71. Приняли ли
израильтяне предписания Господа?
Согласно библейскому
тексту, Десять заповедей, вверенных израильскому народу, стали основой
завета между Господом и человечеством. Первые четыре заповеди касаются
отношений между Богом и людьми, остальные шесть - человеческих
взаимоотношений.
Кроме того,
израильтяне, когда-то находившиеся под игом рабства, получают
дополнительные указания от Господа, следуя которым, они смогут стать
отдельной нацией. Господь обращается к Моисею, и тот сообщает Его слова
своим соплеменникам: «И вот
законы, которые ты объявишь им»
(Исх.21:1).
Далее, на протяжении
двух с половиной глав книги Исход следуют инструкции, касающиеся частной
собственности, экономики, мер наказания, правосудия и обработки земли
(Исх.21:1–23:13). Далее Господь учреждает памятные даты и обещает
израильтянам Своё покровительство.
Затем, Моисей
представляет своему народу сказанное Господом, на что израильтяне
отвечают следующее: «И пришёл Моисей
и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь
народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем [и будем
послушны]» (Исх.24:3).
На другое утро
Моисей велит построить у Хорива жертвенник и воздвигнуть каменные
столбы, каждый из которых представлял одно из колен Израилевых (Исх.24:4).
Завет между Господом и израильтянами был позднее скреплён грандиозным
жертвоприношением быков: «И
взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который
Господь заключил с вами о всех словах сих»
(Исх.24:8).
«И взошёл Моисей
на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и
покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к
Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред
глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину
облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей»
(Исх.24:15–18).
Мы уже упоминали о
том, что именно тогда израильтяне решили, что Моисей исчез, и потому
сделали золотого тельца (см. Параграф 65.10).
Моисей получает
много наставлений от Господа в течение этих 40 дней, проведённых им на
вершине Хорива - они были также включены в библейский текст (Исх.25:1–31:18).
Пророк подчёркивает
то обстоятельство, что не он, а Божий перст начертал заповеди на
каменных скрижалях: «И когда [Бог]
перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали
откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим»
(Исх.31:18).
Таблица 13.
Сравнение Десяти
заповедей (так называемый «фундаментальный закон») и Уставов для
израильтян. Целью Уставов было становление Израиля как нации. |
Слова от
Господа |
Суды и Уставы |
1. Бог
обращается напрямую ко всему народу. |
1. Бог
обращается к Моисею, который передаёт Его слова народу. |
2. Заповеди
записаны на каменных скрижалях. |
2. Написаны в
свитках. |
3. Начертаны
«перстом Божиим». |
3. Написаны
Моисеем. |
4. Предназначены
для всех людей и сфер жизни, сроки действия не ограничиваются. |
4.
Законы/порядок/гигиена для того, чтобы бывшие рабы смогли стать
народом. |
5. Требовалось
освящение всего народа, прежде чем он получил Десять заповедей. |
5. Сообщены
Моисеем в присутствии всех израильтян. |
6. Написаны на
камне. |
6. Даны в виде
обычного текста. |
7. Каменные
скрижали были однажды сломаны. |
7. Об Уставах
подобной информации нигде не сообщается. |
8. Каменные
скрижали положили в Ковчег завета. |
8. Свитки
хранились в Ковчеге завета (либо в ящике рядом с Ковчегом). |
Это означает, что
Десять Заповедей носят универсальный характер, остаются в силе в течение
неограниченного времени и могут служить своего рода договором или
соглашением.
С другой стороны
Суды и Уставы имели целью структурировать и упорядочить жизнь израильтян
- и потому носили временный характер (что не преуменьшает их важности,
но лишь свидетельствует об их необходимости в данной ситуации).
Заповеди можно
уподобить конституции страны, тогда как Суды и Уставы скорее схожи с
постановлениями властей. Конституцию изменить нельзя, а для разрешения
временных проблем или в связи с теми или иными обстоятельствами издают
указы. Уставы можно также сравнить с правилами по ограничению скорости:
на плохих дорогах скорость движения автомобилей должна быть небольшой в
отличие от скоростных магистралей. Таким образом, нет абсолютно
идеальной скорости. С другой стороны, каждый водитель обязан
придерживаться предписаний на дорожных знаках.
|