45. Когда произошёл
Исход?
В библейских текстах
указывается основная точка отсчёта, позволяющая рассчитать хронологию
событий в период, рассматриваемый в этой книге. Важные, ключевые события
упоминаются также в других исторических источниках.
45.1. Разрушение
Иерусалима
Иерусалим был
разрушен Навуходоносором в 586 г. до н.э. (48). Эту дату мы возьмём в
качестве отправной точки для нашей хронологии. Это событие упоминается в
Библии и подробно описывается в других источниках, основывающихся на
вавилонских документах и упоминаниях об астрономических явлениях в те
времена. Дата разрушения Иерусалима также приводится в энциклопедиях и
подробно рассмотрена в специальной литературе. Разрушение еврейского
города и начало вавилонского пленения имеют место на 19-й год правления
Навуходоносора и 11-й год правления царя Седекии (4Цар.25:2).
45.2. Книги
Царств
Царь Седекия правил
в Иерусалиме, когда город был захвачен Навуходоносором, после чего
произошла цепь событий, приведших к его разрушению вавилонянами (4Цар.25:1–17). Это последнее событие, упоминаемое в 25-й главе 4-й Книги
Царств. В двух последних Книгах Царств (всего 47 глав) рассказывается о
каждом предшественнике Седекии, начиная с подробного описания жизни царя
Соломона в начале 3-й Книги Царств.
В указанных
библейских текстах рассказывается о каждом царе, особенно
продолжительность его царствования. В течение многих лет страна была
разделена на два царства -
Израиль и Иудею. Это подразумевает
наличие двух линий правителей, летописи о которых имеют ссылки друг на
друга и параллельно рассказывают о некоторых сопутствующих событиях.
Что-то осталось неясным, какие-то сроки имели различия, но они были
несущественными (учитывая, что речь идёт о тщательно составляемых
параллельных хронологиях), несмотря на продолжительность летописей и их
многотысячелетнюю давность.
45.3. Царь
Соломон
К 586 г. до н.э.
(дата разрушения Иерусалима) следует добавить примерно 364 года
(продолжительность царствования правителей). В результате узнаём, что
первым годом правления Соломона был 970 г. до н.э. Известно, что он
процарствовал 40 лет.
В 3-й Книге Царств
имеется сообщение, связывающее правление Соломона с Исходом: «В четыреста
восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в
четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который
есть второй месяц, начал он строить храм Господу»
(3Цар.6:1).
«Храм Господу» - тот
самый храм в Иерусалиме. Чтобы вычислить четвёртый год правления
Соломона, отнимем четыре года от 970 г. до н.э. и получим 966 г. до н.э.
Этот год, согласно библейскому тексту (3Цар.6:1), отстоял ровно на 480
лет от даты Исхода, для расчёта которой сложим 966 и 480 и определяем,
что Исход израильского народа из Египта был совершён в 1446 г. до н.э.
В схематическом
варианте эти расчёты проиллюстрированы на рис.347: согласно гипотезе
этой книги, Исход имел место в 1446 г. до н.э. Эта дата, впрочем,
содержит некоторую долю погрешности. Во-первых, за последние 2000 лет
были «потеряны» четыре года (это связано с неопределённостью даты
рождения Иисуса Христа и года основания Рима). Такая погрешность
общеизвестна. Что касается данных, приведённых на рис.347, временные
промежутки длиной 480 и 36 лет принимаются как данность (они не были
рассчитаны математическим путём). В представлении летописей правления
израильских и иудейских царей могла быть допущена ошибка в одно
десятилетие. Общая погрешность цифр, приводимых в схеме на рис.347,
составляет, таким образом, около 15 лет.
Рис.347
Расчёт даты Исхода.
Существует растущая поддержка датирования
Исхода ~1446 г. до н.э., по сравнению с
другими гипотезами (25). Кроме того, 14C-датирование
разрушения Иерихона говорит, что разрушение случилось в
~1400 г. до н.э. (27). Разрушение Иерихона,
согласно гипотезе этой книги, произошло в ~1406
г. до н.э.
45.4. Сколько
израильтяне пробыли в рабстве
Теперь, когда мы
знаем примерную дату Исхода (~1446 г. до н.э.), нашим следующим
шагом будет отсчёт времени от года рождения Авраама. Допустим, что он
родился в «нулевом» году, и начнём считать, руководствуясь библейским
текстом. Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет (Быт.21:5), Иаков
родился, когда Исааку было 60 лет (Быт.25:26), Иосиф родился, когда
Иакову был 91 год (Быт.41:46,47; 45:6,9,10; 47:9). Далее, Иосиф
добился высокого поста в Египте, когда ему было 30 лет (Быт.41:41), а
Иаков переехал в Египет со своей семьёй, когда его сыну было 39 лет
(Быт.47:9). Как показано на рис.348, всё это произошло за период в 290
лет.
Таким образом, мы
имеем две временные прямые, которые необходимо совместить. В Библии есть
три отрывка, напрямую сообщающие продолжительность периода времени от
рождения Исаака до года Исхода. Вот, что говорится в этом отрывке: «И сказал Господь
Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и
поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над
народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут
[сюда] с большим имуществом»
(Быт.15:13,14).
Здесь Авраам слышит
пророчество от Господа, которое сообщает нам много информации, хотя и
состоит из общих фраз. Патриарх узнаёт следующее:
1. Потомки Авраама
(Исаак и остальные) будут жить в чужой стране, но не сказано в какой
именно.
2. Они будут
подчиняться законам этой страны.
3. Они будут рабами,
но не указано в какой стране и в течение какого срока.
4. Позднее они
покинут эту страну «с большим имуществом».
5. Всё это
произойдёт примерно за 400 лет.
Потомки Авраама не
будут рабами в течение всего указанного промежутка времени; и они не
будут в Египте на протяжении всего этого периода. Данное пророчество было
сохранено среди израильтян. Когда Иосиф умирает, соотечественники
клянутся взять его кости с собой при совершении Исхода, который должен
произойти спустя всего 190 лет.
Событие |
Кол-во лет |
Сумма лет |
Комментарии |
Рождение Авраама
Рождение Исаака, Аврааму 100 лет.
"Жертва" Исаака (Быт.21:5)
Рождение Иакова, Исааку 60 лет.
Рождение Иосифа, Иакову 91 год (Быт.41:46-47;
45:6,9-10, 47:9)
Иосиф назначен на должность в Египте, когда ему
30 лет (Быт.41:46)
Иаков с семьёй переезжают в Египет, когда Иакову
- 130 лет, а Иосифу - 39 лет (Быт.47:9) |
0
+100
+60
+91
+30
+9 |
=0
=100
120
=160
=251
=281
=290 |
"Жертва" Исаака: если Исааку было 20 лет, Аврааму было 120 лет,
290-120 =170 лет перед тем, как Иаков с семьёй переехал в Египет (за
430 лет до Исхода (Исх.12:41)). |
Рис.348
События от Авраама до
Иосифа, согласно библейскому тексту.
Страдания израильтян
в египетском рабстве переносились особенно тяжело, учитывая, что за 400
лет ничего не изменилось. Впрочем, некоторые изменения всё же имели
место. Моисей пробыл в Мадиаме около 10 лет, скрываясь от египетского
режима.
В описании Исхода
встречаем ещё один библейский текст, сообщающий некоторые цифры: «Времени же, в
которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле
Ханаанской], было четыреста тридцать лет. По прошествии четырёхсот
тридцати лет, в этот самый день вышло всё ополчение Господне из земли
Египетской ночью» (Исх.12:40,41).
Следует отметить,
что израильтяне следили за исполнением пророчества, данного Аврааму. И
ровно 430 лет спустя, день в день, оно начало сбываться. Израильский
народ жил в чужой стране, что подразумевает отсутствие у него
собственной земли. Он попал в рабство, но при Исходе получил всё
имущество египтян.
К какому событию
относится это пророчество? Всё могло произойти и за 430 лет до Исхода,
то есть примерно в 1876 г. до н.э. В Послании к Галатам апостол Павел
даёт следующую интерпретацию:
«Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком
утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но
Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как
бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я
говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон,
явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы
обетование потеряло силу»
(Гал.3:15–17).
Подведём итоги
указанным отрывкам:
1. Между
пророчеством Авраама и появлением Закона прошло 430 лет. При этом Павел
ссылается на проанализированный нами фрагмент библейского текста - Исх.12:40,41.
2. О каких событиях,
связанных с Исааком, повествуют эти отрывки? Что случилось в 1876 г. до
н.э.?
3. Библейский текст
в Быт.22:1–19 посвящён описанию события, известного как «Принесение
Исаака в жертву». Мы подробно останавливались на этом эпизоде в
Главе 4
нашей книги.
Рис.349
Исаак не был принесён
в жертву. Это был лишь символический акт. Для христиан он является
прообразом жертвы Иисуса Христа, распятого на том же самом месте –
недалеко от участка, на котором, как полагают, располагался
иерусалимский храм.
45.5. Принесение
Исаака «в жертву»
Вот каково
библейское описание этого эпизода:
«И было, после
сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал:
вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты
любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение
на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано
утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и
Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на
место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои,
и увидел то место издалека.
И сказал Авраам
отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и
поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и
возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба
вместе.
И начал Исаак
говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я,
сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли
далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил
там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака,
положил его на жертвенник поверх дров.
И простер Авраам
руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень
воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел
сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо
теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего,
единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам
очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами
своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо
[Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему
и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично
воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит
Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего,
единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и
умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу
моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; благословятся в семени
твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
И возвратился
Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам
в Вирсавии» (Быт.22:1–19).
Подведём итоги:
1. Аварам доказывает
готовность принести своего сына Исаака в жертву на горе Мориа.
Человеческие жертвоприношения были распространены в той местности, но
для Авраама это было только испытанием.
2. В тот же день,
430 лет спустя, в каждой еврейской семье был заклан беспорочный агнец,
чтобы избежать смерти первенцев. Так была совершена первая пасха,
ознаменовавшая Исход. Тогда же было исполнено пророчество об
освобождении рабов и заключён завет, данный вместе с каменными
скрижалями на горе Синай.
3. Как пишет Павел (Гал.3:15–17), в тот же самый день на вершине той же горы (Мориа)
чуть более 1900 лет спустя был распят Иисус Христос, даровав тем самым
обетование освобождения от непослушания и утвердив новый завет. Иисус
Христос стал прообразным пасхальным агнцем.
4. Старый Иерусалим
построен на горе Мориа. Западная стена храма, сохранившаяся до наших
дней, почитается евреями как священное место. Здесь же, на месте, где
когда-то стоял Иерусалимский храм иудеев, находятся две мусульманские
мечети. Здесь же (на горе Мориа) расположена Голгофа (место распятия
Христа) и пустая гробница Иисуса.
Это событие
(принесение Исааку «в жертву») пронизывает всю Библию и является точкой
отсчёта для 430 лет, по истечении которых был совершён Исход. Таким
образом, мы можем с относительной точностью совместить две временные
прямые (рис.347, рис.348).
45.6. Сколько
лет было Исааку?
Сколько лет было
Исааку, в момент принесения его «в жертву»?
Существует четыре
альтернативных варианта:
1. Исаак достаточно
логично рассуждает в своём споре с Авраамом. Ему должно было быть по
меньшей мере 10 лет. Точного указания на его возраст не имеется.
2. Можно
предположить, что он был в том же возрасте, что и Иисус Христос,
распятый на том же месте. То есть Исааку могло быть 33 года.
3. Исаак нёс дрова
к месту жертвоприношения, для которого требовалось сравнительно
большое количество дров. Поэтому его ноша была достаточно тяжела. Это
подразумевает, что Исаак был физически сильнее Авраама, который нёс лишь
огонь и нож. По этой версии юноше могло быть около 20 лет.
4. Имеются данные,
также позволяющие примерно определить возраст Исаака. Чтобы быть
принесённым в жертву (которая в любом случае не состоялась бы) он должен
был быть праведным и отвечать за свои поступки. В Библии указывается,
когда мужчина считается взрослым и независимым:
а) Чтобы попасть в
список солдат, он должен был достичь 20-летнего возраста (Исх.3:11–15).
б) Во время переписи
учитывались только мужчины, способные носить оружие (Исх.38:26).
с) Возраст, с
которого израильтянин мог подвергаться наказанию, составлял 20 лет (Числ.14:29; 32:11).
Исходя из этих
аргументов, приходим к выводу, что Исааку было от 10 до 33 лет. Вероятнее
всего он был 20-летним юношей, поскольку он должен был нести
ответственность за свои поступки, быть достаточно взрослым, чтобы
осознать последствия своего решения. И кроме того, он должен был
находиться в возрасте, когда человек мог понести наказание (если речь
идёт об искупительной жертве за грехи всего народа).
45.7. Две
временные прямые
В качестве
объединяющего момента двух хронологий (рис.347 и
рис.348) был использован
20-летний возраст Исаака (год принесения последнего «в жертву»). Целиком
временная шкала показана на рис.350. Из-за неопределённости возраста
Исаака в момент «жертвоприношения» на горе Мориа шкала имеет погрешность
в 10 лет.
|
|
Личность/событие |
~ г.
до н.э. |
Комментарии |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рождение Авраама
Авраам покидает Харран
Разрушение Содома и Гоморры
Рождение Исаака
|
1996
1921
1897
1896
|
|
|
|
|
"Жертва" Исаака
Рождение Иакова
Рождение Иосифа
Иосиф предан своими братьями
|
1876
1836
1745
1728
|
|
~
430 лет между "жертвой" Исаака и первой Пасхой (начало Исхода). |
Иаков
переезжает в Египет
Иосиф умирает
Рождение Моисея
Моисей убегает из Египта
Исход
|
1706
1635
1526
1486
1446
|
~ 260 лет в Египте |
|
|
Саул стал царём
Дэвид стал царём
Соломон стал царём
Храм построен
Разрушение Иерусалима |
1050
1010
970
966
586 |
|
|
Рис.350
Сопоставление
временных шкал на рис.347 и 348.
Общая погрешность
хронологии - около 25 лет. В Таблице 11 указаны подробности расчётов,
основывающихся на сроках правления израильских и иудейских царей.
Таблица 11.
Приблизительная хронологическая линия, выстроенная в соответствии с
гипотезой данной книги. Все даты примерны (смотри комментарии в главе
45). |
Личность/событие |
~ г. до н.э. |
Рождение Фарры
Рождение Авраама
Авраам покидает Харран (Быт. 12:4)
Рождение Измаила (Быт 16:16)
Гибель Содома и Гоморры (Быт. 17:21–25)
Рождение Исаака (Быт. 21:5)
Принесение Исаака «в жертву» (Быт. 22:1–19)
Исаак женится на Ревекке (Быт. 25:20)
Рождение Иакова и Исава (Быт. 25:26)
Смерть Авраама
Рождение Иосифа (Быт.41:46, 47; 45:6–10; 47:9)
Братья продают Иосифа (Быт.37:2)
Смерть Исаака
Иосиф занимает высокий пост в Египте (Быт.41:46)
Иаков переезжает в Египет (Быт.47:9)
Смерть Иосифа
Рождение Моисея
Моисей бежит из Египта
ИСХОД
Смерть Моисея (Втор.34:7), вход в Ханаан
Смерть Иисуса Навина (Нав.14:10) |
2126
1996
1921
1910
1897
1896
1876
1856
1836
1821
1745
1728
1716
1715
1706
1635
1526
1486
1446
1406
1377 |
Период судей |
Царь Саул
Царь Давид
Царь Соломон
Начало строительства храма
Разделение страны на Израиль и Иудею
|
1050
1010
970
966
931
|
Цари Израиля |
г./гг. до н.э. |
Цари Иудеи |
г./гг. до н.э. |
Иеровоам
Нават
Вааса
Ила
Замврий
Амврий
Ахав
Охозия
Иорам (2)
Иуй
Иоахаз
Иоас (Jehoash)
Иеровоам (5)
Захария
Менаим
Факия
Факей (7)
Осия |
930-909
909-908
908-885
885-884
884
884-873
873-852
852-851
857-845
844-818
818-802
802-786
798-758
758
758-748
747-746
747-728
727-719 |
Ровоам
Авия
Аса
Иосафат (1)
Иорам (3)
Охозия
Гофолия
Иоас (Joash)
Амасия (4)
Узия (6)
Иоафам (8)
Ахаз
Езекия (10) |
930-913
913-910
910-869
873-848
353-846
845
844-838
838-799
800-772
796-745
747-731
739-723
725-697 |
Израиль завоёван,
более не существует |
Манассия
Аммон
Иосия
Иоахаз
Иоаким
Даниил в Вавилоне
Иехония
Седекия |
696-642
641-640
639-609
608
608-598
605
597
597-586 |
|
Иудея в вавилонском пленении
Навуходоносор разрушает храм |
586
586 |
(1) соправитель Асы в течение 4 лет. (2) соправитель Ахава
и Ахазии (3) соправитель Иосафата в течение 5 лет. (4) соправитель
Иоаса (Joash) в течение 2 лет. (5) соправитель Иоаса (Jehoash)
в течение 13 лет. (6) соправитель Амасии в течение 25 лет. (8)
соправитель Узии в течение 2 лет. (9) соправитель Иофама в течение 8
лет. (10) соправитель Ахаза в течение 3 лет |
|