Святилище
По всей видимости,
казнь уже подходила к концу. Над горой Голгофой нависли тяжелые
тучи. Была такая тьма, что, казалось, солнце уже село.
Собравшийся народ нервно подумывал о возвращении домой.
Время приближалось к вечеру, наступала суббота. Воины
торопились завершить все побыстрее. После заката солнца
евреям нельзя было работать, и поэтому требовалось спешить,
чтобы они успели закончить полагающиеся приготовления к
погребению.
Сегодняшняя казнь
была несколько необычной. Об одном из казненных ходило много
самых разных слухов. Поговаривали, что он — чудотворец. Еще
неделю назад народ с ликованием встречал его, как царя, и
римские солдаты вынуждены были, боясь беспорядков, усилить
контроль над городом. Теперь же его обвиняют в богохульстве
и предательстве нации. Когда его прибивали к перекладине,
он повел себя так мужественно, что внушил уважение даже
римским воинам. Странно, но его умные глаза излучали нелепое в
такой ситуации сочувствие и жалость, а не озлобленность. С
высоты своего креста он, казалось, сострадает окружавшим его
людям, как будто не он, а весь собравшийся народ сейчас был
прибит ко кресту.
«Скорей бы! — тихо
сказал один из стражников — Все надоело! Не хватало только
промокнуть». Время томительно тянулось. Тучи сгущались.
Собиралась серьезная буря. Тот, который висел посередине,
что-то воскликнул по-арамейски и уронил голову на грудь. Это
было странно, потому что обычно казнимые так быстро не
умирали. Оставались еще двое. Один из воинов по приказу
Пилата, торопя события, перебил голени у этих двоих.
Лишенные последней опоры, они стали быстро задыхаться.
Подойдя к третьему и для надежности ткнув копьем ему под ребра,
стражник убедился в смерти распятого. Подняв голову, он
прочитал надпись над головой умершего: «Царь иудейский».
Солдат подумал: «Очередной мятежник!»
Пока за городом
совершалась казнь, в храме шла подготовка к принесению
вечерней жертвы. Животное покорно ожидало своей участи. Когда
все было готово, священник занес нож, но... в этот момент пол
храма поколебался и послышался глухой подземный рокот. Это
было сильное землетрясение! Священник, растерявшись,
выронил нож. Жертва, до тех пор безгласно подчинявшаяся
судьбе, следуя неведомому порыву, дернулась, вырвалась и,
почуяв избавление, быстро убежала. В это же время внутри
святилища что-то сильно затрещало. Священник в трепете
заглянул туда и отпрянул. Завеса, закрывавшая внутреннюю
часть святилища — Святое Святых, была чудовищно разодрана.
Обнажилось внутреннее отделение, на которое простому
смертному даже смотреть было нельзя, — место присутствия
Самого Бога Иеговы над крышкой ковчега откровения.
Священник был потрясен необъяснимым происшествием...
Так или почти так, по
древнему христианскому преданию, происходили события,
сопутствовавшие смерти Христа. Почему же предназначенное
для жертвоприношения животное вырвалось и убежало? Почему
завеса, разделявшая два отделения святилища, разорвалась
надвое (Мф. 50:51)? Давайте постараемся ответить на эти и
многие другие вопросы.
Сложное храмовое
служение Ветхого Завета являлось яркой наглядной
иллюстрацией, изображавшей Божий путь искоренения греха и
смерти. Принесение в жертву животных указывало на будущую
жертву Иисуса Христа как Спасителя мира (Евр. 9:1-15). Когда
Сын Божий умер на римском кресте, была принесена истинная
Жертва за грехи людей (Евр. 9:26-28). Смертью Христа был положен
конец символическому служению Ветхого Завета. Прообраз,
являвшийся «тенью будущих благ» (Евр. 10:1), встретился с
самим оригиналом, на который он указывал. Хотя еще почти
сорок лет в этом храме совершалось религиозное служение,
Бога там уже не было. После смерти Христа это служение уже не
имело никакого духовного значения.
Как вы помните,
первую форму богослужения Господь дал людям сразу после
грехопадения. Адам и Ева были первыми, кто принес жертву. Сам
Бог шкурой убитого животного покрыл наготу (образ греховного
естества) людей (Быт. 3:7,21). Этот акт говорил о том, что сами
люди, сшив себе одеяния из листьев (символ собственных усилий
в деле спасения), не могут полностью покрыть свои беззакония.
Только Бог смог это сделать на основании принесенной жертвы.
Принесение жертвы было глубоко символической иллюстрацией,
повторявшейся снова и снова. Она помогала первым людям
понять неисправимую, смертоносную природу греха и являла
Божий путь к выходу из создавшегося положения.
Каин был первым, кто
нарушил указания Бога относительно формы богослужения
(Быт. 4:3-5). Несмотря на ясное Божие повеление, он принес в
жертву плоды земли, которые никак не могли символизировать
Божье решение проблемы — жертву Христа. Каин не понимал Бога,
представляя Его характер не жертвенным, а требовательным и
своевольным. Возможно, вера, познание Бога были не на первом месте в
его жизни. На его примере мы можем научиться важности
серьезного отношения к Божьим указаниям. Господь знает, что
любое отступление от Его повелений приводит к искажению
представлений о Нем, что в свою очередь извращает характер
самого человека. Психика человека устроена так, что наш
внутренний мир изменяется в соответствии с нашими
идеалами.
Бог обращал и
обращает особо серьезное внимание на форму поклонения и
служения Себе (например, это выразилось в первых четырех
заповедях Закона Божьего — см. Исх. 20:2-11). Забвение Его
повелений и непонимание их сущности приводило в древности
к диким формам языческих культов, которые сопровождались
развратными оргиями, а то и приношением человеческих жертв.
Бог был вынужден жестко пресекать это (Иез. 23:36-39,46-47). Под
влиянием сатаны, сеявшего семена заблуждения и суеверия, люди теряли
понятия о любящем Боге и, как следствие этого, нравственно
деградировали. В сознании древних язычников божества были
такими же, как они сами — жестокими и требовательными. Их
благосклонность необходимо было заслуживать или покупать.
Не только во времена
язычников, но и в христианское время отступления от повелений
Божьих приводили к бедам. Нетерпимость к чужим взглядам,
убийства, фанатизм, преследования инаковерующих,
религиозные войны и т. д. Даже не верится, что все это
делалось под знаменем Христа! Средние века историки называют
темными потому, что их время ознаменовано интеллектуальным и
нравственным упадком человеческой цивилизации. Миллионы людей были
зверски замучены и сожжены на кострах садистами в рясах, прикрывавшимися
именем Христовым. И все это во времена господства христианской церкви.
Высший идеал любящего Бога был до неузнаваемости искажен и это не
осталось без последствий.
Господь всегда
уделяет огромное внимание точному следованию Своим
указаниям. Библия учит, что «...Истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких
поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).
Результатом
непонимания Бога сегодня стало распространенное среди людей
равнодушие к вопросам духовной жизни. Многие обращаются к
христианству, желая исповедовать лишь внешние формы, не понимая и не
желая понимать при этом основ христианской веры и учения Библии. Другим
религия Христа представляется устаревшей, непривлекательной
и неинтересной. Они с большим удовольствием
обращаются к историям о пришельцах из космоса и летающих
тарелках, ищут помощь у экстрасенсов и колдунов, стараются
проникнуть в тайны восточных учений, пытаются найти мудрость
в астрологии, разгадывают тайны египетских пирамид, ищут в
космосе следы разумной жизни, и многое другое. Список
интересов людей можно продолжать — он обширен.
Но самое
интересное, самое привлекательное, самое необходимое в
жизни — личность любящего Бога остается в пренебрежении! Разве
не говорит Библия о Великом Вселенском Разуме, о чудесах, о
великих тайнах и загадках? Но все это остается в тени! Какая
таинственная сила уводит людей от Библии? Какая сила
представила Христа уделом пожилых, слабых, ограниченных,
необразованных, забитых жизнью людей? Какая богопротивная сила
сегодня побуждает многих обращаться к формальному христианству, подчас
не имеющему ничего общего с библейской Истиной?
Многие не ищут Бога,
подсознательно пытаясь избежать ограничения свободы, лишения
«радостей» жизни. Скорби, страдания, бесконечные ограничения,
затворничество, самоунижение, отсутствие радости — вот то,
что приходит на ум многим людям при напоминании им о
христианстве. И это при том, что апостол Павел написал: «Радуйтесь
всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4)!
Кто виноват в этом?
Кто довел сознание современных людей до этого? За всем этим несомненно
стоит сам сатана — враг всякой истины. Это он постарался
извратить правильные представления о Боге (см. Быт. 3:4-5),
доведя этим наш мир до плачевного состояния. Он не имел бы
успеха, если бы сначала не отвратил внимание людей от изучения
Библии и следования божественным повелениям. Когда люди
самостоятельно не исследуют Библию, самостоятельно не
размышляют, самостоятельно, без посредников, не общаются в
молитве с Богом, тогда становится возможным внушить им все, что
угодно!!!
Христос сказал:
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я
кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо
иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30).
Вот как! В мире, наполненном страданиями, иго Христа легко и
радостно! Вера в Бога облегчает жизнь (Мф. 11:28)! Это не
слепая покорность грозному божеству (как у язычников), но
радостное, полное надежды и света, полное познания и развития
следование за своим Господом!
Искажение
характера Бога в умах людей сделало Его для них
отталкивающим. Истинная же религия Христа делает человека
счастливым, уравновешенным, привлекательным, интеллектуально
и эмоционально гармонично развитым. Она изгоняет из жизни чувство
вины и страха, нормализует работу нервной системы, наполняет
существование покоем и радостью. Что может удерживать нас от того,
чтобы открыть свое сердце Богу и Его слову? Пусть Его любовь наполнит
вас! Пусть истинные познания о Нем разовьют и облагородят ваше мышление!
Пусть общение с Богом наполнит вас радостью! Только следуйте за Ним и
Его Словом. Исполняйте то, что Он говорит в Библии.
Сатана
предпринимает попытки оклеветать и оболгать Творца в глазах
Его творения, извратить в умах Его истинный характер (и не без
успеха). Бог, в свою очередь, «...многократно и
многообразно...» (см. Евр. 1:1) открывает Правду о Себе.
Древнее еврейское святилище (скиния) также служило этой цели.
При Моисее Господь повелел израильскому народу построить это
особое сооружение для проведения богослужений. Через эту
скинию, которая впоследствии, при царе Соломоне, заменилась
храмом, Господь общался со Своим народом и учил его. Там Иегова
являл Свою славу. Это было место встречи народа Божьего со своим
Господом. Скиния была как бы наглядным пособием, которое
помогало людям лучше понять своего Творца (Евр. 9:9-10).
Святилище состояло
из трех частей: двора, Святого и Святого Святых (см. рисунок).
Два отделения: Святое и Святое Святых представляли собой
подобие большой палатки прямоугольной формы длиной 14 и
шириной 5 м. Подробно о строении этой скинии можно прочитать в
книге Исход, 25-31 гл.
Само существование
скинии говорило о том, что не человек, а Бог является инициатором
восстановления отношений со Своим мятежным творением. Это Господь
повелел Моисею построить скинию в стане израильском, пригласив тем самым
всех желающих приходить к Нему. Бог проявил Свою благую волю и желание
примирить грешников с Собой.
Бог всегда первым идет
навстречу грешнику, привлекая его к спасению. Богу чужды грех и его
последствия — смерть и страдания. Поэтому Господь являет любовь и
прощение. Человек не может заслужить или выпросить эту любовь. Она может
быть получена только в дар. Спасение и прощение — это подарок от
любящего Творца! Спасение потому-то и возможно, что Бог всем Своим
существом стремится спасти каждого человека.
Эту истину раскрывал
большой квадратный жертвенник всесожжений, на котором каждый день
утром и вечером за весь народ приносились жертвы — однолетние
агнцы (агнец — молодое животное, взятое от овец или коз. См. Исх.
12:5), обязательно без пятна и порока. Это было символом
беспорочного Агнца Божьего (Исх. 12:5, ср. Иоан. 1:29). Именно
этот жертвенник был первым, что видел грешник, приходивший в скинию.
Когда приводилось жертвенное животное, священник осматривал
его. После жертва закалывалась и сжигалась (либо все животное,
либо часть). Так с грешника снималась его вина и переносилась
с кровью животного во святилище. Это говорило о том, что
вместо виновного человека наказание за его грехи берет на
себя Сам Бог, Который «...отдал Сына Своего единородного,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоан. 3:16).
Еще это говорило о
том, что невозможно самостоятельно, вне Бога, решить проблему
греха. Не получится духовную наготу прикрыть смоковными
листьями собственной праведности (Быт. 3:7). «Возмездие
(более точный перевод «следствие») за грех — смерть»
— это непреложно. Отступник должен умереть, но... О,
чудесная любовь Божия, «...дар Божий — жизнь вечная во Христе
Иисусе» (Рим. 6:23)!
Скиния учила, что,
приходя к Богу, человек сначала должен был принять
всепобеждающее Божие прощение, Его готовность покрыть кровью
Христа все преступления и грехи. Нет нужды просить Господа об
этом. Он Сам любит нас и ищет возможности для примирения (Иоан.
16:26-27, ср. 2 Цар. 14:14). Первое, что слышит человек от Бога: «Я
тебя люблю! Я тебя прощаю! Не бойся! Я хочу тебя принять таким,
каков ты есть, потому что ты Мое дитя» (см. Иер. 3:22). Господь
понимает, что до тех пор, пока человек чувствует свою вину, он
находится в отчуждении и в таком положении исправить что-то
невозможно. Сначала нужно восстановить доверительные
отношения. Для этого нужно прощение и примирение. Это
символизировал жертвенник, стоявший перед входом во двор скинии.
Невозможно было пройти мимо него и совершать служение во
Святом. Сначала жертва Христа, потом остальное.
Постоянно
закалываемые невинные животные говорили о том, что жертва
Христа всегда доступна каждому кающемуся грешнику. Бог
постоянно и без ограничений принимает людей, ищущих мира с
Творцом. Никому не нужно думать, что его грехи могут преградить
путь к Господу. Бог всегда с любовью ожидает и принимает нас
такими, какие мы есть. Многие пытаются стать лучшими в глазах Бога,
чтобы Он принял их. Но это неправильно!
Могло ли решить
проблему греха только прощение? Человек, приходящий в
святилище, находил там примирение с Богом. Но, когда он
возвращался домой, циклы грех-прощение грех-прощение... вновь
повторялись. Человек оставался рабом греха («...всякий,
делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8:34)). Грешник
оставался грешником, хотя и был прощен. Как вы думаете,
прощение это все, что Бог хочет сделать для нас? Конечно нет!
Бог хочет не только
простить человека, но и сделать его вновь счастливым. Он желает
освободить измученного пленника от силы греха (Ин. 8:36,
ср. Лк. 4:18). Если жертвенник во дворе святилища говорил об
оправдании, то Святое отделение — об освящении. То
есть, о том, что Бог изменяет греховную человеческую природу и что
Он использует для этого. Во Святом по замыслу Божьему
располагались несколько предметов: светильник с семью
лампадами, стол с хлебами предложения, которые менялись на
свежие каждую субботу, и жертвенник курения, где
сжигались благовонные травы.
В семи чашечках
светильника постоянно горел елей, который в Писании
символизирует Святой Дух (третью Личность Божества). Свет,
исходящий от светильника, освещал все помещение. Это
символизировало то, что Дух Святой является духовным светом в нашем
мире. Через Его влияние Бог освящает (исправляет) жизнь грешника.
Начинается это с открытия Божьей воли человеческому роду. Именно
Святой Дух помогает понять тайны Божии и Его Слово (1 Кор. 2:9-16). Для
исправления необходимо узнать, что конкретно нужно
исправлять и к чему стремиться. Этим и занимается Дух Святой.
Писание говорит: «Когда же придет Он, Дух истины, то
наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Дух Божий
меняет мысли человека, его идеалы, представляя ему великий
образец — характер Иисуса Христа. Как вы помните, человек
меняется в соответствии со своими идеалами.
Нужно заметить, что
Бог взаимодействует с человеком через разум и в меньшей
степени через чувства. Почему? Вы наверно замечали, что при
посещении храма часто возникает чувство умиротворения? Об
этом говорят многие. Но надолго ли хватает этого? Наверно, нет!
Проходит несколько часов, и благодать заканчивается. Для преобразования
жизни требуется не возбудить чувства, а в корне изменить
внутренний мир человека через правильное понимание Бога.
Справа от входа во
Святое отделение скинии стоял стол с хлебами предложения. Что
означали они? Спаситель сказал: «Ядущий Меня жить будет Мною»
(Иоан. 6:57). Как вы думаете, что означает эта фраза?
Конечно, никому не придет в голову понимать это буквально.
Как мы можем есть Христа! Дальше в 63 стихе Господь открыл смысл
сказанного: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
Другими словами, учение Христа, записанное на страницах
Священного Писания, является тем хлебом, в котором мы
постоянно имеем нужду.
Эти хлебы всегда были
свежими и менялись по субботам. Как вы думаете, почему? Если хлеб в
скинии символизировал библейскую истину, то его непременная свежесть
говорила о необходимости обновления духовной пищи. Нельзя изо дня в
день, из года в год питаться одними и теми же истинами. Человек для
нормальной духовной жизни нуждается в постоянном развитии. Ему постоянно
нужен приток «свежих» познаний, откровений и духовных прозрений из
Библии.
Каждую субботу хлебы
менялись на свежие. Почему именно в субботу? Суббота, согласно Библии,
являлась особым днем, днем для духовного общения с Богом: «...Седьмой
день суббота покоя, священное собрание; никакого
дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев.
23:3). Бог желал, чтобы народ приходил по субботам к скинии и устраивал
особые торжественные собрания. В этот день Господь был особенно близок к
Своему народу. Он желал чтобы в этот день народ получал особо
вдохновенные наставления из Его Слова. С этого собрания люди расходились
обогатившись, напитавшись духовно. И так было каждую неделю. Как
хлеб становится частью нашего тела, так и учение Христа должно
стать частью нашего внутреннего мира.
Третьим предметом во
Святом был золотой жертвенник курения. Запах от постоянно
курящихся благовоний всегда был во Святом Святых над крышкой
ковчега, где было место явления Бога. Он попадал туда через
отверстие над завесой, разделявшей эти две части святилища.
Благовония символизировали наши молитвы (Откр. 5:8; Ефес.
5:2) и постоянную готовность Бога внимать всем обращающимся к
Нему. Нет нужды в людях-посредниках, которые представляли бы
наши молитвы Богу. Есть только один Посредник: «...един Бог,
един и посредник между Богом и человеками, ...Иисус Христос»
(1 Тим. 2:5). Каждый может напрямую обращаться к Нему со
своими нуждами, как к своему Ходатаю (Евр. 9:15).
Итак, если служение
во дворе скинии говорило о прощении, то предметы во Святом
отделении представляли средства для освобождения
человека от рабства греха. Ими являлись: влияние Святого
Духа, которое всегда доступно каждому верующему человеку
(Иоан. 1:9, ср. 1 Кор. 12:3); постоянное изучение Священного
Писания (что также в наших силах); каждодневная личная
молитвенная связь с Господом. Нужно заметить, что все это
предоставляется нам Богом. Мы лишь принимаем это, как великий
дар.
Помимо образного
устройства скинии, глубоко символичным было и разнообразное служение
священника. Он вносил кровь жертвы во Святое отделение и кропил
ею перед завесой, разделявшей Святое и Святое Святых.
Священник во святилище олицетворял Самого Христа, названного
истинным Первосвященником: «...Мы имеем такого
Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на
небесах и есть священнодействователь святилища и скинии
истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр.
8:1,2).
Здесь мы перейдем к
очень важной теме Библии — служению Христа как Ходатая
(Заступника) в небесном святилище после Его воскресения
и вознесения к Отцу. Священники и их служение указывали на
Христа — Первосвященника Нового Завета (Евр. 8:5). Несмотря
на то, что некоторые пытаются оспорить факт существования
небесного святилища, Библия ясно учит о том, что оно
существует реально.
Большая часть
послания к Евреям рассказывает об этом святилище и служении
Христа в нем. Еще во времена Ветхого Завета была известна идея
о небесном, истинном храме Божием (см. Пс. 10:4; Мих. 1:2,3).
Именно это святилище видел в видении Иоанн богослов (см. Откр.
15:5), назвав его «...храмом Божьим на небе». Он
описал даже предметы, находящиеся там. В том числе ковчег
Завета, копия которого хранилась во Святом Святых земной
скинии (Исх. 40:21; Откр. 11:19).
Конечно, не стоит
понимать буквально сам внешний вид этого небесного храма или
внешний вид его предметов. Он не представляет из себя покрытую
кожами убитых животных палатку, как скиния. Это не строение из
камня, как храм, построенный позднее Соломоном. Земная скиния,
построенная по образцу Божьему (Исх. 25:9,40), отражает не
физическое устройство, но духовный смысл
происходящего в небесном святилище. Она так и названа
«...святилищем, по образу небесного устроенным» (Евр.
9:23,24).
Небесное святилище
- это центр, в котором совершается наше спасение. В
истинной небесной скинии Христос является Первосвященником и
Ходатаем Нового Завета перед престолом Справедливости.
Смертью жертвы служение не заканчивалось, а только
начиналось. Требовался священник, который являлся бы
представителем народа во Святом отделении скинии. Так и
Христос, будучи нашим Первосвященником, не закончил
спасение людей смертью на Голгофском кресте. Там Он уплатил
цену за наше спасение. После же вознесения на небо Он вошел в
небесное святилище (Евр. 9:12,24). Жертва открывала
возможность примирения человечества с Богом. Благодаря
же служению Христа во Святом, прощение и примирение,
купленное на Голгофе, вступало в силу для человека,
принимающего жертву Агнца Божьего.
Как Христос понес на
себе вину за наши грехи, так и священник нес на себе кровь во
Святое. Кроплением крови перед завесой вина с народа
символически перекладывалась на святилище (см. Лев. 4:17). В
результате этого люди уходили оправданными и примиренными с
Богом. Так и мы, исповедуя грехи и принимая Христа как нашего
Спасителя, благодаря служению нашего истинного
Первосвященника обретаем прощение и мир со Святым Богом.
Жертвы Христа было
вполне достаточно для прощения и примирения мира с Богом (2 Кор. 5:19). Но, образно говоря, без Его же первосвященнического служения она осталась бы во дворе
скинии и служение во Святом и Святом Святых было бы недоступно
приходящим к Богу (Евр. 7:25-26). Благодаря этому служению
слабому грешнику дается благодать Божия, ведущая к
обновленной жизни. Человеку, помимо прощения, необходима
сила к исправлению и совершенствованию, что и
символизировалось служением священника во Святом.
Итак, на примере
служения во дворе и во Святом отделении скинии мы видим, что
спасение включает в себя уже две части: первая — прощение, или,
как говорят богословы, оправдание (через жертву Христа
грешник принимается в семью Божию). И вторая — освящение,
то есть благотворное изменение характера и всей личности
человека благодаря силе Божией, освобождение грешника от
силы греха. Без этих двух составляющих никто не может быть
спасен от вечной смерти (1 Иоан. 5:11-13; 1 Кор. 6:9).
Отвращение Бога ко
всему нечистому и злому должно стать нашим отвращением. Божия праведность — нашей праведностью. Это происходит
исключительно силой Святого Духа. Самостоятельно человек
освободиться от действия греха не может. Апостол Павел
так описал это: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян,
продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю,
что хочу, а что ненавижу, то делаю... Бедный я человек! кто
избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:14,15,24).
Служение во
святилище происходило каждый день. Это говорило о том, что
спасение — это не однажды пережитое событие, но процесс,
происходящий ежедневно, в течение всей жизни. Невозможно
один раз навсегда принять благодать Божию и больше в ней
никогда не нуждаться. Божие оправдание и освящение нужны
нам каждый день. Человек волен следовать этому процессу или
отказаться в любой момент, потеряв спасение.
Но служение не
заканчивалось и во Святом. Оно продолжалось во Святом Святых
скинии. Что же символизировало служение во внутреннем
отделении святилища? Как вы думаете? Скажите, можно ли
полностью решить проблему греха прощением и исправлением?
Для лучшего понимания этого вопроса прочитайте из послания к
Евреям 8 и 9 гл. и из книги Левит 16 гл.
Скиния была построена строго по образцу, показанному Богом
Моисею (Евр. 8:5). Она была как бы копией, моделью того
истинного Святилища, которое находится на небесах и где
Христос является Первосвященником и Ходатаем Нового
Завета (Евр. 9:15). Он есть «...священнодействователь
святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не
человек» (Евр. 8:2).
Устройство и служение в земной скинии являлось прообразом
будущих событий на небе (Евр. 9:9). Каждая из трех частей
святилища имела свое значение. Первая говорила о прощении,
которое дарует Бог на основании жертвы Христа. Вторая
символизировала обновление и исправление человека по
образу Божьему. Это осуществляется в жизни человека
благодаря возрождающей силе Святого Духа. Но так как
решение проблемы не ограничивалось только оправданием и
освящением, то существовала третья часть святилища —
Святое Святых. Она говорила об уничтожении греха и его
последствий.
Фактически, древняя скиния являлась иллюстрацией Божьего
плана спасения. Она представляла древним людям Евангелие —
добрую весть от Бога. Люди по-разному понимают сущность
Евангелия. Одни так, другие иначе. Но только на основании
свидетельств Библии мы можем точно определить, что это такое. А
о важности правильного понимания лишний раз и говорить не
стоит. Итак, как скиния состояла из трех частей, так и Евангелие
Иисуса Христа не ограничивается прощением, но состоит еще
из освящения и избавления мира от греха. Невозможно
помыслить, что какая-то часть святилища была не нужна. Все
служение было важным и нужным. Поэтому Господь уделил такое
большое внимание строению скинии и описанию служения в ней.
Каждый день приносились различные жертвы. Их кровь вносилась
во Святое отделение и кропилась перед завесой, закрывавшей
Святое Святых. В некоторых случаях этого не делалось, но тогда Бог
велел священникам съедать часть жертвы (См. Лев. 10:17). Так или
иначе, грехи народа переносились в скинию и на священников,
символизируя принятие Богом ответственности за грех на
Себя. Кровь жертвы ходатайствовала за грешника, его вина снималась, но
грехи не уничтожались полностью, а переносились во святилище. Там они,
образно говоря, накапливались в течение целого года. Вы
можете представить, сколько крови вносилось за это время во
Святое, и как нечистота народа оскверняла скинию (Лев.
16:16). Когда-то нужно было удалить эту нечистоту из стана Израилева.
В
конце года наступал такой день, когда происходило очищение
святилища и народа (Лев. 16:33). Это был день Примирения —
великий религиозный праздник евреев. Как же происходило это
очищение?
Народ заранее, за десять дней, предупреждался о
приближающемся событии. Звучали торжественные звуки
серебряных труб, призывая всех к покаянию и исправлению.
Люди, понимая важность предстоящего служения, тщательно
готовились к нему. Каждый неправедный поступок или мысль
должны были быть исправлены и удалены. Каждое гордое и
высокомерное сердце должно было смириться. В этот день
предстояло исследование грехов народа и удаление их из
стана. Это был день суда над народом Божьим, день очищения
святилища. Нужно заметить, что очищению подлежали только
те грехи, которые были посредством крови жертвы внесены во
святилище. Все, кто не раскаивался в течение года и не принимал
участия в служении, сами несли на себе ответственность за свои
грехи и поэтому изгонялись из общества Израильского. Таким
образом, в новый год входили только люди, посвятившие себя
Богу и восстановившие отношения с Ним.
С
самого утра все общество собиралось перед скинией.
Первосвященник в особых одеждах приносил в жертву тельца для
очищения себя и своего дома. Потом приводились два козла. Над
ними бросался жребий. Один предназначался для Господа, а
другой — для очищения (на евр. «азазела» Лев. 16:8).
Противопоставление этих двух козлов говорит о том, что под одним
подразумевался Христос, а под другим сатана. Козел для Господа
закалывался. Это была жертва за все общество Израилево. Его
кровь вносилась за завесу во Святое Святых и кропилась на
крышку ковчега, где Господь открывал Свою славу. Внутри этого
ковчега хранилось откровение (скрижали с десятью
заповедями Закона Божьего. см. Исх. 25:21-22). Это говорило о
том, что Бог жертвой Христа удовлетворил требования
справедливости (нарушение Закона влекло за собой смерть
грешника. См. Рим. 6:23).
Кроплением крови жертвенного козла святилище очищалось
(Лев. 16:15-16). Первосвященник принимал эти грехи на себя и
выносил их из скинии. После этого приводился козел для
очищения. Первосвященник возлагал на него руки и
исповедывал все грехи народа. Этим действием он как бы
переносил эти грехи и ответственность за них со святилища и
народа на «азазела» — сатану. Затем козла отправляли в
пустыню, где он погибал. После служения необходимо было
совершить особое омовение тем, кто участвовал в очищении
святилища. Образно это говорило о святости Бога. Все, что
соприкасается с грехом, должно быть тщательно очищено (Лев.
16:26-28). Грех — серьезная проблема, и поэтому относиться к
нему нужно серьезно.
Примечательно то, что козел «для азазела» не убивался. Он не
был жертвенным животным, но погибал сам, что было следствием
возложенных на него грехов. Это символизировало смерть сатаны и
его приверженцев в конце мира, Она явится не насилием со
стороны Бога, а результатом их собственного выбора. Они
несут на себе последствия своей жизни, полной противления
любви Божией (Откр. 22:12). Бог не виновен и не должен отвечать
за возникновение и последствия греха. Служение во Святом Святых
говорило о том, кто является истинным виновником. Так
Господь наглядно показал то, что будет происходить в конце
времени.
Бог долго ожидает пока накопится достаточно свидетельств,
доказывающих вину сатаны. Он не решил эту проблему силой
(хотя и мог), но предоставил всем возможность самостоятельно
разобраться в том, кто прав, кто виноват. Сатана, пытаясь
добиться власти, представил характер Творца в искаженном
свете, но его истинные намерения будут раскрыты. И сатана и
Бог должны предстать на суд, и все небожители, в том числе и
обитатели Земли, должны убедиться в правоте Бога.
Необходимо разбирательство для того, чтобы
реабилитировать Творца в глазах Его творения. Справедливость
и любовь должны вновь восторжествовать в отношениях между
всеми обитателями вселенной.
Именно суд, судебное разбирательство и символизировал древний еврейский
праздник очищения святилища, проводившийся один раз в год.
Теперь будьте внимательны! Когда началось служение Христа как
Первосвященника в небесном святилище? Прочитаем текст из
послания к Евреям: «Главное же в том, о чем говорим, есть то:
мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную
престола величия на небесах и есть священнодействователь
святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не
человек» (Евр. 8:1-2, см. 6:19-20; 9:12). Когда это произошло?
После Его победы на Голгофском кресте (Евр. 9:24-26).
Итак, уже почти две тысячи лет вина за грехи приходящих к Богу
людей снимается (при условии веры и искренности обращения),
и эти грехи переносятся в небесное святилище. Сколько же
грехов народа Божьего накопилось на небе! Когда же
произойдет очищение небесного святилища? И вообще, нужно ли
его очищать? Некоторые верующие считают, что на небе нет ничего
нечистого и в очищении там ничто не нуждается. Но Библия
ясно учит, что «...образы небесного должны были очищаться
сими (жертвами животных), самое же небесное лучшими сих
жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по
образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы
предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр. 9:23-24). Должен
произойти суд, в результате которого ответственность за грех будет по
справедливости возложена на истинного виновника — сатану, а сами грехи
удалены из небесного святилища. Итак, небесный храм нуждается в
очищении жертвой Христа. Когда же это произойдет? Когда начнется
суд? Есть ли ответ в Писании? Да, время начала этого служения
предсказано Библией.
По
свидетельству Библии, суд должен произойти до Второго
пришествия Христа. Это следует из того, что Господь придет на
землю уже с определенным решением: «Се, гряду скоро, и
возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»
(Откр. 22:12). В описании пришествия у апостола Павла тоже
ничего не сказано о суде (см. 1 Фес. 4:15-17). Когда речь идет о
Втором пришествии, говорится о том, что Господь придет за
ожидавшими Его (Иоан. 14:3) и ничего нет о том, что в это время
будет суд.
В
книге Откровение вы можете найти целое послание о суде: «И
увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который
имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на
земле... убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил
час суда Его» (Откр. 14:6-7). Заметьте, как тут написано. Не
наступит, не когда-нибудь может наступить, а конкретно:
«...наступил час суда». Причем эта весть
предупреждения адресуется живущим на Земле. Это ясно
говорит о том, что суд происходит до Второго пришествия Христа.
Но когда?
Многие считают, что суд над человеком происходит сразу после его смерти.
Но это тоже неверно! Несмотря на то, что люди умирали всегда,
апостол Павел пишет, что Бог «...назначил день, в
который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31, см.
24:25). Еще в Ветхом Завете Даниил видел в видении начало
суда: «...судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).
Это говорило о суде, как о событии, которое начнется в
определенное время в будущем, но никак не сразу после смерти
человека.
Даниил видел суд, и он же написал о времени его начала (см.
Дан. 7,8 гл.). Как вы помните, семьдесят седьмин, или 490 лет, были
отделены для Израиля от большого периода в 2300 лет. О нем
написано в восьмой главе. Даниилу в видении было показано большое по
продолжительности во времени пророчество, и на вопрос: «...на сколько
времени простирается это видение...» небесный Вестник ответил:
«...на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится» (Дан. 8:13-14).
Как вы думаете, что означают слова «...святилище очистится»?
Еврейский храм был разрушен в 70 г. по РХ., и к концу периода в 2300
лет его уже давно не было. Служение образов в земном святилище закончилось со
смертью Христа. О чем же идет речь? Об очищении какого святилища?
Конечно, здесь подразумевается небесное святилище. «...Господь
Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим,
пророкам» (Амос. 3:7). Тем более такое важнейшее событие в жизни
всей вселенной, как суд, не может быть обойдено вниманием пророчеств. Мы
можем быть совершенно уверены, что этот большой пророческий
период, относящийся к отдаленным временам (Дан. 8:26),
приводит нас к началу очищения истинной скинии, или, другими
словами, к началу суда на небе.
Теперь возьмите ручку и бумагу и посчитайте, когда, согласно
пророчеству, это должно произойти. Как вы помните, исходной точкой
отсчета является 457 г. до Р.Х. Семьдесят седьмин приводят к
34 г. по Р.Х. А две тысячи триста лет заканчиваются в 1844 г.
Итак, мы можем говорить о начале суда с середины прошлого
века. Вы удивлены?
Тема о святилище, пожалуй, самая сложная для восприятия. Она
является узлом, в который вплетены почти все важнейшие темы
Библии. Поняв эту истину, вам будет проще усвоить остальное.
Чему Бог хотел научить людей через истину о Святилище? Такой
иллюстрацией Господь хотел показать Свой план спасения или,
по-другому, Евангелие. Кто-нибудь может сказать: «Евангелие в
Ветхом Завете? Не может быть! Евреи в древности спасались
соблюдением Закона. Это мы, в Новом Завете, спасаемся
благодатью и верой». Да, к сожалению, так думают многие, но
это не так! Все служение во святилище говорило о спасении по
благодати (незаслуженной милости). Не верите? Тогда скажите,
какую роль выполнял грешник в служении скинии? От него
требовалось только прийти и привести агнца. Все остальное
было делом священника, который олицетворял Христа Иисуса.
Это урок того, что спасение — дело рук Божьих. От человека
ожидалась вера в спасительную жертву будущего Мессии. Именно
это олицетворяло погибающее животное. Вера двигала человеком,
когда он приходил во святилище с жертвенным агнцем. Это ли не
спасение благодатью? Это ли не Евангелие Нового Завета? Да,
конечно! Все решалось верой.
Уместно задать вопрос: а что же такое вера? Достаточно ли
просто признать тот факт, что Бог существует? Та ли это вера,
которую ожидает от нас Бог? Апостол Иаков пишет: «Ты
веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и
трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что
вера без дел мертва? ... Видите ли, что человек оправдывается
делами, а не верою только?» (Иак. 2:19-20,24).
Если бы человек, осознав грех и доверившись Богу, не пришел к
скинии (как того требовал Бог), а оставался дома, получил бы
он тогда прощение? Конечно нет! Бог сказал, что необходимо
прийти в скинию и принести жертву. Значит надо было
прийти и принести. За верой должно следовать полное
послушание. Вспомните случай с Каином. Он тоже верил в Бога,
но отличался от младшего брата тем, что не следовал Божьему
слову. К чему это привело? Принесла ли его «вера» плоды прощения
и примирения с Богом? Нет, наоборот!
Многие в наше время заявляют, что они — верующие люди и при этом не
слушают Бога. Можно не справиться со своей вспыльчивостью, эгоизмом,
корыстолюбием и др. Но идти на сознательный грех?! И при этом
рассчитывать на то, что Бог либо не заметит, либо простит...
Послушание — неотъемлемая часть спасения. Конечно, не все
получается сразу. Бог этого и не требует. Он ждет от человека
искреннего желания идти вперед. Исправление — дело рук Божьих
(так же, как и прощение). Помните, что служение во Святом
совершалось не грешником, а священником. Святилище учит нас
истине, что первое, что получает человек от Бога — это
прощение грехов и мир со своим Творцом. На это указывал
жертвенник всесожжений. Бог не говорит нам: «Сначала пойдите,
исправьте свои жизни, свое поведение, свой характер, а потом
чистыми приходите ко Мне, и Я приму вас». Нет, это не так! Он
принимает нас испорченными, грязными, беспомощными и дарит
прощение.
Самостоятельно покончить с грехом невозможно. Господь
говорит: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс
— пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать
злое?» (Иер. 13:23). И еще: «Ибо мы знаем, что закон духовен,
а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что
не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. А потому уже не
я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне,
то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во
мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого
хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю...» (Рим.
7:14-19). Печальное положение, не правда ли? Но Бог не спешит
осуждать человека (Иоан. 12:47). Именно с такими людьми Он
восстанавливает отношения и принимает их, как Своих детей.
Принципы спасения в Ветхом Завете такие же, как и
в Новом.
Разве не верой спасались люди в ветхозаветное время? Автор
послания к Евреям наглядно, на примерах показывает эту истину.
Прочитайте 11 главу этого послания. Спасение строилось на
основании веры (как это и иллюстрировала скиния).
Двор скинии говорил о прощении. Святое же говорило о возрождении
человека, о восстановлении в нем образа Божьего. И все это —
Евангелие!
Богу недостаточно просто примириться с человечеством. Он
должен вернуть падших людей на былую высоту праведности. Мы много
раз возвращаемся к мысли о послушании Богу и о праведности. И это, по
нашему убеждению, необходимо. Послушание — часть Божьего плана спасения,
но, к сожалению многие пренебрегают ею. Бог желает изменить
греховную природу человека, дать ему отвращение ко греху,
побудить его искать праведность.
Господь не спасает человека в его грехах. Наоборот, в Библии
сказано: «...Он (Христос) спасет людей Своих от
грехов их» (Матф. 1:21). Апостол Павел присоединяется к этому:
«Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась
благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в
нем?» (Рим. 6:1-4). Итак, цель Бога не только простить, но и
восстановить человечество в его моральном совершенстве:
«...чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе
народ, особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).
Что бы вы ни прочитали в Библии о грехе, речь обязательно
пойдет о его осуждении и искоренении. Что же такое грех?
Корень греха — в недоверии Богу, незнании Его. Это влечет за
собой непослушание Его Слову, Его Закону: «...плотские
помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не
покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). В Первом послании
Иоанна 3:4 апостол дает точное определение греха: «Всякий,
делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Иначе говоря, грех — это нарушение или отрицание Закона
Божьего, отсутствие послушания Слову Божьему, Его воле. А
откуда нам знать, что есть воля Божия? Ее открывает Закон. У
каждого человека или общества свой взгляд на
нравственность. Но в отличие от разнообразных человеческих
представлений о нравственности, у Бога есть Свой верный эталон
праведности. Это Его Закон, который Он Своим перстом
написал на каменных скрижалях (см. Исх. 20 гл.). Эти скрижали
хранились в самом сердце скинии, во Святом Святых, в ковчеге
откровения (Втор. 10:5). Закон Божий — незыблемый эталон
праведности. Понятия о нравственности с течением времени могут
изменяться, но праведность, выраженная в Законе десяти заповедей —
неизменна. Если бы заповеди можно было отменить, то Христу не
нужно было бы умирать из-за того, что люди нарушили их. Сама
жертва Христа убедительно говорила о святости и
непоколебимости требований Закона Божьего. Нарушение
Закона вело к отлучению от Бога и к смерти (Рим. 3:23; 6:23).
Христос взял вину за его нарушение на Себя. Он «...искупил
нас от клятвы (более точно: от проклятия) закона»
(Гал. 3:13). Что же теперь, снова грешить, для того чтобы Он
опять пошел на крест?
Библия открывает нам истинное значение Закона в Евангелии:
«...делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть;
ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Цель Закона
не оправдать человека перед Богом, но показать
грешнику, в чем состоит воля Божия. Закон показывает, что такое
грех. Далее должна следовать перемена в жизни к праведности.
Эту часть спасения символизировало второе отделение скинии —
Святое.
Третья часть Евангелия — прославление (так это называют
богословы). Другими словами, это избавление Божьей вселенной от
греха и полное уничтожение его последствий в конце времен. Об этом
рассказывало Святое Святых.
Неглубокое понимание Нового Завета дает многим верующим
повод упрощать Евангелие, отвергать Ветхий Завет, говоря, что
Закон и послушание теперь не нужны, что Христос освободил нас
от необходимости соблюдать нормы Закона и мы теперь
находимся под благодатью. Но нигде в Писании вы не найдете,
что прощенным грешникам можно делать все, что угодно. Наоборот:
«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под
законом, но под благодатию» (Рим. 6:14). «Итак мы
уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.
3:31).
Скиния включала в себя три части. И прощение, и освящение
(восстановление послушания Закону), и искоренение греха — все
это части одного плана спасения и выбросить что-либо просто
невозможно. Это приведет к неверному пониманию Бога,
неправильным поступкам (как Каина), что поставит под сомнение
само спасение. Нужно помнить слова Спасителя: «Не всякий,
говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного...» (Матф.
7:21-23).
Показать полную истину о спасении — вот какую цель
преследовал Бог, повелев Моисею построить скинию. Какие еще
уроки мы можем извлечь из этого?
Скиния учила, что на небе есть истинный храм Божий, в котором
Христос является Первосвященником и Ходатаем нашим. Там
сосредоточено все служение Бога по спасению рода
человеческого. Это служение началось после вознесения Христа к
Отцу Небесному. Там Христос указывает на Его пролитую на Голгофе за
грешников кровь. Благодаря вере в это вина с человека снимается и
переносится в храм Божий. Этот небесный храм также нуждается
в очищении, и это служение началось по окончанию
пророческого периода в две тысячи триста лет, то есть после
1844 года. Это значит, что с этого времени на небе начался
суд.
Скиния учила спасению по благодати Божией, принимаемой
верой. Поэтому Новый Завет является не концом, а логическим
продолжением Ветхого. Христос не пришел поменять условия
спасения. Своим примером Он показал, как в жизни человека
проявляется истинное Евангелие, включавшее и послушание Закону (Матф.
5:17-18). Господь не принес нечто новое. Как в древности, так и
теперь вера без послушания мертва (Иак. 2:19-20). Как в
древности отношения с Богом строились на основании любви, так
и теперь. Заповеди о любви к Богу и ближним не есть нечто
новое. Их процитировал из Ветхого Завета законник,
беседовавший со Христом (Лук. 10:25-28, ср. Втор. 6:5, Лев. 18:19). Бог
в Ветхом Завете — это тот же Бог любви, что и в Новом (Иер. 31:3).
Все осталось на своих местах. Даже то, что, как в древности, так
и теперь, множество людей заблуждаются относительно
сущности спасения. В древности Христа обвиняли в том, что Он
нарушает Закон (хотя именно во Христе закон нашел свое полное и истинное
исполнение), и сегодня многие учат тому же. Нет ничего нового под
солнцем!
Главное, чему учила скиния, — это то, что спасение через Христа
доступно всем. «...Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя
людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор.
5:19). От нас требуется искренне желание прийти к Богу и, приняв
верой жертву Христа, впустить Его в свое сердце. Любовь и
благоволение Божие доступно каждому человеку. Это
невозможно заработать, купить или выпросить у Бога. Это можно
получить только в подарок от любящего Бога.
Это принадлежит нам. Только мы так слепы, что часто не замечаем
этого. Бога не нужно просить, чтобы Он любил нас, чтобы Он
прощал нас, обращал Свое внимание на наши нужды. Он Сам
стучится в наши сердца, ожидая, когда мы услышим и впустим Его
(Откр. 3:20). Господь ищет любую возможность достучаться до
человека, спасти его, помочь! Как жаль, что люди так часто
отвергают Его!
Любовь Бога к людям — неотъемлемая часть Его естества. Эта
любовь настолько велика, что Он готов пожертвовать Собой ради
нашего блага (Рим. 5:8). Господь не может смотреть, как мы
погибаем и страдаем в собственной скорлупе эгоизма и
нравственного обнищания. Бог готов идти на смерть ради нас:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоан. 3:16). Можно ли оставаться равнодушными к такой любви?
|