9. Пирамиды и
древнеегипетское искусство строительства
Если гипотеза о том,
что Имхотеп и Иосиф - одно лицо, верна, то искусство строить из тёсаного
камня было открыто в Египте именно Иосифом. Эту технологию можно увидеть
и сегодня в конструкции египетских пирамид. Существует множество теорий по поводу
того, как такие огромные сооружения могли быть построены в столь древние
времена. Наиболее важным вопросом, объединяющим все эти теории, является
следующий: как массивные каменные блоки были подняты на столь большую
высоту без применения методов, известных нам сегодня?
Как же, таким
образом, Иосифу удалось внедрить подобную технологию, и где она
возникла?
Ключ к разгадке
может находиться в иероглифах.
Рис.184
Египетский язык основывается на применении символов.
9.1. Упрощённые
символы
Иероглифы произошли
от упрощённых письменных символов, которые позднее обрели конкретное
значение, описывающее какое-либо событие или понятие, а также
соответствующее определённым буквам и цифрам, располагавшимся в
некоторой иерархической системе. В наши дни мы часто можем встретить
простые понятные символы на дорожных знаках: перекрещенные ложка и вилка
символизируют находящийся поблизости ресторан, а телефонная трубка
сообщает нам, что недалеко находится телефон-автомат. Эти символы
различают легко узнаваемые элементы, которые имеют применение в реальной
повседневной жизни. Ложка и вилка означают, что рядом имеется место, где
можно пообедать. И хотя на знаке это не отображается, для каждого
очевидно, что человек должен есть из тарелки, пить из стакана и сидеть
при этом за столом на стуле (рис.185, 186).
Рис.185, 186
Система символов, как
правило, понятна лишь определённой группе людей, вне которой
символические знаки имеют иное значение, либо не значат ничего.
Если бы символ
перекрещенных ложки и вилки всегда означал слово ресторан, то он мог бы
впоследствии упроститься и стать литерой «Р» (в английском варианте “R”
— прим. перев.). Далее этот символ можно было бы использовать как
в сплошном тексте, так и в дорожных знаках со значением «ресторан» или
«есть». Подобным образом развились большинство письменных языков.
Китайский алфавит до
сих пор имеет в своем основании символы. Для чтения на китайском языке
требуется знать около 3000 иероглифических знаков. Но чтобы понимать
этот язык полностью, нужно уметь распознавать более 10 000 символов.
Значительным преимуществом языка (таковых большинство), основанного на
буквах, из которых образуются различные сочетания, является
необходимость знать лишь около 25 знаков/букв.
Наибольшую трудность
в понимании языка, состоящего из символов, вызывает расшифровка значений
этих символов. Например, значения знака «ресторан» (ложка и вилка) для
каждого очевидно — это столовые приборы, которыми люди едят. Для
человека, приехавшего из Азии, пользующегося для еды палочками и не
знакомого с западной цивилизацией, этот знак не будет иметь смысла. И
наоборот, не для многих людей, скажем, из Чикаго, две перекрещенные
палочки будут символизировать ресторан.
9.2. Расшифровка
букв и символов
По этой причине нам
далеко не всё понятно в древнеегипетской письменности. Обычные
иероглифы, повторяющиеся в различных ситуациях и образующие различные
слова, могут становиться конкретными буквами, и в таком случае их
значение расшифровывается достаточно корректно. С другой стороны, те же
самые иероглифические знаки могут использоваться символически и
приобретать совершенно неожиданные новые значения. Мы не задумываясь
пишем слова, но мало кто знает, почему та или иная буква имеет свою
особую форму.
В древнеегипетском
языке иероглифы играли роль как букв, так и символов, и до определённого
времени с трудом поддавались переводу. Ключом к разгадке египетских
письменных источников стал так называемый Розеттский камень, на котором
имелась надпись, выполненная обычными и упрощёнными иероглифическими
знаками, а также её греческий эквивалент.
Рис.182, 183
Розеттский камень,
найденный в 1799 г., содержит несколько вариантов одного и того же
текста (греческий язык и два вида иероглифического письма). Эта находка
позволила расшифровать древнеегипетские надписи.
Тот факт, что мы
имеем дело с мёртвым языком, также усложняет его понимание. Кроме того,
на Розеттском камне были найдены не все египетские иероглифы. И даже при
наличии этого ключа не каждый текст поддается полной расшифровке.
Розеттский камень был найден в 1799 г. в районе дельты Нила французским
офицером, однако надписи на нём были переведены лишь к 1822 г. в течение
всего XIX
века публиковались варианты перевода текста на нём. Сам камень является
фрагментом стелы с нанесённой на ней около 200 г. до н.э.
благодарственной надписи древнеегипетских жрецов (26).
Поэтому, даже если
известна буква, которую тот или иной иероглиф означает, весьма
затруднительно понять, какой объект или какое понятие она может
обозначать, выступая в качестве символа. Иероглифический знак может
содержаться на печати фараона и быть символом конкретного правителя,
однако, не всегда известно, что именно он означает или
символизирует.
Рис.187, 188
Иероглиф грузоподъёмного механизма часто
отображается в группах по три. Метод утроения символа в древнем
египетском языке говорит об очень большом количестве.
Рис.189, 190
Иероглиф подъёмного
устройства встречается довольно часто – как правило с символом пирамиды.
Три одинаковых знака в древнеегипетском иероглифическом письме имеют
значение "много".
9.3. Необычный
иероглиф
Один иероглиф мало
распространён и встречается в основном в трёх различных контекстах:
здания, перстнях фараонов и печатях Осириса, Исиды и Гора. В Саккаре
этот символ имеется в нескольких вариантах, например на рис.189 легко
различим знак пирамиды, рядом с которым видны три одинаковых иероглифа.
Им зачастую приписывают значение престола, так как они обычно
встречаются рядом с символами фараонов, правителей и сооружений
(например, пирамид). Нет сомнения, что этот знак каким-то образом связан
с важными людьми. Но по какой причине учёные решили, что он обозначает
именно трон?
Ниже изложена суть
гипотезы, появившейся после постройки модели подъёмного устройства для
больших каменных блоков. Возможно, знак «трона» на самом деле означает
часть этого устройства, которое являлось важнейшим элементом в постройке
пирамид для фараонов и членов их семей. Мы подробно рассмотрим наиболее
важные точки зрения и попытаемся доказать, что указанный иероглиф
означал строительный механизм, а не престол.
1.
Первым аргументом является вид
иероглифа: он не похож на трон. Нам известны и другие символы,
означающие царский престол, и выглядящие совсем иначе, которые имеют более
правильные пропорции (33).
2.
Связь иероглифа с конкретными фараонами и пирамидами подразумевает связь
с пирамидами вообще.
3.
Вызывает интерес тот факт, что этот иероглиф обнаруживают
преимущественно в области Саккары, которая, как указывалось в
Главе 8,
была местом постройки первой пирамиды и являлась административным
центром Иосифа.
4.
Использование иероглифа вместе с именами фараонов и древних богов
Осириса, Исиды и Гора позволяет провести параллель с Месопотамией,
откуда Иосиф был родом.
Первый аргумент о
том, что иероглиф не похож на трон, будет оставлен без
комментариев.
Рис.191, 192
Обычное изображение
знака подъёмного устройства (вверху) и его вариант, использованный в
надписях, обнаруженных в Абидосе (справа).
9.4. Подъёмное
устройство
В другом иероглифе,
найденном в Абидосе (30), указана более подробная информация (рис.192).
Предположение о том, что он означал некое устройство, применявшееся в
строительстве пирамид, наряду с описаниями Геродота (умер в 425 г.
до. н.э.), стали толчком к постройке действующей модели подъёмного
устройства. Рассказы древнегреческого историка о том, как сооружали
пирамиды, не воспринимались всерьёз, поскольку он жил много позднее их
постройки. Однако важно помнить, что Геродот записал устные предания и
имел доступ ко многим документам Египта, не дошедшим до наших дней. Вот,
что он пишет о способе возведения египетских пирамид (31):
«Используемый метод
заключался в том, чтобы строить шагами, или как некоторые называют -
рядами или террасами. Когда построение основы было закончено, блоки для
следующего ряда выше основы поднимались от основного уровня
приспособлениями, сделанными из коротких деревянных рычагов; на этом
первом ряде имелось другое, которое поднимало блоки на один уровень
выше, таким образом, шаг за шагом блоки поднимались всё выше и выше.
Каждый ряд или уровень имел собственный набор механизмов одного и того
же типа, которые легко перемещали грузы с уровня на уровень. Завершение
построения пирамиды начиналось сверху с самого верхнего уровня,
продолжалось вниз, и заканчивалось самыми нижними уровнями, находящимися
ближе к земле».
На основании этой
информации был сделан принципиальный чертёж, показанный на рис.193.
Рис.193
Основной принцип
работы подъёмного устройства был определён благодаря соответствующему
ему иероглифу.
Рис.194
Для пребывания в
царстве мёртвых Тутанхамона снабдили многими вещами – в том числе
основными частями от подъёмного устройства для строительства пирамид.
Обнаруженные в
гробнице Тутанхамона предметы (рис.194) позволили дополнить схему
подъёмного устройства, как показано на рис.195. Сегодня эти детали,
предположительно от подъёмника, хранятся в Египетском Государственном
музее в Каире. По-видимому, эти находки представляли такую же важность
для путешествия фараона в страну мёртвых, что и колесницы, оружие, троны
и пища. Точное предназначение этих предметов не было определено -
высказали лишь предположение, что они являлись частями салазок, на
которых при строительстве пирамид перемещали каменные блоки.
Деревянные бруски
висят в музее вверх ногами, потому что никто не знал, какую функцию они
на самом деле выполняли. Маловероятно, чтобы эти предметы играли роль
рабочих элементов салазок - полозьев. На рис.195 показано их возможное
расположение в подъёмном устройстве.
Рис.195
Принцип работы
подъёмного механизма, созданного для поднятия тяжёлых каменных блоков.
Отверстия в земле предназначались для обеспечения стабилизации всей
конструкции.
Согласно выдвигаемой
нами гипотезе, находка из гробницы Тутанхамона могла выступать ключевой
деталью приспособления, без которого строительство пирамид было бы
невозможно. Когда хоронили фараона, в его усыпальницу помещали важные
предметы, необходимые для его пути в царство мёртвых (например, еду), и
кроме того, правителя снабжали вещами, которые могли потребоваться для
исполнения им обязанностей фараона в загробном мире. По этой причине в
гробнице были троны, боевые колесницы и главные составляющие (рычаги)
механизмов, использовавшихся для постройки пирамид и храмов.
Рис.196
Система из нескольких
рычагов позволяет поднимать тяжёлые каменные блоки.
На рис.196 показан
большой каменный блок, который перекатили на брёвнах и поместили на
подъёмное устройство. Для равномерного распределения массы
использовались несколько рычагов, соединённых верёвками с
бревном-барабаном, обеспечивавшим одновременное движение этих рычагов.
Поднятые таким способом каменные блоки перекладывали/перекантовывали на
другой подъёмник, шаг за шагом поднимая груз на нужную
высоту.
Рис.197, 198, 199
Деревянная модель
подъёмного механизма. Наиболее важные её части, вероятно, имели
иероглифическое обозначение. Нерасшифрованный символ с формой звезды мог
означать вал для наматывания каната, «лучи» звезды символизируют ручки
барабана. Значение иероглифа на рис.198 также не установлено, однако он
вполне мог являться рычагом подъёмного устройства. В научной литературе
есть предположение, что этот символ обозначал некий деревянный артефакт,
функции которого неизвестны.
9.5. Другие
иероглифы
Есть ещё два
иероглифических знака, по всей видимости, связанных с описываемым
подъёмным устройством. Первый из них походит на катушку ниток. Мы
полагаем, что этот иероглиф означает бревно, на которое наматывалась
верёвка, когда устройство работало на подъём. Верхний компонент этого
знака может символизировать рукоятку лебёдочного механизма или
вращающуюся с ручками, за которые держались, наматывая верёвку на
барабан. Иероглиф на рис.197 можно сравнить с лебёдкой, показанной на
рис.200.
Рис.200, 201, 202
Деревянная модель
подъёмного устройства.
Другой символ (рис.199) является практически точной копией одного из деревянных объектов,
найденных в гробнице Тутанхамона (рис.198), которые, согласно гипотезе,
связаны с устройством подъёма грузов. Иероглиф повторяет его пропорции,
углы и небольшие, но игравшие важную роль выступы, вероятно являвшиеся
стопором в механизме. В словарях даётся значение того знака -
конструкция, состоящая из скреплённых деревянных брусков, что идеально соответствует гипотезе о том, что это
- деталь приспособления
для подъёма грузов.
Знак «трона» (рис.191) также встречается в сочетании с символами верёвки и шара. Словарь
иероглифов (33) переводит такую комбинацию как «строительный инструмент
с грузом или отвесом». Вероятно, такое описание является наиболее
верным. В контексте нашей гипотезы строго вертикальное положение
(обеспечивавшееся отвесом) было очень важным фактором в процессе подъёма
груза, так как в случае неустойчивого положения или при несоблюдении
вертикали каменный блок мог скатиться с платформы подъёмника.
Примечателен тот факт, что упрощённая версия иероглифа (без
символов шара и верёвки) почему-то приобретает значение «трон».
Вполне вероятно, что впоследствии этот символ был упрощён, но вначале он
обозначал - «строительный инструмент». Впрочем, независимо от того, какой предмет
данный иероглиф символизирует - трон (что маловероятно) или важный
строительный механизм (что более правдоподобно), вполне естественно
было бы отметить его связь с верховным правителем Египта.
9.6. Подъёмное
устройство
Можно ли поднимать
грузы при помощи такого механизма? На рис.200–202 показана его
небольшая, выполненная из дерева модель, в исходной позиции и в положении
максимального подъёма. Упрощённая действующая модель в натуральную
величину, сконструированная из досок и брусьев, смогла поднять
автофургон. Для этого потребовались незначительные усилия
четырёх человек, одновременно вращавших четыре лебёдки.
Расчёты показали,
что для поднятия 25-тонного каменного блока понадобится механизм,
состоящий всего из восьми пар рычагов. Построить устройство такого
размера было вполне реально в древние времена.
Рис.203
Действующая модель
механизма позволяет относительно легко поднимать такие грузы, как
автофургон. Подобные устройства (правда, больших размеров) позволяли
поднимать и устанавливать большие каменные блоки.
Рис.204
Как все эти каменные
блоки были подняты на такую высоту?
Для того чтобы эта
тяжёлая конструкция (подъёмное устройство с каменным блоком) не
сдвинулась с места во время работы, требовался особый крепёжный
механизм. В скалистом основании пирамиды Хеопса проделаны отверстия круглой или квадратной формы
(рис.205 и далее), в которые вставлялись
деревянные балки основания устройства для его стабилизации. Будучи прочно зафиксированным таким образом, подъёмник мог
работать с тяжёлым грузом (рис.195).
Вся пирамида
окружена этими симметрично расположенными круглыми и квадратными
отверстиями (рис.205–211). Диаметр круглых отверстий колеблется от
15–20 до 60–70 см. Некоторые углубления диаметром 15–20 см расположены в
виде прямоугольников с шагом 1–2 м. Более крупные отверстии (60–70 см в
диаметре) проделаны в 3.3 м друг от друга и в 3 м от подножия пирамиды.
Они показаны на рис.205 и 206.
Рис.205, 206
Вокруг пирамиды Хеопса
имеются симметрично расположенные отверстия в земле.
Эти ямы были
засыпаны камнями, чтобы в них не упали люди. Рис.207 и 208
иллюстрирует, как отверстия вырезались в каменном грунте.
Рис.207, 208
Рис.209, 210
Рис.211
Вокруг пирамиды Хеопса
были обнаружены отверстия в земле. Их заполнили гравием и камнями.
Расположение этих углублений предполагает некоторую систему,
обеспечивавшую устойчивость подъёмных устройств.
Квадратные
углубления имеют размеры в среднем 60х60 см (рис.209 и 210) и
располагаются на одной линии с шагом 4 м (рис.211). Эта линия проходит
параллельно периметру пирамиды примерно в 6 м от её подножия. Некоторые
из отверстий имеют прямоугольную форму со сторонами 60х80 см.
Очевидно, что
доказательств того, что иероглиф «трона» означает подъёмное устройство
(для строительства пирамид), больше, чем в пользу «тронного»
истолкования. Гипотеза о том, что этот иероглиф символизирует рычаг в
подъёмном механизме, способном поднять предметы огромной тяжести, была
проверена на практике: проводились эксперименты с грузами разных
габаритов и веса, включая автомобили. Согласно подсчётам, такое
устройство позволяло поднимать блоки весом до 50 тонн, что также подходит
под описание Геродотом строительства пирамид (31).
Далее, символ
пирамиды нередко встречается в сочетании с тремя одинаковыми иероглифами
«рычага» (рис.187-190). Это ещё раз говорит в пользу гипотезы о связи таких
знаков со строительством пирамид, для чего требовалось очень много рычагов. Число «три» в древнеегипетском иероглифическом письме имело
значение «много». Если бы знак «рычага» символизировал трон, то его
троекратное написание означало бы «несколько престолов», что наверняка
не пришлось бы по душе фараону (один правитель - один трон).
Рис.212a
На верхних частях
некоторых пирамид в Гизе сохранилось наружное покрытие.
9.7. Связь с
Осирисом
В Библии и Коране
имеется рассказ о могущественном царе по имени Нимрод,
который правил Месопотамией (область между Евфратом и Тигром). Нимрод основал город
Вавилон. Здесь, с целью достичь небес, была простроена башня, получившая
название Вавилонской. Её миссией являлось спасение человечества в случае
нового всемирного потопа. Нимрод провозгласил себя верховным божеством,
каковым для древних египтян был Осирис.
Согласно
ассиро-вавилонским легендам, Нимрода убили, а его тело рассекли на
куски. У его жены, Семирамиды, родился сын Таммуз, который был зачат
якобы после смерти Нимрода и провозглашён инкарнацией (воплощением)
своего отца. Эти персоналии с божественными качествами встречаются и в
египетской мифологии, но под другими именами (Таблица 4).
Таблица 4.
Связь между вавилонскими
и египетскими божествами |
Вавилонские
боги
и их описание |
Египетские
боги
и их описание |
Нимрод
- Верховное божество (бог всех богов)
- Построил первый зиггурат (строение
пирамидальной формы)
- Убит
- Его тело рассекли на части |
Осирис
- Верховное божество (бог всех богов)
- Принёс знания об искусстве строительства
пирамид
- Убит
- Его тело рассекли на части |
Семирамида
- Жена Нимрода |
Исида
- Жена Осириса |
Таммуз
- Сын Семирамиды и Нимрода
- Родился после смерти отца
- Считался новым воплощением (инкарнацией)
своего отца |
Гор
- Сын Исиды и Осириса
- Родился после смерти отца
- Считался новым воплощением (инкарнацией)
своего отца |
Абсолютная схожесть
двух легенд - налицо. Разница лишь в том, что разные культуры наделили
героев сказаний собственными именами. Точнее, когда это предание попало
в Египет из Месопотамии, её героям были даны египетские имена.
Рис.212b
Существует ли связь
между Иосифом и египетскими пирамидами?
9.8. Иосиф и
Месопотамия
Родственники Иосифа
пришли из Месопотамии, где Нимрод был известным человеком. Авраам
оставил эту страну и переселился в Ханаан, где позднее родится Исаак,
внуком которого станет Иосиф. Существует большая вероятность того, что
между месопотамским зодческим искусством и так называемым египетским
«ноу-хау» в возведении пирамид имеется связь, которую обеспечил
появившийся в Египте Иосиф (вначале в качестве раба, затем получившего
статус второго человека в стране). Мы также знаем, что его называли
«великим зодчим». Поэтому имеются все основания полагать, что именно
Иосиф привнёс в Египет искусство строительства. Библия повествует о том, как Господь давал ему
бесценные знания, причём во время сна.
Связь с Месопотамией
(предположительно, через Иосифа) объясняет «неожиданное» изобретение
технологии возведения пирамидальных структур в Египте, и как это знание
проникло к египтянам. На перстнях и печатях месопотамских правителей
(божеств) также изображались иероглифы «трона» (или, вернее, «подъёмного
рычага»), что служит ещё одним доказательством связи между зодческим
искусством этих двух государств.
К всему
вышесказанному можно добавить замечание о гипотезе, что Саккара являлась
центром администрации, главой которой был Иосиф. Именно там власти
Египта аккумулировали невероятно огромные средства, сбывая запасы зерна
населению страны и близлежащих государств и областей. Вырученные
средства и позволили претворить крупномасштабные строительные проекты в
жизнь.
9.9. Заключение
Гипотеза о том, что
искусство строительства пирамид связано с Имхотепом/Иосифом,
подтверждается следующими фактами:
-
Строительные
технологии могли придти в Египет из Месопотамии - родной культуры
Иосифа и его семьи, где имелся опыт постройки зиггуратов,
пирамидальных структур и высоких башен.
-
Египетские
правители/боги, имевшие схожую с некоторыми месопотамскими царями
биографию, носили символ «рычага» на своих печатях.
-
Иероглиф «рычага»
часто употребляется со знаком пирамиды.
-
Иероглиф «рычага»
- сравнительно редко встречающийся символ (он имеется лишь в районе Саккары, которая являлась первой строительной площадкой египетских
пирамид). Согласно основной гипотезе Главы 8, Саккара также являлась
центром администрации Иосифа.
-
Собранные и
записанные около 2300 лет назад Геродотом фольклорные знания
(письменные и устные предания) о способе возведения пирамид,
согласуются с гипотезой о существовании у египтян особого
строительного механизма.
-
Модель (как
небольшая, так и в натуральную величину) подъёмного механизма,
построенная на основании иероглифа «рычага» и находки в гробнице
Тутанхамона, подтвердила свою работоспособность. Произведённые расчёты
показывают, что такое устройство позволяло поднимать каменные блоки
весом до 50 тонн.
-
Настенные надписи
в Саккаре, где распространено сочетание трёх (в значении «много»)
иероглифов «рычага» и одного символа пирамиды, выступают в поддержку
гипотезы о том, что это всё же знак подъёмного устройства, а не
престола (или нескольких престолов).
Итак, имеются все
основания полагать, что между иероглифом «рычага», Саккарой, Иосифом и
действующим подъёмным устройством для строительства пирамид существует
чёткая связь. Наше предположение находит поддержку в описываемой
древнегреческим историком Геродотом технологии постройки египетских
пирамид, равно как и обнаруженные отверстия вокруг пирамиды
Хеопса (очевидно, являвшиеся углублениями для стабилизаторов/крепёжных
балок подъёмников) тоже говорят в пользу нашей гипотезы.
Заключение к
первой части
В первой части книги
были проанализированы библейские тексты Быт.11:27–50:26. Этот период
находится приблизительно между 1996 г. до н.э. (рождение Авраама) и
датой смерти Иосифа в 1635 г. до н.э. (рис.213).
Рис.213
Заключительная схема
родословной от Авраама до Иосифа
В этой части мы
проследовали за Авраамом, Исааком и Иаковом из Ура Халдейского в Ханаан.
Имеются веские доказательства, что древний Ур располагался на месте
современной Урфы (Турция). Утверждения, что он мог находиться в других
районах (например на территории современного Северного Ирака) являются
безосновательными. Патриархи поселились в Ханаане. Помимо всего прочего,
мы рассмотрели некоторые примечательные события того периода, например - дождь из горящей серы, пролившийся над районами, где, судя по описанию,
располагались древние города Содом и Гоморра.
Далее, мы совершили
путешествие по местам, древние названия которых сохранились до наших
дней, что способствует их точной идентификации. Например, нам достоверно
известно, где находится могила Рахили (близ Вифлеема), которая была
матерью Иосифа, сыгравшего важную роль в истории Египта. Многие факты
свидетельствуют, что Иосиф и Имхотеп - историческая личность, наделённая
божественными свойствами - одно лицо.
Если данная гипотеза
верна, то вся история Египта по-новому предстает взору археологов и
исследователей, так как библейские тексты могут быть признаны
источником, достоверно описывающим историю страны и отдельных личностей
и событий. Если Иосиф был Имхотепом, то это означает, что
древнеегипетскую цивилизацию связывает с израильтянами намного больше,
чем считалось до сих пор. Об этом речь пойдёт в Части
II нашей
книги.
|