Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

15. Кем была дочь фараона?

Дочерью фараона была женщина, нашедшая Моисея в корзине и позднее усыновившая мальчика (согласно Исх.2:1–10).

Закономерным является вопрос: был ли в Египте времён 18-й династии правитель, который не имел сыновей-наследников и чья дочь должна была занять трон после его смерти? Под это описание подходит фараон Тутмос I/Аменхотеп I - у него не было сына, и поэтому его дочь, имя которой хорошо известно египтологам, наследовала царский престол. Её звали Нефрура (или Хатшепсут). В ранних записях она, будучи ещё принцессой, фигурирует как Нефрура. Возможно, смена её имён происходит, когда она становится царицей (Хатшепсут).

Согласно выдвигаемой нами гипотезе, когда родился Моисей, в Фивах правил Амосис (или Яхмос I - прим. перев.). Тутмос I жил в Мемфисе и являлся соправителем. Обоих царей называли фараонами. Слово «фараон» происходит от египетского «перо», что значит «великий дом» и является титулом человека, наделённого властью и влиянием. Тутмос I - правитель Мемфиса, был отцом Нефруры, которая, вероятно, нашла и усыновила Моисея.

232.jpg 233.jpg

Рис.232, 233

Цельнокаменные статуи, изображающие Нефруру и Сененмута.

Были найдены несколько статуй молодой женщины с ребёнком на руках (рис.232, 233). В надписи на них говорится, что это - Нефрура и Сененмут. Царское украшение на голове ребёнка свидетельствует о том, что он является членом семьи фараона и, следовательно, в контексте нашей гипотезы, был престолонаследником. После смерти фараона, трон, как правило, переходил к принцу, то есть статуя изображает мальчика (а не девочку).

Нефрура известна как принцесса и дочь фараона Аменхотепа I. Существует возможность, что именно она нашла младенца Моисея в корзине из тростника и усыновила его, сделав наследником египетского престола. С точки зрения других, статуя представляет мужчину по имени Сененмут, держащего на руках девочку Нефруру. Эта гипотеза безосновательна, поскольку трудно не заметить, что взрослый человек в этом ансамбле - явно женщина, а ребёнок, скорее всего - не девочка, так как, согласно египетской традиции, наследником престола мог быть только мужчина.

Имя Сененмут также связано с Моисеем: оно означает «брат матери». Происхождение этого имени кроется в мифологии Египта, а точнее в семье богов (воплощением которых по преданию, являлись члены семей фараонов) Осириса, Исиды и Гора. Последний был одновременно инкарнацией отца, который приходился своей жене родным братом. Другими словами, Гор являлся братом своей матери. Несмотря на то, что он родился после смерти своего отца, мать могла передать ему права наследования престола.

Таблица 5.

"Египетские титулы/имена людей, упомянутых в Библии, согласно гипотезе, представленной в главах 14-16".

Лицо, упомянутое

в Библейских текстах

Имя/титул

Фараон

Фараон во время рождения Моисея

Амосис (или Яхмос I)

Амосис (или Яхмос I)

Соправитель с дочерью

Фараон с дочерью

Тутмос I

Аменхотеп I

 

Аменхотеп I

Дочь фараона, принцесса

Дочь фараона, царица

Нефрура

Хатшепсут

 

Моисей, наследник трона

Моисей, соправитель

Сененмут

Тутмос II

 

Соправитель (преемник Моисея)

Фараон

Тутмос III

Аменхотеп II

Аменхотеп II

Соправитель

Фараон во время Исхода

Тутмос IV

Аменхотеп III

Аменхотеп III

Перворожденный сын фараона, во время Исхода, соправитель

Тутанхамон

 

По аналогии с этим Моисею было необходимо получить права наследника трона. Поэтому фигура ребенка на руках женщины очевидно представляет приёмного сына - Моисея, который получил имя Сененмут (брат матери) и, следовательно, должен был наследовать престол, потому что его мать обладала правом наследницы (хотя она и не могла иметь статус, равный статусу фараона). Иначе говоря, Моисей, как и Гор, появился в семье, где не было отца. Согласно выдвигаемой нами гипотезе, имя «Сененмут» должно означать буквально «приёмный сын». В библейском тексте (Евр.11:24) говорится, что Моисей отказался от звания сына дочери фараона, что вполне понятно ввиду особенностей обстоятельств в его взрослой жизни.

234.jpg

Рис.234

Обелиск Хатшепсут в храме Карнак в Луксоре.

235.jpg

Рис.235

Женщина с царскими отличительными знаками держит на руках мальчика - наследника престола. Этой скульптуре, найденной в области Мемфиса/Саккары, примерно 3500 лет. Возможно, перед нами Моисей и его приёмная мать.

В научной литературе имеется любопытный комментарий о Сененмуте (37): «Возможно Сененмут злоупотребил своей властью, и в определённый момент правления Хатшепсут он впал в немилость у царицы, что нашло отражение в разрушении памятников, посвящённых ему». Именно это, согласно Библии, и произошло с Моисеем: с точки зрения египтян, он стал преступником в бегах; если человек с его положением лишался привилегий, то власти приказывали разрушить все его памятники, статуи, уничтожить документы/свитки о нём. Имя наследника, сделавшего то, что совершил Моисей, должно было быть стёрто из истории Египта.

В главе, которую Тильдеслей посвятил Сененмуту, высказывается необычная точка зрения о Хатшепсут (35). В ней обсуждаются многие известные, а также странные и во многих случае неясные факты, связанные с Сененмутом. В Таблице 6 приводятся некоторые факты из жизни Сененмута в сравнении с библейским описанием Моисея. Данная таблица выступает в поддержку гипотезы, что эти две исторические личности - одно лицо.

Таблица 6.

Сравнение фактов из жизни Сененмута (см. Пункт 35 Раздела «Ссылки на литературные источники») и Моисея, описываемого в библейском тексте, преимущественно в книге Исход (И), а также в трудах Иосифа Флавия (Ф).

Сененмут

Моисей

«Сын смиренных родителей».

Сын рабов-евреев (И).

«К сожалению, нам не известно, когда Сененмут начал свою блистательную карьеру правителя».

Моисей был найден дочерью правителя (принцессой) в корзине из тростника в Ниле, когда ему было три месяца (И).

«Движимый желанием забыть о своём низком происхождении».

Родители Моисея принадлежали к «низкому» сословию рабов (И).

«Он стремительно поднимался по карьерной лестнице от одного поста к другому.

Будучи рождённым рабом, стал наследником престола (И).

«… прежде чем уйти из армии…».

Был генералом (Ф)

«… чтобы войти в состав управленческого аппарата дворца правителя».

Его подготавливали к принятию поста фараона (И).

«… и тогда, рассчитав всё до мельчайшей детали, принял решение связать своё будущее с Хатшепсут».

Единственной «ниточкой», связывавшей Моисея с дворцом и властью, была усыновившая его принцесса-мачеха.

«… он являлся близким другом царской семьи».

Царская семья приняла его, как сына (И).

«… чаще всего изображался, держащим девочку Нефруру на руках».

Выдвигаемая в этой главе гипотеза утверждает обратное: Нефрура держит Моисея на руках.

«… сидящим с Нефрурой… положив её под углом на колени, как обычно кормящие матери держат своих детей».

Выдвигаемая в этой главе гипотеза утверждает, что, согласно египетской традиции, женщина держит на руках младенца мужского пола, то есть Нефрура держит Моисея.

Соответственно, Сененмут становился правителем Египта».

Он должен был стать фараоном, но до своего побега из Египта был соправителем (И).

«Обнаружение гробницы (общей) Рамуза и Хатнофер, родителей Сененмута, подтверждает предположение о том, что последний был родом из низкого слоя общества».

Родители Моисея были рабами (И).

«Рамуз и Хатнофер не принимали активного участи в общественной жизни страны»

Родители Моисея не принимали участия в общественной жизни Египта (И).

«Нет также свидетельств тому, что Сененмут вообще вступал в брак …».

Живя в Египте, Моисей был холостым (И, Ф).

«… остался неженатым, что в глазах современников выглядело странным…».

Он женился, только придя в землю Мадиамскую.

«... свидетельствует о том, что близкие Сененмута были потрясены внезапной катастрофой».

Неизвестно. Однако допускается такая возможность, что известие о побеге Моисея потрясло его семью.

«… на плохо сохранившемся фрагменте текста … имеются слова «плен» и «Нубия», рядом с которыми приводятся изображения бегущих солдат».

Будучи командующим египетскими войсками, организовывал военные кампании в Нубии (Эфиопии), в которых одерживал многочисленные победы (Ф).

Сененмут поселяется во дворце вместе с Нефрурой и Хатшепсут, «пока последняя не вступила на престол».

Моисей вырос во дворце (И), являясь приемным сыном принцессы (Нефруры), которая позднее стала царицей Хатшепсут.

«… в которой отмечается, что Сененмут был в подчинении у царя Тутмоса I».

В Библии ничего об этом не говорится, но выдвигаемая нами гипотеза утверждает то же самое (рис.245).

«На усыпальнице Сененмута, вместо обычных рисунков похорон, изображён бог с головой крокодила, обнимающий Хатшепсут …»,

Для египтян происхождение Моисея крылось в реке Нил (И), где водилось множество крокодилов. Имя женщины, которая нашла мальчика в реке, было Хатшепсут. Она была бесплодна. Указанный рисунок символически изображает, как принцесса была благословлена богом, живущим в Ниле.

«Сененмут был неожиданно лишён всех привилегий и при загадочных обстоятельствах исчезает».

Моисею пришлось в срочном порядке спасаться бегством из-за совершённой им роковой ошибки - убийство египтянина (И). Он скрылся в земле Мадиамской и за несколько дней потерял всё, что имел в Египте (И).

«Его неиспользовавшиеся могилы были осквернены».

Моисей умирает в стране, которая сегодня носит название «Иордания» (И), поэтому места, предназначенные для его захоронения, не были использованы. Вполне разумно предполагать, что его гробницы будут осквернены, так как он совершает побег, или предательство семьи фараона.

«… его памятники были варварски уничтожены или разрушены, а его статуи и рельефы целенаправленно испорчены, чтобы стереть имя Сененмута и любое упоминание о нём в египетской истории».

Такое отношение вполне можно было ожидать после того, как Моисей предал семью фараона (И). Всякое упоминание об израильтянине было уничтожено египтянами.

«До наших дней сохранились, по крайней мере, 25 статуй из прочного камня. Для простого частного лица это необычайно большое количество артефактов».

Он не был простым частным лицом, так как являлся наследником престола (И).

«Можно предположить, что большинство из них были подарками от царицы».

Принцесса, которая впоследствии стала царицей, приходилась Моисею мачехой (И).

«Очень близкие отношения с царицей позволили Сененмуту сделать стремительную карьеру».

«Близкие отношения» сына и матери (И). Существуют гипотезы, утверждающие, что они были любовниками.

«… близость к богам считалось исключительно царской прерогативой».

Он был членом царской семьи (И).

«… наследный принц …»

Да (И).

«Что удивительно, Сененмут мог выбрать себе каменный саркофаг любой формы» (только для царских особ).

Он был членом царской семьи (И). Выбор места и формы погребения являлись царской привилегией.

«Строительные работы были внезапно прекращены, хотя гробница Сененмута была практически завершена».

Моисей совершил побег из страны (И), предав семью фараона.

«… гробница № 71 пострадала от сильного разрушения». «…повреждения были сделаны целенаправленно».

Моисей совершил побег из страны (И), предав семью фараона. Разрушение гробниц и других объектов, связанных с Моисеем, было вполне закономерно.

«Остаётся загадкой, почему в летописях не приводится описание смерти Сененмута».

Египетские историки по понятным причинам не хотели выяснять, что произошло с Моисеем (И).

«Что же случилось с Сененмутом? Загадка его неожиданного исчезновения в течение многих десятилетий не давала покоя египтологам …».

Ответ на эту загадку нужно искать в библейской книге Исход, которая посвящена описанию жизни Моисея (И).

«После смерти Сененмута многие из его памятников подверглись разрушению, целью которого было полное уничтожение упоминаний о нём в истории Египта - равно как и его изображений и имени».

В египетской истории упоминание о Моисее отсутствует.

«Все описания Сененмута основываются на четырёх сохранившихся изображениях его лица», «нос с высокой переносицей», «орлиный нос».

Моисей был приёмным ребёнком, будучи по происхождению евреем (И). В большинстве своём израильтяне имеют «орлиную» форму носа, что не характерно для египтян.

Вывод: все эти 35 фактов свидетельствуют в пользу гипотезы о том, что Сененмут и Моисей - одно лицо.

236.jpg

Рис.236

Храм Дейр-эль-Бахри был построен Сененмутом (Моисеем) для Хатшепсут (его мачехи).

237.jpg

Рис.237

Храм Дейр-эль-Бахри близ Луксора.

238.jpg

Рис.238

Гор (сокол), Хатшепсут (справа) и Тутмос II (слева). Утверждают, что Тутмос II приходился Хатшепсут одновременно братом и мужем. Согласно гипотезе этой книги, Тутмос II (Моисей) был приёмным сыном царицы Хатшепсут и назывался "братом матери".

Говорится, что Сененмут имел нос с высокой переносицей (орлиный) нос. Обратите внимание на различие между носом Хатшепсут (мачехи Моисея) и носом Моисея (Тутмоса II) на Рис.239-240 в храме Дэйр-эль-Бахри. Длинная стена в Дэйр-эль-Бахри иллюстрирует, как Хатшепсут касается руки бога (=сексуальная связь). Следующее изображение показывает её беременной, следующая серия изображений - маленький мальчик растёт и становится подростком. Это - дань традиции, чтобы объяснить усыновление. Гипотеза данной книги заключается в том, что приёмным сыном Хатшепсут был Моисей.

239.jpg

Рис.239

Хатшепсут (слева) и Тутмос II (справа); Дейр-эль-Бахри. Тутмос II, вероятно, был Моисеем.

240.jpg

Рис.240

Гор (сокол), Тутмос II (вверху слева) и Хатшепсут (внизу слева); Дейр-эль-Бахри. Согласно египетской традиции, Тутмос II (Моисей) был "братом своей матери" (см. текст) и, следовательно, наследником престола (братом) и приёмным сыном. Имя "Сененмут" значит "брат матери".

241.jpg 242.jpg

Рис.241, 242

В Дейр-эль-Бахри имеется несколько примеров намеренно уничтоженных изображений Хатшепсут и Моисея (Тутмоса II). На снимке выше показан рисунок, в центре которого была стёрта фигура человека.

Библия повествует, что родной матери Моисея позволили кормить мальчика грудью; возможно, ей разрешили заботиться о нём до того возраста, когда он был готов начать обучение во дворце: «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей» (Исх.2:10).

Вероятно, в это же время «дед по мачехе» Моисея, Тутмос I/Аменхотеп I, становится верховным правителем Египта. Это означало, что вся семья переезжает во дворец в Фивах. В возрасте 18 лет Моисея объявили наследником престола, а его приемную мать Нефруру - регентшей. Очевидно именно тогда её стали называть Хатшепсут и присвоили статус царицы. Сененмут (Моисей) обладал несколькими титулами, такими как «управляющий зернохранилищами, землями и крупнорогатым скотом» (37).

243.jpg

Рис.243

Беременная Хатшепсут.

244.jpg

Рис.244

Хатшепсут с сыном.

Женщина не могла быть воплощением богов, но, являясь женой фараона, выполняла функции наследника, если такового не было или до тех пор, пока наследник не достигнет совершеннолетия. В храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри есть стена, на которой изображена сцена рождения престолонаследника. Некоторые утверждают, что рисунок посвящён рождению Хатшепсут. Подобная догадка достаточно нелогична, так как родившийся ребенок изображён мальчиком. Авторы гипотезы объясняют это ошибкой художника. В другом рисунке на той же стене показана Хатшепсут с младенцем на руках.

Согласно другим гипотезам, Хатшепсут провозгласила себя фараоном. В доказательство приводится надпись «царь Хатшепсут Кснем Амон/МаатКаРе». При этом утверждают, что в этой надписи указывается имя царицы со всеми её титулами. Тем не менее, «Хатшепсут Кснем Амон» означает «Хатшепсут в союзе с Амоном» (так звали верховное божество 18-й династии, известное также под именем бога солнца Ра). Эта надпись вероятнее всего означает, что «царь» с этим именем является плодом (то есть ребёнком) союза Хатшепсут и бога Амона.

Согласно выдвигаемой в нашей книге гипотезе, этим «царём» или, точнее, наследником престола был Моисей, его соправительницей являлась Хатшепсут. Когда человека объявляли наследником, в надписях рядом с его именем ставился титул «царь». У Моисея были близкие отношения с Хатшепсут, поскольку она была единственным звеном, связывающим его и царскую семью. Чтобы израильтянин смог успешно пройти путь от приёмного сына до наследника и, позднее, фараона, надлежало соблюдать все формальности на каждом этапе восхождения Моисея по карьерной лестнице (рис.245).

245.jpg

Рис.245

Предполагаемая иерархическая система фараонов и членов царской семьи, а также приблизительные даты смены правителей. См. Главы 14-16.

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря

10. После смерти Иосифа

11. Кем был Моисей?

12. Упоминается ли Моисей в истории Египта?

13. Связь с народом гиксосов

14. Кто правил страной во времена Моисея?

15. Кем была дочь фараона?

16. Кем был Тутмос II?

17. Куда бежит Моисей?

18. Мадиам в период, когда Моисей оказывается в нём в качестве беженца

19. Где находится гора Хорив?

20. Что случилось у горы Хорив?

21. Что делает Моисей после встречи с Богом на горе Хорив?

22. Даёт ли фараон свое разрешение?

23. Египет во время Исхода

24. Папирус Ипувера

25. Почему не погибли первенцы израильтян?

26. Начало Исхода

27. Кто умер в Египте?

28. Сколько израильтян участвовало в Исходе?

29. В каком направлении двинулись израильтяне?

30. Были ли израильтяне вооружены?

31. Насколько израильтяне были организованны?

32. Красное море

33. Почему израильтяне выбрали именно такой маршрут?

34. Где находился Ефам?

35. Где израильтяне разбили лагерь?

36. Почему израильтяне повернули?

37. Было ли название у лагеря израильтян?

38. Что произошло в Египте?

39. Сколько времени ушло у египтян, чтобы догнать беженцев?

40. Как встретились израильтяне и египетская армия?

41. Что произошло в Нувейбе?

42. Как израильтяне пересекли Красное море?

43. Что произошло с египетской армией?

44. Реакция израильтян

45. Когда произошел Исход?

46. Археологические находки, подтверждающие факт перехода через Красное море

47. Колонны, воздвигнутые на месте пересечения Красного моря

48. Дорога на дне Красного моря

49. Находки в Красном море. Древнеегипетские колесницы

50. Определение даты колёс, обнаруженных на дне Акабского залива

51. Останки человеческих скелетов на дне Красного моря

52. Части скелетов крупнорогатых животных на дне Красного моря

53. Скелеты лошадей на дне Красного моря

54. Другие находки среди костей скелетов

55. Продолжи-тельность процесса окаменения

56. Скелеты в морской воде


Часть III. У горы Божьей. От Красного моря - к горе Синай.


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 14.04.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz