12. Упоминается ли
Моисей в истории Египта?
Встречается ли имя
Моисея в египетской истории? Он был единственным наследником трона и,
согласно Иосифу Флавию, командующим военными силами страны. Несмотря на
то, что в истории Египта существует много «белых пятен», имеются предпосылки для
предположения, что жизнь Моисея была зафиксирована в письменных
источниках, как и биографии многих знаменитых людей древнеегипетского
общества.
Необходимо найти
ответ на два важных вопроса: с одной стороны, каким было египетское имя
Моисея, с другой - сохранилась ли какая-либо информация о его
исторической роли в жизни Египта. В Главе 45 и
Главе 50 даётся обоснование
гипотезы о том, что Моисей появился во время правления 18-й династии.
Необходимо отметить,
что деление на династии относительно, несмотря на то, что его широко
используют для обозначения различных эпох в истории Египта. Мы также
будем пользоваться этой классификацией, чтобы не создавать
дополнительных трудностей. Однако замечание Бриэйстеда
о династической концепции весьма полезно (34):
«Это более или
менее спорное и искусственное, хотя и достаточно удобное разделение на
эпохи является так называемой системой династий Манефона,
древнегреческого историка, севеннитского жреца, жившего во время
правления Птолемея I
(305–285 гг. до н.э.) и написавшего историю Египта на греческом языке.
Его труды бесследно исчезли: до нас дошли лишь упоминания о них в
работах Юлия Африкана и Евсевия; отдельные отрывки из его трудов
приводит Иосиф Флавий. Ценность истории Манефона невелика, так как она
основывалась на преданиях и легендах о первых фараонах. Историк
разделяет длинную череду египетских правителей по своему усмотрению на
тридцать царских семей или династий. И хотя такое деление достаточно
субъективно (о некоторых сменившихся династиях он не упоминает вообще),
оно, тем не менее, содержит удачное распределение на династические
группы. И кроме того, эта манефоновская система так долго использовалась
в египтологии, что пренебрегать ею никак нельзя».
Рис.223, 224
При изготовлении
кирпичей в современном Египте используются древние технологии. В
качестве сырья для них применяются глина и солома, а готовые кирпичи
просушивают на солнце.
Рис.225
Кирпичи из глины и
соломы (находка времён Моисея).
Вот как
комментирует имеющиеся сведения о 18-й династии Тилдеслей: «Дошедшие до нас
археологические свидетельства связаны исключительно с религией и
смертью. К примеру, мы имеем две гробницы, три саркофага и несколько
храмов, построенных Хатшепсут, но так мало находок, относящихся к
дворцам, в которых она прожила всю свою жизнь. Всё найденное нами
создаёт неверное впечатление, что египтяне были очень печальным и даже
суровым народом».
Далее следует общий
комментарий истории Египта: «никогда не
следует забывать, что письменные источники разрознены, неполны и
преследуют чьи-нибудь субъективные цели. Надписи на памятниках например,
как правило являются смесью религиозной проправительственной пропаганды,
рассказывающей только то, что желал царь или царица и потому могущей
быть далёкой от истины. Переводчики с древнеегипетского должны не
столько правильно переводить, сколько верно истолковывать эти тексты».
А также комментарий,
касающийся египетского летоисчисления: «Однако, египтяне
не вели календарный счёт лет подобно нам. С приходом каждого фараона
к власти начиналось новое летоисчисление».
И в заключение -
замечание о египетских именах: «Манефон,
работавший около 300 г. до н.э., составил подробную историю египетских
царей. Оригинал его труда не сохранился, но имеются фрагменты в работах
Иосифа Флавия (70 г. н.э.), Юлия Африкана (начало
III
века н.э.), Евсевия (начало
IV
века н.э.), Синкелла (IX
век н.э.). Сохранившиеся отрывки часто не согласуются друг с другом, а
упоминаемые имена вопиюще некорректны, но несмотря на это, многие
египтологи признают огромный вклад Манефона, как отца египетской истории».
|