Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

20. Что случилось у горы Хорив?

В библейском тексте говорится, что ангел Господень явился Моисею в виде яркого свечения или пламени, вспыхнувшем из куста. Нам этот инцидент известен под названием «Моисей и неопалимая купина» (Исх.3:2 и далее).

20.1. Какого рода огнём горел куст?

Прежде всего, это был не огонь в привычном для нас понимании. Согласно Библии, святость Божья часто проявляется в виде яркого света (или языка пламени), а не огня, который при горении сжигает органические вещества. Примером этому может послужить известное многим христианам описание излияния Святого Духа на учеников Иисуса Христа в день Пятидесятницы: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3).

Таким образом, мы можем исключить обычную природу описываемого пламени, так как увиденный Моисеем «горящий» куст не сгорал, точнее не горел вообще: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:1–3).

Ниже приведены пять причин, по которым неопалимую купину нельзя назвать обычным горящим кустом:

1. Очевидец этого явления, Моисей, убеждён, что это не так.

2. Моисей заинтересован внешним видом куста, так как он не похож на обычный кустарник, охваченный пламенем.

3. Обычное горение сухого (или содержащего легко-воспламеняющиеся масла) куста должно было быть скоротечным. Разговор Моисея с Господом длится довольно долгое время, в течение которого куст продолжал «гореть».

4. Куст «говорит» с Моисеем (см. текст ниже).

5. Результатом этого разговора станет цепь событий, которые будут далее освещены в нашей книге.

267.jpg

Рис.267

Горные хребты вокруг Красного моря.

20.2. Что случилось у неопалимой купины

Моисей заинтересован видом огня/свечения. Затем Господь обращается к нему. Моисей отвечает. Вот, что согласно библейскому тексту, говорит Господь: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх.3:5,6).

Моисей прячет своё лицо, так как понимает, что к нему обращается сам Господь: «И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх.3:7–10).

Интересным является тот факт, что Господь призывает Свой народ поселиться на территории с большой площадью. Это означает, что евреи действительно стали очень многочисленным народом, наполнившим обширную дельту Нила.

20.3. Разговор Господа с Моисеем

Итак, Господь призывает Моисея возглавить выход израильского народа из Египта. 80-летний пастух полагает, что около 40 лет назад, обладая властью и известностью, он был бы готов исполнить такое повеление. С человеческой точки зрения Моисей был прав: он занимал пост главнокомандующего египетской армией, являлся наследником царского престола и имел великую мудрость и знания.

Тем не менее, чтобы стать пригодным для выполнения Божьего повеления, ему необходимо было пройти другую школу, проведя 40 лет в пустыне в качестве пастуха. Моисею уже 80 лет. Его жизнь, казалось бы, близится к закату. Однако, он будет движим не своей собственной силой, но согласно библейскому тексту - силой Господа. Повеление Господа предельно чётко: «Ты выведешь Мой народ из Египта». Но Моисей всё ещё полон сомнений. «Кто я такой», - спрашивает он. Вот, что на это отвечает ему Бог: «И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх.3:12).

Гора, о которой говорит Бог - Хорив. Другими словами, Моисей получает чёткие указания вернуться к этой горе, к горе, куда он подошёл с овечьими стадами своего тестя - Рагуила. То есть с этого момента Моисей знает куда ему следует направиться вместе с израильским народом. Он вернётся на гору Хорив! Слова Господа в библейском тексте однозначны: во-первых, израильский народ выйдет из Египта (границы области, занимаемой египтянами, см. Главу 17); во-вторых, на горе, где стоит Моисей, они должны будут поклониться Богу. Гора Хорив находится в Мадиаме.

268.jpg

Рис.268

Земля обетованная - страна, обещанная Моисею, и куда должен был переселиться израильский народ. Это земля, дарованная "семени Авраама", является сегодня территорией Израиля.

Последнее замечание представляет огромную важность. В течение всего Исхода (переселения) Моисей знает, где находится пункт назначения его народа. Несмотря на это, на протяжении всего пути Моисей порой приходит в смятение и отчаяние, полагая, что Господь ведёт его неправильным путём. Кроме того, ему известно, что конечной целью является Ханаан, обетованная земля. К тому же, призывая Моисея, Господь говорит ему странные слова: «И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх.3:12).

Как поклонение Богу может стать знамением? Об этом знает только Господь. Моисею же это пока ещё не понятно.

[Автор утверждает, что приведённые выше слова Господа странны (то есть непонятны для него - автора), и, чтобы уточнить, в чём странность, задает вопрос: "Как поклонение Богу может стать знамением?".

Рассмотрим, из чего могло проистечь непонимание. Обратим внимание на два пункта: Во-первых, из этого вопроса ясно, что автор считает тем знамением, о котором говорит Бог, процесс традиционного служения Богу. Во-вторых, автор использует слово "знамение" как самостоятельное, (по-видимому, равносильное для него слову "чудо") хотя знамение (=подтверждение) должно быть связано с тем фактом, которое оно подтверждает.

И вот, поскольку в традиционном служении евреев Богу со времён призвания Авраама ничего необычного и чудесного нет уже примерно 400 лет (молитва, закалывание животного и пр.), автор находит странность в том, что служение может оказаться знамением-чудом.

Сделаем поправки, начиная со второго пункта.

На самом деле знамение (о котором говорит Бог в словах "вот тебе знамение, что Я послал тебя") - это не просто чудо, а, как упоминалось, чудесное подтверждение чего-то; в данном случае - подтверждение того, что именно истинный Бог посылал Моисея обратно в Египет, а вовсе не Веельзевул, не слуги его и пр. Действительно, ведь как понять, кто там в кустах чудодействует - может, колдуны египетского фараона отследили Моисея и завлекают на подконтрольную войскам фараона территорию и т.п.; перед лицом подавляющей силы Моисей, конечно, по необходимости пойдёт в Египет; но только если он оттуда выйдет, причём со всем народом Еврейским, причём придёт с ними именно на эту гору и сотворит служение Богу Авраама, Исаака и Иакова - вот тогда только станет ясно, что посылал его именно этот Бог истинный, ибо не может один Бог требовать поклонения другому.

Наконец, о первом пункте. Хотя автор считает тем знамением, о котором говорит Бог, процесс традиционного служения Богу, на самом деле уже из нескольких слов Бога ясно, что чудом будет весь комплекс обстоятельств, перечисленный чуть выше: что Моисей действительно выйдет из Египта обратно (он там в розыске как преступник, убивший должностное лицо при исполнении этим лицом прямых обязанностей), причём со всем народом Еврейским (а это шестьсот тысяч боеспособных мужчин, плюс их старики, женщины, дети, слуги!), причём придёт с ними именно на эту гору и, наконец, на ней сотворит служение Богу Авраама, Исаака и Иакова со всем этим народом (который, как мы знаем, быстр на поклонение привычным богам, Египетским).

Итак, на самом деле нет никакой странности в словах назвавшегося Богом праотцов и посылающего Моисея на непростые дела. Чтобы Моисей не только убедился в сверхъестественности происходящего (очевидно, несгораемый куст - уже чудо, но чудеса творят и бесы и колдуны, и мало ли кто ещё), но ещё и в том, что он слышит слова истинного Бога (а только тот бог есть Бог истинный, чьи предсказания сбываются в точности), являющегося "по совместительству" Богом Авраама, в предсказание (совпадающее с невыполнимым силами человека заданием) включается служба Богу Авраама.

Итак, знамением-подтверждением истинности двух вещей является:

1) именно Бог предков Моисея обращается к Моисею из горящего куста, чтобы спасти Моисея и его народ,

2) именно истинный Бог обращается к Моисею из горящего куста, помощь которого приведёт к успеху и предсказание которого сбудется в точности, явится факт выполнения предсказанного сложного комплекса условий, результатом которого станет желаемое Моисеем спасение народа Еврейского из рабства, причём это спасение завершится общенародным молебном в честь Бога Авраамова.

Примечание Николая Шамарова]

[Эти рассуждения о знамении натолкнули на мысль о знамении, которое Иисус представил неверующим иудеям, когда те просили у него знамения: "Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Матф.12:38-40).

"... Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус" (Иоан.2:18-22).

Иисус заранее говорил о том, что сбудется только после. Возможность видеть и знать будущее имеет только Бог. События после воскресения Иисуса были весьма трагичны для учеников. Они должны были принять на себя всю ненависть и гнев нераскаявшихся иудеев и при этом устоять в вере. Одним из главных вещей, которые свидетельствовали о божественном избрании Иисуса и о верном направлении последующей деятельности учеников было как раз то знамение Ионы, о котором говорил Иисус. Для верующих учеников это знамение было укреплением веры, а для неверующих - осуждением и предложением к смирению и покаянию.

Точно также и для Моисея события Исхода (особенно постоянный ропот и неверие народа) были большим испытанием веры, когда всё общество говорило - это не Бог Авраама, Исаака и Иакова ведёт нас, а лишь ты - Моисей. Дьявол постоянно искушал и сбивал Моисея с его миссии, но Бог дал ему и остальным знамение - "И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе" (Исх.3:12). Если для Моисея это знамение было укреплением веры в то, что Бог ведёт его, то для остальных это было осуждением и предложением к смирению и покаянию.

Примечание Дмитрия Ненахова]

Тем временем, их разговор продолжается: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить [вместо тебя], и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова [Мои] в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога; и жезл сей [который был обращен в змея] возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» (Исх.3:13–4:17).

20.4. Заключение

Диалог Господа и Моисея говорит сам за себя. Упомянем несколько фактов:

  • Израильский народ отличается организованностью, благодаря системе старейшин.

  • Моисей и старейшины будут ходатайствовать перед фараоном, чтобы их народу было дано разрешение совершить в пустыне служение поклонения Господу, частью которого являлись жертвоприношения, запрещённые в Египте.

  • Покидая Египет, израильтяне получат множество подарков от египтян.

  • Моисей получает способность творить три знамения (посох, рука и кровь).

  • От имени Моисея будет говорить его брат, Аарон.

  • Аарон уже направляется к Моисею; это означает, что он также общался с Богом (Исх.4:14).

После этого диалога начинаются приготовления к великому переселению израильтян - позднее его назовут Исходом.

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря

10. После смерти Иосифа

11. Кем был Моисей?

12. Упоминается ли Моисей в истории Египта?

13. Связь с народом гиксосов

14. Кто правил страной во времена Моисея?

15. Кем была дочь фараона?

16. Кем был Тутмос II?

17. Куда бежит Моисей?

18. Мадиам в период, когда Моисей оказывается в нём в качестве беженца

19. Где находится гора Хорив?

20. Что случилось у горы Хорив?

21. Что делает Моисей после встречи с Богом на горе Хорив?

22. Даёт ли фараон свое разрешение?

23. Египет во время Исхода

24. Папирус Ипувера

25. Почему не погибли первенцы израильтян?

26. Начало Исхода

27. Кто умер в Египте?

28. Сколько израильтян участвовало в Исходе?

29. В каком направлении двинулись израильтяне?

30. Были ли израильтяне вооружены?

31. Насколько израильтяне были организованны?

32. Красное море

33. Почему израильтяне выбрали именно такой маршрут?

34. Где находился Ефам?

35. Где израильтяне разбили лагерь?

36. Почему израильтяне повернули?

37. Было ли название у лагеря израильтян?

38. Что произошло в Египте?

39. Сколько времени ушло у египтян, чтобы догнать беженцев?

40. Как встретились израильтяне и египетская армия?

41. Что произошло в Нувейбе?

42. Как израильтяне пересекли Красное море?

43. Что произошло с египетской армией?

44. Реакция израильтян

45. Когда произошел Исход?

46. Археологические находки, подтверждающие факт перехода через Красное море

47. Колонны, воздвигнутые на месте пересечения Красного моря

48. Дорога на дне Красного моря

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

50. Определение даты колёс, обнаруженных на дне Акабского залива

51. Останки человеческих скелетов на дне Красного моря

52. Части скелетов крупнорогатых животных на дне Красного моря

53. Скелеты лошадей на дне Красного моря

54. Другие находки среди костей скелетов

55. Продолжи-тельность процесса окаменения

56. Скелеты в морской воде


Часть III. У горы Божьей. От Красного моря - к горе Синай.


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 05.08.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz