Новое открытие, связанное
с якорными камнями
Хотя Рон уделял своё основное внимание
лодкообразному объекту, он продолжал изучать и находки в селении Казан.
Якорные камни, полагал он, были очень важными свидетельствами в пользу
того, что в непосредственной близости от них имеется крупное древнее
морское судно. Но были критики, заявлявшие, что всем известно, будто
якорные камни – это памятники культа, сделанные древними армянами,
которые вырезали на них кресты. Рон был уверен, что кресты добавлены
позднее, и продолжал искать факты, которые, как он надеялся, подтвердили
бы это предположение. В
1988 г. он сделал чрезвычайно важное
открытие, которое дало ему те доказательства, которые он искал. Ему
показали несколько частично погребённых в земле якорных камней в районе
Казана, которые стали видны незадолго до этого из-за эрозии почвы. При
внимательном осмотре на них не было найдено крестов.
Один из погребённых в земле якорных камней, найденных в этом районе,
на которых не было крестов или какой-либо иной резьбы.
К этому времени Рон нашёл более 20 камней,
которые он считал якорными. На поверхности некоторых из них, помимо
крестов были выгравированы и другие объекты. Один их них особенно
интересен тем, что пониже самого большого креста на нём высечен зиккурат.
Он имеет отчётливые признаки того, что его втравили в поверхность камня
в древности, а не в недавнее время. В связи с его возможным значением
встаёт много интересных вопросов.
Проблема возникла вскоре после того, как Рон
впервые обнаружил эти камни. Местные жители, увидев, что они привлекают
к себе внимание исследователей и туристов, стали вырезать грубые кресты
на всех каменных памятниках в селении и вокруг него. Не слишком сложно
отличить древнюю резьбу от относительно недавней, но это всё же была
проблема. Вдобавок, они начали добавлять кресты на некоторые из тех, на
которых уже были вырезаны старые кресты. Эта порча могла вызвать
путаницу, но проблему нельзя было исправить. Этот район был
изолированным, и турецкие власти, обещая прекратить повреждение
памятников, так ничего и не сделало.
Мэри Нелл под наблюдением Рона рисует набросок схемы крестов на
одном из многочисленных якорных камней.
На якорном камне «№6» под большим крестом в центре вырезан зиккурат.
Крупный план зиккурата.
Якорные камни, обозначенные номерами 8 и 5, оба находятся в Казане.
Критика, направленная против этих якорных
камней, казалось, не кончится никогда. Вариацией на тему теории об
«армянских культовых камнях» было то, что, якобы, армяне их сделали, а
кресты были добавлены потом, после того, как византийцы или крестоносцы
стёрли языческие изображения. Рон говорил на эту тему в июне
1988 г., когда я (его жена, Мэри Нелл
Уайетт, автор книги) впервые побывала в этой местности.
Кодак дал нам информацию о процессе, с
помощью которого археологи определяют, была ли когда-либо на древнем
каменном объекте высечена какая-нибудь надпись, которая впоследствии
была удалена. Они исходят из того, что при работе зубилом по поверхности
камня в нём должны были появиться крошечные трещины, которые уходили в
камень глубже, чем сама резьба, сделанная зубилом. Если кто-то сгладил
поверхность камня и удалил первоначальное изображение, то в сглаженной
поверхности останутся крошечные трещины от ударов. Мы покрыли некоторые
якорные камни жидкостью, которая при просмотре под чёрным фонарём должна
была выявить в камне крошечные трещины от ударов. Вернувшись туда среди
ночи с нашим чёрным фонарём, мы не нашли послеударных трещин.
Рон изучал положение якорных камней по
отношению к тому месту, на котором, по его мнению, первоначально
остановился ковчег. Он считал, что ковчег медленно плыл над той
равниной, где теперь расположен Казан, сбрасывая якорные камни по мере
своего движения на восток. Он рассуждал не произвольно, а основываясь на
внимательном изучении рассказа о Потопе в Книге Бытие.
Соответствовал ли этот сценарий библейскому
рассказу? История о потопе, примечательно краткая, начинается с Быт.6:12
и кончается в Быт.9:17.
Дождь начался в 17-ый день второго месяца
(Быт.7:11).
Он продолжался 40 дней и ночей
(Быт.7:12).
Воды потопа держались на земле 150
дней (Быт.7:24).
Ковчег остановился в горах Араратских
в 17-ый день седьмого месяца
(Быт.8:4).
Если считать, что в каждом месяце в
среднем по 30 дней, это даёт нам пять месяцев, или 150 дней после того,
как начался дождь, те же самые 150 дней, что и в Быт.7:24.
Через
40
дней,
или
190
дней потопа, Ной открыл окно ковчега
(Быт.8:6)
и выпустил ворона. Ворон «отлетал и
прилетал» с ковчега и на ковчег, пока воды потопа не высохли. Ной в то
же время выпустил также и голубя. Голубь, вместо того, чтобы летать
туда-сюда, вернулся.
Он сел на руку Ноя, и тот взял его
обратно в ковчег. Через семь дней, или
197
дней потопа,
он выпустил ещё одного голубя, который
вернулся к нему, и принёс с собой масличный лист, по которому Ной понял,
что воды начинали убывать. Через семь дней после этого, или
204 дня потопа,
он отпустил ещё одного голубя, который
не вернулся на ковчег (Быт.8:6-12).
В верхней части якорного камня №7 видно разбитое отверстие.
Большой камень, который Рон считал окаменевшей корой.
Образец «коры», вид с краю.
Крупный предмет в Казане, который Рон считал окаменевшей корой.
Рон полагал, что Ной открыл окно ковчега, как
говорится в указанных выше текстах, когда судно дрейфовало над той
местностью, где теперь находится Казан. Он предположил, что большие
прямоугольные камни в Казане, похожие на большие куски окаменевшего
дерева, возможно, были обломками покрытия окна ковчега, которое было
тогда снято. Затем они окаменели в этом положении.
По его гипотезе, якорные камни были срезаны с
ковчега примерно в то же время. Возможно, что их нельзя было отвязать
изнутри корабля, и когда открылось окно, их смогли только срезать.
Освободившись от якорных камней и получив
возможность опять плыть свободно, ковчег дрейфовал дальше.
Путь ковчега при его дрейфе через
равнинную местность, на которой теперь расположен Казан, пролегал на
восток, а затем на юг, по мере его приближения к месту своей
окончательной остановки. Расстояние вычислить трудно, поскольку мы не
знаем точного маршрута, но оно, вероятно, составляет где-то от
15 до
25 миль.
Возможно, что зацепившийся ковчег
некоторое время оставался в этом месте, прежде чем якорные камни были
окончательно срезаны.
Он также полагал, что большой каменный
предмет, расположенный чуть в стороне от дороги на Казан, который имеет
большое сходство с древесной корой, мог также быть частью покрытия окна
ковчега. Он также, по его гипотезе, упал в воды потопа, когда Ной открыл
окно и окаменел, когда оказался быстро погребён в грязи. Это казалось
Рону понятным, потому что хорошо известны водонепроницаемые свойства
древесной коры. Люди веками использовали её для изготовления каноэ и
лодочных покрытий. Кроме того, на верхней части этого предмета вырезано
восемь крестов, и они, как считал Рон, были там изображены потому, что
кто-то в древности связывал его с восьмерыми людьми, пережившими потоп.
Этот объект, если он действительно является окаменевшей корой, намного
больше, чем кора нынешних деревьев. Но есть основания полагать, что до
потопа деревья были во много раз больше.