35. Где израильтяне
разбили лагерь?
Итак израильский народ пересекает Синайский
полуостров от Сокхофа до Ефама и северной точки Акабского залива. Они
подходят к Ефаму и разбивают там лагерь. Между беженцами и преследующей
их египетской армией - значительное расстояние. Путники ещё не
догадываются, что Господь обращается к Моисею с такими словами:
«скажи сынам Израилевым, чтобы
они обратились» (Исх.14:2).
«Обратиться» в данном случае означает
«изменить направление движения». Это довольно странное повеление, так
как ранее в тексте вполне ясно указывается, что им надлежало
остановиться лагерем у Красного моря, а теперь всему народу следует
повернуть и снова пойти в пустыню (рис.305). Тем не менее, согласно
библейскому тексту, путеводительный столп начинает показывать путникам
новый маршрут.
Рис.305
Наиболее вероятный
маршрут Исхода (отмечен сплошной зелёной линией).
Рис.306
На этом снимке со
спутника видно место, где южный путь (существующий и сегодня) делает
поворот. Указанная дорога проходит справа налево в верхней части
фотографии. Точка поворота на юг также хорошо просматривается. Этот путь
ведёт прямо в Нувейбу. Объекты в правой части снимка – военная авиабаза.
Где будет располагаться их следующий
лагерь? Рассмотрим этот вопрос, сверяясь с библейским описанием,
информацией, которую сообщает историк Иосиф Флавий, а также, анализируя
географию района.
1. Израильтяне должны расположиться станом
у Красного моря:
«и расположились станом пред
Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив
его поставьте стан у моря» (Исх.14:2).
2. Имеются два существенных фактора,
определяющих возможность выполнения подобного задания:
а) Наличие достаточно большой площади, на
которой смогли бы поместиться два миллиона человек со скотом.
б) Наличие подходящего пути до места нового
лагеря.
Прибрежная зона западной части Акабского
залива (то есть со стороны полуострова Синай) буквально усыпана высокими
скалами (высотой до 2000 м), вплотную подходящими к морю. Двумястами
километрами южнее этого непрерывного горного массива имеется
единственное место, отвечающее указанным требованиям и хорошо различимое
на картах и фотографиях со спутника (рис.307 и 308). Эту большую
плоскую площадку площадью 12 кв.км., называют сегодня Нувейбой. Она
примыкала к морю и вполне могла стать пристанищем для всех израильтян и,
позднее - армии египтян. К ней можно добраться по ущелью Вади-Ватир. Чтобы
войти в систему вади, ведущих в Нувейбу, путники должны были изменить
направление своего следования в сторону от Ефама.
Рис.307
Вади-Ватир - горное
ущелье, протянувшееся из верхнего левого угла снимка к полуострову
Нувейба. До этого ущелья можно добраться, сделав поворот (см. рис.306).
Дно Вади-Ватир очень ровное, его стенами являются высокие горные гряды.
Рис.308
На этом снимке со
спутника можно рассмотреть несколько важных деталей. Горные цепи в
восточной части Синайского полуострова достигают 2000 м. Тёмная часть
снимка – Акабский залив, часть Красного моря. Белый участок в центре
снимка - полуостров Нувейба. С севера на юг, от израильской границы до
Шарм Эль-Шейх проходит скоростное шоссе. Хорошо различима дорога, идущая
по Вади-Ватир. В южной части полуострова видны объекты правильной формы.
Это гавань Нувейбы; сюда причаливают паромы, доставляющие грузовые
автомобили к Акабе в Иордании.
Рис.309
Современное шоссе в
Вади-Ватир. На снимке видно, что ущелье имеет ровное дно с твёрдым
грунтом, по которому легко идти.
Рис.310
Конец Вади-Ватир, где
видна часть Нувейбы и Акабского залива.
Рис.311
Вид на Нувейбу со
стороны Акабского залива. Окружённый высокими горами полуостров имеет
очень ровную поверхность. В центре снимка виден конец Вади-Ватир.
Рис.312
Полуостров Нувейба,
вид с севера. Слева - Акабский залив, справа – горные цепи. Нувейба
представляет собой огромную равнину.
3. В Библии содержится одно интересное
замечание:
«И скажет фараон [народу своему] о
сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня»
(Исх.14:3).
Исходя из этого отрывка, можно сделать
следующие заключения:
а) Фараон знает, где находятся беглые рабы,
ещё не догнав их; это также может означать, что он высылал вперёд своего
войска разведчиков. Кроме того, у египтян могли быть расставлены
сторожевые посты, имевшие систему оповещения через высокие горные
вершины.
б) Когда израильтяне меняют маршрут и снова
разбивают лагерь, фараон думает, что беглецы сбились с пути. Это должно
означать, что египетский правитель был уверен, что держит ситуацию под
контролем, поскольку он хорошо знал дорогу. На этом этапе египтяне,
вероятно, почувствовали некоторое облегчение, так как полагали, что
преследуемые (местонахождение которых им было известно) заблудились.
в) Однако, наиболее интересным является
убеждение фараона, что израильтяне «заперты» пустыней. Беглецы находятся
на Синайском полуострове. Если они оказываются взаперти, то это означает,
что их лагерь стоит южнее линии, соединяющей крайние северные точки
Суэцкого и Акабского заливов (рис.305). Поскольку израильтяне двигались
в направлении Мадиама и попали в «тиски» пустыни, то они могли быть
только на западном берегу Акабского залива (рис.305) или, другими
словами, на восточном побережье Синайского полуострова.
4. У историка Иосифа Флавия имеются
дополнительные заметки по поводу этого места. С двух сторон лагерь был
окружён скалами, подходящими вплотную к воде; обойти их было невозможно.
С третьей стороны было Красное море, с четвёртой - путь, по которому
пришли путники (JA
2/15:3). Нувейба соответствует описанию историка: с севера и с юга
вплотную горы подходят к морю. Единственный путь, которым можно попасть на
эту площадку-полуостров - ущелье Вади-Ватир. Остальная её часть окружена водой.
На рис.307 показана фотография Нувейбы, сделанная со спутника. На ней
хорошо видно, что горные гряды щитом закрывают подступы к площадке.
Извилистая белая линия, перерезающая скалы - Вади-Ватир.
Неудивительно, что израильский народ впал в
гнев и отчаяние, полагая, что попал в тупик, ибо безвыходность их
положения была несомненна (рис.307–311). Впереди их путь преграждало
море, с севера и юга - неприступные горы, за их спинами - дорога, по
которой они пришли. Как они могли выбрать такое невыгодное место для
остановки? И куда им теперь идти?
|