4. Кем был Исаак?
Давайте вернёмся к
Авраму и Саре. Господь вновь является им, но Сара всё ещё отказывается
верить в то, что у неё может родиться сын. Вот, что согласно Библии, ей
говорит Господь: «Есть ли что
трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году,
и [будет] у Сарры сын» (Быт.18:14).
4.1. Рождение
Исаака
Авраму сто лет, а
Саре девяносто, когда рождается обетованный сын, которому по Божьему
велению дают имя Исаак. На восьмой день мальчику делают обрезание, и с
тех пор это вошло в традицию еврейского народа. Арабы, праотцом которых
является Измаил, брат Исаака, обрезают своих сыновей в 13 лет, так как
именно в этом возрасте был обрезан их предок. Немногим ранее в Библии
записано пророчество (Быт.16:12), которое исполняется и поныне: между
потомками Измаила, живущими к востоку и юго-востоку от современного
Израиля (арабский мир), и потомками Исаака, то есть евреями (Израиль)
идёт непримиримая вражда: «он будет между
людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить
будет он пред лицем всех братьев своих»
(Быт.16:12).
4.2. Принесение
Исаака в жертву
Несколько раз
Господь является Аврааму. Однажды Он проверяет его верность, повелев
принести своего единственного (от Сарры) сына, Исаака. Авраам делает все
необходимые приготовления и отправляется в путь к горе, на которую ему
указывает Господь. Он строит там жертвенник и собирается принести Исаака
в жертву, но ангел Господень останавливает его. Вместо сына старик
приносит в жертву овна. Таким образом Господь убеждается в том, что
Авраам ставит Его повеления даже превыше жизни собственного сына. Это
событие также становится подтверждением обетования, данного патриарху: «Бог же сказал
[Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему
имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду
Богом ему и] потомству его после него»
(Быт.17:19).
Гора, на которой
старик воздвиг жертвенник, называется Мориа. Позднее на ней был построен
Иерусалим и его храм, и на этой же горе был принесён в жертву и распят
Иисус Христос (рис.112). Сегодня это Старый Иерусалим и его
окрестности.
Рис.112
Гора Мориа, на которой
построен старый Иерусалим.
Рис.113
Авраам был готов
принести в жертву своего сына Исаака на горе Мориа. Позднее на этом
месте построили храм, а ещё позже - распяли Иисуса Христа. Божий Сын,
согласно Библии, был принесён в жертву на той же вершине. Все эти
события произошли в течение 2000-летнего периода.
Господь снова даёт
Аврааму обетование, что тот станет предком большого народа. В то время
Авраам живет в Вирсавии (соврем. Беер-Шеба - прим. перев.) к
северу от пустыни Негев.
4.3. Хеврон и
Махпела
В возрасте 127 лет в
Хевроне (рис.114) умирает Сарра. Авраам намеревается приобрести у
Ефрона пещеру Махпела - чтобы похоронить в ней жену и впоследствии
использовать как семейную гробницу, однако получает её в подарок. В
благодарность Авраам даёт Ефрону серебро в количестве, равном стоимости
пещеры и прилегающей к ней земли (Быт.23:1–19).
Рис.114
Хеврон
сегодня.
Рис.115
Мусульмане молятся в
хевронской мечети.
Рис.116, 117, 118
Так могла выглядеть
пещера Махпела.
В современном
Хевроне есть здание, считающееся святым местом как среди иудеев, так и у
мусульман. Согласно легенде, оно было построено прямо над пещерой, где
покоятся Авраам, Исаак, Иаков и другие члены их семей. На рис.115
показано, как в этом здании (ныне мечеть) молятся мусульмане. Возможно,
когда-то Махпела выглядела, как пещера на рис.116–118: над такими
пещерами строили подобие кровли из найденных поблизости камней. Тем не
менее, имеется по крайней мере четыре причины, почему ни одна из пещер в
этой местности не является легендарной усыпальницей патриархов:
1. С момента
описываемых событий прошли тысячелетия, и за это время здесь было
построено большое количество гробниц.
2. Если бы
местоположение Махпелы было общеизвестно (а именно так оно и было в
течение долгого времени), то многим бы захотелось похитить кости усопших и
другие вещи из гробницы как уникальные артефакты.
3. Во время войн,
имевших здесь место на протяжении нескольких тысяч лет, враги могли из
мести разрушить все почитаемые местными жителями объекты.
4. Даже если среди
обнаруженных пещер и есть знаменитая Махпела, то она, согласно одному
библейскому отрывку, вероятнее всего пуста. В Мф.27:51–54 сказано, что
после воскресения Иисуса Христа многие святые также воскресли и вышли из
гробниц. И если в истории Израиля были те, кто принадлежал к этой
категории, то среди них обязательно должны были быть и погребённые в Махпеле. Следовательно, эта пещера должна быть пустой. То же самое
гласят и местные сказания. Однако никому не разрешается спускаться в
пещеру и проверять истинность предания.
4.4. Ревекка,
жена Исаака
Авраам стареет и
даёт своему главному слуге задание отыскать в земле, где жили его
родственники, жену для своего сына Исаака. Возле колодца в Харране,
родном городе Авраама, слуга встречает Ревекку, внучку Нахора, брата
Авраама. Посланец вручает отцу девушки подарки, и они оба чувствуют, что
поступают по воле Господа. Поэтому Ревекка в сопровождении слуги Авраама
едет к Исааку и становится его женой.
4.5. Братья
Исаака
Измаил был братом
Исаака, рождённым от Агари. Авраам женился на Хеттуре, от которой у него
родилось ещё шесть сыновей, одним из них был Мадиан. Исаак был
единственным наследником, поэтому Авраам ещё при жизни дал своим
сыновьям от Хеттуры ценные дары. Позднее они отправятся на восток, в
Аравию и к Красному морю. В их числе был и Мадиан, о судьбе которого мы
расскажем в главах 17–19. Авраам умер в возрасте 175 лет и был похоронен
в Хевроне в той же пещере, что и Сарра. Его сыновья, Исаак и Измаил,
организовали похороны. Измаил прожил до 137 лет.
4.6. Заключение
Этой главе,
посвящённой жизни Исаака можно подвести следующие итоги:
-
Исаак был сыном
Авраама и Сарры.
-
Брат Исаака,
Измаил, стал родоначальником многих арабских народов.
-
Авраам был готов
принести Исаака в жертву на горе Мориа, которая впоследствии стала
строительной площадкой Иерусалимского храма, местом распятия Иисуса
Христа, и здесь же находится современный Старый Иерусалим.
-
Исаак нашёл свою
жену Ревекку в Харране (современная юго-восточная Турция), в городе,
откуда все его предки были родом.
-
Сводный брат
Исаака, Мадиан, стал предком народа мадианитян, который позднее
поселился в Аравии, к востоку от Ханаана (современная Иордания и
Саудовская Аравия).
-
Обетование Господа
Аврааму было многократно повторено, подтверждено и запечатлено
принесением Исаака в «жертву».
|