62. Возможно ли
обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?
Можно ли найти
сегодня эту скалу? Рассмотрим имеющиеся описания интересующей нас
местности.
62.1. Что нам
известно о «скале у Хорива»?
1. Название скалы
говорит о том, что она должна находиться недалеко от горы Хорив (Исх.17:6).
2. Скала - это часть
горы, либо отдельно стоящее образование, возвышающееся над землёй.
3. В той же главе
даётся описание сражения израильтян с амаликитянами. Моисей взошёл на
вершину холма в Рефидиме (Исх.17:10–13). Возможно, на этом холме
находилась и рассматриваемая нами скала.
4. С этого холма
должна была быть видна равнина, на которой происходило сражение. Нам
неизвестно число амаликитян, но мы знаем, что они были воинственным
народом. Количество их солдат, очевидно, было примерно таким же, что и у
израильтян, поскольку битва продолжалась в течение одного дня. Моисей
стоял на вершине холма, откуда открывался обзор всего поля сражения
(Исх.17:10–13).
5. В благодарность
Господу за победу над амаликитянами Моисей построил жертвенник.
Вероятно, он воздвиг его недалеко от вершины холма, на котором он стоял,
подняв руки в молитве во время сражения (Исх.17: 8–16).
6. Если комментарий
Вистона соответствует истине, и его современники действительно могли
увидеть «скалу у Хорива», то мы можем придти к следующим заключениям:
а) Очевидно это было
заметное и легкоузнаваемое скальное образование.
б) Оно было слишком
большим, что бы его можно было увезти на телеге, запряжённой лошадью.
7. Если из скалы
вытекало большое количество воды (Флавий использует слово «река»),
которой хватило на всех израильтян и их скот, то на ней должны были
остаться следы этого потока, потому что речь идёт не о маленькой струйке
воды, текущей из трещины.
8. Иосиф Флавий
отмечает: вода появилась там, где израильтяне меньше всего ожидали её
увидеть, из чего делаем вывод, что это было необычное место для большого
источника.
Рис.442
Предположительно,
«скала у Хорива» (в центре снимка) – огромная каменная глыба, заметная
даже со столь большого расстояния. Фотографии сделана с гряды
Джебель-Эль-Лоз в западном направлении.
62.2. К западу
от горы Хорив
К западу от горы
Хорив есть место, которое возможно и было Рефидимом. Это равнина с несколькими
холмами, прилегающими к Хориву. На одном из этих холмов находится видное
издалека скальное образование. Оно имеет несколько характерных
признаков. На рис.442 показан его снимок, сделанный с горы Хорив.
Приблизившись к холму, можно разглядеть вертикально стоящую скалу на его
вершине (рис.443–445).
Рис.443, 444, 445
Та же
возвышенность, что и на рис.442; вид с равнины. По мере приближения к
ней, внушительные размеры камня на её склоне становятся очевидными. На
заднем плане: Джебель-Эль-Лоз.
В различных частях
света можно встретить следы вулканической лавы. Окружавшие её горные
породы выветрились, но холмы или верхние части образований сохранились.
В некоторых местах обнаруживают столбы, образовавшиеся в результате
выветривания более мягких пород и кристаллизации более твёрдых.
Скала в Рефидиме не
похожа ни на одно из этих естественных образований. Она больше
напоминает гигантскую каменную глыбу, поднятую на вершину холма. Скала
состоит из тех же пород, что и находящийся под ней холм, и достигает
18–20 метров в высоту (то есть имеет размеры шестиэтажного здания).
Это большое скальное
образование на холме находится на равнине к западу от Хорива. Его могут
видеть проезжающие мимо люди, а его размеры, несомненно, слишком велики
для транспортировки с помощью конной повозки. Таким образом, эти
признаки позволяют увидеть, что обнаруженная скала имеет сходство с
приведённым выше описанием.
Однако, есть и
другие факторы, позволяющие сделать вывод, что это действительно та
самая «скала у Хорива». В Библии рассказывается о том, как Моисей ударил
по ней своим посохом, после чего скала разделилась надвое, и из
образовавшейся расселины хлынул поток воды. На рис.446 видно, что вся
глыба сверху донизу разделена вертикальной трещиной, которая впрочем,
больше похожа на след от удара огромного топора. Неудивительно, почему
израильтяне были изумлены, увидев, как в гигантской 18-метровой глыбе,
разделившейся надвое, и стоявшей на вершине холма в пустыне, вдруг забил
мощный источник. Для большей наглядности на рис.447 скала показана в
сравнении с ростом человека.
Рис.446
Скала, рассечённая
надвое.
Рис.447
На иллюстрации
даётся сравнение размеров скалы с человеческим ростом, а также, как мог
выглядеть поток воды, вытекавший из трещины (как сказано в библейском
тексте). Этот камень не мог быть естественным источником воды – он
расположен на вершине холма в пустынной местности.
Рис.448
На снимке видны
следы водного потока у основания трещины.
Рис.447
иллюстрирует, как эта скала могла выглядеть, когда на глазах израильтян
из трещины в ней хлынула река воды. Нижняя часть расселины, показанная
на рис.448, похожа на русло высохшей реки. Область под скалой выглядит,
словно по ней протекала вода в таких количествах, что даже сейчас,
спустя 3500 лет имеются следы большого источника. Библия описывает, как,
не обнаружив воды, израильтяне были готовы от отчаяния побить Моисея
камнями: «Моисей возопил к
Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного, и побьют
меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с
собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил
по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на
скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить
народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских»
(Исх.17:4–6).
Итак, имеется
несколько оснований полагать, что из этой необычной скалы на самом деле
вытекал мощный поток воды.
62.3. Война с
амаликитянами
Библия описывает
битву с амаликитянами, которая разразилась непосредственно в месте,
называемом Рефидим. Амалик был дальним родственником израильтян по
линии Исава (рис.449), который был братом Иакова. Он родился у
наложницы сына Исава и стал впоследствии князем небольшого народа,
поселившегося в окрестностях Акабского залива (Быт.36:1–8).
Рис.449
У Амалика и Моисея был
один предок - Авраам.
Амаликитяне,
получившие название от имени своего родоначальника, жили в Аравии. Они
занимались разведением верблюдов и известны как древнейшее аравийское
племя, основавшее Медину (57). Их враждебное отношение к израильтянам
стало причиной многих войн между этими двумя народами. Царь Израиля -
Саул, был убит амаликитянами в сражении (1Цар.30:1–20, 2Цар.1:1–16,
8:11,12, 1Пар.4:42,43).
Битва в Рефидиме
является ещё одним свидетельством того, что после пересечения Красного
моря израильтяне находились в Аравии (в земле Мадиамской). Амаликитяне
никогда не смогли бы нанести столь массированный удар на Синайском
полуострове, вблизи египетских медных рудников, охраняемых
подразделениями армии Египта, самой мощной военной державы того времени.
В отношении сражения
в Рефидиме следует отметить два аспекта. Во-первых, израильтяне уже были
хорошо вооружены, чего нельзя сказать о том времени, когда они вышли из
Египта - оружие утонувшей египетской армии было выброшено на берег Акабского залива. Во-вторых, эта битва интересна тем, что Господь
защищал израильтян от атак врага особенным образом (Исх.17:8–16,
JA
3/2:1–5).
62.4. Моисей на
вершине холма в Рефидиме
Моисей назначает
командующим израильской армией Иисуса Навина и поднимается на вершину
холма. Он поднимает руки в молитве за свой народ, который некогда
находился под рабским игом у египтян и, не имея ни военной подготовки,
ни опыта обращения с оружием, идёт на битву с врагом, в совершенстве
владеющим военным искусством и живущим за счёт войн и грабежей. Теперь
это воинственное племя совершает нападение на израильтян. Кок только
Моисей поднимает руки, его соплеменники получают преимущество в бою.
Битва продолжается весь день, в течение которого Моисей держал свои руки
поднятыми (в этом ему помогали Аарон и Ор, державшие его руки, пока
сражение не закончилось).
62.5. Жертвенник
Согласно Иосифу
Флавию, израильтяне одерживают победу и захватывают большой трофей,
совершив набег на поселения амаликитян (JA
3/5:4). Библия рассказывает, что
Моисей воздвигает жертвенник в честь Господа и называет его «Господь -
знамя моё» (Исх.17:15).
Рис.450
Согласно
библейскому тексту, Моисей воздвиг жертвенник на холме в Рефидиме, где
он следил за ходом сражения. Этот жертвенник был обнаружен в нескольких
сотнях метров от расщеплённой надвое скалы (рис.442-448).
На рис.450 показан
жертвенник, обнаруженный в нескольких сотнях метров от скалы,
разделённой надвое. У израильтян была традиция ставить жертвенники по
особым случаям, а победа над амаликитянами являлась для них воистину
важным событием. По всей вероятности, Моисей стоял на этом холме возле
чудесной скалы, пока шла битва. Флавий отмечает, что женщины и дети
также собрались вокруг этой скалы во время сражения. Часть израильских
войск была прикреплена к ним для защиты от нападений неприятеля (JA
3/2:3). Если Моисей собирался
построить жертвенник на этой территории, то имеются все основания
полагать, что он поставил бы его недалеко от скалы, откуда потекла вода.
Каменный жертвенник около одного метра высотой был обнаружен близ
упомянутого холма.
Как уже говорилось
ранее, в Рефидиме должен был быть холм, с которого Моисей мог бы
наблюдать за ходом сражения (согласно Иосифу Флавию, он находился рядом
со «скалой в Хориве»). Эту возвышенность окружала равнина. На
рис.443–445 показана долина, покрытая песком и гравием. Она располагается в Рефидиме и имеет небольшой холм. В неё легко попасть с любой стороны
через другие долины. Каменный жертвенник, найденный рядом с
предполагаемой «скалой в Хориве», мог быть тем самым жертвенником,
воздвигнутым Моисеем в благодарность Господу.
Итак, целый ряд
факторов свидетельствует в пользу гипотезы о том, что вышеуказанное
место и есть библейский Рефидим. Оно соответствует описанию в тексте
Библии и рассказу историка Иосифа Флавия до мельчайших подробностей.
Кроме того, Рефидим был последним лагерем израильтян на пути к Синаю
(горе Хорив). Их стан перед горой будет располагаться на другой (восточной) стороне Хорива,
в то время как Рефидим находился западнее него.
|