13. Связь с народом
гиксосов
Отличительной чертой
эпохи 18-й династии было правление сразу трёх фараонов. Верховный
правитель вместе со своей семьёй жил в Фивах. Резиденцией его преемника
был Мемфис, а третий царь - контролировал район дельты Нила. Жителей
дельты египтяне считали чужеземцами. Есть много оснований полагать, что
это были евреи - потомки Иосифа, которые были чужими на этой египетской
земле и которые поселились в области дельты великой реки с разрешения
правившего в те времена фараона. Не исключена возможность и того, что
другие народности населили этот обширный регион, а их потомков называли
«гиксосами».
C
начала своего переселения в дельту Нила евреи получают статус царских
фаворитов, благодаря вкладу Иосифа в дело спасения страны от семилетнего
голода. Скорее всего, по той же причине был после своей смерти
бальзамирован Иаков, отец Иосифа. В Быт.50:1–14 описывается 40-дневное
бальзамирование, 70-дневный период оплакивания усопшего патриарха в
Египте и большая свита египтян, прибывшая на похороны в Хевроне. Евреи
заняли очень высокое положение в египетском обществе. В книге Исход
рассказывается, что небольшая семья Иакова выросла в многочисленный
народ.
В связи с этим, так
называемые «чужеземцы», жившие в районе дельты Нила и кому египтяне
дали имя «гиксосы», были евреями, смешавшимися с азиатскими
народностями. Кроме того, их религия отличалась от египетской веры, это
тоже свидетельствует в пользу гипотезы о том, что речь идет об
израильтянах (наряду с некоторыми другими племенами), имевших
относительно независимое правление.
В некоторых надписях
имеются упоминания об этих «пастушьих царях». Само название говорит о
том, что основным занятием жившего здесь народа было разведение домашних
животных (именно так Библия и описывает израильтян), что могло стать
причиной, почему фараон выделил евреям для поселения район дельты (Быт.46:31–34).
Рис.226
Храм в Карнаке
(Луксор), согласно гипотезе данной книги, во многом связан с мачехой
Моисея.
Вызывает интерес
надпись (23), принадлежавшая египетской царице Хатшепсут, сделанная во
время правления 18-й династии. В ней говорится о выдворении народа гиксосов из страны: «Я восстановила то, что было разрушено; я упразднила
все привилегии, ибо эти азиаты наводнили Аварис в Нижнем Египте [район
дельты Нила]. Переселенцы, живущие среди них, игнорировали данные им
задания, думая, что Ра не обратит на это внимания» (в квадратных скобках
примечания автора - Леннарта Мёллера).
Мы располагаем
немногими данными о том, что произошло там на самом деле.
Древнеегипетский источник сообщает, что азиатские племена (варвары),
жившие среди северного народа (евреев) были изгнаны из страны. Отношения
между израильтянами и египтянами обострились. Евреи оказались в
угрожающей ситуации, так как были в большинстве своём пастухами и не
имели армии, чтобы защитить свой народ от нападения. Библейские тексты
также подчёркивают, что слабая военная подготовка израильтян привела их
к рабству (Исх.1–14).
Египтяне стремились
избавиться от воинственных «варваров», а пастуший народ (евреев) считали
рабочей силой для строительных работ по всей стране. «Я восстановила то,
что было разрушено» - говорится в надписи. В Библии говорится, что
израильтян принуждали работать на стройках. На египетском престоле
появляется новый правитель, который говорит: «Перехитрим же
его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и
он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли
[нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его
тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для
запасов, [и Он, иначе Илиополь]»
(Исх.1:10, 11). «и
делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от
всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с
жестокостью»
(Исх.1:14).
Когда варварские
племена изгоняют из Египта, евреям милостиво разрешают остаться. Их
лишают данного им некогда самим фараоном права жить как свободные люди
на египетской земле. Израильтян превращают в рабов, которых заставляют
восстанавливать «то, что было разрушено» и, по всей вероятности,
возводить многочисленные строительные объекты, поскольку недостатка в
еврейской рабочей силе не было (рис.227).
Рис.227
Евреев заставляли
строить города для египтян. При этом с ними обращались как с рабами.
|