1. Предубеждения
Мог ли Ноев
Ковчег существовать в действительности? Мог ли огромный корабль, который
многие считают просто легендой, сохранить жизнь восьмерых людей,
спасшихся при Всемирном Потопе?
Гравюра
на дереве из Библии 1895 г.
Когда Рон Уайетт
в 1960 г. прочитал статью в журнале «Лайф», он был 27-летним отцом
семейства с маленькими детьми и сражался с бытовыми трудностями. Он был
таким же, как и другие молодые люди его возраста, за одним, может быть,
исключением – он верил, что события, описанные в книге Бытие, включая
историю о Ное, действительно происходили. Он верил в то, что на самом
деле был корабль, который сохранил жизнь Ною, его жене, трём их сыновьям
и трём невесткам. Прочитав статью, он поверил и в то, что какие-то
останки этого огромного судна могли всё ещё существовать, хотя
признавал, что вероятность этого очень мала.
Рону
Уайетту немного за двадцать.
Он начал изучать
вопрос о Ноевом Ковчеге и очень быстро узнал, что у всех были
предубеждения о том, как должен Ковчег выглядеть и где он должен быть
найден. Объект в форме лодки, описанный в статье, находился не на
известной всем горе Арарат, и он был не такой формы, которую, как думают
многие, должен был иметь Ковчег.
Большой и Малый Арарат.
Он узнал, что
есть много упорных групп охотников за Ковчегом, которые на основании
ряда заявлений, будто Ковчег видели на горе Арарат, полагают, что его
останки всё ещё существуют. Рона, однако, не интересовала «охота» за
Ковчегом. Вместо этого он, прочитав статью, поверил, что он, возможно,
уже был найден, но не признан тем, чем являлся на самом деле.
Он изучил всё,
что смог найти по вопросу о Ноевом Ковчеге, и обнаружил, что на эту тему
было доступно очень мало информации. Всё, что он читал, основывалось на
фольклоре и ничем неподтверждённых заявлениях. Вдобавок, он заметил, что
во всех сообщениях о наблюдении Ковчега, указывались разные его
местонахождения.
Обычно люди
придерживались того мнения, что Ковчег остановился на вулканической горе
Арарат. Однако, в Библии говорится:
"И остановился ковчег в седьмом месяце, в
семнадцатый день месяца, на горах Араратских"
(Бытие 8:4).
В этом стихе
сказано, что Ковчег остановился на горах Араратских – «горах» во
множественном числе, а не на горе Арарат.
В следующем стихе указано, что Ковчег
«остановился» на этих «горах» в седьмом месяце, но вершин гор не было
даже видно до десятого месяца: "Вода постоянно убывала до десятого
месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор" (Бытие 8:5). Это
навело Рона на мысль, что нечто удерживало Ковчег в течение двух с
половиной месяцев в относительно неподвижном состоянии на водах Потопа
над этими горами, прежде чем показалась хоть какая-то земля. Это
оказалось впоследствии очень важной информацией. Но сначала он хотел
понять просто основные черты географии указанного района.
Карта
древнего Ближнего Востока. Выделен район Урарту.
«Арарат» – это
древнееврейская форма ассирийского слова «Урарту», которым обозначался
горный регион вокруг озера Ван в восточной Турции. В исторические
времена он простирался далеко на северо-восток и на восток, охватывая
озеро Севан (ныне в Армении) и озеро Урмия (ныне в
северо-западном Иране). Даже если исключить те районы, на которые это
название распространилось позднее, горный регион вокруг озера Ван был
всё же очень пространным. И объект в форме лодки находился в правильном
общем регионе, поскольку в статье было сказано, что он был в 30 км
южнее горы Арарат.
Гора Арарат исключается как возможное
местонахождение Ковчега
В 1973 г.,
воспитывая в одиночку троих детей, Рон переехал на Гавайи, где имел
возможность изучать вулканы непосредственно. Он сделал вывод, что если
бы Ковчег остановился на вулканической горе Арарат, то он давно был бы
уничтожен, и сегодня от него абсолютно ничего не осталось бы. Спустя семь
лет, извержение горы Святой Елены в Соединённых Штатах укрепило его
убеждённость в этом, продемонстрировав, что ничто не могло сохраниться
на таком вулкане как Арарат, последнее извержение которого разрушило
крупную часть горы. Он был уверен, что если Ноев Ковчег или какая-либо
его часть и сохранились до наших дней, то он находится не на Арарате. Но
все искали там. Почему? Единственным предположением, которое приходило к
нему в голову, было то, что причиной тому были людские предубеждения.
Северо-восточный
склон горы Арарат после извержения 1848 г.
Гора Святой Елены
после извержения 1980 г.
Переехав в 1975
г. в штат Теннеси, Рон провёл несколько экспериментов с целью собрать
больше данных о том, где следует логически ожидать обнаружение останков
крупного корабля, подобного тому, какой описан в книге Бытие. Сначала он
построил модель маленькой лодки с теми же пропорциями, что и Ковчег,
описанный в Библии. Потом он построил в озере различные «горные»
конфигурации из камней.
Строительство гор
Запустив модель
вниз по течению, он стал наблюдать за реакцией лодки при приближении к
«горам» различных форм. Когда лодка подплывала к одинокой вершине,
выступающей из воды, она просто огибала её, не приближаясь к ней, или,
по крайней мере, не останавливаясь на ней. Это происходило в результате
естественного закона «бокового смещения» потока газа или жидкости,
сталкивающегося с препятствием.
Он продолжал
эксперименты с «горами» различных форм, и результат каждый раз был таким
же. Потом он выстроил образование в форме полумесяца, причём полумесяц
был сориентирован вниз по течению. Когда лодка набрала скорость и
начала огибать эту месяцеобразную гору, он, к своему удивлению, увидел,
что «вихревой эффект» затянул её в область, находящуюся внутри
полумесяца. Затем она спокойно плавала по поверхности внутри этого
месяцеобразного пространства.
1975 г. – Рон Уайетт строит из камней в озере горные конфигурации.
Он сделал вывод,
что если неуправляемый корабль в спокойном открытом море приближается к
выступающей над поверхностью горе, произойдёт одно из двух. Во-первых,
боковое смещение воды может пронести корабль вокруг горы. Во-вторых,
волны могут быть столь сильными и иметь такое направление, что они
выбросят корабль прямо на склон горы с такой силой, что судно будет
разбито. Но он не остановится спокойно на крутом горном склоне.
Следовательно, если бы Ковчег приблизился к одиноко стоящей горной
вершине, выступающей из воды, такой как гора Арарат, то водоизмещение
воды вокруг горы унесло бы Ковчег с собой.
Если же эта
одинокая горная вершина была под водой, а корабль находился прямо над
ней, и воды постепенно спадали, как сказано в Быт.8:4 и 5, корабль всё
равно бы не остановился на этой горе.
Боковое
водоизмещение
воды и
движение вокруг подводной горы унесло бы корабль прочь от основной массы
горы. Необходимым условием для того, чтобы корабль опустился на землю по
мере того, как убывают воды моря, должен был быть такой процесс, в
результате которого смещение воды удерживало бы корабль внутри
определённой области, так как это могло бы сделать водоворот. По крайней
мере, к такому заключению пришёл Рон. Теперь у него было два важнейших
факта, которые исключали возможность того, что Ковчег стоит на вулкане
Арарат.
Величина локтя, использованного в книге
Бытие
В библейском
рассказе длина Ковчега даётся в локтях. Там сказано, что он имел 300
локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Но какого
размера был в тот исторический период локоть? Автором повествования
книги Бытие был Моисей, а значит, тот локоть, с которым был знаком
Моисей, был царским египетским локтем - наиболее универсальной единицей
измерения в древнем мире того времени. Царский египетский локоть, тот же
самый локоть, что использовался при строительстве пирамид, составлял
20.62 дюйма (1 дюйм = 2.54 см;
1 фут = 12 дюймов = 0.3048 м).
Это означает,
что Ковчег имел в длину 515 футов (~157 м), а не 450 футов
(~137 м), как полагает
большинство.
При жизни Моисея
еврейского локтя как единицы измерения ещё не существовало. А значит,
размеры в 500 футов, указанные в статье журнала «Лайф», были для
Рона ещё более неоспоримым подтверждением того, что место, имеющее форму
лодки, надо тщательно исследовать.
В равной степени
Рона убеждал тот факт, что объект не имел форму баржи или плавучего
дома. Он был очень похож по виду на современный морской корабль. Его
интерес не ослабевал и он искал всё новую информацию.
В 1975 г. он
прочитал книгу «Дело о Ковчеге», написанную Рене Ноорбергеном, в которой
подробно рассказывалось об экспедиции 1960 г. Рене Ноорберген был
участником той экспедиции, о которой шла речь в статье журнала «Лайф»,
а до того времени это было всё, что Рон знал о лодкообразном объекте.
Теперь ему стали известны имена людей, принимавших участие в экспедиции.
Проявляя
неослабевающее упорство, он связался со всеми её американскими
участниками, кроме одного, и подробно их расспросил. Когда он сказал им,
что хочет посетить то место, все они попытались его разубедить, говоря,
что это будет напрасной тратой времени. Все за исключением одного
человека твёрдо настаивали на том, что там ничего нет, что это - природное
образование. Но, согласно книге Рене Ноорбергена, доктор Артур
Бранденбергер, специалист по фотограмметрии из университета штата Огайо,
всё же полагал, что это корабль. Он изучил тысячи высотных стереоснимков
и знал, как отличить объект, созданный человеком от природного явления.
Не поддаваясь их
уговорам, Рон спрашивал каждого из них о точных ориентирах этого места.
Указание на 30 км к югу от Арарата, приведённое в статье журнала «Лайф»,
было довольно туманным. Но никто не смог или не захотел, точно сказать
ему, как туда добраться. Они говорили, что много часов ехали на лошадях
в сопровождении турецких военных. К сожалению, относительно расположения
объекта он узнал от них очень мало. Но он решил из-за этого не
разочаровываться. Странное образование в форме лодки 15 лет не давало
ему покоя.
|