Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

61. Рефидим

Пройдя довольно долгий путь «от стана к стану», согласно Господнему повелению, израильтяне разбили лагерь в месте, которое впоследствии стали называть «Рефидим» (Исх.17:1,2), что на иврите значит «стан» (57).

Этот эпизод примечателен тем, что путники в очередной раз оказываются без запасов воды. Если вопрос с питанием был решён, и каждый день израильтяне получали необходимое количество манны, то снабжение всего лагеря водой всё ещё оставалось проблемой. Как и ранее, умирающие от жажды израильтяне направляют свой гнев против Моисея. Очевидно, они забыли, что до этого момента Господь давал им всё необходимое, и поэтому начинают жаловаться своему вождю: «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?» (Исх.17:3).

Нам, как сторонним наблюдателям, может показаться, что израильтяне только и делали, что выражали своё недовольство. Однако, долгий путь в пустыне без запасов воды может довести до отчаяния любого человека. И вновь читателю ясно, что Господь испытывает Свой народ. Моисей обращается к Нему в молитве и получает ответ: «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» (Исх.17:5,6).

Рассмотрим выражение «на скале в Хориве». Эту скалу не следует путать с горой Хорив (или Синай). Фраза «скала в Хориве» свидетельствует о двух моментах: во-первых, это была скала, а не гора; во-вторых, она названа скалой «в Хориве», то есть «находящаяся вблизи или в окрестностях Хорива».

Библия рассказывает, что Моисей поступает, как велел Господь. Он собирает старейшин и ударяет своим жезлом (посохом) по указанной скале, из которой начинает течь вода. Её количества хватает, чтобы утолить жажду всех израильтян и их животных.

Флавий отмечает, что путники получили воду оттуда, откуда менее всего ожидали получить (JA 3/1:7).

Переводчик исторических документов Иосифа Флавия, Вильям Вистон (1667–1752), в своих комментариях к переводу (58) отмечает, что эту чудесную скалу всё ещё можно увидеть на том же месте. Он описывает её как скальное образование, вес и размеры которого не позволят передвинуть его при помощи коня и повозки. Истинность этого описания, впрочем, проверить невозможно, так как Вистон не указывает точного местонахождения «скалы у Хорива».

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III.

У горы Божьей.

От Красного моря - к горе Синай.

57. Куда направляются израильтяне после пересечения Красного моря?

58. Что происходит в Мерре?

59. Источники в Елиме

60. Откуда у путников была еда?

61. Рефидим

62. Возможно ли обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?

63. Встреча в пустыне

64. Достигли ли израильтяне горы Синай?

65. Как выглядел Хорив (гора Синай)?

66. Гора Синай - на Синайском полуострове?

67. Хорив в древних письменных источниках и легендах

68. У горы Хорив

69. Информация о Джебель-Эль-Лоз, полученная со спутника

70. Десять Божьих заповедей

71. Приняли ли израильтяне предписания Господа?

72. Строительство скинии

73. Камни наперсника

74. Каменные скрижали

75. Строительство и освящение скинии

76. Кто является автором Пятикнижия?


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 18.05.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz