14. Кто правил
страной во времена Моисея?
Несколько фараонов
18-й династии носили имена/титулы «Аменхотеп» и «Тутмос». Эти имена
чередуются, в связи с чем возникает очередная гипотеза. Фараон всегда
был воплощением определённого божества, которое, во-первых, признавалось
наивысшим, и во-вторых, являлось богом всей семьи правителя. Поскольку
правители 18-й династии принадлежали одной семье, то весьма
маловероятно, что один фараон считал верховным божеством Тота (Тутмос),
а другой - Амона (Аменхотеп).
Надписи,
обнаруженные в храмах и гробницах, сообщают, что «Тутмосом», скорее
всего, звали фараона, тогда как «Аменхотеп» являлся титулом, ставившимся
после имени. Можно предположить, что принимали имена Тутмоса и
Аменхотепа в зависимости от своего положения и влияния. В
Параграфе 8.10
описываются трудности, связанные с идентификацией всех имён монархов.
Поверхностное
понимание эпохи этой династии сбило с толку многих учёных (один из них,
например, утверждает, что египтологи «плохо осознают всю сложность
истории династии Тутмосов» (35)).
«Семейные
связи правителей Тутмосов - генеалогический кошмар»
(57). Может быть гипотеза из
Глав 14-16 данной книги сможет поставить всё на свои места?
Возможно, «Тутмос» -
имя соправителя, имевшего право наследования престола и жившего во время
царствования фараона с именем «Аменхотеп». Когда наследник занимал трон
верховного правителя, он принимал имя/титул своего предшественника. Нам
могут возразить, сказав что быть может имело место обратная
последовательность сменяющихся имён (Аменхотеп становился Тутмосом).
Однако, Амоном называли верховное египетское божество - бога солнца, имя
которого, по всей видимости, должен был носить фараон, в то время как
соправитель довольствовался титулом бога более «низкого уровня»
(Тутмос).
К сказанному можно
добавить, чтоб бог солнца Ра был самым могущественным в египетском сонме
божеств, он стоял выше всех остальных богов. Поэтому, фараоны могли
делать его имя частью своих титулов. Так например, Ра становится
Рамсесом, титулом многих фараонов, считавших себя воплощением бога
солнца. Рамсесу II
ошибочно приписывают многие храмы, статуи и другие древние объекты.
Однако, при тщательном исследовании обнаруживается, что они, вероятнее
всего, представляют разных людей. Необходимо также обратить внимание,
что на многих статуях, храмах и гробницах имеется титул «Рамсес»,
но отсутствует порядковое число
II.
Об этом речь пойдёт позже.
Рис.228, 229, 230
Дейр-эль-Бахри - храм,
построенный для Хатшепсут близ Луксора. Кто его построил? Быть может,
Моисей?
Ниже приводится
содержание гипотезы, касающейся имён правителей, бывших у власти во
времена Моисея. Как правило, в истории упоминается несколько титулов
фараона - в зависимости от его положения (Таблица 5).
Имеется ли в
библейских тестах информация, доказывающая наличие «двойных имён» и
смену титулов, указанных в Таблице 5? Очевидно, да. В 3-й книге Царств
содержится следующий текст: «В четыреста
восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в
четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который
есть второй месяц, начал он строить храм Господу»
(3Цар.6:1).
В этом отрывке
указывается точная дата начала строительства храма в Иерусалиме.
Согласно общепринятому мнению, четвёртым годом правления царя Соломона
был приблизительно 996 г. до н.э. (см. п.36 в Хронологии в
Главе 45).
Отсчитав 480 лет назад, получаем год совершения Исхода — 1446 г. до н.э.
Известно что-либо об этом времени истории Египта? В Энциклопедии Британика приводится следующая информация: «Эта дата была
вычислена, благодаря одному медицинскому документу (на папирусной
бумаге), к которому прилагался календарь - возможно, для правильного
понимания чисел и дат, использовавшихся в рецептах лекарей. В этом
тексте сказано, что на девятый день одиннадцатого месяца девятого года
правления царя Аменхотепа
I
наблюдалось т. н. спиралевидное восхождение Сириуса. Согласно современным
астрономическим подсчетам, в Мемфисе это явление можно было видеть в
1538 г. до н.э. Если наблюдение производилось в Фивах, в Верхнем Египте
(резиденции 18-й династии), то эту дату следует сдвинуть ещё на 20 лет
вперёд, и тогда получаем 1518 г. до н.э.».
Рис.231
Статуя царицы
Хатшепсут в храме Карнак в Луксоре.
Согласно хронологии
(составленной намного ранее обращения к Энциклопедии Британика) девятым
годом правления Аменхотепа
I
был приблизительно 1500 г. до н.э., что почти совпадает с примерной
датой, указанной в вышеприведённой цитате (1518 г. до н.э.). Таким
образом, астрономические вычисления, наряду с хронологией в
Таблице 5,
помогают расположить членов 18 династии в рассматриваемом нами периоде с
большой точностью.
Гипотеза, изложенная
в Главе 15, основывается на
Таблице 5 и
вышеуказанном астрономическом расчёте.
|