49. Находки в
Красном море. Древнеегипетские колесницы
49.1. Боевые
колесницы египетской армии
На вооружении у
египетской армии были боевые колесницы, которые использовались в погоне
за израильтянами: «[Фараон]
запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот
колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми
ими»
(Исх.14:6,7).
Историк Иосиф Флавий
упоминает то же количество колесниц, а также 50 тыс. солдат,
сопровождавших их, и 200 тыс. пехотинцев (JA
2/15:3).
Боевые колесницы
предназначались для сражений, где требовалась быстрота передвижения. Их
экипаж, как правило, состоял из двух солдат: один управлял колесницей,
другой - сражался мечом или стрелял из лука. Колесницы были лёгкими;
корзины, где размещались солдаты, изготавливались из дерева и кожи. К
деревянному днищу повозки крепилась ось. Дышло на две лошади также
фиксировалось под полом колесницы. К весу солдат следует добавить их
оружие, доспехи, щиты и прочее снаряжение. Изображения египетских боевых
колесниц часто встречаются в древних рисунках. Некоторые примеры
показаны на рис.367–370.
Рис.367, 368
Рис.369, 370
Изображения
древнеегипетских боевых колесниц можно увидеть на многочисленных фресках
и рисунках, лишь несколько находок было сделано в царских
гробницах.
Рис.371
Колесница, найденная в
гробнице фараона.
Рис.372
Колесничные колёса
имели различный дизайн. На снимке: пример колеса от лёгкой колесницы,
предназначенной, очевидно, для церемониальных целей.
На рис.371 показана
церемониальная колесница Тутанхамона, найденная в его гробнице.
Конструкция её колеса видна на рис.372. Несмотря на то, что она
меньшего размера, нежели боевые колесницы египтян, её можно
рассматривать как образец. Важно понимать, что все повозки, обнаруженные
в гробницах фараонов, предназначались для различных церемоний. В
качестве сравнения можно привести пример открытой кареты королевы
Великобритании Елизаветы
II
- она схожа с повозками,
использовавшимися англичанами в Первой мировой войне, только экипировка
её экипажа была более тяжёлой.
Рис.373
Колёса с 8 и 4 спицами
времён Тутмоса
IV.
Рис.374
Колпаки ступицы колёс
более тяжёлых колесниц (по сравнению с рис.372).
Совершенно очевидно,
что колесницы состояли из тщательно продуманных частей. Вероятнее всего,
боевые повозки были более крепкими и простыми по своей конструкции. Они
содержали металлические детали, например бронзовые колпаки ступицы
колеса колесницы, принадлежавшей Тутмосу
IV
(рис.374), которые сохранились до наших дней. На рис.373, где показан
её вид сбоку, хорошо видны колёса с восемью и четырьмя спицами. На
некоторых египетских барельефах изображена технология производства колёс и
показаны примеры колёс с четырьмя спицами.
Помимо боевых
колесниц, в египетской армии в большом количестве должны были быть
крепкие транспортные повозки с провиантом и различным полевым
оборудованием (например, палатками). Их колёса, вероятнее всего, были
хотя бы частично покрыты бронзой, чтобы выдержать давление груза и вес
самих повозок.
Жрецы также
принимали участие в военных кампаниях, но они чаще всего двигались
позади всей армии. Их задачей был не бой, но поддерживание боевого духа
в солдатах и обеспечение «прикрытия» со стороны богов. Есть все
основания полагать, что колесницы духовенства исполняли символические
функции и своим внешним видом отражали силу и покровительство богов.
В библейском тексте
указывается, что когда воды моря сомкнулись, вся армия Египта была
уничтожена. Можно ли сегодня обнаружить останки египетских колесниц на
дне Красного моря у Нувейбы, которая, согласно рабочей гипотезе нашей
книги, являлась отправной точкой для перехода через Акабский залив?
Рис.375, 376
Рис.377, 378
Примеры разных
вариантов египетских боевых колесниц. Фото справа является фрагментом
египетской денежной купюры.
49.2. Колёса на
морском дне
Важно помнить, что
дно в исследуемом участке было чистым. Кораллы, которые можно обнаружить
повсюду в Красном море, прикрепляются к подводным объектам, так как не
могут расти на песке. Поэтому, принимая во внимание, что дно на месте
пересечения моря было чистым, имеющиеся в обилии кораллы должны были
прикрепиться к опустившимся на дно останкам египетской армии.
Проблема заключается
в трудности идентификации объектов, обросших кораллами, которые могли
соединиться с другими коралловыми наростами. Особенностью кораллов
является уничтожение ими органических материалов: всё, что остается от
последних - лишь форма, отдалённо напоминающая исходный объект.
Дополнительные трудности создают большая глубина и сильные течения.
Имеются основания
полагать, что более лёгкие объекты были унесены течениями, создаваемыми
приливами и отливами, по обоим краям подводного моста во впадины (их глубина достигает 1900 м; без
специального оборудования, подобного тому, которое применялось,
например, при изучении «Титаника», исследовать их невозможно).
Рис.380, 381, 382
Это позолоченное
колесо было найдено на дне Красного моря. Будучи занесённым донными
осадками, оно не обросло кораллами (за исключением одной небольшой
ветви). Нет сомнений, что этот объект – колесо с четырьмя спицами. Все
его части легко различимы, его диаметр составляет приблизительно 1 м.
Наиболее легко
распознаваемыми структурами являются колёса. Кораллы не растут на
илистых отложениях, поэтому колесо с золотым покрытием (рис.380-382)
хорошо различимо на дне залива. Его диаметр составляет примерно 1 м.
Колесо имеет четыре спицы и является деревянной рамой, полностью
покрытой золотом. Найденное колесо представляет крепкую конструкцию и
было скорее частью боевой колесницы или транспортной повозки, нежели
церемониальной кареты, наподобие тех, что помещали в гробницы (рис.371,
372). Следует отметить, что до сих пор такие колёса находили только в
гробницах фараонов.
Позолоченное колесо
на дне залива было частью колесницы, двигавшейся сзади войск и возможно
принадлежавшей жрецу. Офицеры и фараон, чьи повозки также имели
позолоченные колеса, как правило, ехали впереди армии.
Это позолоченное
колесо уникально в нескольких отношениях:
1. Это первое
древнее колесо, найденное не в погребальном помещении.
2. Это первое
колесо, покрытое золотом.
3. Его конструкция
отличается от дизайна колёс, обнаруженных в гробницах (усиленный обод,
более крепкие спицы, колпак ступицы также имеет некоторые отличия от
колпаков, используемых в церемониальных колесницах). С другой стороны,
это колесо схоже с колёсами, изображёнными в древнеегипетских рисунках.
4. Единственной
причиной, по которой колесо могло оказаться на дне Красного моря,
является несчастный случай или катастрофа. Довольно трудно логичное
объяснение, как колесница оказалась вдали от берега и опустилась на дно.
К тому же украшенная золотом повозка представляла большую материальную
ценность и свидетельствовала о благосостоянии её владельца.
5. Очертания колеса
легко различимы, благодаря тому, что оно было занесено илом и донными
осадками и не обросло кораллами.
Само колесо очень
хрупкое - его деревянная основа по большей части сгнила. О существовании
колесниц, украшенных золотом, стало известно из древних надписей и
рисунков. В одной из них (посвящённой Тутмосу
III,
18-я династия) многократно упоминаются золотые колесницы (50).
Рис.379
Верхний рисунок –
колесо, найденное на дне Красного моря; далее – колесо с рисунка
~1430 г. до н.э.; рисунок снизу – вариант колеса, изображённый на древней
фреске (18-я династия).
На рис.379 показаны
изображения колёс египетских боевых колесниц (~1430 г. до н.э.),
приведённых в качестве иллюстрации в современной книге о военном
искусстве (51). Их можно сравнить с позолоченным колесом на
рис.380–382. Внизу рис.379 показана сцена изготовления колёс с четырьмя
спицами (18-я династия), схожих с находкой на дне Акабского залива (52).
Во время правления
18-й династии Египет был могущественной державой с сильной армией, на
вооружении которой было много колесниц как египетского производства, так
и захваченных в качестве трофеев. К примеру, в одной из битв египтяне
захватили 2041 коня (51), что подразумевает и определённое количество
трофейных колесниц.
В библейском тексте
(Исх.14:6,7) указывается, что для погони за израильтянами, помимо всех
имеющихся колесниц (вероятно, трофейных, и вследствие этого, скорее
всего, самого различного дизайна), египтяне воспользовались «600
отборными колесницами» (возможно, речь шла о лучших боевых колесницах,
управляемых солдатами из элитных войск).
Рис.387, 388
Это колесо покрыто
кораллами. В его центральной части выступает ступица, от которой в
разных направлениях расходятся спицы (всего восемь). Круглая форма
объекта также хорошо различима. Часть колеса (снизу) отсутствует.
На рис.387 показано
ещё одно деревянное колесо. Он покрыто коралловыми наростами. На снимке
можно различить круглую симметричную структуру, спицы и вертикально
стоящую ступицу. На следующем рисунке (рис.388) показана фотография
образования, на которую было наложено изображение с восстановленными
очертаниями колеса c
восемью спицами.
Из-за сложности
исследований на большой глубине невозможно представить большое
количество находок.
Рис.383, 384
На снимке показаны два
колеса, соединённых осью.
На рис.383
представлено необычное коралловое образование, которое, вероятно,
скрывает под собой пару колёс и ось, стоящую вертикально. Здесь также
видны объекты круглой формы и сохранившаяся ось колесницы. Обратите
внимание на то, что ось и колесо расположены под прямым углом по
отношению друг ко другу. На рис.384 показано, как могла выглядеть эта
пара колес, опустившаяся на дно залива.
Рис.385, 386
Два колеса с шестью
спицами (окрашены в розовый цвет) в груде объектов, о которых речь
пойдёт позже. Обратите внимание на сходство колеса справа с колесом на
рисунке, сделанном до того, как на морском дне были обнаружены
описываемые объекты. В основе иллюстрации на рис.386 лежит общее
представление художника о конструкции египетских колёс.
На рис.385 также
видны два колеса. Они являются частью груды объектов, речь о которых
пойдёт в следующих главах нашей книги. Эти колёса (на снимке они были
окрашены в другой цвет, чтобы вы могли их рассмотреть) находятся в
вертикальном положении или опираются на упомянутую груду объектов.
Правое колесо имеет шесть спиц. Обратите внимание на его общее сходство
с колесом на рисунке рядом (рис.386), который был сделан до того, как
оно было обнаружено.
Рис.393
Объект полностью
обросший кораллами. В его необычных формах угадываются очертания
колесницы, круглая структура, похожая на колесо, и ось, стоящая
вертикально. На её конце видны останки спицы и часть ступицы.
Объект на рис.393,
вероятнее всего, является боевой или транспортной колесницей, лежащей на
боку. В задней её части виден предмет круглой формы, который вполне мог
быть колесом. В передней части колесницы выступает вертикальная ось с
останками, предположительно, спицы и частью ступицы. Большое образование
между ними очень напоминает колесницу.
Колесо - объект
характерной правильной формы, являвшийся важной частью боевой колесницы.
Он упоминается в Библии, в частности в эпизоде, когда по воле Господа
колёса египетских колесниц отваливаются от повозок, что вносит панику в
ряды преследователей (Исх.14:24,25). На подводном мосту в Акабском
заливе было обнаружено множество отдельно лежащих колёс.
Колёса, показанные
на рис.380–388 и рис.393, находятся близ западного берега залива на
подводном мосту. Другими словами, они могли принадлежать колесницам,
двигавшимся сзади египетского войска. Колёса, фотоснимки которых
показаны на рис.389–392 и рис.394–404, были обнаружены на восточной стороне
моста и могли быть частью колесниц авангарда армии египтян.
Рис.389, 390
Это колесо лежит на
морском дне в горизонтальном положении. Оно сохранилось хуже, чем колесо
с рис.387. Объект имеет круглую форму; в его центре видна ступица; он
занесён донным мусором. Это колесо имело шесть спиц.
На рис.389 показано
колесо, лежащее на дне Красного моря. Отчётливо видны его симметричная
круглая форма, шесть спиц, а также место, куда входила ступица (в центре
колеса). Рядом, на рис.390, показаны схематически восстановленные
очертания объекта.
Рис.391, 392
Ось, некогда
соединявшая два колеса, сломана. Часть оси торчит из колеса, лежащего
плашмя. Хорошо различим обод, спицы сильно пострадали от коралловых
наростов.
На рис.391 и 392
показаны снимки ещё одной пары колес. Ось, некогда соединявшая их,
сломалась и теперь выступает из колеса, лежащего на дне горизонтально.
Хорошо видны внешние и внутренние поверхности его обода. Второе колесо
стоит вертикально; часть оси выступает из него под прямым углом.
Рис.399, 400
Морское дно на
исследуемом участке чистое и ровное. На такой поверхности легко
разглядеть объект, напоминающий перевёрнутую транспортную колесницу, оси
которой оказались, таким образом сверху. Останки колёс разбросаны
вокруг. У предмета справа, похожего на колесо, можно рассмотреть одну из
спиц.
Объект, похожий на
транспортную колесницу (рис.399, 400), лежит отдельно от других
предметов на своём плоском днище. Рядом с ним находятся,
предположительно, останки четырёх колёс. Все они поросли кораллами,
однако в их очертаниях угадываются правильные формы ободов колёс.
Рис.397, 398
Данный объект,
полностью поросший кораллами, очевидно, является каркасом транспортной
колесницы. В нём имеются структуры с прямыми углами и образования,
похожие на доски. Поперёк объекта лежит колёсная ось. Обратите внимание
на объект, занесённый песком (см. увеличение на рис.396).
Рис.396
Вероятнее всего, это
человеческий череп, оказавшийся под более крупным объектом (см. рис.397). Видна лишь верхняя часть черепа. Если имеется остальная часть
скелета, то, возможно, она лежит под объектом, описанном в комментарии к
рис.397.
В центре фотографии
на рис.397, 398 (снимок сделан у восточного побережья залива) виден
необычный объект. Это мог быть каркас транспортной повозки, под
центральной частью днища которого проходит колёсная ось. Следует снова
отметить прямые углы между частями объекта, изготовленного, очевидно, из
дерева, покрывшегося кораллами. Судя по его виду, отдельные элементы
корпуса колесницы (возможно, её борта) были сделаны из досок. В нижнем
левом углу снимка (рис.396) виден объект, являющийся,
вероятно, человеческим черепом. Он частично занесён илистыми осадками и
лежит возле угла колесницы. Его видно сверху, с той позиции, на которой
находился фотограф. Остальная часть тела, оказалась прижатой к дну
останками колесницы.
Рис.394, 395
Участок дна, где
полностью отсутствуют кораллы – кроме объекта, в котором угадываются
прямые углы, предметы, похожие на колёса и т.д. Вероятно, перед нами –
большое скопление объектов искусственного происхождения.
На рис.394 и 395
видно образование, которое также трудно назвать объектом естественного
происхождения, так как он отличается от обычных донных структур.
Возможно, это нижняя часть боевой колесницы. Это может быть колёсная ось
с прикреплёнными к ней объектами. Напротив того, что могло являться
корпусом колесницы, под слоем осадков находятся останки, имеющие
правильные формы (несвойственные для кораллов). Очевидно - это части
колёс с четырьмя спицами.
Рис.401, 402
Как и в остальных
случаях, на чистом дне виден странный объект, похожий на перевёрнутую
колесницу, на которой различимы ось и колеса. Под ними – корпус
колесницы. Эта находка примечательна тем, что на одном из её боков виден
объект, напоминающий колчан (для лука и стрел). Вероятно, это была
лёгкая боевая колесница. На её колёсах – по четыре спицы. Благодаря слою
кораллов, каждый объект кажется несколько толще, чем на самом деле.
На рис.401 и 402
показаны уже ставшие типичными для этого участка находки. На ровной
поверхности морского дна был обнаружен объект необычной формы. Несмотря
на то, что он покрыт кораллами, в его очертаниях можно рассмотреть
структуры искусственного происхождения. Вероятно, это перевёрнутая
боевая колесница, рядом с которой лежит колчан стрел. Под ней виднеется
объект, похожий на ось с останками колеса (в данном случае - колеса с
четырьмя спицами). Перед колесницей видны останки, вероятно, ещё двух
колес; одно из них покрыто кораллами, но даже несмотря на это, отчётливо
просматриваются круглые очертания. Другое колесо занесено донными
осадками, из под них проступают хорошо различимые спицы, угол между
которыми составляет 90о,
иными словами, перед нами - колесо с четырьмя спицами.
Рис.403, 404
На чистом дне
обнаружены объекты, лежащие близко друг к другу. Возможно, это останки
колесницы. Обратите внимание на правильные формы её днища. Оглобля,
соединявшая колесницу с конной упряжкой, немного изогнута. Круглый,
похожий на трубку предмет, является связующим элементом корпуса
колесницы и оглобли. Судя по его положению, колесница находится в
перевёрнутом положении, её днище почти полностью разрушилось.
Другая находка (рис.403) похожа на объект с
рис.401. Вновь на чистом ровном дне залива была
обнаружена группа останков, вероятнее всего, являющихся практически
полностью сохранившейся боевой колесницей, стоящей на колёсах. На её
крыше лежит предмет, предположительно представляющий собой ось от другой
колесницы или иной объект, который трудно идентифицировать. Вокруг
колесницы лежат (либо стоят прямо) останки нескольких колёс.
Большинство кораллов в этой и некоторых
других областях были мёртвыми. Причиной тому могли быть облака частиц,
прибывающих со стороны побережья после сильного дождя. Возможно, этот
тип эрозии создал подводный мост поперёк Акабского залива. Частицы и
материал эрозии - угроза всем коралловым рифам.
Итак, на
исследованном участке морского дна было обнаружено большое количество
останков искусственного происхождения. Иногда они с трудом поддавались
идентификации, но в отдельных случаях их отличие от окружающих объектов
было очевидным (идеально круглая или квадратная форма, расположение
различных частей под прямым углом и т. п.), что свидетельствовало о том,
что они имеют искусственное происхождение (останки колесниц, колёс,
упряжь и т.д.). В отдельных случаях идентификация находок была настолько
определённой, что можно было с уверенностью сказать: «Это колесо».
Примеры подобных объектов приведены в рассмотренных ранее
рис.380–382.
|