Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

76. Кто является автором Пятикнижия?

Существует, в основном, три гипотезы об авторстве первых пяти книг Библии.

1. Пятикнижие является собранием разрозненных текстов, которые в какой-то момент истории были составлены вместе.

2. У Моисея был писарь, который записывал под его диктовку. Это вполне возможно, так как в древнем Египте вельможи обычно имели в своём распоряжении писарей. Простые люди не владели искусством письма, которой считалось эксклюзивным правом привилегированного общества. Моисей получил образование в Египте у лучших учителей страны. Учитывая его воспитание и подготовку, можно утверждать, что он наверняка хорошо читал и писал. Хотя, разумеется, спустя сорок лет проведённых в пустыне, где он проработал пастухом, Моисей уже не имел в своём распоряжении личного писаря. Согласно библейскому тексту, его брат обычно сообщал народу всю необходимую информацию. О писаре на службе у Моисея, впрочем, упоминания отсутствуют.

3. Автором был сам Моисей.

На вопрос, был ли у Моисея личный писарь, ответить невозможно. Для понимания смысла текстов в этом даже нет необходимости. Тем не менее, как позднее будет рассмотрено в этой главе, у пророка всё же не было помощника-писаря.

76.1. Собрание разрозненных текстов?

Существует множество гипотез, согласно которым авторство Пятикнижия (первых пяти книг Библии) принадлежит достаточно большому количеству людей. Имеются заявления, что Пятикнижие было составлено целой редколлегией из священников через 1000 лет после смерти Моисея.

Основанием для подобных предположений служит наличие в тексте слов и выражений, разных по характеру и стилю. Эти отрывки извлекаются из Пятикнижия и образуют новый текст. Далее заявляют, что полученные фрагменты принадлежат перу разных авторов, но в определённый период в истории они были собраны в один документ.

Проблема такой теории состоит в субъективности подхода к выбору отдельных эпизодов Пятикнижия. Тексты, полученные в результате такого вычленения отрывков, по определению носят сугубо субъективный характер. Кроме того, ни один из «оригинальных фрагментов» не был найден, точнее, все они были искусственно созданы (с применением вышеописанного подхода) за последние 100 лет. Составить подобные документы и затем заявить, что в ходе написания Пятикнижия имело место редактирование священных текстов с целью подгонки указанных документов под одну общую идею - по меньшей мере, не научно и спекулятивно.

Профессор В. Ф. Олбрайт, преподаватель Кафедры семитских языков Университета Джона Хопкинса, был признан одним из наиболее выдающихся библейских археологов ХХ в. Он прокомментировал подобный подход к анализу текста, и его мнение можно выразить одним предложением: «К сожалению, все эти теории и умозаключения были сделаны тогда, когда археология находилась ещё в зачаточном состоянии и не представляла достаточной ценности для истолкования тех или иных исторических событий» (67).

Другие гипотезы выдвигают тезис о том, что библейские тексты нельзя считать исторически корректными до тех пор, пока их не подтвердит другой исторический документ. Такой подход исключительно ненаучен. Если юриспруденция руководствовалась бы тем же принципом, то она должна была бы признавать всех виновными, пока не будет доказана их невиновность. Кроме того, этот подход нелогичен, так как другие тексты считаются исторически верными, пока не будет доказано обратное.

Имеются гипотезы, также подвергающие библейские тексты критике, аргументируя свои взгляды тем, что высокий уровень законодательной системы, которая была у израильтян, упорядоченность и организованность этого народа не могли существовать во времена Моисея. Те не менее, существуют документы, описывающие аналогичный уровень социальной жизни в ту же эпоху. Примером тому служит Кодекс Хаммурапи (2000–1700 гг. до н.э.) в Месопотамии, а также клинописные архивы Рас-Шамры (около 1400 г. до н.э.) (68). Следовательно, этот критический подход безоснователен.

555.jpg

Рис.555

Первые десять глав книги Исход были проанализированы на предмет наличия информации трёх видов, каждому из которых был присвоен определённый цвет: общеизвестная история (зелёный), сведения о семье (жёлтый), сведения, доступные только Моисею (оранжевый).

556.jpg

Рис.556

Процентное соотношение показателей, приведённых на Рис.555. Содержание глав 1-10 книги Исход было распределено по следующим темам: информация, известная многим людям того времени («Общеизвестная история», зелёный); информация, известная ограниченному числу людей («Сведения о семье», жёлтый); информация, известная одному Моисею («Сведения, доступные только Моисею», красный).

76.2. Кто же был автором Пятикнижия?

Несколько гипотез предлагают свои ответы на этот вопрос.

1. Кто знал о событиях, описанных в Пятикнижии?

Для того чтобы задокументировать ряд последовательных событий, автор должен располагать информацией о них. На Рис.555 показана сравнительная схема первых 10 глав книги Исход. Каждый стих был проанализирован на предмет содержания «Общей информации» (известной людям, жившим в те времена), «Информации о семье» (известной только Моисею, Аарону и небольшим группам людей, например тем, кто присутствовал на встречах Моисея с египетским фараоном) и «Информация о Моисее» (доступная только Моисею).

Как показано на Рис.555, Моисей располагал существенной частью сведений; гистограмма на Рис.556 отображает процентное соотношение трёх видов информации. Примерно четверть всех сведений, содержащихся в первых 10 главах книги Исход, была известна людям, жившим в тот период. Ещё одна четвёртая часть могла быть написана только Моисеем или его близким родственником, например, Аароном. И приблизительно половина всей записанной в этом фрагменте информации был известна только Моисею.

Учитывая эти факты, можно придти к следующим выводам:

а) Весь текст является фальсификацией; он был записан тем, кто желал создать интересную книгу для еврейского народа.

б) Моисей поделился всей информацией, которой располагал, с человеком, задокументировавшим её.

в) Моисей записал всё сам.

2. Что указывается в библейском тексте об авторстве Пятикнижия?

Господь поручает Моисею задокументировать все события: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу» (Исх.17:14).

Пятикнижие Моисея имеет ещё одно название - закон: «И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых» (Втор.31:9).

Книги Моисея должны были храниться рядом с Ковчегом завета: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор.31:24–26).

Согласно библейскому тексту, Моисей продолжал записывать информацию о событиях в книгу до 120-го года своей жизни, сохраняя трезвость рассудка до самой смерти: «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор.34:7).

Моисей записывал все слова Господа: «И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:4–7).

И вновь звучит повеление записывать информацию в книгу: «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» (Исх.34:27).

Некоторые тексты Моисей должен был написать лично, например песню: «Итак напишите себе [слова] песни сей, и научи ей сынов Израилевых, и вложи её в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых» (Втор.31:19).

Моисею поручено написать отчёт о путешествии израильтян. Этот отчёт лежит в основании книги Исход: «Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по станам их, и вот станы путешествия их» (Числ.33:2).

Помимо указанных цитат, в Ветхом и Новом Заветах имеется, по меньшей мере, еще 60 упоминаний о том, что именно Моисей является автором первых пяти книг Библии.

В качестве примера можно привести отрывок из Евангелия от Иоанна, когда Иисус Христос говорит следующее: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:45–47).

Так кто же был автором Пятикнижия? Нет сомнения в том, что библейский текст утверждает: автор - Моисей. Лишь в конце пятой книги Библии (Второзаконие) преемник Моисея - Иисус Навин, записывает подробности о смерти вождя израильского народа (Втор.34:5–12) в качестве предисловия к следующей библейской книге Иисуса Навина.

Таблица 16.

В Библии имеется много упоминаний, что Моисей является автором Пятикнижия. В названных ниже библейских книгах отражён период времени длиной в 1500 лет, а также мировоззрение и традиции израильского народа в различные эпохи. Наиболее древней из нижеприведённых ссылок 3500 лет (время Исхода), а наиболее поздней - около 1900 лет. В таблице насчитывается 71 ссылка из 21 библейской книги.

Исход

17:14

24:4-7

34:27

Числа

33:2

36:13

Второзаконие

31:9

31:19

31:24-26

Иисус Навин

1:7-8

8:31

8:32

8:34-35

23:6

3 Царств

2:3

4 Царств

14:6

23:25

1 Паралипоменон

22:13

2 Паралипоменон

5:10

23:18

25:4

30:16

33:8

34:14

35:12

Ездра

3:2

6:18

7:6

Неемия

1:7

1:8

8:1

8:14

9:14

10:29

13:1

Даниил

9:11

9:13

Малахия

4:4

Евангелие от Марка

7:10

10:3-5

12:19

12:26

Евангелие от Луки

2:22

5:14

16:29-31

20:28

20:37

24:27

24:44

Евангелие от Иоанна

1:17

1:45

5:45

5:46

5:47

7:19

7:23

8:5

9:29

Деяния

3:22

6:14

13:39

15:1

15:21

26:22

28:23

Римлянам

10:5

1 Коринфянам

9:9

2 Коринфянам

3:15

Евреям

3:2

3:5

9:19

Откровение

15:3

Заключение к Части III

Мы проследовали за еврейским народом от места пересечения Красного моря до горы Божьей, также называемой Хоривом или, согласно гипотезе этой книги - Джебель-Эль-Лоз.

Имеется множество фактов, свидетельствующих о том, что Джебель-Эль-Лоз - библейская гора Синай: оазис с пальмой и 12 колодцами, соответствующий библейскому описанию Елима; разделённая надвое скала со следами мощного потока воды («скала у Хорива»), расположенная к западу от святой горы; древний жертвенник, находящийся там же; высота Джебель-Эль-Лоз - самая высокая вершина в исследуемом регионе.

Среди важных находок - место бывшего временного поселения (где был найден камень для измельчения зерна) напротив горы Хорив, которую местные жители называют священной. После обнародования этого открытия Саудовские власти обнесли участок ограждением и выставили там охрану, вооружённую автоматическим оружием, поскольку, согласно вывешенному на ограждении щиту, эта территория представляет историческую ценность и является местом проведения археологических исследований.

Указанная область идеально соответствует библейскому описанию окрестностей горы Хорив, о чём свидетельствует ряд фактов:

  • Самая высокая гора в округе.

  • Большие каменные блоки у подножия горы.

  • Пещера.

  • Расщелина.

  • Жертвенник у подножия.

  • Жертвенник для поклонения египетскому богу Апису (образу быка).

  • Высохшее русло реки/водного потока.

  • Останки колодцев.

  • Круги из камней.

  • Каменные столбы.

  • Большая площадь участка.

  • Восточное расположение.

  • Разделённая надвое скала и жертвенник рядом с ней в месте, предположительно называемом Рефидимом.

  • Гора находится в Мадиаме.

  • Близость с место, где возможно жил Иофор.

  • Пересечение Красного моря с целью достичь горы.

  • Граница вокруг основания горы.

  • Схожие названия: Хорив–Хураб.

  • Предания местных жителей.

Находки проиллюстрированы фотографиями и снимками со спутников.

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III.

У горы Божьей.

От Красного моря - к горе Синай.

57. Куда направляются израильтяне после пересечения Красного моря?

58. Что происходит в Мерре?

59. Источники в Елиме

60. Откуда у путников была еда?

61. Рефидим

62. Возможно ли обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?

63. Встреча в пустыне

64. Достигли ли израильтяне горы Синай?

65. Как выглядел Хорив (гора Синай)?

66. Гора Синай - на Синайском полуострове?

67. Хорив в древних письменных источниках и легендах

68. У горы Хорив

69. Информация о Джебель-Эль-Лоз, полученная со спутника

70. Десять Божьих заповедей

71. Приняли ли израильтяне предписания Господа?

72. Строительство скинии

73. Камни наперсника

74. Каменные скрижали

75. Строительство и освящение скинии

76. Кто является автором Пятикнижия?


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 19.05.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz