2. Кем был Аврам?
Фарра, отец Аврама,
умер в возрасте 205 лет в Харране. В те дни, продолжительность
человеческой жизни всё более сокращалась (согласно библейскому тексту)
вплоть до времён Моисея, который прожил 120 лет (Быт.6:3).
Рис.65
Овцы, пасущиеся на
развалинах древнего Харрана. Быть может, их предки были овцами Авраама.
Когда Аврам
находился в Харране, Господь обратился к нему со словами: «И сказал Господь
Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и
иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ,
и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я
благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и
благословятся в тебе все племена земные»
(Быт.12:1–3).
Эти слова Аврам
слышит примерно в 1920 г. до н.э. (подробнее хронология событий
рассматривается в главе 45), будучи в 75-летнем возрасте. Аврам со своей
женой Сарой, племянником Лотом, слугами (что является признаком большого
состояния) и всем своим имением отправляется в путь к земле Ханаанской
(рис.66–68).
Рис.66,
67, 68
Возможно, таким Авраам
увидел Харран, приблизившись к нему с севера.
Аврааму было сказано оставить «дом отца своего», но вместо
этого он позволяет своему отцу присоединиться к каравану. Возможно, это
и является причиной их остановки в Харране - они пробыли там, пока Фарра
не умер (Деян.7:4).
2.1
Происхождение названия «Ханаан»
Земля Ханаанская
была названа в честь четвёртого сына Хама; он жил до Аврама. Позднее, во
времена Иисуса Христа, эту землю называли Иудеей. Район от Газы до
Египта населял народ хананеев (или хананеян - прим. перев.);
греки называли эту страну Палестиной (JA/6:2).
Евреи (позднее - израильтяне) получили, согласно одной гипотезе, своё
имя от Евера, предка Аврама, жившего (по Иосифу Флавию) шестью
поколениями раньше (JA1/6:4).
Существует также мнение, что название еврейского народа произошло от
слова "хабиру" - древней ближневосточной народности.
2.2 В Ханаан, а
затем — в Египет
Аврам отправляется в
Ханаан к священному месту Сихем. Когда Аврам приходит туда, ему является
Господь: «потомству
твоему отдам Я землю сию»
(Быт.12:7).
Здесь Аврам ставит
жертвенник Господу, так как на этом месте Господь завещал ему землю,
которая будет принадлежать его потомкам. Аврам идёт в Вефиль, где
раскидывает свои шатры и также воздвигает жертвенник. На рис.69 можно
проследить весь путь Аврама и места его остановок.
Рис.69
Маршрут путешествия
Авраама.
В том районе был
голод, и Аврам со своими спутниками двигается дальше на юг - в Египет.
Будучи очень эрудированным человеком, он проводит время в беседах с
египетскими учёными и наставляет их как в научных, так и богословских
вопросах. Согласно Иосифу Флавию, Аврам принёс в Египет астрономию (науку
о планетах и звёздах) и арифметику (основы математики). Очевидно, эти
дисциплины были особенно развиты в стране халдеев, откуда эмигрировал Аврам.
Рис.71
Сельское хозяйство в
Египте имеет очень древние традиции. Авраам некоторое время жил на
египетской земле.
2.3 Аврам и Лот
разделяются
Некоторое время
спустя, Аврам и Лот с большим богатством возвращаются из Египта в Ханаан
- у них было много серебра, золота, поголовья скота. Но между их пастухами
возникает спор, и родственники решают разойтись. Аврам предлагает Лоту
выбрать себе землю для проживания. Племянник выбирает плодородную
Иорданскую долину, которая была подобна саду Эдемскому, пока Господь не
уничтожил Содом и Гоморру (Быт.13:1–13). Далее, согласно Библии,
Господь обращается к Авраму: «И сказал Господь
Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с
места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к
западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему
навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может
сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань,
пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и
потомству твоему навсегда]»
(Быт.13:14–17).
Немногим позже Аврам
поселяется в Хевроне, где также воздвигает жертвенник Господу, который
вновь является ему. Во время этой встречи Господь обещает Авраму, что
тот станет предком большого народа, численность которого сможет
сравниться с количеством звёзд на небе. Аврам же сетует, что не имеет
наследника. И вновь звучит обетование:
«И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы
дать тебе землю сию во владение» (Быт.15:7).
2.4 Предсказание
будущего
Далее Господь даёт
пророчество о будущем потомков Аврама. В этом откровении излагаются
события, которым, собственно, и посвящена наша книга: жизнь потомков
Аврама в рабстве и их побег из Египта, или Исход - великое переселение
целого народа: «И сказал Господь
Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и
поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над
народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут
[сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь
погребен в старости доброй»
(Быт.15:13–15).
2.5 Авраму дано
обетование
Нижеприведённый
библейский текст гласит, что в тот же день Господь дает Авраму
обетование: «потомству твоему
даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт.15:18).
Будучи в пожилом
возрасте, Аврам и Сара остаются бездетными - Авраму уже 85, а Саре - 75
лет. Вполне понятно, что супруги начинают впадать в отчаяние, несмотря
на обещание Господа даровать им детей. Поэтому Сара приказывает Агари,
своей служанке из Египта, зачать от Аврама и, таким образом, родить
наследника. Агарь беременеет, ей является ангел и говорит, что её сына
назовут Измаилом, который будет врагом для своих братьев. Авраму 86 лет,
когда рождается Измаил, у которого, в свою очередь, позже родились 12
сыновей. Они поселятся (рис.70) в области между Евфратом и Красным
морем (восток и юго-восток современного Израиля).
Рис.70a, 70b
Генеалогическое древо
Авраама и территория, где поселились его потомки: от восточного берега
Иордана до Красного моря и реки Евфрат.
Аврам стареет, и
когда ему исполняется 99 лет, Господь снова приходит к нему:
«Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет
Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя»
(Быт.17:1,2).
Аврам падает ниц, а
Господь продолжает: «Я - вот завет
Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше
называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом
множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя
народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и
тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том,
что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и
потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю
Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму:
ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей
есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и
между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан
весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением
завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас
в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный
за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени»
(Быт.17:4–12).
«И сказал Бог
Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я
благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от
нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое,
и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и
Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы
Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра,
жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю
завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству
его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и
возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от
него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с
Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год»
(Быт.17:15–21).
В этом отрывке из
Библии ясно сказано, что между Авраамом и Господом будет заключён завет,
внешним знамением которого станет обряд обрезания. Кроме того, Господь
даёт новые имена Авраму и Саре: Авраам и Сарра соответственно. Завет
будет заключён навеки, равно и обетованная земля будет вновь
принадлежать потомкам Авраама. Девяностолетней Сарре был обещан сын, в
чём столетний Авраам сильно усомнился. Но Господь продолжает обращаться
к Аврааму и провозглашает, что сына назовут Исааком. С ним также будет
установлен и запечатлён завет. Мы вернемся к Исааку в Главе 4.
2.6 Заключение
Вот что в итоге
можно сказать об Аврааме:
Он был человеком, к
которому Господь обратился 4000 лет назад. Таким образом, Авраам был
избран стать родоначальником многих народов на Ближнем Востоке.
-
Потомкам Авраама
была обещана земля ханаанская.
-
Во времена голода
Авраам переселился в Египет.
-
Вернувшись в
Ханаан, Авраам останавливается в Хевроне, а Лот - в Иорданской долине.
-
Господь обращался
к Аврааму и предсказал порабощение израильтян и их бегство из Египта
(см. Часть
II
настоящей книги).
-
Господь дал
Аврааму обещание, которое позднее дал также Исааку.
-
Символом
заключённого завета между Авраамом и Господом стало обрезание -
традиция, которую до сих пор соблюдают как арабы, так и иудеи.
Мы ещё вернёмся к
сыну Авраама - Исааку, но прежде посмотрим, что произошло с Лотом,
который сопровождал патриарха и его жену (он был братом Сарры, см.
рис.33) и поселился в Иорданской долине (рис.69).
|