Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

60. Откуда у путников была еда?

Пробыв недолго в Елиме, израильский народ направляется к пустыне Син, находившуюся между Елимом и горой Синай (или Хорив). Согласно Числ.33:8–14, путники располагались станом у Красного моря, в пустыне Син, в Дофке и Алуше. В книге Исход гл.16 и 17 приводится более обобщённое описание их пути «от стана к стану».

60.1. Голод среди израильтян

Непоследовательный маршрут израильтян может показаться несколько странным. Они находятся в относительной близости от горы Хорив (или Синай), в местности, хорошо знакомой Моисею. Однако, путники следуют за Господом, который ведёт их с помощью огненных и облачных столпов и, судя по всему, желает испытать Свой народ, так гласит библейский текст. Израильтяне следуют за Ним, пока не истощаются их терпение и запасы воды и пищи; тогда Моисей молится за разрешение проблемы, и Господь восполняет нужды путников. Придя в пустыню Син, беженцы понимают, что их силы на исходе. Обуревавшие их чувства описаны в библейском тексте: «и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (Исх.16:3).

Говоря «вы», израильтяне имеют в виду Моисея и Аарона. Они полны бунта, сомнений и желания умереть. В таких случаях руководители, как правило, становятся козлами отпущения. Тогда Господь обращается к Моисею: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. И сказали Моисей и Аарон всему [обществу] сынов Израилевых: вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню, ибо услышал Он ропот ваш на Господа: а мы что такое, что ропщете на нас?

И сказал Моисей: узнаете, когда Господь вечером даст вам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы что? не на нас ропот ваш, но на Господа.

И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом - и узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх.16:4–12).

60.2. Мясо

В Библии говорится, что Господь знает о проблемах израильтян. Он говорит, что прежде испытает их веру и лишь потом восполнит их нужды. Господь обещает, что путники получат в пищу мясо в тот же вечер, а на следующий день Он даст им хлеб. Согласно Библии, произошло именно так, как сказал Господь. К концу дня облако перепелов затмило небо над израильтянами (рис.440).

440.jpg

Рис.440

Миллионы перепелов покрыли землю в поселении израильтян, которые таким чудесным образом получили в пищу мясо.

Перепел - это птица небольшого размера. Если предположить, что каждый израильтянин получил по одному перепелу, то всего на лагерь путников опустилось по меньшей мере два миллиона этих птиц. Поскольку путешественники умирали от голода, то, чтобы насытиться, каждый их них съел, скорее всего, по два перепела - в таком случае общее число птиц могло достигать четырёх миллионов. Каким бы ни было их количество, речь идёт не о нескольких незадачливых пернатых, а об огромной стае из нескольких миллионов перепелов, которые упали прямо на временное поселение путников и покрыли его сплошным слоем.

Иосиф Флавий отмечает, что птицы прилетели со стороны Аравийского залива (JA 3/1:5). Это означает, что израильтяне находились на территории Аравийского полуострова.

60.3. Хлеб

На следующее утро на месте высохшей росы появилось нечто, похожее на чешую или иней. Израильтяне желают узнать, что это такое. Другими словами, подобное явление им не приходилось видеть ранее. Моисей объясняет, что это - хлеб, который послал Господь: «Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это.

И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.

И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, - и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.

И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.

И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел [им] Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в этот день.

Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день.

И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните [манною] гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской.

И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» (Исх.16:13–35).

Этот отрывок описывает субстанцию, которую израильтяне назвали манной. Это название рассматривается и в других библейских текстах. Например, в Псалме 77, посвящённом рассказу об Исходе, приводится следующее описание манны: «Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости» (Пс.77:23–25).

60.4. Уникальность феномена манны

Манна, описывается в библейском тексте как нечто, сошедшее от Господа неизвестным людям способом. Более того, в течение пяти дней выпадало определённое количество манны, на шестой день появлялась её двойная порция, а на седьмой израильтяне вообще ничего не могли найти. Довольно нелегко идентифицировать подобный феномен с природным явлением, которое происходило бы аналогичным образом и с такой периодичностью. Кроме того, манна сопровождает израильтян на протяжении всего их пути от одного места к другому в течение 40 лет, пока путники не вошли в землю Ханаан (в тот же день она прекращает появляться): «а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской» (Нав.5:12).

Еврейское слово «манна» может происходить от «манн» («что»). У израильтян были все причины задаться вопросом - «Что это такое?», когда они впервые увидели как что-то похожее на иней появляется на земле.

60.5. Видом, как иней, и вкусом, как кориандровое семя

Внешний вид манны сравнивается в тексте с инеем и семенем кориандра. Уподобление инею, очевидно, является результатом того, что манну могли собирать только в утреннее время, так как днем солнце заставляло её таять. «Кориандровое семя» - скорее всего, эквивалент размера манны. В Библии говорится, что: «она была, как кориандровое семя» (Исх.16:31).

Иосиф Флавий говорит, что она «походила… по величине на зёрна кориандра» (JA 3/1:6).

441.jpg

Рис.441

Семена кориандра достигают 3–6 мм в диаметре. Манна небесная имела те же размеры (Исх.16:31, JA 3/1:6).

Манна имела сладкий вкус и напоминала мёд. Кроме того, её ели в «сыром» виде и выпекали, как хлеб. На первый взгляд такая диета может показаться довольно однообразной и недостаточной, но на самом деле это не так. Во-первых, пища, не содержащая необходимое количество питательных веществ, просто погубила бы израильтян. Тем не менее, манна оставалась основным компонентом их рациона. Во-вторых, Иосиф Флавий отмечает, что манна утоляла голод и не вызывала потребности в другой пище (JA 3/1:6). Очевидно, это было знамением от Господа, потому что ни одно блюдо, каким бы вкусным оно ни было, нельзя употреблять в пищу несколько раз в день в течение сорока лет.

Имелись ли рекомендации по применению манны? Да. Господь конкретно сказал, какой должна быть порция: один гомор на человека в день. Гомором называли меру объема, равную 2.2 литра. Если приблизительное количество израильтян составляло два миллиона человек, то всему поселению требовалось около 4.4 миллиона литров манны или 4400 кубометров. Пять дней в неделю на земле появлялся чудесный хлеб, на шестой день израильтяне собирали в два раза больше манны, а на седьмой день покоя, не собирали ничего. При этом всё, что оставалось, таяло на солнце.

60.6. Еда для скота

В тексте не упоминается, чем питался скот израильтян. Достаточно ли было для стад того небольшого количества травы, что росла в той местности? Могли ли животные также есть манну? Она являлась универсальной пищей для людей, заменяя им многие продукты, и, возможно, служила кормом для скота в утренние часы. Мы можем лишь предполагать это, так как библейский текст ничего не говорит о том, как была решена проблема питания животных.

Если манна служила кормом для скота, то её количество должно было быть намного больше вышеупомянутой цифры (4400 кубометров). Несмотря на меньшее число голов скота, чем людей, потребляемое ими количество манны было равным, в связи с тем, что одному животному требовалось гораздо большее количество еды в день. Не следует также забывать, что часть манны исчезала от лучей солнца, подобно росе. Таким образом, учитывая вышеприведённые расчёты, суточное потребление манны в целом составляло 10 тыс. кубометров (за исключением субботнего дня, которому предшествовал сбор двойного количества «небесного хлеба»).

60.7. Манна: соковыделение растений?

Существует гипотеза, согласно которой манна являлась своего рода выделениями из растений, произраставших в той местности. В этой гипотезе, впрочем, имеется несколько спорных моментов. Во-первых, это появление двойного количества манны на шестой день и её полное отсутствие в день шаббата. Вторым спорным моментом является огромное количество «чудесного хлеба», выпадавшего на землю каждый день. Если один грузовик способен вместить 10 кубометров груза, то объём манны в день равнялся вместимости 1000 грузовых машин. Кроме того, она появлялась в ограниченной области, и для её сбора не надо было далеко ходить. Довольно трудно представить природное явление с подобными характеристиками: периодичность, способ появления и столь большое количество.

Так называемый «день покоя» особенно важен. Израильтяне ежедневно получали необходимую порцию; причём они не должны были запасать манну - оставшаяся еда «воссмердела» и в ней завелись черви. И лишь на шестой день путники собирали в два раза больше манны, которая могла храниться до следующего дня. Причиной этому было Господне постановление - им не позволялось работать в день покоя, о чём сказано в одной из Десяти Заповедей (см. Главу 70).

60.8. Демонстрационный хлеб

В современном шведском языке есть выражение «демонстрационный хлеб», означающее «хлеб, предназначенный для витрины», то есть продукт, на который можно только смотреть и нельзя есть. Оно происходит от библейского эпизода, когда Господь повелел отложить один гомор, чтоб потомки «видели хлеб», которым Он питал Свой народ в пустыне (Исх.16:32–34).

Чудесные свойства манны также свидетельствуют о её небесном происхождении: она однажды появляется в стане израильтян, насыщает их и следует за ними в течение сорока лет и затем исчезает так же внезапно, как появилась. Более того, манна выпадает на землю как роса в течение пяти дней, на шестой день израильтяне собирают двойную порцию, а на седьмой день манны не было вообще. Количества небесного хлеба было достаточно, чтобы накормить всех израильтян. Описанная в Библии манна не походила ни на одно растение средиземноморского региона, которое впоследствии стали бы называть «манной» или похожим на это слово именем. Если бы она была естественным явлением, то вся северная Саудовская Аравия стала бы густонаселённой страной, благодаря отсутствию проблем с питанием. Однако именно эта область имеет исключительно небольшое население, которое не занимается сбором манны в пустыне.

И вновь мы стоим перед выбором: либо библейский текст является исторически корректным документом, либо нет. Тем не менее, факт остается фактом, и двухмиллионный народ каким-то образом питался в пустыне.

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III.

У горы Божьей.

От Красного моря - к горе Синай.

57. Куда направляются израильтяне после пересечения Красного моря?

58. Что происходит в Мерре?

59. Источники в Елиме

60. Откуда у путников была еда?

61. Рефидим

62. Возможно ли обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?

63. Встреча в пустыне

64. Достигли ли израильтяне горы Синай?

65. Как выглядел Хорив (гора Синай)?

66. Гора Синай - на Синайском полуострове?

67. Хорив в древних письменных источниках и легендах

68. У горы Хорив

69. Информация о Джебель-Эль-Лоз, полученная со спутника

70. Десять Божьих заповедей

71. Приняли ли израильтяне предписания Господа?

72. Строительство скинии

73. Камни наперсника

74. Каменные скрижали

75. Строительство и освящение скинии

76. Кто является автором Пятикнижия?


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 18.05.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz