Является ли грехом
искушение?
Джо
Круз
Нет такого
возрастающего в благодати христианина, которого бы не беспокоила
травмирующая проблема искушения. Не существует возрастной границы, за
которой перед нами больше не встает нравственный выбор и мы
освобождаемся от духовной борьбы. Искушения, атакующие нас в различные
моменты и по различным вопросам, не покинут нас до тех пор, пока мы
пребываем в грешной плоти.
Когда я был мальчишкой
и жил в Северной Каролине, мы всегда могли точно сказать, когда в садах
созревали фрукты. Известная компания соседских мальчишек немедленно
устремлялась в этом направлении, и все в округе говорили: "Должно быть,
это время вновь наступило". Так вот, бесы хитрее подростков, и пока
плоды вашей духовной жизни кислы и недозрелы, они могут совершенно не
трогать вас. Но когда плод созревает, демоны могут неожиданно нагрянуть
все разом, чтобы попытаться похитить его у вас.
Это
означает, что наиболее духовные люди, скорее всего, переживают наиболее
сильные искушения. У них есть то, что сатана хотел бы испортить или
разрушить. Отстающие, оказавшись в конце колонны, могут сойти с марша,
сохранив нетронутой свою шкуру, но истинные святые будут терпеть
постоянные нападки.
Означает ли это, что
испытывать особые нападки со стороны сатаны — честь? Возможно, что да. В
каком-то смысле приятно узнать, что воры пытались проникнуть в твой дом.
Это свидетельствует о том, что ты, по крайней мере, пользуешься
репутацией человека с деньгами. И когда демоны окружают тебя, это
действительно может свидетельствовать о том, что твое духовное состояние
лучше, чем когда-либо в прошлом.
Теперь мы уже
приготовлены к тому, чтобы рассмотреть один из самых поразительных
текстов Библии: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда
впадаете в различные искушения" (Иакова 1:2). Мы видим, что авторы
Библии также были убеждены в том, что искушение может быть добром. И все
же, такой взгляд прямо противоречит всем тем наполненным болью
переживаниям, которые мы переносим, встречаясь с искушением. Большинство
людей относится к этому как к неизбежному злу, оказывающему явно
разрушительное воздействие.
Нам нужно непременно
понять, что в искушении заключено нечто спасительное. Прежде всего,
искушение доказывает, что у нас есть понятие о нравственности. Человек
не может быть искушаем, если он не в состоянии делать сознательный
выбор. Вопрос о том, что правильно, и что неправильно, должен быть для
него ясно определен. Люди, смотрящие на область нравственности как на
нечто серое и скучное, неспособны пережить ни одной великой духовной
битвы.
Требуется особое
осознание добра и зла, чтобы постигло искушение. Создается впечатление,
что многие современные религиозные деятели имеют лишь очень неглубокое,
заурядное понятие об этом, чем и можно объяснить отсутствие духовного
конфликта в их жизни. Какой разительный контраст с великими характерами
прошлого, которые переживали, по-видимому, весьма драматические схватки
лицом к лицу со злом. Борьба Мартина Лютера с сатаной была настолько
реальной, что нам известно, что он один раз даже швырнул чернильницу в
своего мучителя.
Следовательно, вас
можно поздравить, если вы обнаружили, что переживаете искушение. Это,
безусловно, обозначает, что вы имеете правильный взгляд на вещи. Но
теперь возникает самый главный вопрос: после того, как мы правильно
оценили ситуацию, где нам искать силу избрать доброе, не поддавшись
злому? Апостол Павел ощущал всю остроту этого вопроса, когда писал свое
письмо коринфской церкви. Никто, наверное, не мог бы оказаться перед
более очевидной необходимостью выбора, чем те немногие граждане Коринфа,
ставшие христианами. Языческий мир, преследующий плотские удовольствия,
представлял собой разительный контраст жизни самоотречения, свойственной
их вновь обретенной вере. Для них не существовало вопроса о том, где
добро, а где зло, и Павел писал: "Вас постигло искушение не иное, как
человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми
сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли
перенести" (1 Коринфянам 10:13).
Для всякого, кто
борется с распознанным злом, этот стих Библии представляет собой великое
богатство, несущее богодухновенное ободрение. Апостол предостерегает нас
от того, чтобы думать, что мы оказались в исключительном положении. Нам
так свойственно считать, что никто и никогда не сталкивался с врагом в
обстоятельствах, сходных с нашими. Нам кажется, что наше бремя тяжелее,
а борьба, которую мы ведем, суровей, чем чья-либо еще. Павел говорит,
что это просто не соответствует действительности, и что мы ни на минуту
не должны позволять себе думать так. Все это не ново. От чего бы мы не
страдали, то же самое искушение испытывали миллионы других людей еще до
нашего рождения.
Как бы нам хотелось
считать, что наша ситуация отличается от всего другого! Это дает нам
разумное оправдание на случай, если мы проиграем битву и поддадимся
искушению. Если наша ситуация настолько отлична, то Бог не может судить
нас так строго, как всех остальных людей, переносящих более легкое
испытание. Бизнесмен, считающий, что, вообще-то, обман в декларации о
доходах — это неправильно, утешает себя тем, что он настрадался от
магазинных крах больше, чем кто-либо дугой. И, кроме того, он больше
других натерпелся от притеснений правительственных чиновников.
Флиртующий муж убеждает
сам себя: "Мой случай уникален. Моя жена холодна и неотзывчива, и никому
не понять, какое напряжение мне приходится переносить".
Запомните: почти каждый
грех предваряется следующими тремя словами: "У меня исключительный
случай". Нам необходимо постоянно напоминать себе, что в этом и
заключается стратегия саганы в течение последних шести тысяч лег. Все, к
чему он стремился, искушая Иисуса в пустыне, — убедить Его, что Он
особенный. Каждый из. трех своих приступов сатана построил на идее, что
поскольку Иисус — Сын Божий, Он может сделать то, чего не может сделать
другой, — превратить камни в хлеб, прыгнуть с крыла храма и остаться
невредимым, и так далее.
Далее, Павел спешит
заверить нас, что "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми
сверх сил. " Это поистине успокаивает и утешает! Но почему Он должен
допускать, чтобы Его народ переносил все эти мучительные конфликты?
Почему бы попросту не удалить все искушения? Ответ мы находим в Послании
апостола Иакова: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда
впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры
производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие,
чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка"
(Иакова 1:2-4).
Новая, успокоительная
картина открывается нам в этих стихах. Искушения обеспечивают
возможность духовных побед, ведущих к возрастанию. Искушения не
свидетельствуют о том, что мы в немилости. Без борьбы не будет и побед,
которые одерживаются при принятии твердых решений, как не будет и
благородства характера. ДОБРОДЕТЕЛЬ - ЭТО ПРОШЕДШАЯ ИСПЫТАНИЕ
НЕВИННОСТЬ. Не прошедшая испытания благость может оказаться совсем не
благостью. Я мог бы заключить себя в уединенную пещеру где-нибудь и за
целую неделю не совершить ни одного внешнего греха по той простой
причине, что я ни с кем не буду общаться. Докажет ли эта неделя мою
добродетель? Вовсе нет. Христианство — это не просто отсутствие
неправедных поступков; добродетель должна быть воинствующей. Моя жизнь в
пещере могла бы доказать больше, чем мне бы хотелось. Я был бы
добродетельным, но добродетельным без всякой пользы! Человек, избегающий
контактов с людьми, чтобы избежать искушений, возможно, не причинит
никому зла, но он не сотворит и добра. Он нравственно бессилен.
Теперь мы подошли к
утверждению Павла о том, что Бог "при искушении даст и облегчение, так
чтобы вы могли перенести." Означает ли это, что нам всегда будет легко
преодолеть всякое предназначенное нам искушение? Совсем нет. Это просто
означает, что при каждом испытании Бог укажет нам, где находится
правильный выбор. Выход из искушения всегда будет пролегать в одном из
двух направлений — одно из них влечет ко греху, другое — зовет к
праведности. Павел, в действительности, говорит, что всякий раз, когда
мы искушаемы, мы оказываемся перед выбором одной из двух
противоборствующих сторон. В одно и то же время мы искушаемы выразить
гнев и проявить способность к самоконтролю, поступить нечестно и
проявить непорочность.
Маленький мальчик стоял
как-то в лавке, опустив руку в ящик с яблоками и нежно поглаживая
привлекательный плод. В конце концов, хозяин подошел к нему и
спрашивает: "Сынок, ты что, пытаешься украсть мои яблоки?" "Нет, сэр, я
пытаюсь не сделать этого," — быстро ответил мальчик. Нетрудно понять,
что он имел в виду своим честным ответом. Каждый из нас мучался, выбирая
между двумя этими голосами. Возможно, мы не всегда это ясно осмысливаем
и определяем, но в действительности мы искушаемы к добру в такой же
степени, как и ко злу.
Тот, кто подавляет
побуждение украсть, проявляет добродетель честности. Подавляющий желание
прелюбодейства демонстрирует идеал чистоты. Секрет состоит в том, чтобы
применить этот прекрасный принцип в каждодневной жизни, с тем, чтобы мы
не шли по ней, считая каждое искушение ужасным врагом. Поступая так, мы
можем, в конце концов, обнаружить, что наиболее влечет и захватывает нас
нечто доброе. Д. Л. Муди назвал один холм неподалеку от дома своего
детства Холмом Искушения, поскольку, рассуждал он, наступит день, когда
кто-либо не выдержит искушения построить церковь на его вершине. Можете
быть уверены, что так и произошло, и с тех пор прелестная часовня
украшает вершину холма.
А теперь давайте
взглянем туда, куда ведет нас каждый из двух путей, берущих начало от
искушения. Переживая одно и то же искушение, один характер становится
благородным, отвергая его, а другой — низким и низменным, поддаваясь
ему. Этот закон человеческой природы утверждает, что мы никогда не
останемся прежними после пережитого искушения. Мы либо одержим над ним
победу и станем сильнее, укрепившись перед лицом следующего, либо
поддадимся ему и встретим следующее ослабленными. Наш характер либо
созидается, либо разрушается в зависимости от того, какой выбор мы
сделали.
Разве это не
предоставляет нам сильный аргумент в пользу того, что искушение может
быть добром? Воистину, предоставляет. Но оно же может ввести в
заблуждение, если не проявить осторожность. Следует ли нам самим искать
возможности встретиться с врагом, раз победа может принести нам столько
пользы? Если искушение может быть такой замечательной возможностью для
развития характера, то почему бы не молиться: "Введи нас в. о искушение"
вместо "Не введи нас во искушение"? Кто-то, рассуждая, что он нуждается
в приливе новой силы, может начать поиски славного и соблазнительного
искушения с целью одержать в нем победу и укрепить этим свой характер.
Что не так в этом
рассуждении? Существует ли на него убедительное возражение? Тем из нас,
кто обладает подобной свободой выбора, следует просить в молитве
мудрости не злоупотребить ей, поместив себя в такие тиски обстоятельств,
когда испытание окажется сильнее нас. Огонь, находящийся под контролем в
печи, — это здорово, но он совсем не на пользу, когда, выйдя из-под
контроля, он начинает полыхать над крышей. Лучше избежать приманки, чем
потом биться в силках.
Дело в том, что мы не
способны правильно оценить свои силы. Мы не понимаем, где наша сила, а
где слабость. Вот почему никому не может быть оправдания, если он
сознательно стремится к испытаниям. Нам не обещано избавление в подобных
ситуациях. Библия говорит: "Знает Господь, как избавлять благочестивых
от искушения" (2 Петра 2:9). И еще одно Божье обетование: "Как ты
сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения"
(Откровение 3:10). Он Один правомочен определять обстоятельства наших
испытаний. И Он позволит создаться вокруг нас только такой ситуации, в
которой мы, по Его мнению, имеем нужду, и которую в силах перенести.
Каждый из нас имеет
свои уязвимые места — слабости характера. И как это ни печально, но
истинно и то, что для каждого из нас существуют особые моменты времени,
в которые противнику особенно легко поразить нас. Сатана очень хорошо
осведомлен о том, когда это бывает, также как и о том, каковы наши
индивидуальные слабости. Есть нечто, в отношении чего мы можем быть
уверены — наиболее сильно он атакует нас именно в эти моменты слабости,
направив свой огонь именно в направлении наших уязвимых мест. Насколько
же это важно! Имея такого противника, мы никогда не можем чувствовать
себя в безопасности, если рассчитываем только на свои силы. Мы сильны
ровно настолько, насколько сильны в момент своей наибольшей слабости.
Если сравнить наш характер с цепью, то его сила определяется самым
слабым ее звеном. Все это совершенно предотвращает возможность того,
чтобы кто-то мог сознательно и безопасно подвергнуть себя испытанию с
целью укрепления характера. Соизмерять искушения с нашей нуждой и силой
сопротивляться должен Бог, и Ему приходится постоянно контролировать
силу тех обстоятельств, которые испытывают нашу веру и опыт. Переживая
такого рода искушения, мы можем радоваться, к чему нас и призывает
Иаков.
Еще одно интересное
свойство искушения — в первую очередь оно всегда поражает разум. Каждый
грех зарождается в мыслях задолго до того, как он проявляется как
видимое действие. Иисус сказал: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого,
исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи,
лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око,
богохульство, гордость, безумство" (От Марка 7:21, 22). В этот длинный
список грехов, исходящих из человеческого сердца, включены почти все
разновидности зла. Апостол Павел определил похоть как "желания плоти и
помыслов". (К Ефесянам 2:3).
В этом месте необходимо
провести некоторые точные разграничения. Очень важно понимать, что
желание само по себе не является чем-то порочным. Бог, действительно,
наделил человека некоторыми сильными влечениями и пристрастиями. В этих
побуждениях нет ничего плохого, если они должным образом контролируются
и направляются. Сюда относятся честолюбие, горячность, сексуальное
влечение или любая другая из основных наклонностей. Порок приходит
только одним путем. Если стремление к чему-то преступает границы и ищет
своего удовлетворения вопреки воле Божьей, оно превращается в похоть.
Каждый день мы
сталкиваемся с картинами, книгами, словами и т. п., которые возбуждают
нас, увлекая наш разум. Зачастую именно под влиянием этих эмоциональных
стимуляторов в разуме появляются неправедные устремления. Появляется
искушение ко греху, но это не есть грех. До тех пор, пока эти желания не
удовлетворены, не исполнены, они не свидетельствуют о пороке. Искушение
становится грехом только тогда, когда разум поддается этим желаниям,
воспринимает их и удерживает в себе.
Апостол Иаков описал
это следующим образом: "Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь
собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех
рождает смерть" (Иакова 1:14, 15). Здесь появление греха сравнивается с
процессом зачатия и рождения. Сердце каждого человека открыто для
вторжения несвятых мыслей и устремлений точно так же, как каждый
распустившийся цветок открыт для опыления пчелой, переносящей пыльцу с
одного цветка на другой. Если позволить этим семенам объединиться с
нашей плотской природой, они неизбежно принесут жатву греха, результат
которой — смерть. Наша единственная защита — поставить охрану на
подступах к каждому из входных каналов нашей души для испытания всякой
приходящей мысли. Христовой благодатью и силой всякое нечестивое Желание
может быть узнано и отсеяно, с тем чтобы не дать ему возможности
задержаться в разуме и породить похоть и грех.
Здесь мы приходим в
соприкосновение с чрезвычайно тонким вопросом. Легко говорить, что нам
по силам следить за разумом, удаляя из него возмущающие душу грешные
мысли. Но могут ли люди, даже во взаимодействии со Христом, на самом
деле победить искушение и обуздать нечистые помыслы? Библия говорит: Да.
"Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение
твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее
против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу"
(2 Коринфянам 10:4, 5).
Как возможна столь
полная победа? Достигается ли она через веру, молитву или личное усилие?
По существу, мы должны признать, что такого рода свобода достижима
только через облечение силой пребывающего в человеке Святого Духа. Плоть
не обладает силой для победы даже над одним злым помышлением. И вместе с
тем, победа не достижима без нашего активного участия и сотрудничества.
Бог не совершает чудес, избавляя тех, кому была дана возможность
избежать зла.
И вновь мы вернулись к
вопросу сознательных поисков искушения. Как. далеко следует идти в
стремлении предохранить себя от уязвимости грехом? В Нагорной проповеди
Иисус изложил очень ясный принцип на этот счет: "Если же правый глаз
твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя,
чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в
геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от
себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все
тело твое было ввержено в геенну" (От Матфея 5:29, 30).
Очевидно, что Иисус
говорил не о буквальных руке и глазе. Можно жестоко изувечить свое тело,
но при этом остаться таким же нечестивым, как и прежде. Христос говорил
о том, чем занята рука, и на чем сосредоточен взгляд. Если мы
обнаруживаем, что какое-либо занятие или какая-либо ситуация открывают
двери для искушения, нам надлежит последовать совету "отсечь ее".
Другими словами, удаляйтесь от всякого рода занятий, которые связаны с
соблазнами, могущими привести ко греху. Господь указал, что для того,
чтобы избежать ситуаций, в которых нами может овладеть разрушающий душу
грех, не следует останавливаться ни перед какими радикальными мерами.
Даже своей работой следует пожертвовать ради того, чтобы не подвергать
себя риску духовной потери вечной жизни.
Если мы обнаруживаем,
что наблюдаем сцену, способную вызвать греховные мысли или действия,
Иисус повелевает нам закрыть эту сцену для нашего взора всеми возможными
способами. Слова "вырви его" выражают мысль, что при необходимости надо
действовать очень решительно.
Какой это убедительный
аргумент против сегодняшних развращающих средств массовой информации!
Манящее воздействие телевидения представляет собой, наверное, самый
сильный соблазн ко греху в XX веке. Слова Христа имеют самое
непосредственное отношение к тем из нас, кому трудно контролировать свой
телевизор. Совет нашего Господа "вырви его" здесь может быть переведен
как "выбрось его", если твой взор продолжают оскорблять провоцирующие
картины на экране. Лучше, говорит Иисус, лишиться "преимущества" увидеть
полезный образовательный материал, чем потерять душу, глядя на ведущие к
деградации сцены. Если вы не можете полностью владеть ситуацией, не
продолжайте попытки! "Вырвите его!"
Попросил бы нас Иисус
отказаться от чего-то хорошего только из-за того, что это может привести
к небольшому загрязнению ума? Да. Гораздо лучше придерживаться взглядов,
называемых миром ограниченными, нежели придерживаться так называемых
широких взглядов и при этом потерять душу. "Если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (От Луки 9:23).
Сказать нет тому, что вожделенно для плоти, если оно представляет
искушение, могущее привести ко греху, есть первое требование
христианского послушания.
То, о чем я в
действительности говорю, — это то, что даже при обладании духовным
разумом мы призваны следовать важнейшим принципам победы над искушением.
Есть места, которых нам следует избегать, если мы хотим одержать полную
победу. Существуют требования посвященности, если мы хотим жить в полной
гармонии со Христом. Подходы к нашей душе необходимо охранять, если мы
хотим искоренить грех в зародыше.
К каким величайшим
изменениям это привело бы, если бы все ясно понимали, насколько
предпочтительнее иметь чистый разум. Сатана создал лживый,
неестественный мир плоти, оказывающий на разум каждого мужчины, женщины
или ребенка сильнейшее влекущее воздействие. Только осознавая
расставленные ловушки и принимая на вооружение все предлагаемые Христом
средства духовной войны, мы будем успешны в сопротивлении искушению.
Хотя некоторые люди
способны, кажется, устоять перед чем угодно, кроме искушения, другие
проявляют почти полное самодовольство на этот счет. Можно ли возлагать
чрезмерные и неуместные надежды на плоть, уповая На ее способность
справиться с искушением? Апостол Павел написал: "Кто думает, что он
стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Коринфянам 10:12).
Приходилось ли вам быть
свидетелями того, как те люди, в отношении которых это было труднее
всего подумать, становились жертвой самых неожиданных грехов? Часто
случается так, что человек терпит падение именно там, где он чувствует
себя наиболее сильным. Как такое случается? Становимся ли мы беспечными
там, где мы чувствуем свою силу? Похоже, что да. Мы не имеем
богодухновенного объяснения того, как Моисей мог стать жертвой
нетерпения и злости. Библия представляет его как кротчайшего из людей.
Подобный человек мог бы поддаться на множество других искушений, но
никак не на искушение проявить гнев. И все же, именно этот грех закрыл
Моисею дорогу в землю обетованную. Он ударил о скалу, вместо того чтобы
отдать ей приказ, как это повелел Бог (Исход, 20 глава).
Великой силой Илии было
мужество. Один, без всякой поддержки, он противостоял всем соединенным
силам Ваала на горе Кармил. С невероятным бесстрашием он бросил вызов
каждому, кто уклонился с пути полного послушания Богу. Но сразу же после
успешного состязания с пророками Ваала он убежал как трус, опасаясь
угроз царицы Иезавели. Это было так непохоже на бесстрашного пророка! Не
потерял ли он бдительность именно в той области, где его сила считалась
сказочной?
Авраама отличало полное
доверие Богу. Он назван отцом всех верующих. И все же он соврал
египетскому фараону, опасаясь, что он может лишиться своей жены. Разве
эти библейские личности не демонстрируют нам со всем драматизмом, что
сатана атакует как раз ту область нашей жизни, где мы теряем
бдительность? Никому не следует думать, что он обладает иммунитетом
против нападок сатаны, если ему свойственны некоторые очевидные
добродетели.
Интересно
также отметить и то, что никто, в действительности, не представляет себе
последствий падения, когда оно происходит где-то вдоль участка
наименьшего сопротивления. Гиезий видел переливающиеся всеми цветами
сирийские одежды, а не язвы проказы, которые бы свели его в могилу. Ахан
видел вожделенный слиток золота, а не гнев народа, который поднялся,
чтобы забросать ею камнями. Иуда не разглядел сквозь блеск серебренников
свои ужасные угрызения совести и самоубийство.
В связи с проблемой
искушения существует еще одна великая истина, от которой нам следует
ободриться. Она состоит в том, что многие искушения перестают нас
тревожить, когда правильный выбор делается для нас привычкой. Когда мы
постоянно идем на компромиссы и терпим поражения, наш мозг
программируется на дурные действия, но он так же программируется и на
победу, если мы принимаем нелегкие решения, делая правильный выбор.
Большая часть жестоких испытаний уйдет в прошлое, когда наше естество
настроится на программу привычных побед.
Некто написал статью
под названием "Не решайте ходить в церковь", вызвавшую значительные
разногласия. Однако, главная идея этой статьи заключалась попросту в
том, что нам не следует спорить по вопросу о принятии решения посещать
церковь. Точно так же, как без всякой борьбы мы трижды в день решаемся
принимать пищу, нам не пристало иметь и какие-либо серьезные сомнения в
отношении посещения церкви каждую субботу утром. Повторение такой
практики, в конце концов, превратится в автоматическую реакцию, после
чего для нас больше не будет существовать искушения воздержаться от
присутствия в церкви. Так же может произойти и со многими другими видами
искушения, если только мы будем использовать нашу силу воли, вырабатывая
привычку одерживать победы в мыслях и действии.
Испытываете ли вы
временами искушение не молиться и не читать Библию по утрам? Наверное,
каждый христианин встречался с этим искушением хотя бы однажды. Возможно
ли лишить силы это искушение? Да, возможно. Тысячи людей выработали
настолько устойчивую привычку посвящать себя по утрам Богу, что они даже
не рассматривают возможность не посвятить этому времени. Этого искушения
для них больше не существует. Они воспользовались советом апостола
Павла: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (К Римлянам
12:21).
Итак, мы рассмотрели
некоторые психологические уловки, которые сатана использует для того,
чтобы заставить людей согрешить. Мы также пришли к заключению, что грех
зарождается в разуме, из чего следует, что необходимо придавать особое
внимание защите этой уязвимой для вражеских атак территории. Мы
предложили особым образом оберегать подступы к разуму с тем, чтобы
изгонять все сомнительные мысли и желания. Мы настойчиво рекомендовали
использовать волю, чтобы сказать "нет" влечениям плоти. Все эти
рекомендации хороши, однако они бесполезны, если не постигнуть еще одну
истину. Теперь мы обратимся к самой сердцевине проблемы искушения.
Сила сказать "нет"
искушению доступна только тем, кто приобрел ум Христов через опыт
обращения. Плотский разум не в состоянии что-либо выбрать при встрече с
грехом. Он обречен на падение и поражение. Все процессы, связанные с
принятием решений, осуществлением выбора и использованием свободы воли
сконцентрированы в загадочном сером веществе мозга. Именно с него сатана
начал свою атаку против Евы. Для того чтобы ввести ее в грех, сатане
нужно было повлиять на нее таким образом, чтобы она открыла свой разум
кому-либо помимо Бога. А единственный путь достижения ее разума пролегал
через органы чувств. Поэтому Библия и говорит, что она "увидела... что
дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому
что дает знание" (Бытие 3:6).
Пожалуйста, заметьте,
что змей мог совратить ее разум только через то на что она смотрела и
что она слушала. Именно привлекательность плода, да еще гипнотизирующий
звук льстивого голоса привели, в конце концов, Еву к падению.
Обратите внимание:
сатана в состоянии осквернить наш разум, действуя только через те пути,
которые находятся под контролем нашего сознания. Иными словами, грех не
может быть совершен прежде, чем мы дадим на это свое согласие. Никто
насильно не заставлял Еву оставить мужа, подойти к дереву, выслушать
змея или отведать плод. Каждый ее шаг был актом неповиновения,
совершенным в ответ на влечение чувств. Бог сотворил Еву со святой волей
и совершенным, безгрешным разумом. Через эти освященные способности ей
всегда было доступно полное отделение от греха. И все же она избрала
путь неповиновения.
Наша ситуация не столь
проста и определенна. По своей природе мы не обладаем таким чистым и
неоскверненным разумом, какой был у Евы. Все мы унаследовали слабые,
подверженные риску греха тело и разум — результат непослушания Адама и
Евы. Как только Ева поддалась обольщению сатаны, приняв решение быть
послушной ему, а не Богу, она тотчас потеряла силу сопротивляться
искушению. Ее воля ослабела, и закон греха начал действовать в ее теле,
производя смерть. Этим единственным актом неповиновения она навсегда
обрекла себя и свое потомство на жизнь непрекращающейся борьбы и
поражений.
Если бы Бог немедленно
не ввел в действие план спасения (Бытие 3:15), весь человеческий род
последовал бы по пути Евы и умер бы без всякой надежды. Для
вырождавшегося человека обещанное семя жены стало надеждой на то, что
результат греха Адама и Евы будет преодолен. Благодаря жертве Христа
смертный приговор мог быть отменен, а враждебный Богу разум заменен
"умом Христа". (1 Коринфянам 2:16). "Ибо в вас должны быть те же
чувствования, какие и во Христе Иисусе" (К Филиппийцам 2:5).
Бесполезно рассуждать
на тему искушения, не осознавая, что окончательным разрешением этой
проблемы является духовное единение со Христом. Все рекомендации в мире
и всякое познание об орудиях греха будут более чем напрасны, если наш
разум не подчинен Христу.
Давайте кратко
рассмотрим, каким образом Христос обеспечил этот "путь к выходу" из
искушения для всякого, кто принимает его. Он пришел на землю как второй
Адам, новый глава человеческого рода, и встретился с искушением точно
так же, как с ним встретился первый Адам. И в то же время, конечно, Он
был испытал не совсем так, как Адам и Ева. Иисус встретил искусителя не
в прекрасном саду, где Он был бы окружен дивной красотой. Он сражался с
сатаной в дикой безлюдной пустыне. Первый Адам имел доступ к
невероятному разнообразию самой аппетитной пищи, Иисус же был изнурен и
ослаблен сорока днями без еды и питья.
Первый Адам предстал
пред искусителем, обладая великой силой, заложенной в его совершенное,
не имевшее ни единого изъяна тело. Иисус принял на Себя человеческую
природу, ослабленную 4000 лет существования греха. Он принял на Себя все
наследственные недостатки и предрасположенности, произведенные грехом в
потомках первого Адама.
Никто и никогда вполне
не уразумеет природу той схватки в пустыне. Сатана годами, а, возможно,
и столетиями готовился к тому, чтобы использовать эту возможность. В
этих трех вкрадчивых искушениях сатана сконцентрировал все
психологические знания, доступные его могучему уму. В сущности, он
обратился к тем главным человеческим чувствам, которые в свое время
погубили первого Адама — к аппетиту, самонадеянности и стремлению занять
положение. Но, благодарность Господу, обманщик не смог найти у Христа ни
одного слабого места, которое прореагировало бы на расставленные им
приманки. Второй Адам совершенно обезоружил и разгромил дьявола как раз
в тех областях, в которых тот был столь успешен при искушении первого
Адама.
Нам следует напрячь
свой разум, стремясь постичь эту истину. Зачем великий Бог - Творец
вселенной - принял решение подвергнуть себя унижениям этого мучительного
переживания? Разве Он уже не доказал Свою способность победить зло,
когда сверг сатану с Небес? Почему Он был должен добровольно поместить
Себя в столь ужасное и уязвимое положение, в центр еще одного
столкновения с сатаной?
Ответ очень прост.
Дьявол украл венец творения Божьего. Юное человечество, столь любимое
Богом, было выкрадено врагом, пусть и по своей собственной воле, и
содержалось им в рабстве. В день, когда Адам был побежден сатаной,
произошли две вещи. Во-первых, он и его потомки немедленно подпали под
не подлежащий отмене смертный приговор, назначенный Богом для
нарушителей Его закона. Во-вторых, вся его природа оказалась столь
травмированной и измененной грехом, что ему и его потомкам уже было
невозможно удержаться от повторения греха вновь и вновь.
Теперь вы понимаете, в
чем проблема? Что нужно было сделать Богу для освобождения своих
возлюбленных сотворенных существ от разрушительных последствий
совершенного ими греха? Они были обречены на смерть, и они были лишены
способности повиноваться. Сатана ликовал. Сам Бог, рассуждал он, не
сможет вернуть Себе человека, не изменив Своего закона или не нарушив
принципов Своей справедливости. Наконец-то ему удалось найти возможность
подтвердить те обвинения, которые он выдвинул против Бога. В присутствии
святых ангелов он обвинил Бога в несправедливости и невыполнимом
требовании послушания.
И теперь он
злорадствовал, взирая на вставшую перед Богом дилемму, когда казалось,
что его обвинения имеют основания. Было очевидно, что человек не мог
повиноваться. Теперь Богу придется либо позволить человеку умереть во
грехах, либо изменить Свой закон, либо допустить в Свое царство
законопреступников — так, должно быть, рассуждал сатана.
Бог подошел к
разрешению этой проблемы таким путем, о котором ни дьявол, ни человек не
могли даже и помыслить. То, что сделал Бог, совершенно сокрушило сатану.
Говоря кратко, Его план предусматривал, что Бог займет место человека и
примет на Себя его смертный приговор. Это не требовало ни изменения
смертного приговора, ни нарушения закона.
Однако, для того, чтобы
умереть за грехи людей, Бог должен был взять на Себя природу,
подверженную смерти. Божественность не может умереть. Иисус согласился
на непередаваемое унижение — родиться членом падшей, обреченной на
смерть семьи Адама. Своим воплощением в человека Бог обеспечил не только
возможность принести искупительную жертву, но и возможность наглядно
опровергнуть обвинения сатаны в том, что человек не может жить, не
греша. Для того чтобы сделать Свои доказательства совершенно
неотразимыми, Иисус воспринял все ограничения, свойственные сыновьям
Адама. Он перенес все те искушения, которые переносим и мы, и все же Он
победил каждое-из них, используя ту же божественную силу,
которая доступна каждому из нас. Он по-прежнему оставался целиком и
полностью Богом, но при этом Он полностью был человеком. Противостоя
этим искушениям, Он добровольно ограничил Себя, используя только те
духовные ресурсы, которые доступны и нам сегодня. И этим Он сокрушил
бастионы лжи, выстроенные сатаной, утверждавшим, что для человека
послушание невозможно.
Прожив жизнь
совершенного послушания, Иисус отдал Себя на смерть, чтобы исполнить
требования нарушенного закона. Его смерть и воскресение дали Ему
неограниченное право отменить все опустошительные последствия победы
сатаны над Адамом. И ныне в руке у Иисуса есть все, что только может
понадобиться для восстановления человека в согласии с первоначальным
Божьим планом совершенства и святости. Хотя цена, уплаченная за это,
бесконечно велика, Он предлагает это в качестве дара каждому, кто желает
его получить.
Что же Он может
предложить? Отмену приговора к смерти, которую Он совершает благодаря
принятию на Себя нашей вины и нашего наказания, заслуги совершенной
жизни послушания, даруемые нам через наделение Его праведностью и победу
во плоти над всяким искушением, которое только может измыслить сатана.
Многие из тех, кто с
радостью принял первые два дара, боятся принять третий. Но почему мы
должны колебаться стать доказательством силы Божьей? Принимая Его силу
для победы над искушением, мы совершаем оправдание первоначального
Божьего намерения, и этим совершенно разоблачаем богохульную ложь
сатаны.
Ныне сатана занимает
весьма шаткое положение временного правителя этого мира. С отчаянием
наблюдает он, как Иисус и Дух Святой сокрушают барьеры греха, освобождая
множество его пленников. Власть плоти сокрушается всякий раз, когда
существо человека покоряется Христу.
Когда Он входит в нашу
жизнь, искушение теряет силу. Победа гарантирована, если принять
единственное решение прямо сейчас. Второй Адам желает освободить вас от
старой греховной природы первого Адама. Он хочет, чтобы вы перешли в Его
семью. Для нас не существует никакой надежды превозмочь искушение, если
мы не расстанемся с поверженной, умирающей семьей первого Адама.
Каждому из нас Иисус
предлагает победу, которую Он, будучи во плоти, одержал над сатаной. Мы
могли бы с недоверием относиться к этому дару, если бы Он не победил,
имея ту же человеческую природу, что и мы. И теперь Он хочет войти в
вашу жизнь, и день за днем одерживать в вас ту же самую победу.
Одна из самых любимых
моих историй — рассказ об Августине, чья молодость отличалась величайшей
безнравственностью и распущенностью. В юные годы жизни могучие потоки
чувств влекли его к двум женщинам. Как щепка на волне, Августин
устремлялся то к своей благочестивой матушке Монике, то к одной
беспутной женщине, которая, казалось, околдовала его дьявольским
наваждением. Несмотря на молитвы матери Августин продолжал идти путем
жалких уступок плоти. Временами он следовал добродетельным наставлениям
Моники, но затем дурное влияние другой женщины вновь привлекало его, и
он возвращался к прежнему. Борьба была долгой и жестокой.
Но вот наступил тот
славный день, когда, находясь в своем саду, Августин был обращен
благодаря таинственному голосу, направившему его внимание к стихам из
послания к Римлянам 13:13, 14. Когда он прочитал этот текст, пелена
спала с его глаз, и он поспешил поделиться радостной новостью со своей
матерью. Она была счастлива, увидев разительные перемены в своем сыне.
На следующий день, идя
по улицам Карфагена, Августин увидел женщину, бывшую его подругой во
грехе. Он шла прямо ему навстречу, и возможности уклониться не было.
Даже не признавая ее присутствия, Августин прошел мимо, не проронив ни
слова. Она остановилась, не веря своим глазам, а затем, оскорбленная,
побежала за ним. Схватив его за руку, она закричала: "Августин!
Августин! Это я!" Он остановился, посмотрел на нее и сказал: "Да, но это
не я." Затем он пошел дальше по улице и навсегда из ее жизни.
В тот день Августин
сказал правду, поскольку он, действительно, стал новым человеком. Только
обладая силой второго Адама, мы в состоянии отвернуться от искушения.
Грех теряет свою привлекательность для тех, кто возлюбил Христа и принял
решение служить Ему вопреки себе.
Сатана без труда
одерживает победы над детьми первого Адама. Так же, как он победил отца,
он сможет победить и его детей. Но, с другой стороны, у него нет никакой
возможности справиться с теми, кто положился на силу второго Адама.
Вот тот путь
избавления, который обещан тем, кто принимает его. Иисус попросту
передает Своим духовным детям ту полную победу, которую Он одержал над
дьяволом, живя в человеческой плоти.
Это и есть сердцевина
рассматриваемого вопроса. И обретя эту силу, христианин использует
подчиненную Христу волю, избирая такой образ жизни, который позволяет
избегать сетей искусителя. Оба эти фактора чрезвычайно важны для
обретения победы — иметь Христа в сердце и сторониться ситуаций, которые
могут привести к искушению. Да руководит нами Бог в применении этих
принципов в личном опыте нашей жизни.
|