Слабое человеческое мерцание или яркое пламя Божье?
Джо
Круз
Одним из самых
отчетливых знамений последнего времени, открываемых Библией, является
наращивание как Божьих, так и демонических сил для последнего
вселенского сражения, которое определит конечную участь каждого их
живущих. Бог и сатана встретятся в решающей битве Армагеддон, и
многовековой конфликт между добром и злом разрешится раз и навсегда.
Библия говорит о том,
что сатана будет лихорадочно трудиться, будет использовать все самые
изощренные приемы, стремясь обмануть и привлечь на свою сторону всю
планету. Апостол Иоанн говорит, что он "сошел... в сильной ярости, зная,
что немного ему остается времени" (Откровение 12:12). Готовясь к
схватке, которую он ожидает более 6000 лет, противник манипулирует как
политическими, так и религиозными силами. На развитие ложных идей и
учений он затратил века настойчивого труда. Зловещий гений сатаны был
нацелен на развитие такой стратегии, которая воспрепятствовала бы
спасению людей. Его конечная цель — вовлечь людей в грех, поскольку грех
— это то единственное, что отрезает путь в Божье Царство.
Библия определяет грех
как "нарушение закона" (1 Иоанна 3:4). Апостол Павел вносит дальнейшую
ясность, говоря, что грехом является нарушение закона Десяти заповедей
(К Римлянам 7:7). Поэтому совсем не удивительно, что средоточием
последней схватки будет вопрос послушания великому нравственному закону.
Сатана презирает небесное правление и его принципы. Когда-то он нарушил
гармонию неба, обвинив Бога в чрезмерной требовательности. Он заявил
тогда, что Бог несправедлив, что Он требует послушания закону, который
невозможно соблюсти. И с тех пор он неизменно пытается подтвердить свои
обвинения, склоняя людей к нарушению этого закона. И если в отношении
нехристиан у него не возникало никаких проблем, то каким же образом ему
удалось объединить для исполнения своей программы непослушания все
великие религиозные объединения?
Рожденный им
грандиозный замысел последнего великого обольщения нацелен на достижение
того, чтобы против правления Неба восстал каждый, чтобы даже религиозный
мир не составил исключения. Очевидно, что для этого потребовалось
изобрести нечто такое, что позволило бы христианам спокойно относиться к
своим грехам, что могло бы провозглашаться именем Христа, и что
одинаково успешно действовало бы в условиях самых различных вер и
деноминации. В любом случае, этот план должен был предусматривать
уничтожение традиционного взгляда на Библию как на высший авторитет в
вопросах веры и установление иного авторитета, сохраняющего, однако,
приемлемую для христиан оболочку. Для того чтобы обеспечить охват всех
церквей и конфессий, область действия программы должна была находиться
вне каких-либо доктрин, истолкований пророчеств или принципов образа
жизни, поскольку это вызвало бы только разделения и несогласия.
Таким образом, для
того, чтобы достичь этой, казалось бы, нереальной цели — вовлечения
христианского мира в непослушание закону Божьему, — сатана должен был
выполнить четыре простых условия:
1. Сделать так, чтобы
христиане чувствовали себя в безопасности, нарушая Закон Божий.
2. Разрушить их доверие
к Слову Божьему как к высшему критерию истины.
3. Установить иной, не
связанный со Словом критерий, который выглядел бы привлекательным и
истинным.
4. Оставить в стороне
любые учения, толкования пророчеств и принципы образа жизни, которые
могли бы угрожать разделением. Нетрудно увидеть, что любая большая
программа по объединению христиан в непослушании Десяти Заповедям
требует включения всех этих элементов
Все ли творящие чудеса посланы Богом?
А теперь, давайте
исследуем данное нам богодухновенное описание того, каким образом эти
условия осуществятся в конце времени. Трудно поверить, однако обманные
устремления короля обольщений достигнут всех его целей.
Прежде всего, заметьте,
что Иисус подтвердил то, насколько много будет людей, которые с
легкостью преступят Его закон, думая, что действуют во имя религии: "Не
всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день:
"Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим
ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И
тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие
беззаконие" (От Матфея 7:21-23).
Постарайтесь понять
волнующий смысл этих слов нашего Господа. Перед нами люди, с
уверенностью претендовавшие на звание христиан и даже на обладание
особой властью пророчествовать и изгонять бесов. Все эти чудеса они
совершали во имя Иисуса. Но Иисус сказал, что Он даже не знаком с ними;
таким образом, не явные духовные дары, не действие силы Иисуса
проявлялось в их жизни. Кто же, тогда, дал им сверхъестественную силу
творить такие чудеса? Существуют только два источника этой силы — Бог и
сатана. Поскольку Иисус назвал их "делателями беззакония", становится
очевидным, что они должны были исцелять и пророчествовать, пользуясь
силой сатаны, источника всякого беззакония.
Таким образом, мы
установили, что в последнее время будут наблюдаться поддельные дары
Святого Духа. Внешне они будут выглядеть в точности как истинные дары, и
проявляться они будут во имя Христа и в обстановке религиозного рвения.
Но как же, в таком случае, провести границу между истиной и ложью? Иисус
дал очень ясный ответ на этот вопрос: хотя они и взывали: "Господи!
Господи!", они не исполняли волю Отца Небесного. А в чем состоит воля
Небесного Отца? Давид отвечает:
"Я желаю исполнить волю
Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Псалтирь 39:9). Люди,
призывавшие Иисуса и ссылавшиеся на множество творимых ими чудес, были
отвергнуты Им как слуги сатаны, поскольку они нарушали Закон Божий. В
действительности, они не знали Иисуса, потому что знать Его — значит
исполнять Его заповеди.
"А что мы познали Его,
узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его",
но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Иоанна
2:3, 4).
В действительности, они
также и не любили Иисуса, так как любить Его также значит соблюдать Его
заповеди.
"Ибо это есть любовь к
Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1
Иоанна 5:3).
Духом исполняются только живущие в
послушании
Это приводит нас к еще
одной великой истине в отношении послушания: только пребывающие в
послушании могут быть исполнены Духом. Это означает, что духовные дары
не могут проявляться в жизни того, кто нарушает Закон Божий. Иисус
сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и
даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (От Иоанна 14:15,
16).
Этим стихом четко
устанавливается последовательность событий. Любовь рождает послушание, а
послушание приводит к исполнению Духом. Никто не должен упустить
взаимосвязь между послушанием и исполнением Святым Духом. Наиболее
важными целями служения Святого Духа являются наставление на истину и
убеждение во грехе.
"Утешитель же, Дух
Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам
все, что Я говорил вам" (От Иоанна 14:26).
И вновь Иисус говорит:
"Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (От
Иоанна 16:13).
Что включено во "все" и
во "всякую истину", на которые наставит нас Иисус? Сюда относится
суббота и все остальные Десять заповедей. В действительности, первейшая
функция Святого Духа — убеждать во грехе. Иисус описал служение Духа в
Иоанна 16:8 такими словами: "И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде
и о суде".
Что такое грех? "Грех
есть беззаконие" ("преступление закона" — англ. перевод, прим. перев.)
(1 Иоанна 3:4). Очевидно, что никто не может быть исполнен Святым Духом,
если он прежде не был обличен во грехе. Лжи, воровству, прелюбодеянию и
нарушению субботнего покоя нет места в жизни, исполненной Духом.
Осознанное совершение этих грехов закрывает дорогу действию Святого
Духа. Сознательные грехи и дары Духа столь же чужды друг другу, сколь
чужды друг другу Бог и сатана. В действительности, Иисус высказал
потрясающую истину о том, что оскорбление Святого Духа ведет к
непростительному греху:
"Посему говорю вам:
всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится
человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в
будущем" (От Матфея 12:31, 32).
Самой серьезной
ошибкой, которую может совершить человек, является отвержение
направляющего, убеждающего влияния Духа, стремящегося привести его в
послушание Божьему закону.
Этот принцип навсегда
установлен евангелистом Лукой, который написал под вдохновением:
"Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему"
(Деяний 5:32).
Насколько ясно мы
теперь можем видеть, почему творившие многие чудеса были отвергнуты
Иисусом как "делающие беззаконие". Презрев волю Небесного Отца — Его
закон, — они лишили себя доступа к силе Святого Духа. В этот момент на
сцену вышел сатана, обеспечивший сохранение силы через кажущееся
совершение тех чудес, которые производил Святой Дух.
Усыпленные через
огорчение Святого Духа, убеждавшего их в непослушании, до пагубной
слепоты исповедующие себя христианами потеряли чувствительность к
нарушению святого Закона Божьего. Стимулируемые возбуждающим их эмоции
духом сатаны, они продолжают упражняться в использовании поддельных
духовных даров, основываясь больше на чувствах, нежели на авторитете
Слова Божьего.
Удивительное исполнение
пророчества в наше время В Матфея 7:22 Христос учит нас, что конец
времени будет ознаменован феноменом появления таких христиан, которые,
претендуя на обладание властью Духа к совершению служения чудотворений,
будут, на самом деле, манипулируемы сатаной. Существуют ли сегодня в
мире такие люди, и выполняются ли по отношению к ним перечисленные нами
четыре главных условия вовлечения религиозного мира в план массового
непослушания? Позвольте мне для раскрытия этого вопроса поделиться с
вами моим недавним личным опытом, связанным с группой, в которой меня
попросили провести библейские уроки на дому. Аудитория состояла из шести
человек — трех бизнесменов и их жен. В течение многих недель мы
собирались каждый четверг вечером и исследовали вместе великие истины
Библии.
Эта серия уроков была
во всех отношениях необычной. Прежде всего, все три супружеские пары
оказались исключительно посвященными христианами. Во время занятий они
часто делились самыми пылкими свидетельствами о своих отношениях любви с
Иисусом. Было совершенно очевидно, что их личные отношения со Христом
были связаны с проявлением сильных чувств.
Вторая необычная
особенность заключалась в той открытости, той готовности, с которой они
принимали истину, открываемую перед ними. Когда мы вместе исследовали
вопросы о субботе, состоянии умерших и нечистой пище, они, казалось,
приняли их от всего сердца. Вновь и вновь они восклицали, восхищаясь
ясностью этих вопросов и выражая удивление, почему же они сами не
разглядели этих истин ранее.
В последний вечер наших
занятий я предложил этой группе начать соблюдать субботу. К моему
полному удивлению, никто из них не выразил ни малейшего побуждения
последовать хотя бы одной из тех истин, которые они с такой готовностью
приняли. Мое недоумение, впрочем, прошло, когда они стали объяснять,
почему они не собирались соблюдать день покоя. "Мы получили крещение
Духом Святым и Он сообщает нам все, что мы должны делать, — поясняли
они. — Он не говорил нам соблюдать субботу. Если Он скажет, мы с
готовностью это сделаем. Мы знаем, что эта заповедь есть в Библии, мы
верим в нее, но для того, чтобы мы ей последовали, необходимо, чтобы Дух
Святой дал нам такое указание". Тщетно я пытался убедить их, что через
Слово Божье Дух Святой уже дал им такое указание, и что Он не может
противоречить Сам Себе, приглашая их к чему-то иному.
Слово Божье есть "меч
духовный", говорит апостол Павел в Ефесянам 6:17 (в англ. переводе "меч
Духа"— прим. перев.). Это означает, что в убеждающем служении Святого
Духа Библия служит главным оружием, разящим острием. Никто не может быть
наставлен на истину без ссылки на Писания. Однако, эти люди во имя
Господа Иисуса Христа отвергали авторитет Библии в угоду своим
эмоциональным ощущениям. В сущности, они утверждали свой собственный
критерий истины, кажущийся им более обоснованным, нежели Слово Божье.
Они слушали голос иного духа, который оправдывал нарушение ими Божьего
закона, однако все это они делали во имя Иисуса. Исповедуя великую
любовь ко Христу, они отстаивали представление о прямых откровениях как
о свидетельстве особого проявления воли Божьей в их жизни.
Что я мог возразить?
Они смотрели на меня с печалью и сожалением, поскольку я не был
вознагражден тем восторгом от мира и радости, которым были отмечены их
переживания. Неожиданно я осознал, что это есть точное исполнение того,
что описано Иисусом в Матфея 7:21-23. Эти люди, действительно, верили,
что их сила исходит от Бога. Но при этом они говорили: "Господи!
Господи'", не исполняя Божьей воли. Все дары Духа, на обладание которыми
они претендовали, были подобны дарам, о которых заявляют люди, пришедшие
к Иисусу,— изгнание бесов, пророчество, исцеление, чудотворения и т. д.
Иисус сказал, что "многие" придут в конце времени, произнося в точности
те же слова. Многих ли можно отнести сегодня к этой категории?
По всему лицу земли
миллионы привлечены сегодня в движение, преодолевающей любые
конфессиональные границы. Как католики, так и протестанты захвачены
сегодня возбуждающим опытом движения единым духом. Они искренне
убеждены, что это Святой Дух наделяет их способностью понимать новый
язык души, и что это сила Божья использует их для совершения исцелений,
изгнания бесов и изречения пророчеств.
Как же мы можем, во
свете Христовых предостережений, отличить истинные дары от поддельных?
Как мы можем обрести уверенность, что те или иные чудеса не совершены
силой сатаны? Единственный путь определить подделку — обнаружить
небрежность в соблюдении Божьих заповедей. Иисус предостерег, что
великие "знамения и чудеса", совершаемые лжепророками в последнее время,
будут столь впечатляющими, что даже "самые избранные" будут почти
прельщены ими (Матфея 24:24). Апостол Иоанн видел "бесовских духов,
творящих знамения; они выходят к царям земли всей вселенной" (Откровение
16:14).
Не упустите из виду
духовную подоплеку этой бесовской активности. Чудеса совершаются только
в религиозной среде. Эти действующие в последнее время бесовские духи
будут совершать свою работу в церковном облачении, именем Христа,
выдавая себя за служителей истины. Апостол Павел прямо говорит о
"служителях сатаны, принимающих вид служителей правды" (2 Коринфянам
11:15). При написании своего письма Фессалоникийцам он дает дальнейшее
описание этих лжеапостолов, действующих "со всякою силою и знамениями и
чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих" (2
Фессалоникийцам 2:9, 10).
Пугающий вывод из всего
нашего рассмотрения будет заключаться в том, что сатана так тонко
подделает истинное проявление духовной силы, что большая часть мира,
включая и христианские церкви, окажется под его контролем. Согласно
Писаниям, только тот, кто, движимый любовью, повинуется всем заповедям,
будет защищен от действия этого обмана.
К несчастью, мы живем в
век эффектных зрелищ и причудливых пристрастий. В этой атмосфере многих
привлекают обещания исцелений, чудесных языков и изгнания бесов.
Немногие останавливаются, задаваясь вопросом, кто же является источником
силы — Бог или сатана. Многие не имеют ни малейшего представления о
богодухновенных предостережениях в отношении ложных чудес и того, как
отделить истину от заблуждений. Под впечатлением искренности тех, кто
проповедует или молится во имя Христа, обладая столь очевидной силой,
миллионы начинают "чувствовать", что это, должно быть, и есть сила
Божья. И эмоциональный подъем быстро подавляет в их разуме настоящий,
библейский критерий истины.
В беседах с
харизматической группой, изучавшей со мной Библию, я обнаружил, что в их
отношении полностью исполнились все четыре необходимых условия,
выведенных сатаной для привлечения религиозного мира в свой лагерь. Они
чувствовали себя в безопасности при нарушении Закона Божьего. Они
отвергли Слово Божье как высший авторитет в вопросах истины. Они
установили иной критерий истины — свои религиозные переживания, считая
именно это доказательством их принятия Богом. Они также ссылались на
чудесные дары Духа как на доказательство Божьего одобрения. И, наконец,
они отмахнулись от потрясающих доктринальных и пророческих истин,
которые они познали на наших занятиях, объявив их несущественными и
незначительными по сравнению с их харизматическим "опытом".
Католики, баптисты,
пятидесятники, представители епископальной церкви с готовностью
откладывают в сторону библейские убеждения и конфессиональные установки
ради сохранения единства "Духа". Но какой же дух может одинаково
свободно действовать как через поклоняющихся Деве Марии, так и через
нарушающих субботу или пытающихся иметь общение с умершими? Конечно же,
только не Дух Божий! Дух Божий дается только "повинующимся Ему" (Деяний
5:32).
А теперь давайте
внимательней рассмотрим тот духовный дар, на который многие современные
христиане претендуют в большей степени, чем на какой-либо другой. Речь
идет о даре говорения языками. Поскольку Иисус предостерег, что в
последнее время явятся те, кто будет пророчествовать и изгонять бесов
Его именем, действуя при этом силой сатаны, мы можем не сомневаться, что
и другие духовные дары также будут подделаны. Если, и в самом деле,
современная эпидемия глоссолалии есть извращение истины, то сатане
трудно было бы изобрести более совершенный план для получения контроля
над церквями.
Не требуется доказательств!
Лучший способ
обнаружить ошибку состоит в том, чтобы раскрыть истину, и наилучший
способ испытать на истинность феномен говорения на языках — рассмотреть
во всей полноте библейское учение о даре языков. Многие полагают, что
говорение на языках является свидетельством получения крещения Святым
Духом. Если человек не говорит на языках, его автоматически относят к
числу тех, кто лишен существенной доли Божьей благодати и силы. Такой
осуждающий, механический способ оценки христианского опыта людей привел
к формированию большого класса духовных эгоистов— людей, почитающих себя
находящимися на более высоком уровне, чем их более слабые, не получившие
помазания Духом собратья.
Требует ли помазание
Святым Духом каких-либо знамений или свидетельств, подтверждающих его
присутствие? Библия учит, что это — дар, который может быть принят
только верой. Согласно учению апостола Павла мы призваны "получить
обещанного Духа верою" (К Галатам 3:14). Если верою, значит, не
чувством. Когда мы претендуем на исполнение в нашей жизни обетования о
прощении, мы не требуем от Бога знамений того, что Он исполнил Свое
слово. Мы знаем, что оно исполнилось, поскольку Он обещал. Подобно
этому, нам следует верой претендовать на исполнение Богом обетования о
Духе и не требовать от Него какого-то особого доказательства исполнения
этого обещания. Требуя знамений и свидетельств, люди выражают недоверие
Божьему Слову.
Истина состоит в том,
что крещение Святым Духом настолько же доступно христианам, насколько им
доступно прощение грехов. Это, однако, не означает, что все христиане
получат все разновидности даров Духа. В действительности, Павел
утверждает, что духовные дары, включая и дар языков, будут поделены
между разными христианами. Дух Святой Сам решает, кому какой дар
определить.
"Одному дается Духом
слово мудрости, другому слово знания... иному вера, тем же Духом...
иному пророчество... иному разные языки... Все же сие производит один и
тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Коринфянам
12:8-11).
Затем Павел продолжает
описывать различные дары как части, или члены, тела Христова, то есть,
церкви: "Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было
угодно" (1 Коринфянам 12:18). Павел постоянно указывает, насколько
невозможным было бы каждому получить один и тот же дар: "Если все тело
глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?" (Стих 17). Затем он
драматизирует эту истину, спрашивая: "Все ли Апостолы? Все ли пророки?
Все ли учители?... Все ли говорят языками?" (1 Коринфянам 12:29, 30).
Ответ, конечно же, будет нет. Дары разделены между разными членами
церкви, и никогда один и тот же дар не дается всем.
Цель
крещения Духом
Наиболее важная истина
о крещении Святым Духом часто остается без внимания; речь идет о цели
этого опыта христианской жизни. Многие определяют его как состояние
особого восторга, радостных эмоций или внутреннего духовного счастья. Ни
одно из этих определений даже краем не касается основной причины, по
которой нам дано обетование об излитии Святого Духа. Некоторые из
перечисленных выше переживаний могут быть включены в последующие плоды
этого опыта, но они не могут и не должны ошибочно приниматься за само
крещение Духом.
Перед самым Своим
вознесением Христос велел Своим ученикам находиться в Иерусалиме и
ожидать, когда на них сойдет Дух Святой "через несколько дней после
сего" (Деяний 1:5). После этого Он произнес следующие слова: "Но вы
примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в
Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяний 1:8).
В этом обетовании
Христос подчеркнул, что Духом будет дана сила для служения другим.
Свидетелем может считаться человек, который возвещает кому-то другому
нечто такое, что ему известно из первых рук. Ученики определенно имели,
о чем свидетельствовать, ведь они были очевидцами прихода Мессии. Однако
они были совершенно неспособны встать и убедительно передать другим то,
что они видели и слышали. Для того, чтобы сделать их влиятельными
свидетелями, чтобы их проповедь могла приобретать сердца, должен был
прийти Дух Святой. Иисус не оставил и намека на то, что крещение Духом
должно было дать им какие-то особенные ощущения. Это должно было
произойти с ними не для личной пользы, но для того, чтобы другие люди
могли быть наставлены через них на путь спасения.
Ученики послушались
слов своего Господа и ожидали в Иерусалиме обещанной силы. И вот, в день
Пятидесятницы это произошло. Когда они находились все вместе в
определенном доме, Небеса, казалось, с грохотом разверзлись, и оттуда
вырвались языки пламени и почили по одному на каждом из учеников.
Обещанное благословение пришло в точности так, как это было предсказано
Иисусом. Сила для свидетельства снизошла на них, чтобы сделать их
пригодными для работы по приобретению душ. Но каким же образом она
сделала их способными и пригодными? Чего им не доставало для того, чтобы
быть свидетелями для всех людей в Иерусалиме, Иудее и самых отдаленных
частях земли? Книга Деяний 2:9-11 повествует о шестнадцати различных
языковых группах, которые присутствовали там, куда вышли исполненные
Духом ученики, чтобы свидетельствовать.
Позволим Писанию
сообщить нам о том, что за этим последовало: "И исполнились все Духа
Святого, и начади говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать"
(Деяний 2:4).
Изумленная толпа не
могла поверить своим ушам, "ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли
Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором
родились"? (Деяний 2:6-8).
Перед нами простое
описание истинного дара языков. Это не есть произнесение слов на
каком-то исступленном "языке Небес". Речь идет о самых настоящих языках,
понятных людям, ч каждый человек из всякого народа был наставлен и
просвещен, услышав Евангелие, проповедуемое на его собственном родном
наречии.
Продолжал ли этот дар
языков пребывать в ранней церкви, когда возникала необходимость достичь
сердец неверующих? Да, это было необходимо в некоторых случаях для
преодоления языкового барьера, а также для того, чтобы подтвердить
приобщение обращенных из язычников к ориентированной преимущественно на
христиан из иудеев церкви.
В книге Деяний 10:44-47
мы находим описание опыта апостола Петра, впервые открывшего Евангелие
язычникам. Во время того, как Петр говорил к ним, на них снизошел Дух
Святой. Присутствовавшие при этом обращенные из иудеев "изумились, что
дар Святого Духа излился и на язычников". Петр настаивал, чтобы никто не
сомневался в их крещении, поскольку они "как и мы, получили Святого
Духа". Здесь Петр отождествляет языки, на которых говорили в этом
случае, с языками, на которых он говорил в день Пятидесятницы — с
существующими человеческими языками. Позднее, рассказывая о своем опыте
иерусалимским братиям, Петр подтвердил это, сказав: "Сошел на них Дух
Святый, как и на нас вначале" (Деяния 11:15). Нет никаких сомнений в
том, что здесь он ссылается на излитие дара языков в день Пятидесятницы.
В другом сообщении Библии о даре языков — Деяний 19:5-7 — они, похоже,
даны как подтверждение крещения Духом маленькой, состоящей всего из
двенадцати членов церкви в Коринфе, городе, где язычество угрожало
поглотить все успехи, достигнутые апостолами прежде. Нет никакой причины
сомневаться, что это был тот же самый дар языков, который проявился в
день Пятидесятницы.
Позднее в Коринфе этим
даром стали злоупотреблять до такой степени, что это стало вызывать в
церкви замешательство. Павлу пришлось посвятить целую главу своего
первого послания коринфской церкви для того, чтобы разрешить возникшую
проблему. Множество проблем, существовавших между этими духовно слабыми
христианами, тревожило отцов апостольской церкви. Коринф был трудным
полем для приобретения душ, а из сердец новообращенных очень нелегко
изглаживалось развратное языческое прошлое. Эмоциональная и духовная
незрелость церкви часто упоминается Павлом в его письмах в Коринф.
А теперь давайте
внимательно и подробно рассмотрим 1 Коринфянам 14 — ту главу, в которой
проблема говорения на языках находится в центре внимания. Более чем в
половине стихов этой главы используются слова назидать, понимание,
научение, наставление. Совершенно очевидно, что в коринфской церкви дар
языков использовался не так, как должно. Павел вновь и вновь настаивает
на том, чтобы языки использовались только для наставления варвара,
неверующего или несведущего. Очевидно, что некоторые, начинали говорить
на иностранных языках, причем, иногда даже в то время, когда говорили
другие, создавая неразбериху на богослужениях, особенно если учесть, что
это были языки, на которых не мог говорить никто другой. Основная идея,
выраженная посредством целой главы, состоит в том, чтобы никто не
использовал дар языков, кроме как для назидания тех, кого невозможно
достичь иным путем. Дар истолкования языков также должен был быть
использован для наставления тех, кто не мог бы понять без перевода.
Практически каждый стих этой главы привлекает внимание ее читателя к
основной идее дня Пятидесятницы — идее свидетельства и передачи вести:
Стих 4: "Назидает
церковь".
Стих 5: "Разве он
притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание".
Стих 6: "Когда не
изъяснюсь вам... познанием".
Стих 7: "Если не
производят раздельных тонов".
Стих 8: "Если труба
будет издавать неопределенный звук".
Стих 9: "Если... вы
языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы
говорите?"
Стих 11: "Если я не
разумею значения слов".
Стих 12: "Старайтесь
обогатиться ими к назиданию церкви".
Стих 13: "Молись о даре
истолкования.
Стих 14: " Ум мой
остается без плода".
Стих 15" "Стану
молиться и умом".
Стих 16: "Он не
понимает, что ты говоришь".
Стих 17: "Другой не
назидается".
Стих 19: "Чтобы и
других наставить".
Стих 20: "Не будьте
дети умом".
Стих 22: "Языки суть
знамение... для неверующих".
Стих 23: "Неверующие...
не скажут ли, что вы беснуетесь?"
Стих 26: "Все сие да
будет к назиданию".
Стих 27: "А один
изъясняй".
Стих 28: "Если же не
будет истолкователя, то молчи в церкви".
Стих 30: "Если же
другому из сидящих будет откровение, то первый молчи".
Стих 31: "Чтобы всем
поучаться".
Стих 33: "Бог не есть
Бог неустройства".
Стих 34: "Жены ваши в
церквах да молчат".
Стих 35: "Если же они
хотят чему научиться".
Стих 40: "Только все
должно быть благопристойно и чинно".
Те, кто читает эту
главу с целью найти в ней свидетельства об экстатическом говорении
непонятных слов, смогут отыскать в ней два или три стиха, которые, как
может показаться, поддерживают их точку зрения. Но если исследовать эти
стихи в контексте всей главы, имея в виду реально существующие
иностранные языки, то легко увидеть, насколько гармонично все становится
на свои места. Рассуждения Павла построены на тезисе о том, что "языки
суть знамение... для неверующих" (стих 22).
А теперь зададим себе
несколько вопросов. Не создавали ли коринфяне на самом деле беспорядок и
сумятицу, начиная говорить на языках, в то время как другие продолжали
свою речь? Разве не очевидно, что они говорили на языках, которые были
незнакомы другим, и потому их слова никого не назидали? Разве они не
гордились этим как проявлением особого благословения и одаренности,
превознося себя над другими? Ответом на все эти вопросы должно быть да.
Мог ли, в таком случае, Святой Дух даровать им эту способность для
производства сумятицы в церкви? Нет, не мог, поскольку Дух Святой не
действует таким путем.
Какой же,
следовательно, вывод мы можем сделать в отношении проблемы в Коринфе?
Эти духовно слабые, незрелые христиане были свидетелями проявления
истинного дара языков, такого же, как в день Пятидесятницы, — дара
реально существующих языков народов земли. Забывая, что дар языков
чудесным образом излит с особой целью наставления иностранцев истинам
Евангелия, они начали думать, что любые слова на иностранном языке можно
считать свидетельством особого Божьего благоволения к говорящему.
Результатом этой неверной посылки стала проблема, описываемая Павлом в 1
Коринфянам 14. Многие вскакивали со своего места в церкви и начинали
громко произносить хотя бы несколько знакомых им слов на иностранном
языке. Другие же, в свою очередь, старались подавить их своим "даром",
начиная говорить на другом языке. Таким образом, возникала ситуация
неприличия и беспорядка. Очевидно, что некоторые из женщин вносили
наибольшую сумятицу. Апостол Павел написал: "Потому что Бог не есть Бог
неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в
церквах да молчат... Все должно быть благопристойно и чинно " (стихи
33-40).
Мог ли Павел повелеть
женщинам молчать, если бы они обладали даром экстатического проявления
силы Святого Духа? Если бы это было так, он был бы виновен в приказании
Духу Святому замолчать. То же самое было бы справедливо и в отношении
указания Павла в 28 стихе, где он говорит: "Если же не будет
истолкователя, то молчи в церкви". Как можно было бы повиноваться такому
предписанию, если бы говорящий и в самом деле разражался говорением на
каком-то небесном языке, руководимый Духом? Откуда бы такой человек мог
знать, что в церкви найдется истолкователь его "незнакомых" слов? Павел
говорит об этом даре как о чем-то, что находится под контролем того
человека, которому он дан. И если только он не убедится, что на собрании
присутствует кто-то, кто может сделать ясный перевод, с тем чтобы это
послужило к назиданию церкви, Павел дает указание не говорить вовсе.
Современная проблема с
языками подобна давнишней, но только она еще более запутана. Вместо
говорения на незнакомых языках воздух наполняется звуками, которым нет
аналога ни в каком земном наречии. Даже тогда, когда кто-то претендует
на способность истолковать сказанное, содержащаяся в словах весть
оказывается бессмысленной, лишенной всякого содержания. При этом
возникает большой вопрос: зачем было бы Духу Святому стремиться
просветить или наставить кого-либо в истине посредством столь странного
процесса говорения и истолкования, если слушатель для начала мог бы
услышать все это на простом английском [или русском — перев.]? Если дар
языков дается для назидания неверующих, то насколько же извращенным
кажется считать, что речь идет просто о способности произнести среди
верующих обрывки фраз, значение которых будет полностью зависеть от
добросовестности другого верующего, способ "истолкования" которого не
предоставляет никакой возможности для его проверки.
Поэтому нам следует
сделать вывод, что этот свойственный последнему времени феномен
говорения на языках не выдерживает библейской проверки на истинность по
двум главным причинам. Во-первых, крещение Духом Святым не может быть
дано тем, кто не послушен всем Божьим заповедям. Во-вторых, истинная
цель дара языков— назидать и наставлять неверующих на их родном языке —
не может быть достигнута через тарабарщину современного движения
"языков". Фактически, мы выяснили, что это явление отвечает всем
требованиям, предъявляемым к великим обольщениям, с помощью которых
сатана стремится заставить миллионы преступить Закон Божий. Бесчисленное
множество искренних христиан заставили поверить в то, что Дух и
признание Божье могут почивать на тех, кто нарушает Его закон. Слабое
человеческое мерцание принимается за яркое пламя Божье, а мир этим
подготавливается к тому, чтобы сделать неправильный выбор в тот час,
когда вопрос послушания заповеди о субботе приведет противостояние добра
и зла к наивысшей точке. Да убережет нас от такой ошибки доверие Божьему
Слову как нашему единственному надежному путеводителю.
|