Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

72. Строительство скинии

Согласно, библейскому тексту, скиния являлась святилищем Господа и своего рода переносным храмом. Господь даёт Моисею подробные инструкции по строительству скинии (Исх.25:1–8). Вождь израильтян получает точное описание того, как и из чего следует изготавливать отдельные её части. Об этом рассказывается в главах 25–31 книги Исход. Ниже будут рассмотрены элементы скинии.

72.1. Ковчег завета

Ковчег завета был наиболее важной частью скинии. «Ковчег» - это место (ящик) для скрижалей с законом. Другие тексты хранились рядом с ковчегом: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Исх.31:24–26).

Впрочем, согласно библейскому тексту, это был не просто ящик. Сам Господь восседал на Ковчеге, как на престоле, и являл Своё присутствие. По причине Его святости очень немногие могли подходить к Ковчегу. Одной из функций скинии было защита людей от гибели, если они приближались нему, не будучи освященными. Для этого всему колену Левия было поручено заботиться о скинии завета. Тем не менее, лишь нескольким представителям колена разрешалось подходить к Ковчегу.

531.jpg

Рис.531

Акация - единственный источник древесины в пустынной местности вокруг Красного моря.

Материалом для Ковчега послужило дерево акации, наиболее распространённого в этом пустынном регионе (рис.531). Сделать все части скинии из деревьев этого типа довольно нелегко, поскольку трудно найти нужное количество прямых стволов, которые обычно имеют небольшую длину и сильно изогнуты. Строительный материал для скинии был собран как пожертвование от израильтян и включал золото, серебро, медь, цветную ткань, овечью шерсть, баранью кожу, древесину из акации, масла, ароматы и драгоценные камни (Исх.25:1–8).

Сооружение Ковчега Завета подробно описано в Исх.25:10–22. В качестве меры длины указывается локоть (около 52 см). Ковчег был выполнен из акации и покрыт снаружи золотом. Два шеста, прикреплённых к его основанию, использовались для транспортировки. Сам Ковчег представлял из себя ящик, в котором лежали вещи, свидетельствующие о Господе (в том числе - каменные скрижали).

Сверху Ковчег закрывался крышкой, которая одновременно служила престолом для Господа. По обе её стороны стояли херувимы из золота, простиравшие свои крылья над Ковчегом. Господь появлялся между ними и разговаривал с Моисеем, а позднее - с первосвященником. На Рис.532 показан Ковчег завета.

532.jpg

Рис.532

Ковчег завета был изготовлен из дерева акации и покрыт золотом. В нём было достаточно места для каменных скрижалей. Рядом с изображением Ковчега нарисован человек (так мог выглядеть первосвященник; кроме того, это позволяет наглядно показать размеры Ковчега в сравнении с ростом человека).

72.2. Стол для хлебов предложения

Стол хлебов предложения был также сделан из дерева, покрытого золотом. Он служил для хлебного приношения (Исх.25:23–30). Хлебом предложения называли испечённую манну. Он не предназначался для употребления в пищу и ставился в воспоминание о том, как Господь обеспечивал израильтян манной во время их путешествия по пустыне, в качестве символа их полной зависимости от Бога.

Стол был 78 см в высоту, а его размеры столешницы составляли приблизительно 105х52 см. По её углам были прикреплены золотые кольца, в которые при транспортировке вставляли позолоченные шесты. Согласно библейскому тексту (Лев.24:5–9), каждую субботу на стол выкладывали по 12 хлебов (по одному от каждого израильского колена). После этого Аарон и его сыновья (левиты, в задачу которых входила забота о скинии), должны были съедать хлебы предложения.

72.3. Семисвечник

Подсвечник из чистого золота (Исх.25:31–40), также называемый «Менорой» (слово, означающее на иврите семисвечник), стал символом государства Израиль. В Библии приводится подробное описание этого элемента скинии. Это был большой, тяжёлый, полый подсвечник весом, соответствующим библейскому «таланту» или 30–60 кг. Он не походил на современные подсвечники - на него ставились масляные лампы, в которые заливали оливковое масло.

Этот светильник горел круглые сутки (рис.534). Масло для его заправки жертвовали израильтяне (Исх.27:20,21). На Рис.533 показано изображение семисвечника, которое можно сегодня встретить на израильских почтовых марках. Напротив Кнессета (парламент Израиля в Иерусалиме) стоит скульптура Меноры высотой в несколько метров.

533.jpg

Рис.533

До сих пор менора является официальным символом Израиля. На снимке: израильская почтовая марка с изображением меноры.

534.jpg

Рис.534

Менора – большой масляный светильник, сделанный из чистого золота.

72.4. Скиния

Скиния была передвижным сооружением со съёмными деревянными стенами, столбами из золота, серебра и меди. Конструкция скинии детально описана в Библии:

«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; длина каждого покрывала двадцать восемь локтей, а ширина каждого покрывала четыре локтя: мера одна всем покрывалам. Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и другие пять покрывал соединены одно с другим.

Сделай [к ним] петли голубого цвета на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины; пятьдесят петлей сделай у одного покрывала и пятьдесят петлей сделай на краю покрывала, которое соединяется с другим; петли должны соответствовать одна другой; и сделай пятьдесят крючков золотых и крючками соедини покрывала одно с другим, и будет скиния одно целое.

И сделай покрывала на козьей шерсти, чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; это одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера.

И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его с другим, и пятьдесят петлей [сделай] на краю другого покрывала, для соединения с ним; сделай пятьдесят крючков медных, и вложи крючки в петли, и соедини покров, чтобы он составлял одно. А излишек, остающийся от покрывал скиний, - половина излишнего покрывала пусть будет свешена на задней стороне скинии; а излишек от длины покрывал скинии, на локоть с одной и на локоть с другой стороны, пусть будет свешен по бокам скинии с той и с другой стороны, для покрытия её.

И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих. И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли: длиною в десять локтей [сделай] брус, и полтора локтя каждому брусу ширина; у каждого бруса по два шипа [на концах], один против другого: так сделай у всех брусьев скинии.

Так сделай брусья для скинии: двадцать брусьев для полуденной стороны к югу, и под двадцать брусьев сделай сорок серебряных подножий: два подножия под один брус для двух шипов его, и два подножия под другой брус для двух шипов его; и двадцать брусьев для другой стороны скинии к северу, и для них сорок подножий серебряных: два подножия [для двух шипов его] под один брус, и два подножия под другой брус [для двух шипов его]; для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев и два бруса сделай для углов скинии на заднюю сторону; они должны быть соединены внизу и соединены вверху к одному кольцу: так должно быть с ними обоими; для обоих углов пусть они будут; и так будет восемь брусьев, и для них серебряных подножий шестнадцать: два подножия под один брус, и два подножия под другой брус [для двух шипов его].

И сделай шесты из дерева ситтим, пять [шестов] для брусьев одной стороны скинии, и пять шестов для брусьев другой стороны скинии, и пять шестов для брусьев задней стороны сзади скинии, к западу; а внутренний шест будет проходить по средине брусьев от одного конца до другого; брусья же обложи золотом, и кольца, для вкладывания шестов, сделай из золота, и шесты обложи золотом.

И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе.

И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.

И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых. И поставь стол вне завесы и светильник против стола на стороне скинии к югу; стол же поставь на северной стороне [скинии]. И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; и сделай для завесы пять столбов из ситтим и обложи их золотом; крючки к ним золотые; и вылей для них пять подножий медных» (Исх.26:1–37).

В скинии размещался Ковчег завета. Святое святых - место его размещения, отделённое завесой, перед которой ставили стол для хлебов предложения и семисвечник. Ткань завесы имела размеры 14х12 м и состояла из двухслойной ткани синего, пурпурного и алого цветов. Крыша была сделана из козлиной шерсти, покрытой бараньей кожей окрашенной в красный цвет и слоем кожи животного, именуемого в тексте «тахас». Значение последнего не выяснено до конца; вероятно, это тип морской коровы, которая водится в Красном море. Все эти материалы считались очень дорогими, что подтверждает библейский текст - Иез.16:10.

72.5. Жертвенник

Жертвенник высотой 1.5 м также являлся неотъемлемой частью скинии (Исх.27:1–8). Он был сделан из дерева акации, покрыт медью и имел четыре рога/ручки по углам. Размеры его верхней поверхности составляли 2.5х2.5 м. Его переносили так же, как и Ковчег завета, но предназначенные для этого шесты были покрыты медью, а не золотом. Все аксессуары жертвенника (использовавшегося для сжигания жертвенных животных) изготавливались из меди.

72.6. Жертвенник для воскурений

Жертвенник для приношения курений (Исх.30:1–10) тоже был выполнен из дерева акации, покрытого золотом. Его верхняя плоскость имела равные стороны (по 0.5 м), а его высота составляла 1 м. По углам жертвенника также находились рога. Золотые кольца по бокам позволяли переносить его при помощи позолоченных шестов из акации. Жертвенник для воскурений ставился перед завесой, висящей у входа во Святое святых. Первосвященник должен был ежедневно жечь благовонные курения в утреннее и вечернее время.

72.7. Медный умывальник

Священникам строго предписывалось умывать руки и ноги перед тем, как войти в скинию собрания (Исх.30:17–21). Для этого между жертвенником и скинией находились умывальник и «подножие его медное». Описание его внешнего вида отсутствует, однако, можно предположить, что он был похож на круглый медный таз или раковину для мытья рук.

72.8. Внешний двор скинии

Вокруг скинии предписывалось построить двор (Исх.27:9–19) довольно больших размеров (около 1370 квадратных метров), окружённый столбами с медными основаниями. Между столбами натягивали полотна, образуя, таким образом, стены высотой около 2.6 м. Врата двора скинии покрывали тканью, окрашенной в синий, пурпурный, алый и белый цвета. Все аксессуары двора были выполнены из меди. Следует отметить, что скиния располагалась в соответствии со сторонами света. В Библии говорится, что её вход был обращён к востоку (Исх.26:1–37). То же отмечает и историк Иосиф Флавий (JA 3/6:3).

Из этих текстов видно, что «священная зона» у подножия Хорива должна была отвечать этим требованиям, поскольку поселение израильтян и скиния находились с восточной части горы. Это означает, что во время богослужений люди стояли спиной к восходящему солнцу, как бы отрекаясь от поклонения солнцу (важного египетского культа).

535.jpg

Рис.535

Данный снимок с указанием сторон света позволяет увидеть, что равнина у подножия горы сориентирована точно на восток от Синая.

На снимке, показанном на Рис.535, видно, что священная область находится строго к востоку от Хорива. Более того, фотография, сделанная с горы прямо над местом, где находилась скиния (если выдвигаемая нами гипотеза верна, и это действительно Хорив) позволяет увидеть ровную площадку между двумя горными хребтами сразу перед «священной зоной» (Рис.536 и 537). Здесь, вероятно располагался лагерь израильтян, к востоку от которого находился горный хребет.

Это обстоятельство также свидетельствует в пользу того, что Джебель-Эль-Лоз - гора Хорив.

536.jpg

Рис.536

Снимок лагеря израильтян, сделанный в направлении на восток с хребта Джебель-Эль-Лоз.

537.jpg

Рис.537

Восход солнца; вид со стороны равнины у подножия горы.

72.9. Священнические одеяния

Левиты (члены колена Левия) должны были проводить богослужения в скинии, для чего имелись очень чёткие инструкции (Исх.28–30). В тексте даётся подробное описание одеяний первосвященника, состоявших из пяти частей: «наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс». В дополнение к этому священник надевал «нижнее льняное платье из крученого виссона». Для этого использовалась пряжа синего, пурпурного, алого и белого цвета, а также золото.

Первым элементом одежды был хитон из белой пряжи, из которой также изготавливался кидар. К нему при помощи голубого шнура крепилась золотая дощечка с выгравированной надписью «Святыня Господня».

Тёмно-синяя риза надевалась поверх хитона и имела в центре вырез для головы, обшитый по кайме тканью. К её подолу крепились плоды граната и золотые колокольчики, чей звук свидетельствовал о том, что священник ещё жив, когда он входил во Святое святых.

Поверх хитона и ризы надевали ефод - плотную верхнюю одежду, свисавшую с плеч и закрывавшую грудь и спину. Материалом для ефода и поддерживающего его пояса служила пряжа белого, синего, пурпурного и алого цветов, а также золото. На плечах священника крепились два камня оникс, на каждом из которых были написаны названия колен израилевых. Имелся также упрощённый вариант ефода из белой льняной пряжи.

Важной частью священнических одежд был наперсник, выполненный из тех же материалов и в той же цветовой гамме, что и ефод. Он имел равные стороны по 25 см каждая. К наперснику пришивали драгоценные камни в четыре ряда по три камня. Сам наперсник крепился к плечам священника с помощью золотых цепочек, вставленных в золотые кольца в его верхних углах.

Эти драгоценные камни представляли колена Израиля. Точно определить тип камней довольно нелегко, поскольку различные культуры, языки и эпохи (и даже в наше время) давали драгоценным камням разные имена. В качестве примера можно привести сапфир, который обычно ассоциируется с синим цветом, хотя этот драгоценный камень включает всю цветовую палитру кристаллов оксида алюминия, кроме красного (называемого рубином). Однако, если рубин имеет бледно красный оттенок, то его также называют сапфиром. Сапфир может быть любого цвета: чёрным, синим, зелёным, жёлтым, розовым и абсолютно бесцветным.

Поэтому, когда в библейском тексте упоминается тот или иной драгоценный камень, перевести его название представляется достаточно трудным. И даже если этот перевод является точным, то нелегко сказать, какого оттенка камень имеется в виду. Вот почему нельзя определить, что за драгоценные камни были на наперснике священника.

Однако, можно предположить, что эти камни имели широкий цветовой спектр и символизировали двенадцать израильских колен: «И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти» (Исх.28:8–12).

«И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати; и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею» (Исх.39:6,7).

Предыдущая страница На уровень выше Следующая страница

Леннарт Мёллер

Дело об Исходе

Предисловие


Часть I. Период до Исхода. От Авраама до Моисея


Часть II. Исход. Выход из Египта и пересечение Красного моря


Часть III.

У горы Божьей.

От Красного моря - к горе Синай.

57. Куда направляются израильтяне после пересечения Красного моря?

58. Что происходит в Мерре?

59. Источники в Елиме

60. Откуда у путников была еда?

61. Рефидим

62. Возможно ли обнаружить "скалу у Хорива", прибегая к археологическим методам?

63. Встреча в пустыне

64. Достигли ли израильтяне горы Синай?

65. Как выглядел Хорив (гора Синай)?

66. Гора Синай - на Синайском полуострове?

67. Хорив в древних письменных источниках и легендах

68. У горы Хорив

69. Информация о Джебель-Эль-Лоз, полученная со спутника

70. Десять Божьих заповедей

71. Приняли ли израильтяне предписания Господа?

72. Строительство скинии

73. Камни наперсника

74. Каменные скрижали

75. Строительство и освящение скинии

76. Кто является автором Пятикнижия?


ВЫВОДЫ

ССЫЛКИ

Послесловие

Последнее обновление: 19.05.2005          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz