсидиан) образуется при очень высокой температуре.
Господь говорит
Моисею, что никто (даже священники) не имеют права приближаться к горе.
Пророк может взять с собой лишь Аарона. И тогда Господь начинает
говорить.
Моисей должен был
занять место, откуда народ мог бы его слышать. Иосиф Флавий пишет:
«Когда все были в сборе, он взошёл на высокое место, откуда все могли
его услышать» (JA
3/5:3). На рис.478 и
506 видна расщелина, которая возвышается над
лагерем израильтян и плато, на котором находились 70 старейшин, когда
они взошли на Хорив (рис.477).
Подобные места
отличаются очень хорошими акустическими свойствами (хотя непосредственно
в этой точке испытания не проводились). Обычный человеческий голос
способен усиливаться, отражаясь от скал, и разноситься на несколько
километров вокруг. Если Моисей стоял в этой расщелине, похожей на
естественную трибуну, возвышающуюся над местом поселения израильтян, то,
возможно, природной акустики было достаточно, чтобы его услышала вся
аудитория.
|