Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Часть I

Период до Исхода

От Авраама до Моисея

История израильского народа начинается с первых книг Библии - Пятикнижия. Они представляют собой генеалогическую летопись, включающую в себя описание жизни поколения за поколением, жён, сыновей и дочерей. Начиная с Быт.11:27 и далее даётся описание семьи Фарры, который был отцом известного библейского персонажа Авраама, ставшего предком большинства народов на Ближнем Востоке. Повествование начинается с того, что Авраам уходит из дома своего отца и направляется в землю Ханаанскую. Его уход положил начало ряду событий, которые впоследствии приведут к ещё одному большому событию - Исходу.

[Дом отца. Бытует общераспространённое мнение, что Авраам оставил отца и покинул родной (отчий) дом, в смысле здание, где жил отец, но внимательное изучение Библии говорит нам о другом: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране" (Быт.11:31,32). Здесь мы читаем о том, что Фарра - отец Авраама, вышел из Ура вместе с сыном, чтобы идти в землю Ханаанскую. Но он был стар и вероятно заболел и это могло стать причиной их остановки в Харране на пути в Ханаан. Вскоре после смерти отца, Авраам продолжил свой путь. Изучение многих библейских текстов, где встречается выражение "дом отца", говорит о смысле этого выражения как - "родня" или "родина", например: "И пошёл Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем" (Быт.50:7,8). Исходя из этого, правильно будет считать, что Авраам вышел не из здания, где жил его отец, но свою родину и своих родных, и отправился на свою новую родину, которую обещал подарить ему Бог. Отец же Авраама - Фарра, вышел с ним. Брат Авраама - Нахор, не пошёл с ним, но остался на своей старой родине. Другой брат Авраама - Аран, умер до того, как Фарра с Авраамом покинули Ур: "И умер Аран при Фарре, отце своём, в земле рождения своего, в Уре Халдейском" (Быт.11:28). Сын же Арана Лот - пошёл с ними. Примечание добавлено автором проекта НБАО]

Согласно Библейскому тексту Фарре было 130 лет, когда родились Аврам (позднее Авраам), Нахор и Аран. Братья родились в Уре Халдейском, где Аран позже умер в доме своего отца. Перед этим у него родились трое детей: сын Лот и дочери - Милка и Сара. Нахор взял в жёны Милку, а Аврам женился на Саре, которая была бесплодна и долгое время не могла иметь детей. На Рисунке 33 показано генеалогическое древо этой семьи, жившей около 4000 лет назад.

033.jpg

Рис.33

Генеалогическое древо Авраама.

Фарра со своим сыном Аврамом и невесткой Сарой выехал из Ура Халдейского по направлению к Ханаану, но обосновался в Харране, населённом пункте на пути к Ханаану.

Так начинается история об Аврааме, Исааке и Иакове и о том, что станет прелюдией к переселению израильтян в Египет. Позднее произойдёт грандиозная миграция - бегство из Египта народа израильского, которая и называется Исходом. В ходе своего путешествия, израильтяне подойдут к горе, известной как Синай, Хорив или гора Божья. Но прежде чем приступить к описанию всего этого, нам хотелось бы прокомментировать некоторые другие крупные и менее значительные события, о которых всё же стоит упомянуть.

В первой части книги мы проследуем за Авраамом и Саррой, а также их потомками, и опишем жизнь и путешествия этих людей. Многие из этих описаний вам уже приходилось встречать, так как память о них существует в наших культурах, в той или иной степени имеющих отношение к христианству, иудаизму или мусульманству. О некоторых событиях вы услышите впервые, и тогда для вас начнётся увлекательное путешествие. Довольно необычно наблюдать, как исторические события, разделённые тысячью лет странным образом похожи друг на друга, или, как новые археологические открытия заставляют нас обнаруживать совершенно новые вещи в библейских текстах и в многотысячелетней истории Ближнего Востока.

Итак, давайте отправимся в наше путешествие по разным местам, которое начнётся с Ура Халдейского.

1. Где находился Ур Халдейский?

Аврам вместе со своей семьёй покинул Ур Халдейский и направился в Ханаан. Но где именно находился этот «Ур»? Принято считать, что Ур Халдейский располагался к востоку от современного Израиля где-то между реками Тигр и Ефрат на территории нынешнего Ирака. Археологические исследования помогли учёным обнаружить в южном Ираке некий населённый пункт, когда-то носивший название Ур. Однако то, что южноиракский Ур является древним Уром Халдейским, весьма маловероятно.

1.1 Где находился Харран?

Согласно библейской хронологии, Авраам родился в Уре Халдейском примерно в 1996 г. до н.э. и вышел из области Ура и Харрана около 1921 г. до н.э.

032.jpg 034.jpg 035.jpg 036.jpg 037.jpg 038.jpg 039.jpg

Рис.32, 34, 35, 36, 37, 38, 39

На этих снимках показаны фрагменты огромной территории — руины Харрана.

040.jpg

Рис.40

Территория Ближнего Востока. Ур и Харран находятся в верхней средней части карты.

Библейский текст гласит, что переселенцы направились в Ханаан. Мы знаем конечную цель их пути, поскольку Ханаан соответствует Иудее или территории современного Израиля. Итак, путники двигались в Ханаан, но остановились в Харране. Нам известно местоположение Харрана, который существует до сих пор - у притока Евфрата, реки Балик. На современных картах этот населённый пункт на юго-востоке Турции назван Хараном (Рис.40). На протяжении нескольких тысяч лет он играл важную роль. В течение некоторого времени город охранялся большим фортом, в котором имелось 150 помещений, а также стеной-частоколом высотой 5 м и длиной 4 км вокруг границы города. В стене было 187 сторожевых вышек и 6 больших ворот. В 1260 г. н.э. Харран был захвачен и уничтожен монголами, но на останках некогда величественного города с его мощной крепостью до сих пор ютится крохотная деревушка.

Если Фарра со своей семьёй, направляясь в Ханаан, проходил мимо Харрана, то вероятнее всего Ур Халдейский располагался к северу, северо-западу или северо-востоку от Харрана. В противном случае путники сделали бы слишком большой крюк, пройдя мимо Харрана на пути в Ханаан. В те времена, находясь в странствии, наиболее практичным было придерживаться какой-нибудь реки: земля вдоль русла была ровной, риск сбиться с пути - невелик, и, возможно, самым главным фактором был постоянный доступ людей и скота к питьевой воде в этом засушливом регионе.

"Удивительной уррианской традицией является называть места оригинальными именами людей, такими как Нахор, Серух или Фарра. Но самое замечательное - что все эти географические названия найдены в районе Харрана..." (3).

[Уррианами или уррартцами назывались жители древнего царства Урарту, которое располагалось на юго-востоке современной Турции. Примечание добавлено автором проекта НБАО]

041.jpg

Рис.41

Дорожный знак у дороги, ведущей в Харран.

042.jpg 043.jpg

Рис.42, 43

Типичные хижины в деревне Харан; они построены на месте развалин древнего Харрана (или рядом с ними).

1.2 Может ли Урфа быть Уром?

Если пройти около 30 км на север от Харана вдоль реки Балик, а затем ещё 8 км на запад, то можно попасть в город, современное название которого Урфа. Мог ли этот город быть в своё время Уром Халдейским?

Вот, что сказано об Урфе в Новой Энциклопедии «Британника» (2): «Город расположен на плодородной Харранской равнине. С трёх сторон он окружён известковыми холмами... По древней традиции это место связывают с легендарным королём Нимродом, а мусульманское предание гласит, что в пещере под городской крепостью когда-то родился Авраам. Современное название города образовано от древнеарамейского Урфаи (Urfai)».

Район Ура Халдейского вероятно был местом рождения не только Авраама, но и его предков. Любопытен тот факт, что в этой области находятся несколько деревень и поселений, носящих имя «Серух» (так звали прадеда Авраама), «Нахор» (дед Авраама), «Фарра» (отец Авраама) и «Аран» (брат Авраама). Кроме того, в этой местности было найдено и имя «Нимрод».

046.jpg

Рис.46

Возможно ли, что гора Немрут напоминает о древнем Нимроде?

С течением времени вышеупомянутые названия изменились. Серух (Serug) скорее всего соответствует древнеассирийскому названию «Саруги» (Sarugi), фигурирующему в документах Ассирии в 700 г. до н.э. и сегодня называется «Сурук» (Suruc). В 900 г. до н.э. город «Фарра» (Terah) назывался «Тил-Турахи» (Til-Turahi), что означает - руины Фарры (рис.44 и 45).

044.jpg 045.jpg

Рис.44, 45

«Телл» или «Тил» означает «руины». Места с таким названием нередко имеют форму холма на равнине. Причина состоит в том, что со временем деревня становилась городом, окружённым стенами. С течением веков поселение многократно захватывалось и разрушалось, затем заново отстраивалось и вновь разрушалось. В итоге возникал холм, состоящий из большого количества культурных слоёв. Как правило, это наблюдается Ближнем Востоке. На снимках показаны неисследованный «Тил» близ Харана и «Тил» Харана, изученный лишь частично.

Населённый пункт Аран (так же звали брата Авраама) существует и по сей день, он находится в юго-восточной Турции, в 44 км от Урфы вблизи современных автомобильных магистралей. Некоторые из этих пунктов обозначены на карте (рис.47); там же изображены окрестности Урфы, которая расположена у турецко-сирийской границы.

Пещеру, обнаруженную под крепостью Урфы по традиции считают священным местом, где родился Авраам (рис.49).

049.jpg

Рис.49

Пещера под крепостью в Урфе является для мусульман святым местом. Согласно местным легендам, именно здесь родился Авраам.

В 1983 г. Урфу переименовали в Санлиурфу. Когда-то этот город принадлежал государству Урарту, его основание датируется по крайней мере вторым тысячелетием до н.э. Над пещерой Авраама мусульмане воздвигли мечеть, ещё раньше крестоносцы построили крепость. На вершине одной из гор стоят две колонны из древнего храма Ваала, называемого «престолом Нимрода». Основателем многих христианских традиций Урфы был король Абгар Уккама, живший в 9–46 гг. до н.э. (рис.58–62).

1.3 Где находилась равнина Сеннаар?

Чуть ранее в Библии упоминается, в какой местности обосновалась семья путешественников: «Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там» (Быт. 11:2).

Все вышеупомянутые города должны были находиться на равнине, называемой Сеннаар. Представляется ли возможным найти эту равнину сегодня, 4000 лет спустя?

047.jpg 048.jpg

Рис.47, 48

Равнина Сеннаар. Здесь есть несколько мест, названных в честь членов семьи Авраама (Фарра, Серух, Аран).

В юго-восточной Турции немного севернее сирийской границы (северная Месопотамия) есть равнина. Все населённые пункты, о которых мы говорили выше, располагались именно здесь. А в самом центре равнины имеется местечко под названием Синар, что соответствует древнему «Сеннаар». На Рисунке 48 показан дорожный знак, указывающий путь к этому городу. Имеются и другие факты свидетельствующие, что Сеннаар должна была находиться в северной Месопотамии. Один из них - упоминание о населённом пункте, называемом Синьяром, располагавшемся также в области равнины и охарактеризованным как плодородная земля. Надо сказать, что равнина Сеннаар имеет большую площадь и славится своим плодороднейшим краснозёмом.

Кроме того, на Ур имеются ссылки в табличках Эблы. В 1970-х гг. на северо-западе Сирии, в городе Телль-Мардихе (бывш. Эбла) была найдена библиотека из 17000 глиняных табличек с клинописью, датируемых около 2500 г. до н.э. В найденных текстах имеется упоминание о городе, «именуемом Ур в землях Харрана» (5).

Историк Иосиф Флавий тоже отмечал, где располагалась страна Халдеев (JA1/7): «...земля выше Вавилона, называлась страной Халдейской... из этой земли вышел он со своим народом и направился в земли Ханаана...».

Под это описание идеально подходит город Урфа, и таким образом расположение Ура Халдейского в современном южном Ираке (Вавилоне), согласно Иосифу Флавию, совершенно исключается.

«Книга Юбилеев» (6), содержащая легенды 2000-летней давности, даёт комментарий, который проливает свет на маршрут от Ура до Ханаана. В этой книге говорится, как путники шли через Ливан в Ханаан, что подтверждает гипотезу о том, что они пришли с севера (из нынешней Урфы), а не из города Ур на юге Ирака. О Нимроде говорится, что он воцарился в земле Сеннаар (Быт.10:10).

[Автор данной книги Леннарт Мёллер много раз упоминает Нимрода как предка Авраама. На самом деле Нимрод не был предком Авраама, он был внуком Хама (Быт.10:6-8), а Авраам - прямой потомок Сима (Быт.11:10-26). Поэтому неправильно говорить, что Нимрод - предок Авраама. Исходя из этого, во всех случаях мы убрали из перевода слова о том, что Нимрод был предком Авраама. Примечание добавлено автором проекта НБАО]

Месопотамией называют область между реками Тигр и Евфрат. Равнина Сеннаар, о которой говорится в данном тексте, располагалась также между этими двумя реками, текущими вдоль границ равнины.

050.jpg 051.jpg

Рис.50, 51

Равнина Сеннаар плодородна, благодаря современным технологиям, обеспечивающим её орошение водой из Евфрата.

Таблица 1. Название Синьяр (Синар) как город, река и равнина на картах к юго-востоку и на той же самой равнине, где находится Харран.

Синьяк 1784 Антонио Затта
Синиар 1808 К. С. Смит
Синьяр (город) 1814 Томсон
Синьяр (река) 1814 Томсон
Синьяр 1816 Лэпи
Синьяр 1820 Томас Келли
Синджар (город) 1822 Брюэ
Синджар (река) 1822 Брюэ
Синьяр 1824 А. Финли
Синьяр 1829 А. Макферсон
Синьяр 1830 М. Булл Холлиз
Синьяр (город) 1845 Дж. Ф. Крачли
Река Синьяр (река) 1845 Дж. Ф. Крачли
Пустыня Синьяр (равнина) 1845 Дж. Ф. Крачли
Синьяр 1855 К. Б. Колтон
Синдшар 1863 Ф. В. Стюлпнагель
Синджар 1869 Джустус Перфес
Синьяр 1870 А. Фуллертон
Синьяр 1947 Г. Тисдейл

1.4 Что означает слово «Халдеи»?

Происхождение названия народа халдеев вызывает споры. В библейских текстах халдеи упоминаются неоднократно. Например, Стефан говорит о них в своей защитной речи, которую начинает с повествования об Аврааме (Деян.7:1–53). На Иова совершили нападение халдеи (Иов.1:7). О халдеях говорится также в книге пророка Даниила, где рассказывается о Навуходоносоре, царе, осадившем Иерусалим. Завоевав израильский город, царь избрал нескольких иудеев (среди которых оказался пророк Даниил) для обучения «языку Халдейскому» (Дан.1:1–7).

Однако, халдейская культура и язык, о которых упоминается в книге Даниила, существовала примерно в 600 г. до н. э., около 1300 лет после переселения Авраама. Следовательно, столь поздняя информация не имеет отношения к Уру Халдейскому.

Можно ли объяснить происхождение названия «Халдеи» тем, что это слово связано с религией, существовавшей в местности, где располагался Ур (ныне Урфа)? Первые жители этой области (территория современной юго-восточной Турции) назывались уррианами и урартцами. Наскальные рисунки указывают на то, что они поклонялись по меньшей мере 79 богам, общее название для которых - Халдис. Приведём фрагмент из текста, обнаруженного в Аргистисе: «Вот каково развращение городов, которые я покорил для народа халдисского за один год... Во славу Халдиса дающего, Халдисов -верховных даятелей, детей Халдиса могучего...»

Развалины храма бога Халдиса были найдены в Топпраккале, близ озера Ван в Турции (рис.52).

052.jpg

Рис.52

Надпись на стене в Аргистисе. На этой старой немецкой карте Г.А. Оливера (1805 г.) отображён пункт под названием «Аргиш» (Argish) у озера Ван (See Wan). Здесь процветал культ Халдиса. Сохранены оригинальные цвета карты.

Этот народ проживал в той же области, где находится сегодня Урфа. Возможно существовало несколько городов с названием Ур, поэтому необходимо уточнить, о каком Уре идёт речь. Надо также заметить, что религия местных жителей именовалась Халдис Ур, по названию города - Ура Халдейского, как мы его зовём спустя несколько тысячелетий.

053.jpg

Рис.53

Эта карта была составлена Джоном Таллисом (ок. 1860 г.); цвета не изменены. В центре этого фрагмента карты показаны три пункта, расположенных недалеко друг от друга: Урфа, Ур (Urfah), Харран (Harran), Серух (Seroug). Линия, окрашенная в голубой цвет - река Евфрат. На картах, изданных за последние 200 лет Серух чаще пишется как Саруй (Saruj) или Сероуг (Seroug).

054.jpg

Рис.54

В 1845 г. Дж. Ф. Крачли опубликовал эту карту. На ней видна область, расположенная на юго-востоке от Харана, но на той же равнине. Город, имеющийся на многих старых картах, обозначен здесь Синьяр (Sinjar). Это же имя дано реке (R. Sinjar) и пустыне (Desert of Sinjar). Все три названия можно увидеть в центре карты. Возможно, это и есть та самая равнина Сеннаар, упоминаемая в Библии. Харран находится у реки, впадающей в Евфрат с севера (левая часть карты) в месте, обозначенном на карте Ракка (Racca).

1.5 Можно ли проследить происхождение слова «халдеи»?

На землях, окружавших озеро Ван, люди поклонялись богу Халди, имя которого с различными вариациями упоминается в разных источниках. Например, «Халди» в урартском храме в Топпраккале (8), «Калху» в северной Месопотамии (9). Язык жителей области, где поклонялись урартскому богу Халди, назывался халдийским или калдийским, хотя сегодня учёными используется термин «урартское наречие» (7–9). Кроме того, существуют различные способы написания слова «Топпраккале» - города, где находился храм бога Халди. В Британском Музее в Лондоне имеется текст, который проливает свет на обсуждаемый вопрос. В нём приводится такое написание вышеуказанного слова: Топпра Хале (ср. с Халди). Таким образом, мы имеем несколько вариантов написания названия бога/религии жителей северной Месопотамии (Калди, Халди, Калху, Халдеан, храм Топпра Хале) и знаем, на каком языке они говорили (халдийский, либо калдийский). Нетрудно придти к выводу, что все эти весьма схожие друг с другом названия относятся к одному и тому же богу / языку / вероисповеданию - особенно, если они существовали в одном регионе на протяжении одного отрезка времени.

В окрестностях Урфы расположено множество населённых пунктов, содержащих в своём названии слово «Кале». «Кале» или «Хале» имеет отношение к древнему культу Халдиса, процветавшему когда-то на территории современной юго-восточной Турции. Примеры этих названий приведены в таблице 2 и на рис.55–57.

Таблица 2. Дальнейшие примеры мест в районе Урфы, которые имеют окончание "кале" в своих современных названиях.

  • Аксакале

  • Топпраккале

  • Диреккале

  • Эски кале

  • Кале (различные места)

  • Румкале

  • Тапкиранкале

  • Йилани-кале

  • Гергер кале

  • Йени кале

055.jpg 056.jpg 057.jpg

Рис.55, 56, 57

Примеры мест близ Урфы, имеющих в своих названиях окончание «кале».

Интересен тот факт, что в Турции есть два населённых пункта, расположенных близко друг от друга и носящих схожие имена: Гергер и Гергер-Кале (возможно Гергер и Гергер Халдейский). Слово «кале» содержится в названиях других турецких мест, например одного из известных горячих источников в Памуккале.

Сегодня слово «кале» переводят как «замок» или «крепость». Однако в древние времена наиболее важным считалось место поклонения богам, которое защищали и оберегали, возводя вокруг них крепостные сооружения. Примеры этому мы находим по всему миру: храм, окружённый стеной в Иерусалиме, старые церкви в Швеции. Во времена голода церкви использовались в качестве хранилищ для зерна, а когда нападали враги - в качестве укрытия. Нередко с высоких башен производилось наблюдение за сигнальными огнями или кораблями на море. Помимо церковной башни в поселении была сторожевая башня «кастал». Вывод: логично было бы предположить, что значение слова «кале» около 4000 лет назад охватывало бога, церковь, храм, место поклонения, защищённое стенами или какой-либо охранной структурой, тем не менее, современное толкование термина «кале» в большей степени фокусируется на системе защиты (замок или крепость).

В примере Урфы (рис.58–62) мы имеем место поклонения (пещера Авраама), мечеть и систему защиты поселения (городская крепость).

058.jpg 059.jpg 060.jpg 061.jpg 062a.jpg

Рис.58, 59, 60, 61, 62a

Мечеть в Урфе (Уре), построенная над пещерой, в которой, согласно местным легендам, родился Авраам. У мечети есть два минарета. Перед ней находится «Пруд пророка», в котором обитает священная рыба. Слово «пророк» в названии водоёма относится к Аврааму. Вокруг горы за мечетью крестоносцами была построена крепость. На вершине этой горы в древние времена были установлены две колонны для поклонения Ваалу. Храм, посвящённый этому божеству на этом месте, получил название «Престол Нимрода».

062b.jpg

Рис.62b

Истоки реки Евфрат находятся в горах современной Турции.

1.6 Религия области

Из библейского текста мы узнаём, что Иисус Навин позднее, в своем обращении к израильскому народу в Сихеме, назовёт приблизительное расположение Ура Халдейского: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора» (Нав.24:2).

Река Евфрат и положение современной Урфы идеально соответствуют данному описанию. Текст также свидетельствует о том, что Авраам и его отец жили в одном регионе. Вокруг Урфы до сих пор существуют деревни и другие места, носящие имена родственников Авраама (Серух, Нахор, Фарра и Аран).

063.jpg 064.jpg

Рис.63, 64

Дорожные знаки, указывающие направление и расстояние до древних населённых пунктов: Серух, Ур и Харран.

Далее пророк Иисус Навин делает следующее важное замечание - и служили иным богам: «Так говорит Господь Бог Израилев: "за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его» (Нав.24:2,3).

Здесь следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, они служили иным богам, а не иному богу. Это подходит под описание религии Калдис, где было по меньшей мере 79 богов. Во-вторых, в этом, очевидно, заключалась причина, по которой Фарра (поклонявшийся иным богам) сумел достичь лишь Харрана, где скончался в преклонном возрасте. Ведь только Авраму, призванному Господом, единственным истинным Богом (согласно Библии), удалось войти в обетованную Ханаанскую землю. Это предположение находит поддержку в других библейских текстах: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его [Бог] в сию землю, в которой вы ныне живёте» (Деян.7:2-4).

Даже спустя 1800 лет молва об этих событиях ходила в виде легенд. Книга Юбилеев не является частью Ветхого Завета, но дает описание некоторых событий Пятикнижия. Эта книга была написана, самое позднее, за 100 лет до Рождества Христова, возможно раньше (10). В ней содержится комментарий, представляющий для нас интерес. Аврааму было 60 лет, когда он сжёг все дома, где находились идолы. Когда все проснулись из-за разгоревшегося пожара, брат Авраама, Аран, бросился в горящий дом, чтобы спасти идолов, и погиб в огне. Библия лишь упоминает о том, что Аран умер в Уре (Быт.11:28). Современная Урфа насчитывает более 400000 жителей, в то время как Харран - небольшая деревушка, построенная на останках древнего Харрана (рис.34–39 и 41–45).

1.7 Заключение

Существует множество убедительных доказательств, указывающих на то, что именно современный город Урфа в юго-восточной Турции был когда-то Уром Халдейским, в котором жили Авраам и его предки; позднее они покинули этот город, отправившись в Ханаан. Ниже приведены эти доказательства:

  • Урфа расположена на равнине, на которой есть города Синар и Синьяр. Ур Халдейский находился на равнине Сеннаар.

  • Урфу окружают многочисленные населённые пункты, которым предки Авраама дали свои имена. Они должны были находиться в окрестностях Ура.

  • Предания местных жителей гласят, что Урфа является местом рождения Авраама. Они даже называют одну из пещер точным местом, где родился патриарх.

  • В этой области поклонялись богам Халдеев, что позволяет сделать вывод, что именно поэтому Ур назывался Халдейским.

  • Количество богов, которым поклонялись жители этого региона, было достаточно большим. Культ Калдиса насчитывал как минимум 79 богов.

  • В глиняных табличках Эблы упоминается город Ур, расположенный близ Харрана. Ур Халдейский (ныне Урфа) находится недалеко от Харрана.

  • Иосиф Флавий отмечает, что Ур находился к северу от Вавилона, где собственно и стоит современная Урфа.

  • Логичнее было бы предположить, что Харран должен лежать на пути из Урфы к Ханаану.

  • В Книге Юбилеев (написанной через много лет после смерти Авраама) говорится, что путники прошли через Ливан, который находится на севере.

  • Совершая переход из Урфы в Харран, следует придерживаться течения рек - весьма важная тактика в этих засушливых краях.

  • Несколько источников утверждает, что божество или религия долины Сеннаар (где находится Урфа сегодня) назывались «Калди», «Халди», «Калху» или «Халдеи». Этому богу поклонялись в урартском храме Топпра Кале.

  • Даже в наши дни множество названий населённых пунктов в районе Урфы содержит слово «кале».

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея

1. Где находился Ур Халдейский?

2. Кем был Аврам?

3. Что произошло в Содоме и Гоморре

4. Кем был Исаак?

5. Кем был Иаков?

6. Как Иосиф попал в Египет?

7. Где поселилась семья Иакова?

8. Имеются ли упоминания об Иосифе в истории Египта?

9. Пирамиды и древнеегипетское искусство строительства


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III. У горы Божьей. От Красного моря - к горе Синай.


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 01.03.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz