Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

45. Когда произошёл Исход?

В библейских текстах указывается основная точка отсчёта, позволяющая рассчитать хронологию событий в период, рассматриваемый в этой книге. Важные, ключевые события упоминаются также в других исторических источниках.

45.1. Разрушение Иерусалима

Иерусалим был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н.э. (48). Эту дату мы возьмём в качестве отправной точки для нашей хронологии. Это событие упоминается в Библии и подробно описывается в других источниках, основывающихся на вавилонских документах и упоминаниях об астрономических явлениях в те времена. Дата разрушения Иерусалима также приводится в энциклопедиях и подробно рассмотрена в специальной литературе. Разрушение еврейского города и начало вавилонского пленения имеют место на 19-й год правления Навуходоносора и 11-й год правления царя Седекии (4Цар.25:2).

45.2. Книги Царств

Царь Седекия правил в Иерусалиме, когда город был захвачен Навуходоносором, после чего произошла цепь событий, приведших к его разрушению вавилонянами (4Цар.25:1–17). Это последнее событие, упоминаемое в 25-й главе 4-й Книги Царств. В двух последних Книгах Царств (всего 47 глав) рассказывается о каждом предшественнике Седекии, начиная с подробного описания жизни царя Соломона в начале 3-й Книги Царств.

В указанных библейских текстах рассказывается о каждом царе, особенно продолжительность его царствования. В течение многих лет страна была разделена на два царства - Израиль и Иудею. Это подразумевает наличие двух линий правителей, летописи о которых имеют ссылки друг на друга и параллельно рассказывают о некоторых сопутствующих событиях. Что-то осталось неясным, какие-то сроки имели различия, но они были несущественными (учитывая, что речь идёт о тщательно составляемых параллельных хронологиях), несмотря на продолжительность летописей и их многотысячелетнюю давность.

45.3. Царь Соломон

К 586 г. до н.э. (дата разрушения Иерусалима) следует добавить примерно 364 года (продолжительность царствования правителей). В результате узнаём, что первым годом правления Соломона был 970 г. до н.э. Известно, что он процарствовал 40 лет.

В 3-й Книге Царств имеется сообщение, связывающее правление Соломона с Исходом: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвёртый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3Цар.6:1).

«Храм Господу» - тот самый храм в Иерусалиме. Чтобы вычислить четвёртый год правления Соломона, отнимем четыре года от 970 г. до н.э. и получим 966 г. до н.э. Этот год, согласно библейскому тексту (3Цар.6:1), отстоял ровно на 480 лет от даты Исхода, для расчёта которой сложим 966 и 480 и определяем, что Исход израильского народа из Египта был совершён в 1446 г. до н.э.

В схематическом варианте эти расчёты проиллюстрированы на рис.347: согласно гипотезе этой книги, Исход имел место в 1446 г. до н.э. Эта дата, впрочем, содержит некоторую долю погрешности. Во-первых, за последние 2000 лет были «потеряны» четыре года (это связано с неопределённостью даты рождения Иисуса Христа и года основания Рима). Такая погрешность общеизвестна. Что касается данных, приведённых на рис.347, временные промежутки длиной 480 и 36 лет принимаются как данность (они не были рассчитаны математическим путём). В представлении летописей правления израильских и иудейских царей могла быть допущена ошибка в одно десятилетие. Общая погрешность цифр, приводимых в схеме на рис.347, составляет, таким образом, около 15 лет.

347.jpg

Рис.347

Расчёт даты Исхода.

Существует растущая поддержка датирования Исхода ~1446 г. до н.э., по сравнению с другими гипотезами (25). Кроме того, 14C-датирование разрушения Иерихона говорит, что разрушение случилось в ~1400 г. до н.э. (27). Разрушение Иерихона, согласно гипотезе этой книги, произошло в ~1406 г. до н.э.

45.4. Сколько израильтяне пробыли в рабстве

Теперь, когда мы знаем примерную дату Исхода (~1446 г. до н.э.), нашим следующим шагом будет отсчёт времени от года рождения Авраама. Допустим, что он родился в «нулевом» году, и начнём считать, руководствуясь библейским текстом. Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет (Быт.21:5), Иаков родился, когда Исааку было 60 лет (Быт.25:26), Иосиф родился, когда Иакову был 91 год (Быт.41:46,47; 45:6,9,10; 47:9). Далее, Иосиф добился высокого поста в Египте, когда ему было 30 лет (Быт.41:41), а Иаков переехал в Египет со своей семьёй, когда его сыну было 39 лет (Быт.47:9). Как показано на рис.348, всё это произошло за период в 290 лет.

Таким образом, мы имеем две временные прямые, которые необходимо совместить. В Библии есть три отрывка, напрямую сообщающие продолжительность периода времени от рождения Исаака до года Исхода. Вот, что говорится в этом отрывке: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом» (Быт.15:13,14).

Здесь Авраам слышит пророчество от Господа, которое сообщает нам много информации, хотя и состоит из общих фраз. Патриарх узнаёт следующее:

1. Потомки Авраама (Исаак и остальные) будут жить в чужой стране, но не сказано в какой именно.

2. Они будут подчиняться законам этой страны.

3. Они будут рабами, но не указано в какой стране и в течение какого срока.

4. Позднее они покинут эту страну «с большим имуществом».

5. Всё это произойдёт примерно за 400 лет.

Потомки Авраама не будут рабами в течение всего указанного промежутка времени; и они не будут в Египте на протяжении всего этого периода. Данное пророчество было сохранено среди израильтян. Когда Иосиф умирает, соотечественники клянутся взять его кости с собой при совершении Исхода, который должен произойти спустя всего 190 лет.

Событие

Кол-во лет

Сумма лет

Комментарии

Рождение Авраама

Рождение Исаака, Аврааму 100 лет.

"Жертва" Исаака (Быт.21:5)

Рождение Иакова, Исааку 60 лет.

Рождение Иосифа, Иакову 91 год (Быт.41:46-47; 45:6,9-10, 47:9)

Иосиф назначен на должность в Египте, когда ему 30 лет (Быт.41:46)

Иаков с семьёй переезжают в Египет, когда Иакову - 130 лет, а Иосифу - 39 лет (Быт.47:9)

0

+100

 

+60

+91

 

+30

 

+9

=0

=100

120

=160

=251

 

=281

 

=290

"Жертва" Исаака: если Исааку было 20 лет, Аврааму было 120 лет, 290-120 =170 лет перед тем, как Иаков с семьёй переехал в Египет (за 430 лет до Исхода (Исх.12:41)).

Рис.348

События от Авраама до Иосифа, согласно библейскому тексту.

Страдания израильтян в египетском рабстве переносились особенно тяжело, учитывая, что за 400 лет ничего не изменилось. Впрочем, некоторые изменения всё же имели место. Моисей пробыл в Мадиаме около 10 лет, скрываясь от египетского режима.

В описании Исхода встречаем ещё один библейский текст, сообщающий некоторые цифры: «Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет. По прошествии четырёхсот тридцати лет, в этот самый день вышло всё ополчение Господне из земли Египетской ночью» (Исх.12:40,41).

Следует отметить, что израильтяне следили за исполнением пророчества, данного Аврааму. И ровно 430 лет спустя, день в день, оно начало сбываться. Израильский народ жил в чужой стране, что подразумевает отсутствие у него собственной земли. Он попал в рабство, но при Исходе получил всё имущество египтян.

К какому событию относится это пророчество? Всё могло произойти и за 430 лет до Исхода, то есть примерно в 1876 г. до н.э. В Послании к Галатам апостол Павел даёт следующую интерпретацию: «Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (Гал.3:15–17).

Подведём итоги указанным отрывкам:

1. Между пророчеством Авраама и появлением Закона прошло 430 лет. При этом Павел ссылается на проанализированный нами фрагмент библейского текста - Исх.12:40,41.

2. О каких событиях, связанных с Исааком, повествуют эти отрывки? Что случилось в 1876 г. до н.э.?

3. Библейский текст в Быт.22:1–19 посвящён описанию события, известного как «Принесение Исаака в жертву». Мы подробно останавливались на этом эпизоде в Главе 4 нашей книги.

349.jpg 349a.jpg

Рис.349

Исаак не был принесён в жертву. Это был лишь символический акт. Для христиан он является прообразом жертвы Иисуса Христа, распятого на том же самом месте – недалеко от участка, на котором, как полагают, располагался иерусалимский храм.

45.5. Принесение Исаака «в жертву»

Вот каково библейское описание этого эпизода:

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии» (Быт.22:1–19).

Подведём итоги:

1. Аварам доказывает готовность принести своего сына Исаака в жертву на горе Мориа. Человеческие жертвоприношения были распространены в той местности, но для Авраама это было только испытанием.

2. В тот же день, 430 лет спустя, в каждой еврейской семье был заклан беспорочный агнец, чтобы избежать смерти первенцев. Так была совершена первая пасха, ознаменовавшая Исход. Тогда же было исполнено пророчество об освобождении рабов и заключён завет, данный вместе с каменными скрижалями на горе Синай.

3. Как пишет Павел (Гал.3:15–17), в тот же самый день на вершине той же горы (Мориа) чуть более 1900 лет спустя был распят Иисус Христос, даровав тем самым обетование освобождения от непослушания и утвердив новый завет. Иисус Христос стал прообразным пасхальным агнцем.

4. Старый Иерусалим построен на горе Мориа. Западная стена храма, сохранившаяся до наших дней, почитается евреями как священное место. Здесь же, на месте, где когда-то стоял Иерусалимский храм иудеев, находятся две мусульманские мечети. Здесь же (на горе Мориа) расположена Голгофа (место распятия Христа) и пустая гробница Иисуса.

Это событие (принесение Исааку «в жертву») пронизывает всю Библию и является точкой отсчёта для 430 лет, по истечении которых был совершён Исход. Таким образом, мы можем с относительной точностью совместить две временные прямые (рис.347, рис.348).

45.6. Сколько лет было Исааку?

Сколько лет было Исааку, в момент принесения его «в жертву»?

Существует четыре альтернативных варианта:

1. Исаак достаточно логично рассуждает в своём споре с Авраамом. Ему должно было быть по меньшей мере 10 лет. Точного указания на его возраст не имеется.

2. Можно предположить, что он был в том же возрасте, что и Иисус Христос, распятый на том же месте. То есть Исааку могло быть 33 года.

3. Исаак нёс дрова к месту жертвоприношения, для которого требовалось сравнительно большое количество дров. Поэтому его ноша была достаточно тяжела. Это подразумевает, что Исаак был физически сильнее Авраама, который нёс лишь огонь и нож. По этой версии юноше могло быть около 20 лет.

4. Имеются данные, также позволяющие примерно определить возраст Исаака. Чтобы быть принесённым в жертву (которая в любом случае не состоялась бы) он должен был быть праведным и отвечать за свои поступки. В Библии указывается, когда мужчина считается взрослым и независимым:

а) Чтобы попасть в список солдат, он должен был достичь 20-летнего возраста (Исх.3:11–15).

б) Во время переписи учитывались только мужчины, способные носить оружие (Исх.38:26).

с) Возраст, с которого израильтянин мог подвергаться наказанию, составлял 20 лет (Числ.14:29; 32:11).

Исходя из этих аргументов, приходим к выводу, что Исааку было от 10 до 33 лет. Вероятнее всего он был 20-летним юношей, поскольку он должен был нести ответственность за свои поступки, быть достаточно взрослым, чтобы осознать последствия своего решения. И кроме того, он должен был находиться в возрасте, когда человек мог понести наказание (если речь идёт об искупительной жертве за грехи всего народа).

45.7. Две временные прямые

В качестве объединяющего момента двух хронологий (рис.347 и рис.348) был использован 20-летний возраст Исаака (год принесения последнего «в жертву»). Целиком временная шкала показана на рис.350. Из-за неопределённости возраста Исаака в момент «жертвоприношения» на горе Мориа шкала имеет погрешность в 10 лет.

   

Личность/событие

~ г. до н.э.

Комментарии

           
   

Рождение Авраама

Авраам покидает Харран

Разрушение Содома и Гоморры

Рождение Исаака

1996

1921

1897

1896

   
   

"Жертва" Исаака

Рождение Иакова

Рождение Иосифа

Иосиф предан своими братьями

1876

1836

1745

1728

 

~ 430 лет между "жертвой" Исаака и первой Пасхой (начало Исхода).

Иаков переезжает в Египет

Иосиф умирает

Рождение Моисея

Моисей убегает из Египта

Исход

1706

1635

1526

1486

1446

~ 260 лет в Египте
   

Саул стал царём

Дэвид стал царём

Соломон стал царём

Храм построен

Разрушение Иерусалима

1050

1010

  970

  966

  586

   

350.jpg

Рис.350

Сопоставление временных шкал на рис.347 и 348.

Общая погрешность хронологии - около 25 лет. В Таблице 11 указаны подробности расчётов, основывающихся на сроках правления израильских и иудейских царей.

Таблица 11.

Приблизительная хронологическая линия, выстроенная в соответствии с гипотезой данной книги. Все даты примерны (смотри комментарии в главе 45).

Личность/событие

~ г. до н.э.

Рождение Фарры

Рождение Авраама

Авраам покидает Харран (Быт. 12:4)

Рождение Измаила (Быт 16:16)

Гибель Содома и Гоморры (Быт. 17:21–25)

Рождение Исаака (Быт. 21:5)

Принесение Исаака «в жертву» (Быт. 22:1–19)

Исаак женится на Ревекке (Быт. 25:20)

Рождение Иакова и Исава (Быт. 25:26)

Смерть Авраама

Рождение Иосифа (Быт.41:46, 47; 45:6–10; 47:9)

Братья продают Иосифа (Быт.37:2)

Смерть Исаака

Иосиф занимает высокий пост в Египте (Быт.41:46)

Иаков переезжает в Египет (Быт.47:9)

Смерть Иосифа

Рождение Моисея

Моисей бежит из Египта

ИСХОД

Смерть Моисея (Втор.34:7), вход в Ханаан

Смерть Иисуса Навина (Нав.14:10)

2126

1996

1921

1910

1897

1896

1876

1856

1836

1821

1745

1728

1716

1715

1706

1635

1526

1486

1446

1406

1377

Период судей

Царь Саул

Царь Давид

Царь Соломон

Начало строительства храма

Разделение страны на Израиль и Иудею

 

1050

1010

970

966

931

 

Цари Израиля

г./гг. до н.э.

Цари Иудеи

г./гг. до н.э.

Иеровоам

 

 

Нават

Вааса

Ила

Замврий

Амврий

Ахав

Охозия

Иорам (2)

 

Иуй

Иоахаз

Иоас (Jehoash)

Иеровоам (5)

Захария

Менаим

Факия

Факей (7)

 

Осия

930-909

 

 

909-908

908-885

885-884

884

884-873

873-852

852-851

857-845

 

844-818

818-802

802-786

798-758

758

758-748

747-746

747-728

 

727-719

Ровоам

Авия

Аса

 

 

 

 

 

Иосафат (1)

 

Иорам (3)

Охозия

Гофолия

Иоас (Joash)

Амасия (4)

Узия (6)

 

 

 

Иоафам (8)

Ахаз

Езекия (10)

930-913

913-910

910-869

 

 

 

 

 

873-848

 

353-846

845

844-838

838-799

800-772

796-745

 

 

 

747-731

739-723

725-697

Израиль завоёван,

более не существует

Манассия

Аммон

Иосия

Иоахаз

Иоаким

Даниил в Вавилоне

Иехония

Седекия 

696-642

641-640

639-609

608

608-598

605

597

597-586

 

Иудея в вавилонском пленении

Навуходоносор разрушает храм

586

 

 

586

(1) соправитель Асы в течение 4 лет. (2) соправитель Ахава и Ахазии (3) соправитель Иосафата в течение 5 лет. (4) соправитель Иоаса (Joash) в течение 2 лет. (5) соправитель Иоаса (Jehoash) в течение 13 лет. (6) соправитель Амасии в течение 25 лет. (8) соправитель Узии в течение 2 лет. (9) соправитель Иофама в течение 8 лет. (10) соправитель Ахаза в течение 3 лет

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря

10. После смерти Иосифа

11. Кем был Моисей?

12. Упоминается ли Моисей в истории Египта?

13. Связь с народом гиксосов

14. Кто правил страной во времена Моисея?

15. Кем была дочь фараона?

16. Кем был Тутмос II?

17. Куда бежит Моисей?

18. Мадиам в период, когда Моисей оказывается в нём в качестве беженца

19. Где находится гора Хорив?

20. Что случилось у горы Хорив?

21. Что делает Моисей после встречи с Богом на горе Хорив?

22. Даёт ли фараон свое разрешение?

23. Египет во время Исхода

24. Папирус Ипувера

25. Почему не погибли первенцы израильтян?

26. Начало Исхода

27. Кто умер в Египте?

28. Сколько израильтян участвовало в Исходе?

29. В каком направлении двинулись израильтяне?

30. Были ли израильтяне вооружены?

31. Насколько израильтяне были организованны?

32. Красное море

33. Почему израильтяне выбрали именно такой маршрут?

34. Где находился Ефам?

35. Где израильтяне разбили лагерь?

36. Почему израильтяне повернули?

37. Было ли название у лагеря израильтян?

38. Что произошло в Египте?

39. Сколько времени ушло у египтян, чтобы догнать беженцев?

40. Как встретились израильтяне и египетская армия?

41. Что произошло в Нувейбе?

42. Как израильтяне пересекли Красное море?

43. Что произошло с египетской армией?

44. Реакция израильтян

45. Когда произошел Исход?

46. Археологические находки, подтверждающие факт перехода через Красное море

47. Колонны, воздвигнутые на месте пересечения Красного моря

48. Дорога на дне Красного моря

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

50. Определение даты колёс, обнаруженных на дне Акабского залива

51. Останки человеческих скелетов на дне Красного моря

52. Части скелетов крупнорогатых животных на дне Красного моря

53. Скелеты лошадей на дне Красного моря

54. Другие находки среди костей скелетов

55. Продолжи-тельность процесса окаменения

56. Скелеты в морской воде


Часть III. У горы Божьей. От Красного моря - к горе Синай.


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 17.05.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz