Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

2. Кем был Аврам?

Фарра, отец Аврама, умер в возрасте 205 лет в Харране. В те дни, продолжительность человеческой жизни всё более сокращалась (согласно библейскому тексту) вплоть до времён Моисея, который прожил 120 лет (Быт.6:3).

065.jpg

Рис.65

Овцы, пасущиеся на развалинах древнего Харрана. Быть может, их предки были овцами Авраама.

Когда Аврам находился в Харране, Господь обратился к нему со словами: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1–3).

Эти слова Аврам слышит примерно в 1920 г. до н.э. (подробнее хронология событий рассматривается в главе 45), будучи в 75-летнем возрасте. Аврам со своей женой Сарой, племянником Лотом, слугами (что является признаком большого состояния) и всем своим имением отправляется в путь к земле Ханаанской (рис.66–68).

066.jpg 067.jpg 068.jpg

Рис.66, 67, 68

Возможно, таким Авраам увидел Харран, приблизившись к нему с севера.

Аврааму было сказано оставить «дом отца своего», но вместо этого он позволяет своему отцу присоединиться к каравану. Возможно, это и является причиной их остановки в Харране - они пробыли там, пока Фарра не умер (Деян.7:4).

2.1 Происхождение названия «Ханаан»

Земля Ханаанская была названа в честь четвёртого сына Хама; он жил до Аврама. Позднее, во времена Иисуса Христа, эту землю называли Иудеей. Район от Газы до Египта населял народ хананеев (или хананеян - прим. перев.); греки называли эту страну Палестиной (JA/6:2). Евреи (позднее - израильтяне) получили, согласно одной гипотезе, своё имя от Евера, предка Аврама, жившего (по Иосифу Флавию) шестью поколениями раньше (JA1/6:4). Существует также мнение, что название еврейского народа произошло от слова "хабиру" - древней ближневосточной народности.

2.2 В Ханаан, а затем — в Египет

Аврам отправляется в Ханаан к священному месту Сихем. Когда Аврам приходит туда, ему является Господь: «потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт.12:7).

Здесь Аврам ставит жертвенник Господу, так как на этом месте Господь завещал ему землю, которая будет принадлежать его потомкам. Аврам идёт в Вефиль, где раскидывает свои шатры и также воздвигает жертвенник. На рис.69 можно проследить весь путь Аврама и места его остановок.

069.jpg

Рис.69

Маршрут путешествия Авраама.

В том районе был голод, и Аврам со своими спутниками двигается дальше на юг - в Египет. Будучи очень эрудированным человеком, он проводит время в беседах с египетскими учёными и наставляет их как в научных, так и богословских вопросах. Согласно Иосифу Флавию, Аврам принёс в Египет астрономию (науку о планетах и звёздах) и арифметику (основы математики). Очевидно, эти дисциплины были особенно развиты в стране халдеев, откуда эмигрировал Аврам.

071.jpg

Рис.71

Сельское хозяйство в Египте имеет очень древние традиции. Авраам некоторое время жил на египетской земле.

2.3 Аврам и Лот разделяются

Некоторое время спустя, Аврам и Лот с большим богатством возвращаются из Египта в Ханаан - у них было много серебра, золота, поголовья скота. Но между их пастухами возникает спор, и родственники решают разойтись. Аврам предлагает Лоту выбрать себе землю для проживания. Племянник выбирает плодородную Иорданскую долину, которая была подобна саду Эдемскому, пока Господь не уничтожил Содом и Гоморру (Быт.13:1–13). Далее, согласно Библии, Господь обращается к Авраму: «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]» (Быт.13:14–17).

Немногим позже Аврам поселяется в Хевроне, где также воздвигает жертвенник Господу, который вновь является ему. Во время этой встречи Господь обещает Авраму, что тот станет предком большого народа, численность которого сможет сравниться с количеством звёзд на небе. Аврам же сетует, что не имеет наследника. И вновь звучит обетование: «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Быт.15:7).

2.4 Предсказание будущего

Далее Господь даёт пророчество о будущем потомков Аврама. В этом откровении излагаются события, которым, собственно, и посвящена наша книга: жизнь потомков Аврама в рабстве и их побег из Египта, или Исход - великое переселение целого народа: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй» (Быт.15:13–15).

2.5 Авраму дано обетование

Нижеприведённый библейский текст гласит, что в тот же день Господь дает Авраму обетование: «потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт.15:18).

Будучи в пожилом возрасте, Аврам и Сара остаются бездетными - Авраму уже 85, а Саре - 75 лет. Вполне понятно, что супруги начинают впадать в отчаяние, несмотря на обещание Господа даровать им детей. Поэтому Сара приказывает Агари, своей служанке из Египта, зачать от Аврама и, таким образом, родить наследника. Агарь беременеет, ей является ангел и говорит, что её сына назовут Измаилом, который будет врагом для своих братьев. Авраму 86 лет, когда рождается Измаил, у которого, в свою очередь, позже родились 12 сыновей. Они поселятся (рис.70) в области между Евфратом и Красным морем (восток и юго-восток современного Израиля).

070a.jpg 070b.jpg

Рис.70a, 70b

Генеалогическое древо Авраама и территория, где поселились его потомки: от восточного берега Иордана до Красного моря и реки Евфрат.

Аврам стареет, и когда ему исполняется 99 лет, Господь снова приходит к нему: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя» (Быт.17:1,2).

Аврам падает ниц, а Господь продолжает: «Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени» (Быт.17:4–12).

«И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год» (Быт.17:15–21).

В этом отрывке из Библии ясно сказано, что между Авраамом и Господом будет заключён завет, внешним знамением которого станет обряд обрезания. Кроме того, Господь даёт новые имена Авраму и Саре: Авраам и Сарра соответственно. Завет будет заключён навеки, равно и обетованная земля будет вновь принадлежать потомкам Авраама. Девяностолетней Сарре был обещан сын, в чём столетний Авраам сильно усомнился. Но Господь продолжает обращаться к Аврааму и провозглашает, что сына назовут Исааком. С ним также будет установлен и запечатлён завет. Мы вернемся к Исааку в Главе 4.

2.6 Заключение

Вот что в итоге можно сказать об Аврааме:

Он был человеком, к которому Господь обратился 4000 лет назад. Таким образом, Авраам был избран стать родоначальником многих народов на Ближнем Востоке.

  • Потомкам Авраама была обещана земля ханаанская.

  • Во времена голода Авраам переселился в Египет.

  • Вернувшись в Ханаан, Авраам останавливается в Хевроне, а Лот - в Иорданской долине.

  • Господь обращался к Аврааму и предсказал порабощение израильтян и их бегство из Египта (см. Часть II настоящей книги).

  • Господь дал Аврааму обещание, которое позднее дал также Исааку.

  • Символом заключённого завета между Авраамом и Господом стало обрезание - традиция, которую до сих пор соблюдают как арабы, так и иудеи.

Мы ещё вернёмся к сыну Авраама - Исааку, но прежде посмотрим, что произошло с Лотом, который сопровождал патриарха и его жену (он был братом Сарры, см. рис.33) и поселился в Иорданской долине (рис.69).

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея

1. Где находился Ур Халдейский?

2. Кем был Аврам?

3. Что произошло в Содоме и Гоморре

4. Кем был Исаак?

5. Кем был Иаков?

6. Как Иосиф попал в Египет?

7. Где поселилась семья Иакова?

8. Имеются ли упоминания об Иосифе в истории Египта?

9. Пирамиды и древнеегипетское искусство строительства


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III. У горы Божьей. От Красного моря - к горе Синай.


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 01.03.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz