Цветная косметика и украшения
Джо
Круз
Религия пожарного выхода
Одна из наиболее
распространенных и несправедливых жалоб, исходящих в адрес религии,
заключается в том, что она слишком уж ограничивает. В этот век
вседозволенности, когда кажется, что все ударение делается на том, чтобы
"делать то, что считаю нужным", получил развитие особый взгляд
своеволия, который никак не назовешь здравым. Этот взгляд проник даже в
религию. Кажется, что как члены, так и не члены церкви ищут одного:
религии, которая не ограничивала бы их права и свободы. Любое учение,
требующее отказа от чего-либо, мгновенно вызывает подозрение.
По мере того как
происходило укрепление этого либерального духа, многие члены церкви
становились все более и более критично настроенными по отношению к
высоким духовным стандартам, которых придерживается церковь. Явно
смущаясь при виде растущей пропасти между церковью и миром и не желая
носить навешенный обществом ярлык "особенного" меньшинства, эти члены
церкви пытались оправдать свой компромисс в сфере христианских
стандартов. От них часто можно услышать, что церковь обладает узким
кругозором, что она полна законничества, и что у многих прекрасных людей
отпадает желание присоединиться к ней из-за такого вот "своевольного
насаждения правил".
Если эти жалобы
обоснованны, тогда, несомненно, необходимы какие-то изменения в учении
церкви. Если они не обоснованны, тогда нам совершенно необходимо знать,
как представить стандарты христианского поведения в их действительном
библейском контексте. Иными словами, нам необходимо точно знать, кем
установлены эти законы: Богом или церковью. Нам также нужно установить,
что перед нами: произвольные запреты со стороны Бога или же
продиктованные Его любовью указания, данные для нашего счастья.
Вопреки
распространенному недовольству любым абсолютным законом, регулирующим
поведение личности, мы призваны рассмотреть библейские факты касающиеся
христианской жизни вообще, и нравственности в частности. Насколько
согласуются современные требования личной свободы со стандартами Слова
Божьего? Давайте предположим, что действительная позиция Библии могла бы
быть представлена со всей любовью и убедительностью, с какой она была бы
представлена ангелом с Небес. Была ли бы тогда истина легко принята
каждым?
Давайте посмотрим
правде в глаза. Дорога к вечной жизни — это не мягкий, усеянный цветами
путь. Иисус подчеркивал это в стольких текстах, что закрывать на это
глаза мы просто не можем. "Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и
немногие находят их", — сказал Он. (Матфея 7:14). Один из самых первых
жизненных принципов христианина — самоотречение. Христос говорил: "Если
кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за
Мною." (Луки 9:23). Быть христианином подразумевает, в том числе, и
полное самоотречение. Притча нашего Господа о купце и драгоценной
жемчужине говорит нам, что мы призваны быть готовыми вложить все, что
имеем, чтобы получить во владение эту потрясающую награду вечной жизни.
Если мы позволим чему-то или кому-то стать между нами и Христом, мы не
сможем быть спасены.
Не виновны ли мы в том,
что сбивали цену ученичества для того, чтобы люди не чувствовали, что
путь слишком узок и полон ограничений? Иисус сказал: "Всякий из вас, кто
не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником." (Луки
14:33). Молодому правителю Иисус сказал, что в его приготовлении к
Царству Небесному ему одного лишь не доставало, но это одно он не
захотел исполнить. Для спасения он должен был отречься от своего
богатства, но он не пожелал раздать его. Нечто он возлюбил больше,
нежели Господа, и вот, в печали он отошел, повернувшись к погибели. В
этом вопросе Христос занимал настолько твердую позицию, что как-то Он
даже сказал: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин
Меня." (Матфея 10:37).
С одной стороны, я
полагаю, что когда мы представляем мужчинам и женщинам то, на что
претендует Христос, нам следует избирать как можно более мягкий,
тактичный и исполненный любви к ним тон. С другой стороны, я убежден,
что мало что меняется от того, как людям это представлено, если эти люди
не возлюбили Господа Иисуса. Проблема здесь не в самой вести; некоторая
ее часть происходит от того, как она подается проповедующими, но большая
часть трудностей заключается в отношении жалующихся христиан, враждебно
настроенных к этой истине, поскольку она требует от них определенной
степени самоотречения.
Позвольте мне
проиллюстрировать то, каким образом наши чувства и личное отношение к
чему-либо производят все изменения в мире. Среди всех ограничивающих
отношений, которые только может возложить на себя человек, брачный союз
уступает место лишь его духовному посвящению себя Христу. Жених обещает
отказаться от многих своих прежних привязанностей и привычек. Он лишает
себя свободы ходить на свидания с другими девушками и торжественно
связывает себя до конца жизни с одной единственной. Также и невеста дает
подобные, ограничивающие ее свободу, обещания и соглашается оставить
всех остальных мужчин, посвящая себя тому, кто стоит рядом. Брачные
обеты — это, несомненно, одни из наиболее ограничивающих, жестких,
строгих обязательств, которые только может принять на себя в своей жизни
человек. Если ограничения и правила являются причиной стольких
несчастий, то тогда для всех участвующих свадьбы были бы наиболее
скорбными и несчастливыми событиями в жизни. Но это не так! Это
наисчастливейшие события. Почему? Почему невеста излучает столько
сияния, стоя рядом с женихом, с которым она связывает себя обещанием на
всю жизнь? Как может быть счастливым жених, давая такие обещания,
которые помешают ему во всей его дальнейшей деятельности? Ответ прост.
Они любят друг друга. И их отношения и чувства друг к другу превращают
эти ограничения в радость.
Слышали ли вы
когда-нибудь невесту, жалующуюся после окончания брачной церемонии?
Никто, наверное, никогда не слышал, как, сраженная горем, она бы
говорила: "Теперь я не смогу больше ходить на свидания с Джимом и Энди.
Так не честно. Государство заставляет меня быть верной мужу. Этот брак
связывает меня по рукам и ногам." Нет, вы не слышали этого, как не
слышали вы и жениха, жалующегося на то, что теперь он вынужден отдавать
часть зарплаты, чтобы содержать жену. Действительно, закон требует этого
от него под страхом тюремного заключения, но он даже и не думает о
законе. Общественное мнение готово осудить невесту, если она совершит
прелюбодеяние, но она даже и не допускает мысли об этом. Они любят друг
друга, и любовь меняет все. Они верны не потому, что боятся наказания
или упрека. Они верны потому, что хотят доставить удовольствие человеку,
которого так сильно любят.
Самые несчастные
мужчины и женщины в мире — это те, которые находятся в браке, но более
не любят друг друга. Это почти буквально превращается в ад на земле. Они
раздражаются и выражают недовольство теми ограничениями, которые легли
на них тяжким бременем. Подобно этому, наинесчастнейшие члены церкви в
мире — это те из них, кто вступил в брак со Христом в крещении, но, тем
не менее, не любит Его. Это они столь часто бросают горькие упреки в
адрес церкви и своих наставников, обвиняя их в навязывании им своей
трудной, ограничивающей религии.
Но разве проблема
заключается в религии или в пасторах? Печальный факт состоит в том, что
эти люди никогда не вступали в личные взаимоотношения любви, являющиеся
краеугольным камнем всякой истинной религии. Многие из них выучили на
курсах по изучению Библии нужные тексты и вполне в состоянии объяснить
последовательность событий последнего времени, но они так и не
познакомились со Христом лично. Где-то, а, наверное, на всем протяжении
своего обучения, они не были научены, или не захотели принять истинную
основу религии сердца, которая есть не набор правил или доктрин, но
глубокая личная вовлеченность во взаимоотношения любви с человеком
Иисусом Христом.
Для миллионов христиан
причина трудностей заключается в мотивах, движущих ими при присоединении
к церкви. Их религия — это религия пожарного выхода. Они совершают то
или другое только потому, что боятся огня в конце дороги. Они со страхом
служат Господу, так как дрожат при мысли о том, что будут ввержены в
озеро огненное. Не удивительно, что они унылы и несчастны! Какое
извращение истины! Христиане должны быть самыми счастливыми людьми в
мире, даже счастливее новобрачных, выходящих после венчания из церкви!
Христианин должен любить Господа даже сильнее, чем он любит собственную
жену и детей.
Как вы думаете, была бы
счастливой семья, в которой жена каждый день готовила бы мужу любимое
блюдо только из опасений, что он может развестись с ней? Земные
взаимоотношения рухнули бы при таком напряжении. Она готовит это блюдо,
потому что любит своего мужа и хочет радовать его. С приближением дня
рождения жены любящий муж-христианин часто внимательно следит за
малейшим намеком на то, что хотела бы получить в подарок его жена. И ей
обычно не требуется огревать его по голове, чтобы он понял! Он с
радостью покупает подарок, потому что любит ее и хочет ее порадовать.
Подобным же образом христианин будет каждый день изучать Библию, чтобы
узнать, как доставить удовольствие Господу. Он всегда будет искать
какой-либо признак или указание на то, каким образом он может порадовать
Того, Кого любит превыше всех. В переводе Библии "Двадцатый век" мы
читаем 10 стих 5 главы послания к Ефесянам, выраженный такими словами:
"Всегда старайтесь узнать, что доставит Господу наибольшее
удовольствие". Это ли не девиз для каждого христианина! Ив самом деле,
для тех, кто искренне любит Господа, это наивысшее желание. И не
удивительно, что Христос подытожил первую скрижаль закона следующими
словами: "Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и
всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь." (Матфея
22:37, 38).
Истинная причина того,
почему некоторые христиане раздражаются и жалуются на правила и
строгость, кроется в том, что их религии хватает ровно настолько, чтобы
сделать их несчастными. Сфера их христианского опыта ограничена
постоянными усилиями жить в соответствии с правилами - то есть,
попытками соблюсти закон. Безусловно, что в соблюдении человеком
заповедей Божьих плохого не больше, чем в соблюдении мужем законов
государства, предписывающих содержание жены. Но если требования закона —
единственная причина их соблюдения, то и с христианином, и с мужем
что-то серьезно не в порядке. Любовь снимает наложенную законом тяжесть,
превращая в удовольствие то, что могло бы быть бременем.
Мать троих сыновей
выбивалась из сил, пытаясь навязать им правила опрятности и чистоты. Как
и большинство мальчиков, эти трое противились правилам, вменяющим им
необходимость мытья ушей, причесывания волос и чистки туфель. Эту
ежедневную битву мать выигрывала только с помощью длинной руки власти и
силы. Но вот, однажды, старший мальчик, едва вошедший в подростковый
возраст, вышел из комнаты, являя собой образец безупречной опрятности.
Казалось, что каждый волосок был точно уложен на свое место, в то время
как туфли ослепительно сверкали под аккуратно отвернутыми манжетами.
Маму чуть не хватил удар. Едва подавив удивление и восторг, она приняла
мудрое решение выждать, чтобы выяснить причину такого поворота событий.
Решение загадки не заставило себя долго ждать. Уже на следующий день
мать узнала, что в дом по соседству переехала новая семья, в которой
была девочка. Может быть девочка еще и не видела Джонни, но он уже видел
ее, и это произвело на него неизгладимое впечатление. Мы не скажем, что
это была любовь, изменившая его отношение к правилам опрятности, но он
уже определенно приводил себя в порядок не из-за страха перед маминой
политикой насилия.
Суть всего сказанного
состоит в том, что христианская жизнь состоит не просто из "делай" или
"не делай". В этом духовном браке, равно как и в физическом, есть,
конечно, ограничения. Но эти ограничения налагаются любовью, постоянно
стремящейся порадовать объект своих чувств. Христиане, любящие Иисуса,
излучают свет, радость, энергию, ярко свидетельствуя этим, что они стоят
на пути истинного счастья. К сожалению, существует большая группа тех
членов церкви, которые со скорбью переносят то, что должно приносить
блаженное счастье. С унылым видом они жалуются на то, что они не могут
есть то, что им хочется, или одеваться так, как им угодно. Они обвиняют
церковь в том, что она от столь многого заставляет "отказаться". Их
религия очень напоминает ситуацию человека, страдающего головной болью.
Он не хочет отрубить себе голову, но ему будет очень больно, если она
останется. Глядя на такое безрадостное отношение, можно подумать, что их
религия — продукт соглашения мрачных проповедников, только и думающих о
том, как бы установить побольше запретов, делающих жизнь мужчин, женщин
и детей несчастной.
Но так ли это в
действительности? Как быть с духовными принципами, составляющими учение,
называемое нами нормами христианской жизни?
Является ли деспотичным
церковным законом то, что нам не следует ходить в театр? Решение, что
танцы - это неподобающее христианину занятие исходит "от Бога или от
человеков"? А как быть с использованием цветной косметики и украшений -
угодно это Богу, или же нет? Истина состоит в том, что каждый пункт
нашего вероучения должен быть твердо основан на принципе исполнения
Божьей воли, открытой нам в Библии. Любовь к Нему всегда будет вести нас
к вопросу: "Как я могу постоянно стремиться узнать, что доставит
наибольшую радость Господу?"
Ответ на этот вопрос
можно найти в десятках библейских текстов, дающих ясные указания и
признаки того, как доставить радость скорее Ему, чем самому себе. Это
единственный действительно уместный в отношении любой привычки или
действия вопрос. Что думает об этом Бог? Не имеет значения, что думает
об этом тот или иной проповедник, или какого мнения об этом та или иная
церковь. Величайший, наиболее важный вопрос таков: "Угодно или неугодно
это Господу?" Если мы находим тексты, открывающие Божье неодобрение, то
для истинного христианина всякие дебаты должны прекратиться. Мы любим
слишком сильно, чтобы позволить себе рисковать сделать нечто такое, что
было бы неприятным Ему. Мы должны испытывать радость в поиске и
исполнении того. что радует Того, Кого мы любим, и исключении из нашей
жизни таких вещей, которые ранят Его.
Когда люди любят, им не
нужно угрожать друг другу или объявлять ультиматумы. Они постоянно ищут
пути, как показать свою любовь и порадовать друг друга. Для выполняющих
первую и наибольшую заповедь Христа послушание не будет бременем. Бог
ищет тех, кто откликался бы на малейшее проявление Его воли. Те, которых
нужно постоянно ставить на место страхом наказания, не вызывают у Него
радости. Каждому из нас Он говорит: "Вразумлю тебя, наставлю тебя на
путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не
будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти надо обуздывать
уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". (Псалом 31:8, 9).
Многие христиане —
последователи принципа "узды и удил". На них действуют только угрозы,
они повинуются только из страха перед наказанием. Бог же говорит: "Я
хотел бы, чтобы вы исправлялись от одного Моего взгляда". Этот любящий
взгляд, побуждающий к исправлению, смогут различить только те, кто любит
Его превыше всего и ищет возможности порадовать Его чем-нибудь еще. Те,
кто исследует Библию с единственной целью — узнать, что угодно Ему —
немедленно будут повиноваться малейшему проявлению Его воли. И в этом
состоит суть истинного христианства: из любви к Богу привести каждую
сторону своей жизни в гармонию с открытой нам заповедью.
Цветная косметика и украшения
После этого небольшого
вступления, говорящего о том, как сделать любовь движущим фактором в
установлении христианских норм поведения, мы приготовлены к иллюстрации
того, как этот принцип действует на практике. Хотя можно было бы взять
любой из "поведенческих" стандартов церкви, давайте рассмотрим тот из
них, который породил довольно заметное недовольство — цветную косметику
и украшения. Множество искренних членов церкви перестало пользоваться
этими искусственными украшениями только "потому, что так говорит
церковь". Это плохая причина для исполнения чего бы то ни было в
христианской жизни. Я надеюсь, что после прочтения этой главы ссылки на
деспотичные церковные законы, касающиеся этого, уступят место личной
убежденности, основанной на любви и стремлении угодить Богу.
Пасторов постоянно
спрашивают: "Что плохого в моем обручальном кольце? Неужели вы думаете,
что Бог не пустит меня на небо только потому, что я ношу этот маленький
кружок драгоценного металла?" Во многих случаях, когда дело касалось
этого негативного подхода к христианству, мое сердце исполнялось
негодования и тревоги. Заметьте, пожалуйста, то, что скрывается за этим
вопросом. Очевидно, что вопрошающий хочет знать, как далеко он может
идти, исполняя свою волю, и все-таки попасть на Небо. Его отношение
отражает его законническое желание выполнять только то, что, по его
мнению, установлено как Божье повеление "делай, а не то..."
Но такой подход
неверен, неверен, неверен! Истинный христианин не станет спрашивать:
"Сколько мне нужно делать, чтобы оставаться сыном Божиим?" но скорее:
"Сколько я могу сделать, чтобы порадовать Иисуса, Которого я люблю?"
Таков положительный подход к этому вопросу, он основан на поиске Божьей
воли и на любви к Нему, любви достаточной, чтобы с радостью исполнять
Его желания, открываемые Библией. И когда этот подход любви и открытого
Богу сердца принят нами, нам остается лишь найти в Писании места,
указывающие нам на то, какова Божья воля по отношению к использованию
яркой косметики и украшений. Этим мы с вами и займемся.
В Бытие 35:1-4 мы
читаем, как Бог сказал Иакову привести свою семью в Вефиль, где они
должны были предстать перед жертвенником Господним. Для Иакова это место
имело особую святость — здесь в молодые годы он пережил обращение после
того, как увидел во сне лестницу, спускающуюся с Небес. Но прежде, чем
можно было совершить обряд посвящения на этом святом месте, Иаков
повелел всему своему дому "бросить богов чужих, находящихся у них."
(Стих 2). Очевидно, что за время своего пребывания среди язычников семья
переняла некоторые языческие обычаи. И перед тем, как они подойдут к
жертвеннику, требовалось, чтобы они сняли с себя некоторые предметы, так
как они были ни чем иным, как языческими символами. Обратите,
пожалуйста, внимание на то, что это были за предметы (стих 4): "И отдали
Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у
них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема". В Книге Судей
8:24 мы читаем о том, что серьги носились измаильтянами. В контексте
этого стиха делается ударение на то, что они носили украшения как знак
своего отступничества от истинного Бога. Также и 34 глава книги Бытие
открывает, что сыны Иакова совершили тяжелые грехи; и вот, Иаков
предстал перед Богом, чтобы совершить искупление за них и за всю семью.
Это было время покаяния и исследования сердец. Все было сделано, чтобы
исправить ошибки и открыть путь для Божьих благословений. С обычаем
ношения языческих украшений они расстались так же, как и с чужими
богами. Серьги были сняты.
При сходных
обстоятельствах произошла и реформация, описанная в книге Исход 33:1-6.
В предыдущей главе описано ужасное отступление, которое произошло, когда
Моисей был на горе, получая десять заповедей. Большая группа израильтян
поклонилась золотому тельцу, навлекши на народ угрозу язвы и
истребления. Моисей призвал их к покаянию следующими словами: "Сегодня
посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да
ниспошлет Он вам сегодня благословение". (Исход 32:29).
В следующей главе мы
читаем, как Моисей подошел к скинии, чтобы молить Бога за народ, который
все еще продолжал носить свои языческие украшения, надетые в день похоти
и греха. Указания, данные Богом для восстановления Израиля, включали в
себя и изменения в том, что было на них одето, точно так как это было
ранее в случае с семьей Иакова. Бог сказал: "Скажи сынам Израилевым: вы
народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю
вас; итак снимите с себя украшения свои, Я посмотрю, что Мне делать с
вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива". (Исход
33:56).
Библия не оставляет нам
никакого сомнения относительно отношения Бога к ношению украшений. Тот
Бог, который не изменяется, сказал им снять это с себя и предстать перед
судом, чтобы дать ответ за свое отступничество. Более, чем из простого
любопытства, здесь нужно заметить, что этот запрет был установлен в
связи с их вступлением в землю обетованную. Бог сказал: "И пошлю перед
тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев... ибо Сам не пойду среди
вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ
жестоковыйный." (Исход 33:2, 3).
Примечательно, что от
них потребовалось снять украшения до того, как они войдут в обетованную
землю. Имеет ли это какое-то отношение к нам? И в самом деле, имеет. В 1
Коринфянам 10:11 Павел уверяет нас, что "все это происходило с ними, как
образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков." Во 2
стихе он сравнивает их опыт у Красного моря с крещением, а в 7 и 8
упоминает великое отступление Израиля, описанное в 32 главе книги Исход,
где говорится, как они сделали себе золотого тельца. И сразу же, в 11
стихе, он объясняет, что все, что происходило с ними, написано в
"наставление нам". Это может означать только то, что тем, как Бог
разрешил проблему их отступничества, Он хотел чему-то научить и нас.
Адресованное сынам Израилевым повеление снять с себя украшения перед
вступлением в обетованную землю распространяется и на нас, стоящих перед
вхождением в Небесный Ханаан. Эта параллель совершенно очевидна из
контекста.
Самое раннее
существующее свидетельство об использовании цветной косметики находится
в 4-й книге Царств 9:30. Многие интересуются происхождением выражения
"накрашена, как Иезавель". В этом стихе содержится ответ: "И прибыл Ииуй
в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое, и украсила
голову свою, и глядела в окно." История этой пользующейся дурной славой
языческой царицы, умертвившей сотни Божьих пророков, хорошо известна
каждому, кто изучает Библию. Установив, что прослеживание по Библии
источника этой традиции приводит нас к Иезавели, мы видим, какая далеко
не святая тень падает на этот обычай. Но очень скоро мы убедимся, что по
всей Библии использование яркой косметики предстает как постоянный
признак языческих женщин, а также женщин неверных.
Через пророка Исайю Бог
послал одно из самых серьезных осуждений украшений, какие только можно
найти в Библии. Нигде больше мы не находим более прямого и
недвусмысленного откровения Божьих чувств по отношению к их ношению. В
Исайи 3:16 Он не говорит об украшениях общими словами, но дает длинный
список определенных предметов, носимых "дочерьми Сиона". А теперь
заметим, был ли Бог, который вчера, сегодня и вовеки тот же, доволен
ношением этих вещей. "И сказал Господь: за то, что дочери Сиона
надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою
поступью, и гремят цепочками на ногах... в тот день отнимет Господь
красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и
опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосуды с духами, и привески
волшебные, перстни и кольца в носу." (Исайи 3:16-21).
Давайте остановимся
посреди этого перечня и зададим себе вопрос, каким образом Бог уберет
все это. В следующей главе, стихе 4, мы читаем: "Господь омоет [смоет —
англ. перевод] скверну дочерей Сиона... духом суда и духом огня."
Заметьте, что Бог называет все эти предметы украшения "скверной". Здесь
же Он наглядно описывает тех, кто выдержит "смывание" украшений: "В тот
день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии
и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и
уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу
для житья в Иерусалиме". (Исайи 4:2, 3).
Ясными, смелыми
штрихами пророк описывает Божье отвращение к проявленной в ношении
украшений гордости. После смывания этих искусственных безделушек Бог
описывает женщин как "славных", "красивых", "святых". Очевидно, Он не
оценивает красоту тем же методом, что и мы. Женщины одевают на себя все
эти украшения, чтобы сделать себя красивыми, но Бог называет это
скверной. Когда же все это смыто, Он называет их "красивыми и славными".
Не упустите из виду чрезвычайную важность этой истины. Бог использует
это слово "красивая" для описания Своей Невесты, Церкви: "И пронеслась
по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне
совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя,
говорит Господь Бог." (Иезекииля 16:13).
Как бы подтверждая Свою
оценку непомерной гордости, проявившейся среди Его народа, Бог замечает
следующее: "Выражение их лиц свидетельствует против них, и о грехе своем
они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо
сами на себя навлекают зло." (Исайи 3:9). Не позволено остаться неясным
ни одному вопросу, касающемуся постыдности внешних украшений.
В этом месте уместно
отметить, что Бог определяет кольца как часть "скверны дочерей Сиона". О
каких кольцах Он говорит? Учащиеся выпускного класса сразу же скажут:
"Мое классное кольцо— это символ того, что я выпускник. Я ношу его не
как украшение. Бог говорил о других кольцах." Масон будет защищать свое
масонское кольцо почти теми же словами: "Бог говорил не о моем кольце.
Оно просто символизирует мою принадлежность к Ложе." А есть еще вдовьи
кольца, кольца помолвленных и обручальные кольца, которые все имеют
символическое значение. Как легко оправдать именно то кольцо, которое
случилось носить нам, утверждая, что Бог говорил не о нем. Но откуда нам
знать, что Бог говорил не о том самом кольце, которое носим мы? Не будет
ли самонадеянным полагать, что Бог делает исключение для того кольца,
которое носим мы, только потому, что мы не хотим отказаться от него?
Что имел в виду Бог,
когда сказал "кольца"? Говорил ли Он о каких-либо определенных видах
колец? Однажды я задал матери подобный вопрос. Видите ли, она запретила
мне есть глазурь с пирога после того, как покрытие застывало. Мне
разрешалось "вылизывать кастрюлю", подчищая все то, что оставалось на
дне емкости, но в доме существовал закон — к пирогу мне прикасаться было
нельзя.
Но однажды мама пошла в
магазин, оставив меня наедине с прекрасным, свежеиспеченным шоколадным
тортом, стоявшим в центре стола. Я наблюдал за издающей чудесный аромат
глазурью, медленно сползавшей к краю торта и собиравшейся на кромке
тарелки. Искушение было слишком большим, и я быстро собрал на палец
излишек глазури — быстро, но не очень. Именно в эту секунду в дверь
вошла мама.
Поверьте мне, что мама
очень быстро потащила меня в спальню, в то время как я пытался отсрочить
неизбежное. Я до сих пор помню суть моей быстрой речи, направленной к
тому, чтобы избежать наказания. Когда мама сказала: "Я говорила тебе не
трогать глазурь на торте," — я с триумфом возразил: "Но ты не говорила,
что на шоколадном торте."
На мою мудрую маму этот
перл юношеской логики как-то не произвел должного впечатления.
Интересно, как это может звучать для слуха нашего в совершенстве мудрого
Небесного Отца, когда мы говорим: "Но Ты ведь не сказал: "Обручальное
кольцо". Да, это, действительно, так. Мама просто сказала: "торт", и Бог
просто сказал: "кольца", и уклонение от сути дела посредством
рассуждения о типе кольца — это детская попытка оправдать наше
откровенное нарушение открытой нам Божьей воли.
В конце концов, зачем
мы исследуем эту тему в Библии? Разве мы не пытаемся выяснить, что
наиболее приятно Господу? Мы не ищем путей, идя которыми можно было бы
избежать делать то, что доставляет Ему радость. Наша единственная цель —
выяснить, в чем состоит Его воля и исполнить ее. Мы слишком сильно любим
Его, чтобы пойти на риск огорчить Его. Именно поэтому истинный
христианин не будет прятаться за рассуждения о типе кольца или же
пытаться как-то обосновать свое поведение, противоречащее Божьей воле.
Отложите в сторону все кольца. Разве не совершенно очевидно, что если
можно защитить одно символическое кольцо, то тогда можно защитить и все
другие символические кольца? В Библии мы не находим ни одного случая
ношения какого-либо вещественного признака того, что человек состоит в
браке. История обручального кольца запятнана языческим культом почитания
солнца и папским суеверием. Ни один из аргументов, приводимых в его
защиту, не имеет никакого веса при сравнении с единственным великим
фактом, заключающемся в том, что это не угодно Господу! Плотский
христианин станет спорить, убеждая, что нигде явно не сказано о том, что
из-за ношения кольца человек может погибнуть. Но христианин, возлюбивший
Бога превыше всего, ответит, что достаточно знать только то, что это
неугодно нашему возлюбленному Другу.
Между прочим, история
дает нам очень ясную картину того, как введение обручальных колец было
связано с отступничеством в ранней церкви. Известный католический
кардинал Джон Генри Ньюман писал об этом в 1845 году в своем
монументальном труде "Развитие христианского учения" на стр. 373: "Для
того, чтобы облегчить принятие новой религии язычниками, Константин внес
в нее внешние украшения, которые были так привычны для их прежних
обрядов. Нет необходимости глубоко вдаваться в тему, которая благодаря
усердию протестантских авторов уже хорошо знакома большинству из нас.
Использование особых храмов, посвященных особым святым... курение...
свечи... святая вода... обрядовые процессии... брачные кольца,
поворачивание на восток, а позднее и изображения... — все это имеет
языческое происхождения и освящено принятием в Церковь".
Пророк Иеремия, как и
многие другие писатели Ветхого Завета, также писал о людях, носивших
искусственные украшения. Бог вдохновил Своих святых представлять в
пророчествах Его церковь в символе жены. Когда народ Божий отступал от
Господа, пророки писали о нем как о блуднице или неверной жене. Поэтому
мы и читаем тексты, подобные следующему:
"А ты, опустошенная,
что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя
золотыми нарядами [украшениями — англ. перевод], обрисовываешь глаза
твои красками, не напрасно украшаешь себя; презрели тебя любовники, они
ищут души твоей". (Иеремии 4:30).
Через Иезекииля Бог
символически изображает Свой отступивший народ, Иуду и Израиль, двумя
блудницами: Оголою и Оголивою. Описание их бесстыдных украшений
соответствует непристойности их поведения: "Кроме сего, посылали за
людьми, приходившими издалека, к ним отправляли послов, и вот, они
приходили, и ты для них умывалась, сюрмила глаза твои и украшалась
нарядами [одевала на себя украшения — англ. перевод]". (Иезекииля
23:40).
Осия, описывая
лицемерие Израиля, выражает ту же мысль. И вновь неверность предстает в
символе украшенной женщины: "И накажу ее за дни служения Ваалам, когда
она кадила им и, украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за
любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь". (Осии 2:13).
Снова и снова Библия
связывает ношение яркой косметики и украшений с грехом, отступничеством
и идолопоклонством. Отвернувшись от Господа, они одели на себя
украшения, которые, как сказал Исайя, "провозглашали их грех". Нет
недостатка в текстах, которые бы ясно и без обиняков выражали истину:
великому Небесному Богу неприятны украшения, и Он использовал их как
символ отступления от Его воли.
Когда мы обращаемся к
Новому Завету, картина приобретает еще более ясные очертания. В книге
Откровение Иоанн описывает грешную женщину в багрянице (символизирующую
ложную церковь), которая была "украшена золотом, драгоценными камнями и
жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и
нечистотою блудодейства ее". (Откровение 17:4).
В противоположность ей,
истинная церковь описана в Откровении 12:1 как прекрасная женщина,
одетая в славу солнца. Эта женщина в Откровении 21:9 названа невестой
Христа. Заметьте, что на Христовой невесте нет никаких украшений. Итак,
и эта символика, изображающая истинную и ложную религиозные системы,
также указывает на то, как Бог расценивает использование искусственных
украшений.
Два заключительных
стиха этой темы, взятые из посланий Петра и Павла, раскрывают твердую,
последовательную позицию ранней церкви по отношению к этому обычаю. Оба
этих стойких и верных христианина занимали среди учеников Христа
влиятельное положение, и их исполненные Духа послания представляют
неоспоримый взгляд апостольской церкви на эту проблему. Павел писал:
"Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием,
украшали себя ни плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни
многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим
себя благочестию". (1 Тимофею 2:9, 10).
Петр пишет в том же
духе, с той лишь разницей, что он при этом специально обращается к
христианкам, имеющим неверующих мужей. "Также и вы, жены, повинуйтесь
своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен
своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое,
богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение
волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца
человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно
пред Богом". (1 Петра 3:1-4).
Эти слова Петра
содержат совет для каждой жены-христианки, посещающей сегодня церковь; в
них идет речь об одной из наиболее сложных проблем, стоящих перед теми
из них, мужья которых не разделяют их веры. Как далеко может зайти
христианка, стараясь угодить своему невозрожденному мужу? До какой
степени ей следует идти на компромисс с Божьей истиной в мелочах, чтобы
дома все было гладко и чтобы, возможно, обратить своего мужа? Совет
Петра прост и ясен: не идти на компромисс вообще. Даже если жене
запрещается говорить о своей вере, она может обратить мужа "чистым,
богобоязненным житием".
Но обратите внимание на
то, как проявляется поведение, или "житие", жены-христианки. Петр
утверждает, что она намного легче обратит своего мужа, если снимет
внешние украшения. Конечно же, Божий Дух предвидел ту дилемму, с которой
столкнется жена, полагающая, что ей нужно носить обручальное кольцо,
чтобы сделать приятное мужу, даже если она при знает что это неприятно
Богу. В этом тексте совершенно ясно говорится что первым должен идти
Бог, и что для обращения мужа такое решение сделает намного больше, чем
какой-либо иной путь. Сотни евангелистов и пасторов могли бы подтвердить
правдивость этого. Женщины, в конце концов приводившие своих мужей к
вере, — это те, кто твердо придерживался норм Божьего Слова. Те же,
которые пренебрегают нормами в мелочах с целью быть более совместимыми
со своими неверующими мужьями, не могут привести их к вере.
На первый взгляд, такой
подход спорен, но практические результаты показательны. До тех пор, пока
жена не живет в соответствии со всеми пунктами своей собственной веры,
муж понимает это так, что, должно быть это не так уж и важно. Его не
может заинтересовать исполнение чего-то, что не претендует на полное
принятие даже со стороны его милой жены-христианки. Но если она
принимает твердое решение угождать прежде всего Господу, даже несмотря
на его недовольство, он приходит к глубокому убеждению, что этот
"элемент веры" должен быть важен. Он, возможно, ничего не скажет о своих
истинных чувствах. Он может даже изобразить великое негодование, но в
глубине его души твердая, сознательная позиция жены разбудит уважение и
восхищение.
Здесь мы должны
предвидеть аргумент, выдвигаемый теми женами, которые не склонны
расставаться со своими обручальными кольцами. Они скажут "Я не хочу
оставлять обручальное кольцо потому, что оно указывает на то, что я
замужем. Я горжусь своим мужем. Я хочу, чтобы все знали, что я замужем.
Мне кажется, что брак — это самое святое и наиболее важное." Никто не
может придраться к таким искренним чувствам. Каждая жена должна любить
своего мужа и им гордиться. Брак важен, и она должна желать, чтобы
каждый знал, что она замужем. Но зададим такой вопрос: "Есть ли что-либо
в жизни человека более важное, чем брак?" Да, есть одна вещь, которая
более важна, чем брак с мужем или женой, — это брак со Христом.
Требования Христовой любви — единственные требования, которым мы всегда
должны отдавать предпочтение перед любовью мужа и жены. В свете всех
этих убедительных библейских доказательств мы обнаружили, что украшения
неугодны Господу, Которого мы любим. Правда, что обручальное кольцо
свидетельствует всем, что жена состоит в браке со своим мужем, но оно
также говорит и о чем-то еще. Оно свидетельствует о том, что она хочет в
первую очередь угодить мужу, и только потом — Господу Иисусу. Это
показывает, что она ставит волю кого-то другого выше воли Бога, открытой
нам в Библии. И, таким образом, мир получает неверное свидетельство.
Кто-то может возразить,
что такой вывод слишком строг. Кто-то сочтет своим долгом сказать: "Вы
судите и проверяете мое христианство такой мелочью, как кольцо иди
украшение". Но нет, это не так. Здесь проверяется любовь к Богу, и
Библия ясно указывает нам на критерии этой проверки. Эта проверка
предполагает не только соблюдение ясно открытых для нас Божьих
заповедей, но она также включает в себя и отказ от всего того, о чем мы
узнаем, как о неугодном Богу. И вот доказательство этому: "И чего ни
попросим, получим от Него, потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем
благоугодное перед Ним." (1 Иоанна 3:22).
Пожалуйста, обратите
внимание на две вещи, которые всегда будут исполнять истинные христиане.
Они повинуются прямым, ясным требованиям, изложенным Богом в Его законе,
но они идут и далее, отыскивая все, что могло бы быть приятным Ему.
Другими словами, они будут повиноваться наставлению "всегда стараться
узнать, чем в еще большей степени можно порадовать Бога". (Ефесянам
5:10, перевод "XX век"). Иисус ярко осветил этот принцип, явив его в
Своей жизни и в Своем учении. Он сказал: "Отец не оставил Меня одного,
ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно". (Иоанна 8:29). Властные
повеления закона очевидны и для плотского ума, но незаметные вещи,
радующие Бога, открыты только для любящего сердца христианина, ищущего
проявлений Его воли в Его Слове. Великая и торжественная истина
заключена в том, что тех из спасенных, кто доживет до пришествия Христа,
в Писании символизирует Енох, который "переселен был так, что не видел
смерти... ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что
угодил Богу". (Евреям 11:5). Павел описывает славное пришествие Христа в
1 Фессалоникийцам 4:16-17. Здесь он описывает воскресение умерших
праведных и вознесение живых праведных. Обращаясь к тем святым, которые
должны быть готовы для вознесения, Павел говорит:
"Братия, просим и
умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам
поступать и угождать Богу, более в том преуспевали." (1 Фессалоникийцам
4:1). Одна из особенностей искупленных от земли заключается в их желании
угодить Богу во всем.
Послушайте, если вам
что-то известно как угодное Богу, но вы все-таки отказываетесь это
делать, то что делаете вы на самом деле? Вы угождаете кому-то другому
прежде Господа. Вы можете сказать: "Но это такая, такая мелочь".
Конечно, это мелочь, но любовь то как раз и испытывается теми мелочами,
которые мы делаем друг для друга. Спросите любую женщину, так это или
нет. Муж может подарить ей на день рождения стиральную машину, и она
будет благодарна за это. Но если он принесет ей цветы среди надели и
скажет: "Дорогая, давай я вытру тебе посуду", то любая жена скажет вам,
что для нее это значит больше, чем стиральная машина. Почему? Потому,
что исполнение маленьких желаний лучше раскрывает истинные чувства, чем
исполнение больших, более или менее ожидаемое от нас. Богу радостно
видеть, как мы соблюдаем Его Десять заповедей, но, поистине, мы в
большей мере проявляем свою любовь тогда, когда идем дальше них, угождая
Ему в тех мелочах, которые нам открывает Библия.
Правильное и
неправильное никогда не измерялось и никогда не должно измеряться
количеством. Именно качество греха, а не его количество представляет
величайшую проблему для христианина. Библия открывает нам что цветная
косметика, кольца и т. п. неугодны Богу. Слово Божье не говорит, что
какое-то определенное количество яркой косметики — это плохо, или что
определенный тип колец, или их число неугодны Ему. Даже малейшее
намеренное нарушение открытой нам Божьей воли указывает на серьезную
проблему. Оно свидетельствует о внутреннем восстании против того, чтобы
поставить Бога на первое место. Самый любимый аргумент сатаны сегодня:
"если чуть-чуть, то не страшно". Именно таким был безрассудный аргумент
Лота, высказанный, когда ангелы повелели ему бежать в горы. Он попросил
разрешения пойти в другой город, неподалеку от Содома и Гоморры, говоря:
"Он же мал". (Бытие 19:20). Можете ли вы постигнуть, как он мог хотеть
идти в другой город, потерян все в Содоме? И тем не менее, многие
христиане размышляют сегодня точно так же. Они спорят, ища пути к
оправданию размеров своего кольца или степени нескромности своего
облачения.
Сатана в восторге,
когда слышит, как люди пытаются определить границы, до которых им можно
было бы нарушать волю Божью. Всегда помните следующее: не так важна
степень отклонения от библейских норм, как сам факт отклонения. Именно
он представляет настоящую проблему. В первую очередь важен не размер
шага, но то направление, в котором этот шаг сделан.
Иногда служителей
обвиняют в том, что они создают из обручальных колец большую проблему,
ожидая, чтобы кандидат ко крещению снял кольцо до входа в воду. В
действительности же, опыт показывает, что проблема вовсе не в кольце.
Кольцо — это лишь признак намного более серьезной проблемы — недостатка
полной покорности Божьей воле. Когда наше сердце покорилось Богу, и Он
поставлен на первое место в нашей жизни, маленькое колечко не будет нам
препятствием на пути к объединению с телом Христа в крещении. Когда
любовь ко Христу сильнее любви к себе или к мужу, или к жене, тогда
ничто не сможет стать на пути к Нему, а тем более небольшое
металлическое кольцо.
Камни преткновения
В этой заключительной
главе мы рассмотрим другой аспект библейских свидетельств по этой теме,
который многие считают наиболее убедительным из всех. Он дает ответ на
возражения тех немногих, кто еще не убедился, что украшения неугодны
Богу. В самой яркой форме он разбивает последний бастион обороны даже
свадебного кольца.
Перед тем, как мы
перейдем к красноречивому рассуждению Павла по теме, давайте установим
факт, хорошо известный всем тем, кто посвятил свою жизнь делу
приобретения душ. Те, кто, став членом церкви, упорствует в ношении
украшений, берут на себе ответственность за положение камня преткновения
на пути стремящихся ко спасению душ. Почти каждый пастор или евангелист
мог бы сокрушить ваше сердце историями о людях, которые поворачивали
назад почти у самых вод крещения из-за непоследовательности, проявляемой
церковью в. лице нескольких ее членов. Узнав полноту библейской истины о
христианских нормах, кандидаты ко крещению испытывают шок при виде
членов церкви, а иногда и ее служителей, носящих кольца или украшения.
Многие отходят в разочаровании, вовсе отказываясь присоединиться к
церкви.
Кто-то обязательно
скажет: "Ну что же, надо поменьше смотреть на других. Они должны принять
истину, потому, что это истина." Это верно и справедливо, но помните,
что мы имеем дело с душами, которые ищут пути для обхода непопулярной
вести Библии. И наша обязанность -закрыть все обходные пути, терпеливо
отвечая на каждое возражение с тем, чтобы они, в конце концов, смирились
в полном послушании. Факт состоит в том, что у этих людей есть полное
право ожидать, что церковь будет исполнять то, что проповедует.
Несколько непоследовательных членов могут свести на нет результаты
молитвенного исследования Библии и подготовки кандидатов пастором в
течение нескольких месяцев. Несправедливо, когда кто-то становится
камнем преткновения для другого.
Павел записал наиболее
серьезное предостережение тем, кто способен разочаровать в христианском
возрастании даже и одну единственную душу: "Не станем же более судить
друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к
преткновению или соблазну." (Римлянам 14:13). Иисус высказался на ту же
тему, с той лишь разницей, что Он описал всю отвратительность
соблазнения ребенка. Быть может, Его слова приобретут для нас большее
значение, когда мы прочитаем их, представляя в уме учителей детской
субботней школы: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня,
тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и
потопили его во глубине морской". (Матфея 18:6). Действительно,
серьезные слова! Но не более серьезные, чем преступление, которое они
описывают — подталкивание на неверный путь маленьких детей, смотрящих на
учителей как на образец. Как часто девочки ставили под сомнение
библейские нормы о кольцах, увидев кольцо на пальце любимой учительницы!
В одной церкви
маленькая девочка буквально обожествляла свою учительницу, занимавшуюся
с дошкольной группой. Эта учительница носила обручальное кольцо. Во
время богослужения ребенку часто позволялось сидеть рядом с учительницей
и ее мужем. Детей у этой пары не было, и они были очень рады, когда
отличавшаяся хорошим поведением маленькая девочка сидела с ними. Обычно
она занимала себя исследованием содержимого сумочки своей учительницы,
однако, будучи по природе нежной и любящей, она большую часть времени
просто прижималась к руке учительницы. Однажды в субботу во время
проповеди, женщина посмотрела на девочку и заметила, что она сняла
обручальное кольцо и одела на свой маленький пальчик. Немного
смутившись, она забрала кольцо и возвратила его себе на палец.
К своему величайшему
огорчению, она стала замечать, что неделя за неделей малышка становилась
все больше и больше поглощенной кольцом. Она вертела кольцо на пальце,
нежно прикасалась к нему, и часто пыталась незаметно снять его, чтобы
водрузить на свои маленькие пальчики. Взрослую женщину все больше и
больше беспокоила растущая увлеченность девочки этим золотым кружочком.
Поскольку она знала библейское учение об украшениях, ее совесть не была
спокойна с того времени как она начала носить кольцо. И теперь уже
богослужение не приносило ей удовольствия, так как она все время
старалась отвлечь внимание девочки от этого предмета украшения.
Наконец, наступил
момент, когда она больше уже не могла этого выносить. Будучи глубоко
убежденной, что она кладет на пути девочки камень преткновения, она
сняла смущающее кольцо раз и навсегда. Позднее, она рассказала об этом
своему пастору, описав то чувство вины, которое мучало ее из-за того,
что она искушала невинного ребенка.
"Но я не считаю, что
кольца — это плохо. Зачем мне лицемерить, снимая кольцо только для того,
чтобы произвести на кого-то впечатление?" С ошеломляющей силой Павел
отвечает на этот вопрос в 8 главе своего послания к Коринфянам. Эта
глава полностью посвящена проблеме пищи, принесенной в жертву идолам. В
ранней церкви по этому вопросу существовали серьезные разногласия.
Христиане, обращенные из язычества, считали, что такое мясо есть нельзя.
Они помнили, как приносили пищу в жертву идолам. И, хотя теперь они были
христианами, они все равно считали, что, съев такое мясо, человек
свидетельствовал о своей верности идолу. Те же христиане, кто пришел в
церковь из иудаизма, считали, что такую пищу можно спокойно есть.
Поскольку это мясо не было "нечистым", и поскольку оно продавалось
вместе с другим мясом на рынке, христиане-иудеи покупали его без всяких
угрызении совести.
Разногласия между этими
двумя группами настолько усугубились, что в послании Павлу пришлось
уделить этому вопросу довольно много места. Обратите внимание на
заключение, к которому он приходит: "Итак об употреблении в пищу
идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога,
кроме Единого... Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с
совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские,
и совесть их, будучи немощна, оскверняется... Берегитесь однако же чтобы
эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если
кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то
совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А
согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы
согрешаете против Христа". (Стихи 4-12).
Эти потрясающие стихи,
имеющие духовную направленность на любовь к другим, еще в большей
степени касаются тех, кто свободно позволяет себе носить кольца в
церкви. Это относится к ним в большей мере, потому что украшения
осуждаются Богом, в то время как употребление мяса, принесенного в
жертву идолам, не осуждается. И все же Павел говорит, что есть такую
пищу — грех, потому что это становится камнем преткновения, или
преградой, для другого. Так как ношение колец подобным же образом было
камнем преткновения для других христиан, мы не можем не прийти к
заключению, что такой поступок также есть "грех против Христа".
Это снова приводит нас
к центральной теме этой небольшой книги— любви. Смотрим ли мы на
христианские нормы с точки зрения любви и угождения Богу, или же с точки
зрения любви к нашему ближнему — результат будет один и тот же. Весь
смысл в том, чтобы поставить себя на последнее место. Религия,
основанная на такой любви, не удовлетворится лишь исполнением буквы
Десяти заповедей, но будет ежедневно исследовать Слово Божье, чтобы
найти указание Его воли. Как и напоминает нам Иоанн: "Соблюдаем заповеди
Его и делаем благоугодное перед Ним". (1 Иоанна 3:22).
Могу я задать Вам
вопрос в отношении того, что Вы к этому моменту прочитали? Вызвало ли
это у Вас какие-либо сомнения в отношении ношения украшений? Говорят ли
нам свидетельства всех этих стихов, разбросанных по всей Библии, что эта
традиция под вопросом? Одна чета ответила: "Но мы все-таки не уверены,
что Бог не допустит нас на небо из-за ношения какого-то одного
украшения". Я спросил их: "Даже если вы и не думаете, что можете
погибнуть из-за этого, не вызывают ли все эти тексты у вас сомнения в
том, что эта традиция находит у Бога полное одобрение?" "О, да, —
сказали они,— мы не можем сказать, что этот вопрос кристально ясен"
Тогда я спросил: "Как вы думаете, существует ли хотя бы десятипроцентный
риск того, что ношение кольца неугодно Богу?" Подумав немного, они
согласились, что существует, по крайней мере, такой процент риска После
этого я задал следующий вопрос: "Стоя на пороге крещения и полного
подчинения своей жизни Господу Иисусу Христу, хотите ли вы иметь
десятипроцентный риск сделать что-то неугодное для Господа, Который
отдал за вас Свою жизнь?"
Медленно они начали
снимать кольца. "Нет, — сказал муж, — мы не желаем идти даже на малейший
риск не угодить Ему. Мы хотим идти за Иисусом до конца. Раз уж есть
какое-то сомнение, мы разрешим его в Его пользу."
Мы не станем делать
вид, что такого рода смирение дается человеку легко. Иисус сказал: "Если
кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за
Мною." (Луки 9:23). Сказать "Нет" своему "я" — вот о чем говорил
Учитель. Он сказал, что каждому придется вести битву за то, с чем наше
"я" не желает расстаться. Человек, приходящий к Иисусу и познающий Его
волю, должен будет отвергнуть себя, то есть сказать "нет" чему-то
такому, что все его существо желает сохранить. Именно это называется
самоотречением. Будучи испытуемы, одни люди терпят поражение в одном,
другие — в другом. Я знал таких, которые не могли отвергнуть себя, когда
это касалось вопроса денег. Повиновение Богу могло бы подвергнуть риску
их работу или привести к сокращению их зарплаты, и они не желали сказать
"нет" своей любви к деньгам. Другие должны были оставить друзей, чтобы
до конца пойти за Иисусом, но они не желали с ними расстаться. Пагубные
привычки стояли на пути многих, не желающих отвергнуть себя в отвержении
своего пристрастия к алкоголю, табаку или нечистой пище, как это
предписано Библией. Некоторые не вынесли испытания гордостью или
тщеславием. Они не захотели отвергнуть свою гордыню, проявляющую себя во
внешнем облике.
Всегда вызывает
волнение, когда бываешь свидетелем того, как истина отсеивает людей на
евангельских кампаниях. Никто не оставляет программу до тех пор, пока мы
не представим Божьи требования, предполагающие изменение уклада жизни.
Если бы мы не проповедовали всей правды Божией, большинство слушателей с
радостью откликнулось бы на приглашение. Борьба начинается тогда, когда
истина бросает вызов потворству горячо любимым желаниям. Испытания
субботой, десятиной и диетой — все они затрагивают какой-то элемент
эгоистичной природы человека. Многие терпят поражение в каком-то из этих
вопросов. Но удивительно то, что величайшая битва начинается, кажется,
именно тогда, когда Божья воля затрагивает сферу личной гордости.
Тщеславие въелось в каждого из нас, пустив глубокие корни. Себялюбие
имеет тысячи лиц и проявляет себя множеством трудноуловимых способов.
Пометьте для себя, что
в жизни каждого привлеченного к Иисусу человека наступает момент, когда
в последней отчаянной попытке удержать его от исполнения Божьей воли
дьявол использует его "я". Только те, кто любит Христа всем сердцем,
душой и разумом, будут в состоянии покориться Ему на сто процентов.
Самые счастливые люди в мире — это те, кто не позволит чему бы то ни
было встать на пути их стремления во всем угодить Богу.
Мы уже говорили о том,
что христиане, живущие для того, чтобы угодить Богу, — самые счастливые
люди в мире. Иисус сказал: "Если заповеди Мои соблюдете,. пребудете в
любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет
совершенна". (Иоанна 15:10, 11). Поэтому неудивительно, что посвященных
без остатка христиан так легко распознать. Их внутреннее существо
светится такой радостью и излучает такое святое сияние, что
преобразуется даже выражение их лица. Хотя они и сняли с себя светские
украшения, они одеты в иное украшение — украшение Духа, безошибочно их
выдающее. Некоторые женщины после снятия украшений чувствуют себя почти
голыми, но очень скоро они открывают, что Бог заменяет искусственное
настоящим. Давид писал: "Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и
лица их не постыдятся". (Псалом 33:6).
Именно этот "новый
облик" возрожденного христианина заставлял мир удивляться. За каждую
оставленную нечистую вещь дитя Божье получает духовное возмещение. Как и
сказал Павел: "Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света".
(Римлянам 13:12). Пожалуйста, заметьте то резкое изменение, которое
может произойти, когда это касается одежды и украшений человека. В связи
с этим особого внимания заслуживает символическая невеста Христа. Исайя
указывает на контраст между свадебным платьем Божьего народа и светским
нарядом: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о
Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою праведности одел
меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством".
(Исайя 61:10). Когда мы в браке со Христом и принимаем Его имя, нам не
следует украшать себя на манер светских женихов и невест. Мы с радостью
должны облечься в "ризы спасения" и в "одежду праведности". Именно это
заставляет лицо светиться, придавая ему то сияющее выражение, которое
столь изумляет мир.
Этот жизненно важный
момент необходимо тщательно рассмотреть. Лицо может много рассказать о
характере и опыте человека. Нашим наиболее сильным христианским
свидетельством может быть просто свидетельство нашего сияющего лица.
Один из наиболее сильных аргументов против использования цветной
косметики, когда-либо слышанных мной, был основан именно на этом факте.
Франсез Паркинсон Кейес, известный католический автор, объяснила, почему
ни ее лица, ни ее волос никогда не "касались" методы искусственного
украшения: "Четверть века должны вложить в женское лицо нечто большее,
чем просто несколько морщин да пару непрошеных складок у подбородка. За
это время она хорошо узнала, что такое боль и наслаждение, радость ц
печаль, жизнь и смерть. Она сражалась и побеждала, падала и поднималась.
Она теряла веру и находила ее. И, в результате, она теперь должна быть
мудрее, мягче, терпеливее и выдержаннее, чем тогда, когда она была
моложе. Ее отношение к юмору должно стать более зрелым, ее кругозор
должен расшириться, ее чувства — углубиться. И все это достойно внешнего
проявления. Если она попытается стереть отпечаток возраста, она рискует
уничтожить этим самым отпечаток своего опыта и характера". ("Слова
вдохновения", стр. 198).
Какая удивительная
истина содержится в этом утверждении! Христианки могут свидетельствовать
выражением своего лица. Праведность, достоинство, чистота и спокойная
вера в Бога — часто эти качества ясно видны уже по одному выражению
лица. Наверное, это и имел в виду Иисус, когда сказал: "Так да светит
свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли
Отца вашего Небесного". (Матфея 5:16). Духовный свет и сияние, исходящее
от неукрашенного лица может привлечь к религии Иисуса Христа больше
внимания, чем привлекут десять проповедей или курсов по изучению Библии.
Мы потратили много
времени на исследование темы об искусственных украшениях, чтобы
продемонстрировать то, как любовь ведет к Библии, к выяснению того, что
угодно Господу. С неменьшим успехом мы могли бы использовать для примера
и другие христианские нормы. Те же самые принципы побуждают всегда
искать также и то, как угодить Ему, когда дело касается танцев, кино,
азартных игр, пищи или одежды. С такой же точно ясностью можно было
показать, что эти высокие стандарты церкви основаны не на действиях
приверженцев какой-либо идеи, но на воле Божьей, открытой в Его Слове.
Да поможет нам Бог найти наивысшую радость и удовольствие в выполнении
того, что благоугодно пред Ним.
|