8. Имеются ли
упоминания об Иосифе в истории Египта?
Библия утверждает,
что Иосиф не просто жил в Египте, но и сыграл важную роль в управлении
хозяйственными делами страны. Он был правителем, подчинявшимся
непосредственно и исключительно фараону. Закономерным был бы вопрос:
упоминается ли этот выдающийся человек в египетской истории? Если да, то
имеются ли археологические свидетельства, подтверждающие этот факт?
Рис.143
Статуя Имхотепа,
сделанная много лет спустя после его смерти.
8.1. Имхотеп
Во времена правления
третьей династии на исторической сцене Египта появляется необычный
человек по имени Имхотеп (рис.143). Факт его существования
подтверждается археологическими открытиями. Многие годы учёные
сомневались в том, что Имхотеп был реальным человеком, так как им с
трудом верилось, что одна историческая личность может сочетать в себе
столько незаурядных качеств и талантов. Иногда его даже называют
египетским Леонардо да Винчи. Впрочем, Имхотеп был не просто талантливым
человеком. Если великий итальянский учёный был гением во многих
отраслях, то Имхотепу приписывали свойства божественные. Египетский жрец
Манефон писал: «во время его
[фараона Джосера 3-й
династии] царствования жил Имоут [или Имхотеп], который
благодаря своим познаниям в медицине получил репутацию Асклепиуса
[греческого бога врачевания] среди египтян; он же был автором
искусства строительства из тёсанного камня» [в квадратных скобках
-
примечания автора книги].
Рис.144
Ступенчатая пирамида в
Саккаре.
8.2. Имхотеп и
Иосиф. Сравнение
Когда производились
раскопки ступенчатой пирамиды в Саккаре (рис.144) в 15 км к югу от
знаменитых пирамид в Гизе, там были обнаружены останки статуи (ступни) (15).
На основании этой статуи вырезаны имена Джосера и Имхотепа со следующим
комментарием: «Имхотеп,
Советник Правителя Нижнего Египта, Управляющий при Фараоне,
Распорядитель Великого Дворца, Наследный Господин, Верховный Жрец
Гелиополя, Имхотеп, Зодчий, Скульптор, Создатель Каменных Ваз…»
Может ли эта надпись
быть описанием Иосифа?
«Сие понравилось
фараону и всем слугам его. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы
такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон
Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и
мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться
будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал
фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял
фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в
виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на
второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И
поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я
фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей
земле Египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в
жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле
Египетской» (Быт.41:37–45).
Вероятно, Иосиф был
единственным, кому удалось добиться столь высокого доверия фараона. Ему
были предоставлены все регалии того времени (кроме чина фараона),
несмотря на то, что он не являлся членом семьи правителя и был иностранцем.
Перстень правителя
наделяет своего владельца властью и свидетельствует о его авторитете.
Подобное явление присутствует во многих культурах, хотя в наши дни
государственных документы и международные договоры подкрепляются не
оттиском перстня с царской печатью, а подписью президента или
премьер-министра в присутствии средств массовой информации.
Рис.145
Древнеегипетский
перстень с печатью.
Передача Иосифу
перстня с печатью фараона означала наделение его неограниченной властью
(рис.145). Выражаясь современным языком, Иосиф исполнял функции
государственного премьер-министра - должность, на которую впервые, согласно
истории, был поставлен Имхотеп: он первым вступил на такую значительную
и многогранную должность в Древнем Египте. Сравнивая этих двух людей,
обнаруживаем поразительное сходство.
8.3. Имхотеп и
Иосиф. Древняя надпись
На нильском острове
Сихил найдена настенная надпись, являющаяся связующим звеном между
Иосифом и Имхотепом. Этот остров расположен чуть ниже места, где в Нил
впадает его первый приток Икатеракт (15). В надписи говорится, что она
является копией документа, написанного самими фараоном Джосером на
восемнадцатом году его правления. Эта копия была сделана спустя тысячу лет после событий, которым посвящена надпись. В ней сказано о
семи голодных и семи урожайных годах. Давайте сравним отрывки из этой
надписи с библейским текстом:
1. «Я был в
бедствии, сидя на великом престоле» (выдержка из надписи).
«Утром смутился дух
его» (Быт.41:8).
2. Согласно тексту
надписи, фараон обеспокоен приближающимся голодом и просит Имхотепа
помолиться богу Нила: «Я спросил Распорядителя… Имхотепа, сына
Птаха…, где рождается Нил? Как зовут его бога? Кто есть истинный
Бог?» Имхотеп отвечает: «Мне необходимо получить наставление Того, Кто
дарует благословение» (выдержка из надписи).
Рис.146
Нил является основной
рекой Египта. На его берегах были построены наиболее важные города:
Саккара, Гиза, Фивы, Луксор и т.д.).
Иосиф отвечает
фараону: «Это не моё; Бог даст ответ во благо фараону»
(Быт.41:16).
В египетском тексте
Имхотеп назван сыном Птаха - божества, которое религия Египта определяет
как величайшего бога, создателя всего, включая других богов. Иосиф
свидетельствует о своей вере в единого Бога, творца всего сущего. В этом
смысле Иосиф отличается от Имхотепа, так как верует лишь в одного
Бога-создателя всего. «Птахом» в Египте называли бога,
владычествовавшего над всеми богами. Логично было бы предположить, что
египтяне присвоили Иосифу титул «сын Птаха», потому что так было
заведено. Богоподобие же ему вменили много лет спустя, после его смерти.
Следует также отметить, что согласно надписи, Имхотеп и сын Птаха - одно
лицо.
3. Надпись сообщает,
что Имхотеп отвечает на вопрос фараона и рассказывает о боге Нила и том,
где он живёт. В Библейском тексте Иосиф истолковывает сон фараона. Текст
надписи повествует о том, что во сне фараону явился бог Нила - Хнум,
который предрёк обмеление великой реки и наступление семилетнего голода,
который сменится семью годами благоденствия.
Эта информация до
мельчайших подробностей соответствует описанию сна, который был
истолкован Иосифом для фараона - за исключением последовательности двух
периодов. Библия говорит, что семь урожайных лет наступят прежде
голодных: «И сказал Иосиф
фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.
Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет:
сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет,
также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет
голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал
фараону. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле
Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то
изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет
прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он
будет очень тяжел. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что
сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие»
(Быт.41:25–32).
Голодные времена -
явление нередкое, но лишь однажды в египетской истории (а точнее, только
в указанной надписи) упоминаются семь лет благоденствия и семь трудных
лет, пусть и с последовательностью иной, чем в Библии.
Необходимо заметить,
что в библейском тексте хронология двух семилетних периодов ближе к
истине, чем их последовательность в надписи, так как последняя была
сделана через 1000 лет после описываемых событий. Несмотря на
предпринятые в течение урожайных лет меры, население Египта и граничащие
с ним страны почти полностью исчезли. Впрочем, если бы страна не
подготовилась к голоду, то опустел бы весь средиземноморский регион. В
течение долгих семи лет люди не могли ни сеять, ни собирать урожай. Без
значительных запасов зерна и продуктов питания не выжило бы ни одно
государство.
Рис.147
Истолкование сна
фараона имеется не только в библейском тексте, но и в египетской
истории.
4. Далее в надписи
говорится, что фараон Джосер поклялся Хнуму обложить 10-процентным
налогом всех своих подданных, исключая жрецов. Налог взимался со всего
собранного урожая.
Надпись повествует о
том, как Джосер просит Имхотепа помочь приготовиться к великому голоду.
Имхотеп отвечает, что ему необходимо поговорить с Богом, поскольку не
может дать ответ сам. Фараон видит сон, предвещающий вышеописанные
события (но в последовательности, обратной библейскому пророчеству).
Имхотеп облагает 10-процентным налогом весь народ (кроме жрецов), чтобы
вся страна смогла пройти через кризисный период.
Всё это содержится и
в библейском тексте. Фараон спрашивает Иосифа, как выжить в грядущем
семилетнем бедствии. Израильтянин полагается на Бога во всём, что
делает, и истолковывает вещий сон, который видит правитель. В течение
следующих семи лет Иосиф облагает весь народ 20-процентным налогом,
исключая лишь жрецов. Эта мера помогла стране справиться с кризисом.
«Да повелит
фараон поставить над землёю надзирателей и собирать в семь лет изобилия
пятую часть [всех произведений] земли Египетской»
(Быт.41:34).
«…когда будет
жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на
засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на
пропитание детям вашим»
(Быт.47:24).
«Только земли
жрецов не купил [Иосиф], ибо жрецам от фараона положен был участок, и
они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали
земли своей» (Быт.47:24).
С целью подгонки
истории под египетскую религию многие библейские факты были египтизированы. Например, божество Хнум отвечало за ежегодный паводок в
дельте Нила; оседавший при этом на почве ил был непременным условием
хорошего урожая. Обмеление реки и отсутствие паводков, согласно
верованиям египтян, также были во власти Хнума.
Полагают, что
надпись сделали во
II в до н. э. жрецы Хнума, чтобы
обосновать некоторые свои права и привилегии. Отрывок из этой надписи
утверждает, что фараон даровал их богу участок земли и право собирать
подать. На нильском острове Фило
(17) есть похожая надпись, указывающая, что фараон Джосер наградил теми
привилегиями их бога. Другими словами, одна и та же история встречается
в нескольких вариантах, целью которых является извлечение выгоды
отдельными группами египетских жрецов (15, 16).
Рис.148
Пустыня Сахара
расположена к западу от Саккары.
Рис.149
Плодородная долина
Нила находится к востоку от Саккары.
8.4. Имхотеп и
Иосиф. Врачебное искусство
Имхотеп - первый
врач, упоминаемый в исторических документах. Его сравнивают с Асклепием,
греческим богом врачевания. Мы не располагаем информацией относительно
того, был ли и Иосиф доктором, однако в библейском тексте имеется одна
вызывающая интерес фраза: «И повелел Иосиф
слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали
Израиля» (Быт.50:2).
Иными словами, Иосиф
имел в своём подчинении врачей. Способ исцеления, которое даровал Имхотеп, после того как был провозглашён богом, также проводит некоторую
параллель между этими двумя людьми. В древнегреческом тексте (19)
упоминается одно святое место (или храм) в Мемфисе (египетском городе
недалеко от Саккары), куда отовсюду приходили люди, чтобы получить
исцеление от Имхотепа. Там они молились ему и приносили жертвы, после
чего проводили в храме одну ночь. Бог Имхотеп приходил к ним во сне и
исцелял их.
За той важной ролью,
которую Иосиф сыграл в истории Египта, стояла его необычная способность
видеть пророческие сны и истолковывать сновидения других. Таким образом,
Иосиф обладал, по меньшей мере, двумя качествами, связывавшими его с
искусством врачевания: во-первых, он имел в своём подчинении докторов и,
во-вторых, через его сны Бог являл чудеса.
8.5. Имхотеп и
Иосиф. Мудрые наставления
Иосиф был отмечен
фараоном как человек, обладающий мудростью: «И сказал фараон
Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и
мудрого, как ты» (Быт.41:39).
В Пс.104 также
обращается внимание на мудрость Иосифа: «он
наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости»
(Пс.104:22).
Имхотеп был известен
как человек, изрёкший множество слов, исполненных мудрости. Одним из
документальных исторических источников являются «Слова Имхотепа», где
сказано «Я слышал слова Имхотепа» в значении «мудрые слова». Притчи
Имхотепа были на устах у людей того времени. Его собственные записи не
сохранились, но нам известно о существовании пяти советников фараона,
жрецах Гелиополя, носивших титул «Пта-Хотеп», которым принадлежали
мудрые высказывания. Возможно, преемники Имхотепа продолжили традицию
записывать изречения, но точные имена их авторов затерялись в веках,
поэтому эти притчи приписывались тем, кто исполнял те же функции, что и
Имхотеп и Пта-Хотепы (15).
Кроме того, следует
заметить, что между некоторыми изречениями Имхотепа и наставлениями в
библейской Книге Притч имеется довольно близкое сходство. Это можно
объяснить двояко: любо Книга Притч, являющаяся собранием мудрых
изречений, произошла от египетских литературных источников, либо
наоборот. Вполне вероятно, что Иосиф (Имхотеп) был первым, чьи
высказывания вошли в Книгу Притч, развитие которой могло пойти по двум
направлениям: с одной стороны, она стала частью египетского фольклора
как мудрые изречения сына единого бога (Имхотепа, сына Птаха); с другой
стороны, израильтяне могли записать эти изречения, взять их с собой и
позднее включить в Книгу Притч. Библия не указывает, кто именно был
автором этой книги, многие главы которой приписываются мудрому царю
Соломону.
Были обнаружены
папирусные свитки, являющиеся копиями «Наставлений Пта-Хотепа» (20).
Некоторая часть «Наставлений» не представляет для нас особой ценности,
однако, в конце рукописи автор пишет, что его жизнь подходит к концу,
что ему 110 лет и что он получил такие награды и такое признание
фараона, каких никто до него не удостаивался.
Рис.150
Пирамиды в Гизе (фото
со спутника).
Рис.151
Знаменитые пирамиды в
Гизе находятся примерно в 15 км от ступенчатой пирамиды в Саккаре.
Из Библии мы узнаём,
что Иосиф был высоко отмечен фараоном, который делегировал ему огромную
власть, за исключением привилегий, принадлежавших только фараону. Фараон даже вручил Иосифу перстень с царской печатью,
наделявший его неограниченными полномочиями (Быт.41:37–45). Библия
также сообщает, что Иосиф знал о своей приближающейся смерти, и что он
умер в возрасте 110 лет: «И жил Иосиф в
Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел
Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына
Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я
умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой
клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых,
говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста
десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте»
(Быт.50:22–26).
Во время правления
3-й династии не могло быть много людей, занимавших уникальное положение
в Египте, являвшихся авторами мудрых изречений и умерших в возрасте 110
лет. Все эти детали говорят о поразительном сходстве Имхотепа и Иосифа.
По одной из гипотез
110 лет - символический возраст, приписываемый любому влиятельному
человеку. Если это и так, то Имхотеп и Иосиф обладали равными почётными
регалиями и были влиятельными людьми. Вероятнее всего, указанный возраст
был всё же реальным, так как Библия с точностью упоминает, сколько лет
прожил тот или иной человек. Например, Авраам умер в 175 лет, Исаак - в
180, а Иаков - в 137. Если бы 110 лет были символической цифрой, то все
патриархи имели бы один и тот же возраст.
8.6. Имхотеп и
Иосиф. Одно время
Нам неизвестно,
сколько процарствовал фараон, прежде чем он встретился с Иосифом. Когда
к правителю привели израильтянина, чтобы тот истолковал его сон, фараон
уже обладал очень большой властью и авторитетом.
То же самое
относится и к советнику фараона Джосера. В записях о раннем периоде
правления фараона Имхотеп не упоминается. О нём нет никаких сообщений ни
на памятниках, ни на других подобных сооружениях. Например, архитектором
могилы Джосера в Бейт-Халлак (построена сразу после прихода фараона к
власти) являлся не Имхотеп. Здесь были обнаружены оттиски имён Джосера,
его матери и членов царской администрации. Упоминание же об Имхотепе
отсутствует.
Это говорит о том,
что богоподобный советник ещё не появился на сцене. Назначение
высокопоставленных чиновников (членам семьи правителя отдавалось особое
предпочтение) обычно производилось сразу после прихода фараона к власти.
Важным является тот факт, что Имхотеп стал первым в истории Египта, кто
занял столь высокий пост.
Несколько надписей
свидетельствуют ещё об одном важном обстоятельстве: некоторые титулы Имхотепа говорят о том, что он не мог быть членом царской семьи, но был
поставлен на высокий пост, благодаря собственным заслугам. Подобный факт
является уникальным в истории Египта, поскольку обычно на должность
верховного советника назначался сын фараона. В этом отношении фигуры
Имхотепа и Иосифа также имеют большое сходство.
Рис.152, 153
Библейский город Он
находился там же, где расположен сегодня Гелиополь. Он являлся
резиденцией верховного жреца Египта.
8.7. Имхотеп и
Иосиф. Священнический сан
Имхотеп был жрецом в
городе Гелиополе (его библейский эквивалент - город Он), располагавшийся
близ современного Каира. Тесть Иосифа - Потифер, служил жрецом в Оне, когда Иосиф женился на его дочери
- Асенефе (Быт.41:45), которая уже очевидно достигла совершеннолетия, следовательно Потиферу должно было быть около 40 лет. В древнем Египте люди редко жили
более 50 лет. По египетским меркам Иосиф являлся долгожителем - прожил 110 лет.
Вполне возможно, что
Иосиф мог стать жрецом Она после смерти своего тестя. Вероятнее всего,
так оно и было, поскольку Иосиф занял позицию второго (после фараона)
человека в стране, которого сам правитель назвал мужем Божьим,
обладавшим великой мудростью. Египетские цари всегда считались
наместниками различных богов. Верховный жрец Она не являлся служителем
определённого божества, но, очевидно, удостаивался этого сана как
человек с большим политическим влиянием. Так или иначе, Имхотеп и Иосиф
имели прямое отношение к жреческому двору в Гелиополе.
8.8. Имхотеп и
Иосиф. Строительство пирамид
Имхотеп имел честь
быть создателем и дизайнером первой египетской пирамиды. Ему также
принадлежала идея строить из тёсаного камня, а не из глиняных кирпичей.
Если проанализировать всю историю Египта, то нетрудно заметить, что
именно во время правления Джосера страна имела наибольшую власть и
влияние. Одной из причин процветания Египта стали средства, вырученные
от продажи зерна египетскому населению и представителям близлежащих
стран во время семилетнего голода.
В период семи лет
изобилия и хорошего урожая под руководством Иосифа был создан
административный центр, который занимался заготовкой, хранением и сбытом
большого количества зерна (согласно библейскому описанию).
Археологические исследования позволили обнаружить большой комплекс, в
котором находились усыпальница фараона и огромные бункеры или хранилища
(предположительно зерна). Этот комплекс называют Ступенчатой Пирамидой в
Саккаре (рис.156), которую мы сейчас рассмотрим более подробно.
Рис.154, 155, 156
Комплекс в Саккаре -
ступенчатая пирамида и другие строения, были окружены величественной
стеной с единственным входом.
Эта пирамида была
первой из всех египетских пирамид. Она, вместе с прилегающими к ней
постройками, окружена великолепно украшенной стеной (рис.157 и 158).
Рис.157
Стена и единственный
вход в комплекс в Саккаре.
Рис.158
Часть стены,
окружавшей Ступенчатую пирамиду.
Через главный вход с восточной стороны можно попасть в длинный зал с 40
колоннами (по 20 вдоль каждой стены). Все колонны соединены со стенами
вертикальными перегородками, образуя между собой замкнутое пространство
(рис.159).
Рис.159
40 колонн у главного
входа.
Пройдя мимо этих колонн, мы оказываемся перед рядом
просторных шахт, уходящих глубоко под землю.
Рис.160, 161, 162, 163
Глубокие, больших
размеров шахты в Саккаре. На верхнем снимке показан окружённый стеной
вход в одну из них. На трёх фотографиях ниже показаны шахты, сделанные в
каменистом грунте Саккары.
Существует гипотеза,
что шахты служили гробницами, несмотря на их гигантские размеры,
которые, вкупе с формой сводов, свидетельствуют об иной функции этих
шахт (рис.160–163). Все шахтные стволы соединены центральным тоннелем
(рис.164) и выходят на поверхность. В одну из шахт ведёт лестница,
доходящая до её дна (рис.165).
Рис.164
На этом чертеже видно,
что все шахты связаны между собой.
Рис.165
Одна из шахт снабжена
лестницей, ведущей на дно шахтной системы.
Утверждение, что это
- гробницы, не может соответствовать истине, поскольку они имеют
огромные размеры и большие горловины, выходящие на поверхность. Здесь не
было обнаружено следов попыток замаскировать шахты, как это принято
делать с любыми погребальными сооружениями. Вход в усыпальницу всегда
запечатывался, так как усопшего хоронили вместе с его имуществом. Кроме
того, к фараонам относились с большим уважением и страхом, считая их
земными наместниками богов, которым надлежало покоиться с миром, не
будучи потревоженными расхитителями гробниц.
Следует также
отметить, что все усыпальницы вокруг имеют схожую традиционную форму и
их вход всегда запечатывался и маскировался. Описываемые шахтные стволы
обнаружены лишь в одном месте в Египте, и очень не похоже на то, что они
были созданы для погребения. Аргумент, приводимый в качестве объяснения
необычного строения «шахт-гробниц», что их форма обусловлена
особенностями состава почвы в этой местности, не выдерживает критики,
так как в том же районе найдены гробницы традиционного дизайна.
Эти вертикальные
шахты с открытыми выходами должны были использоваться иначе. В гробнице
фараона, находящейся под Ступенчатой Пирамидой, имеются обычные
хранилища, куда помещалась еда для умершего. Шахтные стволы не могли
выполнять эту функцию.
Библия описывает,
как Иосиф организовал постройку сети зернохранилищ по всей стране:
«И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его
над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею
надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех
произведений] земли Египетской; пусть они берут всякий хлеб этих
наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в
пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет
голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от
голода»
(Быт.41:33–36).
«И скопил Иосиф
хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо
не стало счета» (Быт.41:49).
Вероятно это был
исключительно грандиозный проект, по завершению которого египтяне
соорудили шахты и хранилища для зерна. Чтобы обеспечить его сохранность
в течение всех семи лет, эти помещения должны были быть сухими и
прохладными. Подземные зернохранилища в пустынной местности,
предположительно оборудованные деревянными люками, закрывавшими
выходящие на поверхность горловины шахт, идеально отвечали всем
требованиям хранения. Семь лет бедствий оказали сильное влияние как на
Египет, так и на окружавшие его страны. Вот, что говорится об этих годах
в Библии: «И прошли семь лет
изобилия, которое было в земле Египетской, и наступили семь лет голода,
как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской
был хлеб. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ
начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите
к Иосифу и делайте, что он вам скажет. И был голод по всей земле; и
отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же
усиливался в земле Египетской. И из всех стран приходили в Египет
покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле» (Быт.41:53–57).
Приходя в Египет,
чтобы приобрести зерно, согласно библейскому тексту, иностранцы должны
были обращаться к Иосифу: «Иосиф же был
начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья
Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли»
(Быт.42:6).
Поэтому, по прибытию
в Египет, братья направились к ответственному за сбыт зерна, то есть к
Иосифу. Возможно они пришли именно в Саккару, где до наших дней
сохранились различные постройки вокруг Ступенчатой Пирамиды. По всей
вероятности, распоряжением верховного министра фараона Джосера (Иосифа)
было построено по меньшей мере 11 гигантских шахт-зернохранилищ, где
хранилось заготовленное зерно. Его количество намного превышало обычный
запас для одного города, а остальные египетские города имели собственные
хранилища для провианта. Территория вокруг Ступенчатой Пирамиды ещё
недостаточно исследована, но можно предположить, что в этой области
находятся другие шахты. Прилегающий к пирамиде комплекс скорее всего
служил местом международной торговли зерном под личным руководством
Иосифа.
Рис.166, 167
Дизайн и украшения
комплекса в Саккаре.
Сосредоточение здесь
большого количества золота и товаров - оплата за зерно (Быт.45:6) -
послужило дополнительной причиной для строительства высоких стен,
обеспечивавших защиту комплекса (рис.166, 167), в который вёл лишь один
вход, что говорит о наличии причин для организации столь строгой охраны.
Для сравнения, пирамиды в Гизе, включая грандиозную пирамиду Хеопса, не
окружены никакими защитными стенами.
Невероятно большие
размеры 11-ти шахт позволяли вместить зерно общим объёмом до 40000
кубических метров, что соответствует примерно 4000 грузовикам
(грузоподъемностью 10 м3 каждый). Все шахты соединены
подземным тоннелем, а одна из них оборудована каменной лестничной
клетью, ведущей ко дну всей шахтовой системы. Когда хранилища
наполнялись доверху, их замуровывали деревянными люками и каменными
блоками.
На дне этих шахт
были обнаружены остатки зерна, и в то же время, не было найдено никаких
доказательств, что они использовались в качестве погребальных помещений.
По лестничным пролётам, которыми снабжена одна из шахт, вероятно,
добирались до места, где мешки наполнялись зерном. Имеется также ещё
один подземный тоннель, ведущий за пределы комплекса. Фрагмент этой
системы зернохранилищ изображён на рисунке, который выставлен в музее в
современной Саккаре (рис.164).
Комментарий относительно шахт: "Это так
называемая южная могила, значение которой ещё не было ясно
определено..." (21).
Комплекс зданий в
Саккаре уникален - ничего подобного нигде не было обнаружено. Вот как
описывает его Хейес: «это целый город, спланированный и построенный,
как одно целое, из прекрасного белого известняка, добытого на
близлежащих Мукаттамских холмах» (22).
Структура и
предполагаемое предназначение комплекса в Саккаре идеально соответствует
роли Иосифа в истории Египта. Ему был необходим административный центр
для крупномасштабного проекта - спасти весь Египет и соседствующие
страны от надвигающегося семилетнего голода.
Библия повествует о
том, как Иосиф лично взял на себя установление международных связей
(распределять зерно внутри страны были уполномочены местные центры
хранения провианта), благодаря которым он смог связаться со своими
братьями, которые также пострадали от обрушившегося на их страну голода
и пришли в административный центр Египта, где хранились большие запасы
зерна и была хорошо развита торговля. И кроме того, именно там находился
второй человек в стране, верховный распорядитель и владелец перстня
фараона.
Имеются
дополнительные сведения, указывающие на связь Иосифа с Имхотепом.
Последний назван «строителем», «зодчим» и «изобретателем искусства
строительства из тёсаного камня». Нет сомнений, что именно Иосиф положил
начало многочисленным строительным работам по всему Египту. Эти работы
носили уникальный характер. Были построены огромные сооружения, целью
которых являлось хранение зерна и других продуктов питания в течение
продолжительного периода. Постройка должна была осуществляться быстро,
так как ещё требовалось собрать достаточное количество запасов пищи,
пока не закончилось урожайное время. Приказы о начале строительства были
отданы по всей стране, каждому городу предписывалось создать собственный
запас еды. Иосиф определённо был на редкость талантливым строителем.
Относительно
комплекса в Саккаре можно отметить, что использовавшиеся здесь
строительные материалы были высокого качества, имели эстетически
приятный внешний вид и являлись преимущественно тёсаными камнями. Это
также дополняет портреты Имхотепа и Иосифа одинаковыми штрихами. Итак,
если все вышеописанные события всё же имели место (а это подтверждается
многими фактами), то Иосиф был строителем первой пирамиды - Ступенчатой
Пирамиды в Саккаре.
Она находится
посреди комплекса зернохранилищ; её строителем, согласно египетской
истории, был Имхотеп - верховный министр фараона.
8.9. Имхотеп и
Иосиф. Одно место погребения
Имхотеп был весьма
влиятельным человеком в древнем Египте, он обладал большой властью и
занимал очень высокое положение. Поэтому его гробница должна была
соответствовать его сану и быть в числе найденных усыпальниц. Однако её
так никто и не обнаружил. По крайней мере, так полагают многие. Но верна
ли их точка зрения?
Когда Иосиф умер в
возрасте 110 лет, его тело забальзамировали и, положив в гроб, погребли
в Египте (Быт.50:26). Где же могло находиться место его погребения, как
не в Саккаре? Несомненно, Иосифа должны были похоронить с царскими
почестями. Нам также известно, что израильтяне поклялись взять его тело
с собой, когда они будут выходить из Египта (Быт.50:22–26).
Позднее Моисей,
возглавив массовый выход израильтян из Египта (Исход), выполнил данное
его предками обещание и взял кости Иосифа с собой (Исх.13:19).
Немногим ранее мы
описывали Имхотепа как великого доктора. Древнегреческие тексты
рассказывают о святом месте близ Мемфиса, куда приходили паломники.
Недалеко от этого города располагается Саккара. Когда около Ступенчатой
Пирамиды были произведены раскопки с целью найти гробницу Имхотепа,
археологов ждал сюрприз: они обнаружили разветвлённый лабиринт, тоннели
которого были полны мумифицированных быков и птиц породы ибис.
Рис.168
Ибис - разновидность
птиц, имеющая самое непосредственное отношение к Саккаре, где было
обнаружено множество мумифицированных ибисов, пожертвованных
богоподобному Имхотепу (через много лет после его смерти) с надеждой на
чудесное исцеление во время сна.
Надписи на стенах, а
также монеты, обнаруженные здесь же, свидетельствуют о том, что сюда
приходили за исцелением люди из разных стран. После того, как Имхотеп
был приравнен к греческому богу исцеления, он получил титул «Верховный
повелитель Ибисов». Другими словами, в это место, согласно
древнегреческим источникам, совершали паломничество в надежде получить
исцеление, которое даровал Имхотеп. Одна из надписей на стене повествует
о том, как её анонимный автор был исцелён во сне.
В этом храме лежит
около миллиона мумифицированных ибисов (рис.171), которых приносили, чтобы воздать
славу Имхотепу, возлагая их на возвышения из кирпичей. Даже сегодня
тоннели заполнены телами этих птиц. Позднее было обнаружено, что все
тоннели сообщаются с коридором, ведущим в погребальную комнату, в
которой стоял запечатанный, но пустой гроб (саркофаг) (17). Это
помещение не было ограблено расхитителями гробниц, и саркофаг в нём
остался нетронутым. Недалеко от погребального помещения находится ещё
одна комната, в которой нашли множество разбитых глиняных горшков,
имевших на себе оттиск печати фараона Джосера (рис.169).
Рис.169
Картуш (печать)
фараона Джосера. Во время его правления Имхотеп исполнял обязанности
верховного министра.
Эта гробница
принадлежала высокопоставленному лицу, имевшему власть ставить на
глиняных сосудах оттиск печати самого фараона. Тела умершего в
усыпальнице не оказалось, но гроб по какой-то причине не был тронут.
Вероятнее всего, в гробнице погребли Имхотепа. Но, в таком случае, что
случилось с его телом?
Здесь
просматривается явная параллель с судьбой Иосифа, которого также
похоронили в египетском гробу. Его усыпальница должна была
соответствовать той важной роли, которую он сыграл в истории страны. Во
время бегства из Египта израильтяне взяли останки Иосифа с собой,
по-видимому оставив саркофаг в гробнице. Очевидно именно Саккара
являлась административным центром Иосифа, и именно здесь должно было
находиться возможное место его захоронения, и в таком случае, только
здесь, совершая Исход, израильтяне могли оставить пустой гроб.
Если придерживаться
гипотезы, что Имхотеп и Иосиф - одно историческое лицо, то последний был
погребён в Саккаре, куда годы спустя древние египтяне приносили жертвы в
виде птиц ибис. И именно здесь была обнаружена погребальная комната с
пустым саркофагом - в непосредственной близости от пирамиды Джосера;
прилегающие к усыпальнице галереи изобилуют забальзамированными
священными птицами ибис (рис.170).
Рис.170, 171
Священная птица ибис.
На снимке вверху показано изображение птицы, найденное в Дейр-эль-Бахри.
Возможно, эта
гробница принадлежала Иосифу. Библейский текст (Быт.41:41,42)
повествует, что будучи удостоенным высокого поста в возрасте 30 лет,
Иосиф также получил перстень с печатью самого фараона. Поскольку
израильтянин прожил ещё 80 лет, он, скорее всего, хранил этот перстень,
даже когда на престол вступали новые фараоны.
В вышеописанной
усыпальнице были обнаружены некоторые артефакты. Например, глиняные
изделия и посуда, в которой когда-то хранилась еда, а также предметы,
необходимые усопшему во время его последнего пути. На всех этих
керамических контейнерах имеются оттиски печати фараона Джосера (рис.169).
Если гробница
принадлежала Иосифу (о чём говорят очень многие факты), то между ним и Джосером прослеживается чёткая связь. Верховным министром фараона
являлся Имхотеп, который, следовательно, одновременно был и Иосифом.
Есть ещё одна
характерная черта, отличающая найденную гробницу от остальных усыпальниц
фараонов. Двери царских погребальных помещений всегда обращены на
восток, навстречу восходящему солнцу, в то время как выход этой
усыпальницы обращён на север. Очевидно, погребённый здесь человек не
поклонялся египетским богам, что также соответствует описанию Иосифа.
Таким образом, мы
видим всё больше параллелей между Имхотепом и Иосифом. Имхотепа должны
были похоронить в этой области, куда спустя много лет стали приходить
люди, чтобы получить исцеление. В знак благодарности они оставляли здесь
священных птиц ибис (слово «Ибис» является одним из титулов Имхотепа).
Исцеление в этом месте происходило во время сна. Из библейских текстов
мы знаем о сверхъестественной способности Иосифа, связанной со
сновидениями. Мы также рассмотрели гипотезу о том, что Саккара являлась
административным центром Иосифа, и что здесь же находились огромных
размеров зернохранилища.
Если гипотеза о том,
что Иосиф и Имхотеп - одно лицо, тогда Иосиф мог быть погребён здесь, в Саккаре. Усыпальница должна была
принадлежать высокопоставленному лицу, важность и значительность
которого подтверждается многочисленными оттисками печати фараона Джосера.
Почему гробница Имхотепа оказалась пустой (точнее, пустым был саркофаг),
но не разграбленной? Нам известно, что кости Иосифа были вывезены из
страны израильтянами, а его гроб - по всей видимости, оставлен в
усыпальнице. Другими словами, если бы Иосиф был похоронен здесь, то его
саркофаг должен был остаться нетронутым.
Мог ли Имхотеп быть
Иосифом? Если это так и этому имеется большое количество доказательств, то Иосиф-Имхотеп действительно сыграл выдающуюся роль в судьбе
Египта.
8.10. Другие
имена Имхотепа
Знаменитые личности,
особенно национальные лидеры и правители стран, как правило известны под
многими именами. Наиболее очевидным примером могут служить королевские
семьи в европейских государствах. Между ними и семьями египетских
фараонов существует определённое сходство. Их наиболее важными общими
чертами являются унаследованная власть и обилие различных титулов.
Возьмём в качестве
примера семью шведского короля, который известен под следующими именами: Карл-Густав Бернадотт, Наследный принц
Карл-Густав, Герцог Йемтландский, Король Швеции, Карл
XVI
Густав, Король Карл-Густав, Обладатель ордена
Серафима, Глава шведского
государства.
Все эти имена
принадлежат одному человеку. Некоторые из них обозначают какой-то период
жизни монарха (например, «наследный принц» или «король Швеции»). Титул
может включать имя, степень власти или право на престол. Приведённый
список имён шведского короля можно было бы продолжить.
Наличие нескольких
имён у лидеров государств - скорее правило, нежели исключение. Особенно
широкое распространение такая традиция получила в семьях, где власть
переходит по наследству. Кроме того, несколько монархов подряд могут
иметь одинаковые имена, поэтому им в дополнение присваивают определённое
порядковое число. В приведенном примере видно, что имя шведского короля
может употребляться вместе с числом
XVI
(16), которое отличает его от предшественников-тёзок. Цифры с именами
монархов не обязательно следуют в строгом логическом порядке. Например,
короля, правившего до Карла
XVI
Густава (который был его дедом), звали Карл
VI
Адольф.
Карл
XVI
имеет то же имя (Густав), что и его прадед Густавиус
V,
хотя и с несколько изменённым написанием. Два последних короля
XX
века имели два имени, а два первых - одно. Числа, употреблявшиеся с
именами сменявших друг друга в ХХ веке шведских правителей, были
соответственно II,
V,
VI
и XVI.
Король Оскар II
одновременно являлся правителем Швеции и Норвегии, тогда как все
остальные - только Швеции. Следующей монаршей персоной в стране станет
королева. Система всех этих варьирующихся титулов достаточно сложна, и
следует помнить, что в качестве примера мы взяли королевскую семью,
которая правит страной в настоящее время (рис.172).
Рис.172
Четыре короля Швеции,
правившие в ХХ в.: Оскар
II,
Густавиус
V,
Густав
VI
Адольф и Карл
XVI
Густав. Далее на престол взойдёт королева Виктория. Каждая из этих монет
с изображением короля была отчеканена в период правления
соответствующего монарха.
Нет оснований
полагать, что в многочисленных династиях египетских фараонов дело
обстояло иначе. Разница лишь в том, что в нашем распоряжении об истории
Египта имеется довольно ограниченная информация, которую ещё необходимо
перевести с мёртвого языка, основанного на символах, и правильно
истолковать. Все данные содержатся в древних документах и настенных
надписях тысячелетней давности; в большинстве случаев точную дату их
написания по известным причинам невозможно определить. Иначе говоря, не
существует технологии вычисления дат, но, исходя из содержания древнего
текста, учёные выдвигают гипотезы, которые часто необходимо
корректировать по мере того, как появляются новые знания. Известно
также, что египетские правители имели по несколько имён, а в некоторые
периоды страной правили от одного до трёх фараонов одновременно.
Как правило, учёный
осознаёт всю неопределённость имеющейся информации и результаты своего
исследования называет лишь гипотезой. Однако, порой в самых популярных
книгах авторы высказывают различные предположения и присваивают им
статус окончательной истины.
Итак, принимая во
внимание вышесказанное, видим, что возможность наличия у Имхотепа
нескольких имён достаточно велика.
В этом параграфе мы
рассматриваем вероятность того, что Имхотеп и Иосиф - одно историческое
лицо. Давайте на мгновение допустим, что это доказанный факт. Совершенно
доподлинно известно, что у Иосифа было несколько имён:
1. Иосиф - имя,
которое он получил от своих родителей (Быт.35:24).
2. Цафнаф-панеах -
имя, которое ему дал фараон, когда назначил его на ответственный пост
(Быт.41:45).
3. Имхотеп - имя,
которое, возможно, было дано Иосифу после назначения его на должность
верховного министра.
Есть ещё одно имя,
которое могло принадлежать Иосифу:
4. Птах-Хотеп.
Первая часть имени означает бога, которого, очевидно, этот человек
представлял, или религию, которую он исповедовал. Птахом называли
величайшего бога, создателя всего сущего. Согласно библейскому тексту,
Иосиф никогда не отрекался от своей веры в единого Бога, Творца всего
существующего. В этом отношении он существенно отличался от остальных
чиновников и фараонов, которые поклонялись многим божествам и считали
себя богами.
Следует обратить
внимание, что помимо всего прочего, Иосифу принадлежал титул «сын Птаха».
В Саккаре было обнаружено тело египетского писца, держащего в руках
некий священный объект, символизирующий бога Птаха.
Теперь давайте
рассмотрим, какими титулами обладал Имхотеп: «и спросил я того, кого
именовали Распорядителем, Ибисом, Верховным Жрецом Имхотепом, сыном бога
Птаха» (15). Все эти титулы означают, что их обладатель был
государственным деятелем, почитавшимся как божество и определённым образом связанным со священной птицей ибис. Он также
являлся жрецом (то есть изрекал то, что говорил бог), его звали Имхотепом, сыном единственного Бога (создателя всего сущего).
Данное описание
человека с невероятно высоким положением в обществе идеально подходит к
Иосифу. Вероятно, Имхотеп (Иосиф) получил имя Птах-Хотеп после своей
смерти. Иосиф, который всю жизнь верил в единого Бога (у египтян -
Птах), спас целую страну от гибели во имя своего Бога и, более того,
добился процветания в стране посредством сбыта зерна в семилетний период
голода.
Иосиф умер на 110-м
году своей жизни, через 80 лет после того как стал верховным царским
распорядителем. Всю свою долгую жизнь он служил при дворе разных
фараонов, и за это время он не изменил своей вере в единого Бога.
Вполне резонно было бы предположить, что ему могли дать имя Птах-Хотеп.
8.11. Имхотеп и
Иосиф. Один период в истории
В разделе
Заключение
данной главы сравниваются наиболее важные факты об Имхотепе и Иосифе.
Список включает 27 фактов, 25 из которых являются общими для этих двух
исторических личностей. В списке указаны особые, уникальные качества
Имхотепа и Иосифа. Трудно поверить, что столь заметные личности,
сыгравшие такую важную роль в истории Египта, могли иметь настолько
очевидное сходство и в то же время быть разными людьми. Следует помнить,
что круг поисков Иосифа и Имхотепа в древнеегипетском мире ничтожно мал,
так как они оба принадлежали к одной и той же небольшой социальной
группе.
Последний вопрос,
который мы обсудим - жили ли эти государственные деятели в один период
времени? Два человека со столь схожими качествами, обладающие такой
властью, не могли жить в одно время в Египте и быть разными людьми.
Начнём с анализа
библейских текстов на предмет выяснения даты появления Иосифа на
египетской политической арене в качестве верховного министра страны.
Сделать это сравнительно легко, если сложить вместе несколько кусочков
мозаики. Поскольку мы знаем точное время, когда правитель Вавилона
Навуходоносор завоевал Иерусалим и разрушил его храм, книги Ветхого
Завета могут дать нам определённый ответ.
Несколько
исторических источников утверждают, что разгром Иерусалима и храма и
последующий захват израильтян в плен произошли в 586 г. до н.э. В 3-й и
4-й Книгах Царств указывается имя каждого правителя, а также сроки его
царствования. В течение многих лет Израиль был разделён на два
государства - собственно Израиль и Иудею. Это означает, что при описании
израильско-иудейских параллельных царских генеалогических линий делалось
множество ссылок то на одну, то на другую сторону. Поэтому временная
прямая приобретает скорее черты ступенчатой кривой, а неточности или
неясные отрезки на одной линии могут быть скорректированы с помощью
другой.
Таким образом, мы
можем проследить с достаточной точностью смену царственных особ на
протяжении всей истории Израиля. В Библии сообщается даже дата визита
того или иного гостя к царю Соломону. Строительство храма в Иерусалиме
началось на четвёртый год правления Соломона, то есть через 480 лет (3Цар.6:1) после Исхода (рис.173).
Рис.173
Царь Соломон начал
возведение храма в Иерусалиме на четвёртом году своего правления - через
480 лет после Исхода, согласно библейскому тексту.
Принимая во внимание
эти три фактора (время разрушения храма, царские генеалогические линии
Израиля, а также дата начала строительства храма), подсчитываем, что
Исход произошел около 1446 г. до н.э.
Рис.174
Количество спиц в
колёсах позволяет установить дату изготовления колесницы (см.
Главу
50).
Некоторые упоминания
об исторических событиях в книгах Бытие и Исход, а также тот факт, что
Иосифу было 30 лет, когда его назначили советником правителя Египта,
позволяют вычислить его приблизительные годы жизни: 1745–1635 гг. до
н.э. Погрешность этого подсчёта составляет 10–30 лет. В расчёте дат за
последние 2000 лет всегда имеется погрешность в четыре года, поэтому
наличие некоторых неточностей в наших вычислениях - вполне закономерное
явление. Например, если сказано, что правитель умирает на второй год
своего царствования, то какой подразумевается срок - 13 месяцев или
ровно 2 года? Как правило, такого рода ошибку можно исправить, однако,
когда речь идёт о цепочке небольших неточностей, то следует допускать
фактор погрешности в несколько десятилетий.
Библейские книги,
наряду с другими источниками, описывающими вход Навуходоносора в
Иерусалим, позволяют составить достаточно достоверную картину
хронологической последовательности событий. Учитывая, что речь идёт о
1800 гг. до н.э., плюс 2000 лет нашей эры, следует признать, что наши
подсчёты имеют относительно высокую точность. Более детальная информация
о них содержится в Главе 45.
Итак, что же мы
можем сказать о времени отдельных событий в истории Египта? Имеющийся
материал очень сложно использовать для произведения точных вычислений по
следующим причинам:
1.
Мы не располагаем точными данными, сколько в Египте было правителей.
Когда в источнике упоминается несколько имён, то они могли означать
отдельных исторических личностей, либо относиться к нескольким людям с
различными титулами, изменявшимися в зависимости от ситуации, либо они
могли означать одного и того же человека. Как уже было показано на
примере шведской королевской семьи, в отношении множественности имён
всегда имеются неясности. Мы знаем, что египетские правители также
обладали несколькими именами и титулами. Приведём ещё раз пример Имхотепа (15):
«и спросил я того,
кого именовали Распорядителем, Ибисом, Верховным Жрецом Имхотепом, сыном
бога Птаха».
Данное описание
относится к человеку, который назван четырьмя именами подряд. Ещё одним
примером является фараон Тутанхамон, который имел по крайней мере 5
имён: Тутанхамон, Небхепрур, Ренпхо Сьете-Пнетьеру, Тегерхепу
Сегерехтаву и Ханах Тутмес.
Даже при наличии
информации об именах и титулах каждого правителя, членов его семьи и
министров за несколько тысячелетий всегда следует допускать возможность
серьёзных неточностей.
2.
В одной из настенных надписей указывается, что некоторые перстни с
печатью представляют своего рода описание египетской царской семьи (43).
Надо сказать, что одному владельцу могли принадлежать несколько печатей.
Логично было бы предположить, что человек мог менять свою печать по мере
того, как изменялось его положение: от наследника престола до
соправителя и, в конечном счёте, фараона. Стоит учитывать и возможность,
что некоторых людей могли просто причислить к семье фараона, назвать
правителем или престолонаследником. Все эти факторы вносят в вычисление
дат известную долю погрешности.
Соправитель фараона
в Фивах являлся одновременно фараоном Мемфиса. Другими словами, два
фараона могли править одновременно - один из них (в Фивах) занимал более
высокую позицию, чем другой (в Мемфисе). В нескольких текстах говорится
о фараонах во множественном числе: «цари египетские». В библейском
тексте этому также есть пример (Иер.46:25).
Рис.175
Древнеегипетский язык
достаточно трудно расшифровать, так как он основан на символах, а не на
буквах.
3.
Дополнительные сложности вызывают факторы лингвистические. Частично это
обусловлено тем, что египетский письменный язык основан на символах
(рис.175), а не на буквах в привычном для нас понимании; и кроме того,
речь идёт о мёртвом языке. Из-за этого возникают проблемы с переводом,
пониманием и истолкованием текстов. Ключом к расшифровке египетских
иероглифов является так называемый камень Розетты, на который нанесены
два одинаковых текста на разных языках, представляющих два варианта
иероглифического письма (26). Причём в этих надписях присутствуют только
один или два оттиска печати фараона.
4.
Главным источником
информации об истории Египта являются гробницы фараонов. Все они, за
немногим исключением, были разграблены. По этой причине широкой огласке
предаётся лишь то, что хорошо изучено, тем не менее, всё ещё имеются
достаточно продолжительные периоды времени, о которых нам известно
крайне мало.
Рис.176
Тутанхамон известен,
благодаря своей гробнице, где, в частности, была обнаружена его
посмертная золотая маска весом в 10.3 кг.
Например, каждый
знаком с именем фараона Тутанхамона, а его великолепная посмертная
маска, выполненная из золота и украшенная полудрагоценной бирюзой, стала
символом современного Египта (рис.176). Это случилось потому, что
гробница Тутанхамона оказалась в числе немногих неразграбленных
усыпальниц, и потому в ней сохранились все ценные золотые изделия. Кроме
того, всё, что правитель мог взять в своё путешествие в царство мёртвых,
не имело никаких повреждений. С другой стороны, та пышность, которой
были обставлены похороны Тутанхамона, вызывает удивление в свете того
факта, что он умер в 18-летнем возрасте.
Значительность,
приписываемая его персоне сегодня, основана ни на политических заслугах
фараона, ни по причине его продолжительного царствования, ни благодаря
его лидерским качествам и т.д. Тутанхамона считают важным человеком
только из-за его величественной посмертной маски и роскошно обставленной
гробницы, где было найдено около 700 предметов. Возникает вопрос:
являлось ли такое грандиозное погребение правилом, или его удостоился
один Тутанхамон? На него нельзя дать однозначного ответа, так как для
сравнения имеется очень немного информации, поскольку почти все
остальные найденные гробницы были ранее расхищены.
5.
В одной из надписей на стене (43) есть важное сообщение о некотором
созвездии. Это также позволяет определить, когда была сделана надпись,
что обуславливается наличием двух факторов: во-первых, необходимо знать
точное место, откуда производилось наблюдение за созвездием (в надписи
это не указано, что заведомо создаёт предпосылки для серьёзной
погрешности в расчётах); во-вторых, весьма немаловажным фактором
является цикличность движения созвездий и периодичность их прохождения
над определённой точкой на земном шаре. Выбор того или иного цикла,
таким образом, в известной степени субъективен.
Рис.177
Река Нил и горы в регионе,
где находится долина царей и Дейр-эль-Бахри напротив Луксора. Здесь было
погребено много фараонов.
6.
В древние времена Египет был разделен на Верхний (на юге) и Нижний (на
севере); река Нил имела соответствующее деление. Каждым из этих двух регионов
правил свой фараон, однако были времена, когда страна объединялась под
власть одного правителя. В некоторые периоды над областью дельты Нила
тоже царствовал отдельный фараон. Всё это, вкупе со скудными сведениями
о различных эпохах, затрудняет точное вычисление дат.
Если бы кто-нибудь
задался целью составить хронологию событий для Норвегии и Швеции за
последние два столетия, имея лишь информацию о королевских династиях, он
непременно столкнулся бы с большими трудностями. Этому имеется несколько
причин: во время Второй Мировой войны король Норвегии находился в ссылке
(а шведский король - нет), и в период с 1814 по 1905 гг. страны были
объединены в альянс, при этом король Швеции одновременно был норвежским
королём.
Спустя длительное
время и при наличии ограниченной информации расчёт дат производится с
большой долей неопределённости.
Имена фараонов,
впавших в немилость или не подходивших на роль правителя, удаляли из
списка египетских царей, а оттиски их печатей стирались по распоряжению
других фараонов. В учебниках нередко можно встретить упоминания о том,
как определённые статуи, надписи, тексты и т. п. систематически
уничтожали египетские правители. Подобная «фальсификация древней
истории» создает порой непреодолимые препятствия, когда учёные пытаются
нарисовать чёткую картину событий 5000-летней давности.
"Даже если хронологическая информация
доступна..., можно с большим удивлением узнать, что чрезвычайно трудно
установить истинные или абсолютные даты в египетской истории" (43).
8.
Существует несколько различных мнений насчёт последовательности эпох и
хронологии событий и династий египетских фараонов. Это также
свидетельствует об относительной неточности любой хронологии.
9.
Дебаты о продолжительности правления фараона Джосера являют собой пример
неопределённости в расчётах дат. Считается, что он правил в течение 19
лет. За время его правления Имхотеп смог построить Ступенчатую пирамиду
в Саккаре (мавзолей Джосера). Вероятно, верховный министр занял свой
пост через несколько лет после прихода Джосера к власти, поэтому на
планирование, подготовку и строительство этого грандиозного комплекса
должно было уйти не менее 10 лет.
В одном из
комментариев по данному вопросу его автор выражает удивление, что первая
пирамида могла быть построена всего за 19 лет, но почему-то никто не
задавался вопросом об истинности этой цифры - равно как и способе её
вычисления. Джосер известен под несколькими именами: Джосер, Зосеп,
Нетьери-Хнет и Тосорфос. Это также вносит некоторую неясность в общую
картину. Тем не менее, учёными предлагаются точные годы его правления
(2668–2649 гг. до н.э.) - несмотря на тот факт, что о Джосере имеется
лишь несколько упоминаний, которые к тому же относятся к событиям
4600-летней давности, согласно египетской хронологии.
10.
Ещё один фактор,
усугубляющий неточность вычисления дат правления ранних египетских
династий описывается в книге
E.A.Уоллиса-Баджа (последнее издание 1989 г.) (28). Приведём отрывок из его
работы: «Даты, которые он
и другие учёные относят к первой династии, находятся в зависимости от
длительности этих двух промежутков времени. Но эти даты (Lepsius
— 3892 г. до н.э.,
Bunsen — 3623 г. до н.э.,
Lieblein
— 3893 г. до н.э.,
Brugsch — 4455 г. до н.э.,
Meyer
— 3315 г. до н.э.,
Breasted — 3400 г. до н.э.,
Hall
— 3500 г. до н.э.), являются лишь мнением тех, кто их предлагает. Не
исключена возможность и того, что все эти мнения ошибочны. Материала,
позволившего бы нам вычислить точную дату начала правления первой
династии, в настоящее время не существует».
Рис.178
Обелиск Хатшепсут у
храма Карнак в Луксоре - резиденции фараона верхнего Египта.
Временной разброс в
датах, предлагаемых упомянутыми в отрыве авторами, довольно велик (1140
лет, если быть точным). В своей книге Уоллис приводит примеры, когда
предполагаемые даты тех или иных исторических событий сильно различались
у нескольких учёных. Автор также отмечает, что египтяне не фиксировали
последовательность событий, как мы это делаем сегодня, поэтому придти к
однозначному заключению о точном времени отдельных событий в истории
Египта не представляется возможным.
Джосер был фараоном
в период правления третьей династии. По указанным выше причинам назвать
точное время его восхождения на престол весьма трудно, поэтому её
довольно нелегко сопоставить со сравнительно точной хронологией в
библейских текстах.
Нарисовать чёткую
последовательность египетских династий позволяет сопоставление событий,
описанных в различных источниках, потому что определение дат, к примеру,
с помощью движения созвездий (о чём мы говорили ранее) может дать ошибку
в 1000 лет, если учёный выберет не тот звёздный цикл.
Наиболее правильным
представляется утверждение, что семилетний период голода имел место во
время правления фараона Джосера, когда Имхотеп был вторым человеком в
Египте, и что выживание страны в этот период было каким-то образом
связано с вмешательством Бога (15).
На вопрос, жил ли Имхотеп и Иосиф в одно время (то есть, являлись ли они одним лицом),
нельзя дать ответ, основываясь на расчёте точных дат, так как хроника
событий, записанная египтянами является неполной, и многие
предполагаемые даты вполне могут относиться к более ранним династиям. С
другой стороны, известные нам факты о времени правления Джосера имеют
удивительно точное сходство с библейским описанием событий в книгах
Бытие и Исход - в периоды правления других фараонов подобных совпадений
не обнаружено.
8.12. Иосиф. Что
о нём говорит народное предание?
Когда в конце
XIX
века в Египте производились исследования и археологические раскопки,
было сделано интересное заявление, касающееся Саккары. В то время ещё не
существовало гипотезы о том, что этот город мог быть административным
центром Иосифа и многое другое, о чём говорилось в данной главе. В конце
XIX
века в том районе жило очень мало образованных людей и ещё меньше
людей, знакомых с историческими документами. На этом фоне сделанное
заявление о местных преданиях и легендах вызывает особый интерес (28): «Пирамида Тета…
принадлежит к южной группе пирамид в Саккаре. Арабы называют её
«Пирамидой-тюрьмой», поскольку местная легенда гласит, что она построена
недалеко от развалин темницы, где в своё время пребывал в заточении
патриарх Иосиф».
Мы знаем, что Иосиф
был заключён в Египте в тюрьму (Быт.39:41). Нам также известно, что он
стал управляющим хозяйством в доме одного богатого египтянина, который
был государственным служащим и проживал недалеко от административного
центра страны, который в то время располагался в районе Мемфиса/Саккары
(рис.179, 180).
Рис.179,
180
Ещё в конце XIX в.
местные жители верили, что Иосиф находился в заключении в области
Саккары.
Иосиф оказался в
тюрьме, вероятно, находившейся поблизости. Возможно, это была темница не
для людей из низших слоёв, а для политических заключённых. Можно
предположить, что Иосиф содержался под так называемым домашним арестом,
то есть, он мог свободно перемещаться по своему дому, не имея, однако,
права выходить из него. Это подразумевается в Библии, так как
высокопоставленные лица имели возможность входить в тюрьму и покидать её
в зависимости от политической ситуации (Быт.39–41). В одном из
библейских отрывков упоминается, что тюрьма одновременно являлась домом
начальника телохранителей (Быт.41:10).
Библейские тексты,
наряду с местными преданиями, поддерживают предположение о том, что
Саккара была местом, где Иосиф провёл большую часть своей жизни. К этому
следует добавить результаты исследований, описанных в этой главе книги.
8.13. Голод.
Настенная надпись в Саккаре
Голод и неурожайные
годы были нередкими явлениями в этом районе. Существует множество
исторических документов, где говорится о засухе или гибели посевов на
протяжении нескольких лет. В Библии также есть такие описания, например,
когда Авраам поселился в Египте: «И был голод в
той земле. И сошёл Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод
в земле той» (Быт.12:10).
Для местных жителей
засушливый год всегда был нелёгким временем. Но это означало и то, что
они привыкли к жизни в таких условиях и на всякий случай делали
дополнительные запасы продуктов питания. Египтяне также отличались
мобильностью - особенно владельцы крупнорогатого скота и овец. Даже в
благоприятные времена им приходилось переезжать вместе со своими стадами
на новые пастбища и в поисках подходящего водопоя.
Другие имели
возможность переселиться поближе к морскому побережью, где рыбный
промысел и торговля могли помочь им пережить голодное время. Коммерция в
этом районе была настолько развитой отраслью хозяйства, что даже после
первых двух лет семилетнего голода в Ханаане у Иакова были не только
деньги, но и большие запасы мёда, миндаля, фисташек и других видов
орехов, а также бальзам, стиракса (трагакантовая камедь, застывший
клейкий сок колючего кустарника, использовавшийся в медицине — прим.
перев.) и ладан (Быт.43:11,12). Для того чтобы выжить во время
голода, скотоводы также закалывали своих животных.
Однако, обрушившееся
на Египет и другие страны бедствие было совершенно иным. Если в течение
семи лет подряд люди не могут собирать урожай, они погибнут от голода,
так как обычных запасов будет недостаточно. Случись такая долгосрочная
засуха или неурожай сегодня в Европе или США, то ресурсы этих стран
стремительно истощились бы. Причина этому проста: ни в одном из
государств нет хранилищ необходимых размеров. Существующих запасов зерна
для пропитания населения земного шара хватило бы лишь на несколько
недель.
В Египте сложилась
подобная ситуация. Когда фараон и Иосиф обсуждали серьёзность
надвигающейся угрозы, они знали, что стоят перед лицом гибели нации.
Иосиф предлагает такой выход из положения:
«Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь
лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской; пусть они
берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах
хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в
запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской,
дабы земля не погибла от голода» (Быт.41:34–36).
В главе 47 книги
Бытие можно прочитать о том, что все страны региона сильно пострадали от
наступившего голода. Многие отправляются в Египет, поскольку он является
единственной страной, где есть еда. Все деньги, скот и земли переходят
во владение фараона в результате сделок с зерном, которые заключает
Иосиф. Египет в состоянии пережить это голодное время только потому, что
неурожайным годам предшествовал семилетний период процветания и
плодородия, что позволило египтянам сделать огромные запасы еды.
Наступивший голод сильно отличался от «обычных» лет с небольшим урожаем
- он был настолько ужасен, что спустя тысячу лет о нём упоминается в
настенной надписи (см. Параграф 8.3).
Частые неурожаи,
являвшиеся рутинной частью жизни египтян, не находили отражения в
надписях на стенах, так как не представляли особого исторического
интереса. Фактически, нет ни одной надписи, посвященной теме голода -
кроме одного рисунка.
Рис.181a
В Саккаре был
обнаружен очень любопытный барельеф, на котором изображены голодающие
люди.
Рис.181b
Комплекс в Саккаре.
Это очень длинное
изображение большого количества людей, испытывающих сильнейший голод.
Это единственный рисунок такого рода, он был обнаружен в Саккаре. На
рис.181 показан фрагмент этого изображения, где видны отчаявшиеся
голодающие люди. То, что рисунок был найден именно в Саккаре, является
дополнительным свидетельством особого значения этого города в системе
снабжения продовольствием в период голода. На рисунке также имеются
изображения мешков с зерном, которые поднимают вверх по лестнице (ср.
лестница, ведущая из зернохранилищ, упомянутая ранее) и сцены раздачи
пищи (ср. братья Иосифа, получившие зерно в мешках).
В истории Египта был
только один человек, обладавший незаурядными способностями,
административным центром которого являлась Саккара и кому приписывались
божественные качества - Имхотеп. Был лишь один человек, способный
организовать меры по спасению Египта и соседствующих государств в период
ужасного голода. Библия утверждает, что им был Иосиф, а египетская
история говорит, что во время правления фараона Джосера верховным
министром являлся Имхотеп, имевший статус божества.
Иосиф, как и Имхотеп,
управлял страной в период семи урожайных и семи голодных лет. Это ещё
одно доказательство того, что они были одним и тем же лицом.
Следует отметить,
что в истории Египта никогда не было такой смены благоприятного и
неблагоприятного периодов (7 и 7), кроме времени, когда правой рукой
фараона был Иосиф. Библейские тексты дают весьма подробное освещение
событий, имевших место на том этапе египетской истории.
8.14. Заключение
Ниже приводится
сравнительная таблица, где сопоставляются факты из жизни Имхотепа и
Иосифа.
Таблица 3.
Сравнение фактов из жизни Имхотепа и Иосифа
№
п/п |
Имхотеп |
Иосиф |
1 |
Царский министр Нижнего Египта
(север страны, там же располагается Саккара) (29). |
«И сказал фараон Иосифу: вот, я
поставляю тебя над всею землею Египетскою», «велел везти его на
второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь!
И поставил его над всею землею Египетскою» (Быт.41:41, 43). |
2 |
Второй человек в Египте после
фараона (18, 19, 29). |
«и твоего слова держаться будет
весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт.41:40). |
3 |
Администратор великого дворца
(29). |
«ты будешь над домом моим» (Быт.41:40). |
4 |
Правитель по наследству (29). |
«И сказал фараон Иосифу: я фараон;
без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей
земле Египетской» (Быт.41:44). Эти слова даровали Иосифу статус
сына фараона, хотя фактически его права и полномочия были намного
выше. |
5 |
Жрец Гелиополя (19, 29). |
Женился на дочери жреца
Гелиопольского (Быт.41:45). Имея статус наместника единого Бога и
высокое положение в политической системе, Иосиф вполне мог
унаследовать пост своего тестя и стать верховным жрецом Гелиополя. |
6 |
Строитель и архитектор (18, 19,
28, 29, 43). |
По приказу Иосифа по всему Египту
были построены склады и специальные хранилища для зерна и других
продуктов питания, чтобы в голодные годы сбывать их населению
страны и представителям других государств (Быт.41:35, 36, 47–49,
41:57 и другие отрывки). |
7 |
Изобретатель искусства
строительства из тесанного камня (14, 19, 28). |
Если предположение
о том, что комплекс в Саккаре являлся административным центром
Иосифа, то тот, кто построил этот комплекс (сделанный из тёсанного
камня) в этом городе, был также изобретателем искусства возведения
зданий с применением нового материала. |
8 |
Скульптор и изготовитель каменных
ваз (29). |
Эти виды деятельности в отношении
Иосифа не упоминаются. |
9 |
Возвеличен до статуса божества
(14, 19, 29). |
«И сказал фараон слугам своим:
найдём ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?»
(Быт.41:38). |
10 |
О том, что люди падали ниц перед
Имхотепом, нигде не упоминается, но, учитывая его положение в
обществе, такое вполне вероятно. |
Люди падали ниц перед Иосифом
(Быт.41:43). |
11 |
Обладал знаниями во врачебном
искусстве. Древние Греки сравнивали Имхотепа со своим богом
исцеления Асклепием (14, 18, 19, 28, 43). |
Имел в своём подчинении врачей,
являл чудеса и знамения от Бога (Быт.50:2). |
12 |
Вёл активную деятельность во время
семи голодных и семи урожайных лет (15, 16, 19, 43). |
Вёл активную деятельность во время
семи урожайных и семи голодных лет (Быт.41:1–32, 47–57). |
13 |
«Мне нужен совет от Бога» (15,
16). |
«И отвечал Иосиф фараону, говоря:
это не моё; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт.41:16). |
14 |
Был назван сыном бога Птаха,
создателя всего сущего (15, 16, 18, 19, 28). |
Заявлял о своей вере в единого
Бога, создателя всего сущего (Быт.40:8, 41:16, 41:25). |
15 |
Даёт советы фараону (16) |
Даёт советы фараону (Быт.41:1–57) |
16 |
Приходит к фараону, когда тот
сильно обеспокоен (16) |
Приходит к фараону, когда тот
сильно обеспокоен (Быт.41:8,14). |
17 |
Прелагает обложить население
страны 10% налогом, чтобы подготовиться к предстоящему
семилетнему голоду (16). |
Прелагает обложить население
страны 20% налогом, чтобы подготовиться к предстоящему
семилетнему голоду (Быт.41:34). |
18 |
Указ о налогообложении не
распространялся на жрецов (16) |
Указ о налогообложении не
распространялся на жрецов (Быт.47:26). |
19 |
Становится богом исцеления и
избавляет людей от болезней, когда они спят (18, 19). |
Совершает чудеса в жизни людей и
известен за то, что видит вещие сны и умеет истолковывать
сновидения других (Быт. 37:5–11,20, 40:5–23, 41:1–36). |
20 |
Осознаёт, что день его смерти близок
(20). |
Осознаёт, что день его смерти близок
(Быт.50:24). |
21 |
Написал множество мудрых
наставлений (28, 43). |
«И сказал фараон Иосифу: так как
Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты»
(Быт.41:39). В книге Притч также имеются высказывания, похожие на
поучения Имхотепа. В книге Псалтырь об Иосифе говорится: «он
наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил
мудрости». (Пс.104:22). |
22 |
Умирает в возрасте 110 лет (20). |
Умирает в возрасте 110 лет (Быт.50:22–26). |
23 |
Вероятно, был назначен на высокий
государственный пост спустя некоторое время после того, как фараон
взошёл на престол. |
Был удостоен высокой должности
после того, как фараон взошёл на престол и достиг большого влияния
как правитель страны (Быт.41:37–45). |
24 |
Не являлся членом семьи фараона,
но добился своего положения, благодаря личным заслугам и
неординарным качествам. |
Не был египтянином, но добился
своего положения, благодаря способностям, которыми его наделил Бог
(Быт.37:1–41:57). |
25 |
Был автором литературных
произведений (19, 28). |
Обладая такой мудростью и
административными способностями, прожив долгую жизнь, Иосиф,
вероятно написал много книг. Очевидно, именно он был автором
некоторых частей книги Притч. |
26 |
Носил имя «Ибис», в его честь были
пожертвованы птицы этой породы, позднее обнаруженные в Саккаре 15,
43). |
В гробнице, к которой прилегают
галереи, наполненные миллионом тел мумифицированных птиц ибис,
стоит пустой саркофаг. Таким и должен быть гроб Иосифа — пустым, так как израильтяне вывезли его кости во время Исхода (Быт.50:22–26). |
27 |
Во время семилетнего голода Египет
находился под управлением фараона Джосера, верховным министром
которого был Имхотеп, обладавший также статусом божества (19, 28,
43). |
В Библии говорится, что во время
правления фараона, Иосиф являлся верховным министром, обладающим
статусом Божьего наместника и решившим проблему надвигающегося
голода (Быт.41:37–45). |
Вероятность
существования двух разных людей со столь похожими качествами и судьбами
ничтожно мала. Более того, они оба жили в довольно знаменательный период
в египетской истории. Признать верность гипотезы о том, что Имхотеп и
Иосиф - один и тот же человек, легче, чем настаивать, что это были
разные люди, обладавшие одинаковыми качествами, занимавшие одинаковое
положение в обществе и имеющие равный божественный статус. Существование
двух разных людей с чисто случайным совпадением многих уникальных
качеств; людей, живших в одно уникальное время, когда страна переживала
беспрецедентные бедствия; людей, принадлежавших к узкому кругу
высокопоставленных персон, представляется весьма маловероятным. Вывод:
либо Имхотеп и Иосиф - одно лицо, либо история Египта и/или библейские
тексты являются фальсификацией.
|