Упразднён ли закон Божьей благодатью?
Джо
Круз
С помощью
греха дьявол уже почти сокрушил наш мир. Мы живем в век восстания против
всех и всяческих законов и ограничений. Наше общество потрясаемо прямым
и открытым отвержением общественного порядка и прав собственности,
включая и право на жизнь. Убийства, ограбления и совершение насилия над
личностью стали отличительной чертой жизни в городах и пригородах XX
столетия.
Каждый день, читая
газету, мы чувствуем, что качество жизни сползло еще на немного вниз.
Временами мы искушаемы считать, что хуже быть уже не может, и наше
падение вниз уже закончилось ударом о скалистое дно. Однако, на
следующий же день нам сообщают об еще более замысловатом по своей
жестокости преступлении, слыша о котором, мы только недоверчиво качаем
головой. Трудно уразуметь, как американская нация, имеющая такое богатое
христианское наследие, смогла столь удалиться от принципов, положенных в
ее основании. Даже нехристианские государства не заражены в такой
степени преступностью и перехлестывающим через край насилием, как эта,
так называемая, христианская страна. За 24 часа в Вашингтоне
регистрируется больше преступлений, чем в Москве за целый год. Нет
сомнений, что методы регистрации различаются, однако картина все равно
тревожная.
Проблема становится еще
более серьезной, когда мы осознаем, что беззаконие простирается также и
в область религии, оказывая воздействие на миллионы людей, которые
никогда не помышляли бы об убийстве или изнасиловании. Отчетливо видно,
что подавляющее большинство христиан не выражает сегодня
серьезных протестов против нарушения, по крайней мере, одной из
заповедей. Как в католическом, так и в протестантском богословии
выработана очень коварная доктрина, стремящаяся свести к минимуму
авторитет великого морального Закона Божьего. Это привело к тому, что
многие стали легко относиться к беззаконию. Грех стал считаться чем-то
неизбежным. Фактически, большинство людей уже утратило отвращение ко
греху, и он стал обычным явлением, как в жизни молодежи, так и среди
тех, кто старше. Взгляните на современные тенденции изменения образа
жизни, подтверждающие этот вывод.
Сколько молодых мужчин
и женщин живут вместе, не испытывая преимуществ отношений супружества!
При этом они и не думают считать это чем-то греховным. Большая часть из
тех, кто совершает магазинные кражи, называют себя христианами, а
большинство из принадлежащих к христианским церквям полагают, что нет
никакого греха ни в чем, что связано с нарушением четвертой заповеди,
говорящей о седьмом дне как о дне покоя.
Чем можно объяснить
столь парадоксальное состояние тех, кто заявляет о своем великом
почтении к Библии и искренней любви ко Христу? Этот вопрос становится
еще более уместным, если принять во внимание историческое отношение
христианства к закону Десяти заповедей. Практически все крупные
христианские церкви официально провозгласили свою поддержку авторитета
этого закона. Однако, в его толкование современной церковью вкрались
трудноуловимые ошибки, из-за чего ее верность закону Десятисловия
пошатнулась. Насколько же серьезно нам следует взглянуть на закон и
исследовать его взаимоотношение с Божьей благодатью и самим спасением!
Как легко принять популярные клише относительно закона и благодати без
исследования библейских фактов, на основании которых мы в конце концов
будем судимы! Основываясь на авторитете Писаний, мы должны найти ответы
на такие вопросы, как: Что означает "быть под законом"? Упраздняет ли
благодать Божья Десять заповедей? Оправдано ли, если христианин,
находясь под благодатью, нарушает какую-нибудь из Десяти заповедей? Вот
те вопросы, которые мы будем сами себе задавать, занимаясь этим важным
исследованием.
Давайте сметем в
сторону весь мусор неразберихи и путаницы, скрывающий истину о том, как
спасается человек. Множество людей слышало эмоциональные рассуждения о
грехе и спасении, однако, по-прежнему не понимает логики и мотивов того,
почему потребовалась кровь жертвы.
Можете ли Вы себе
представить весь ужас того, чтобы, стоя перед судьей, услышать как
читается Ваш смертный приговор? По-видимому, нет. Но Вы перенесли
чувство гнетущей вины и страха, когда Слово Божье сразило Вас
определением: "Возмездие за грех - смерть" (Римлянам 6:23). Откуда эти
вина и страх? "Потому что все согрешили и лишены славы Божией"
(Римлянам 3:23).
Слова эти перед нами, и
их значение не может быть понято превратно. Вместо слова "все" можно
было бы написать Владимир Путин или Мать Тереза или любое другое, даже
Ваше имя. Ошеломляющий факт заключается в том, что Вы под смертным
приговором! Вы были признаны виновными перед законом, и во всем мире не
существует суда высшей инстанции, который мог бы отменить приговор и
оправдать Вас. Факт состоит в том, что Вы виновны, виновны в такой же
степени, в какой виновен сам грех. Согласно 1 Иоанна 3:4, "грех есть
беззаконие", и Вы должны признать себя виновным в нарушении закона. Чей
закон Вы нарушили? Апостол Павел тут же дает ответ: "Но я не иначе узнал
грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы
закон не говорил: "не пожелай" (Римлянам 7:7). Вот оно что! Был нарушен
великий Десятисловный закон, и это требует смерти нарушителя.
В отчаянии грешник ищет
способ оправдаться перед лицом этого нарушенного закона. Как можно
отвратить смертный приговор? Может быть, человек может искупить свои
грехи, повинуясь Божьим заповедям всю оставшуюся часть жизни? Вновь
слышен ответ, выраженный языком, который невозможно воспринять неверно:
"Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Римлянам 3:20).
Послушайте, существует
причина, почему невозможно оправдаться делами. Если человек признан
виновным в краже и приговорен к десяти годам тюрьмы, он, действительно,
может оправдать себя делами. Отбыв время, определенное приговором,
человек может удовлетворить требования закона. Он считается полностью
оправданным и невиновным, поскольку через исполнение приговора он
заработал свое освобождение. Подобным же образом и убийца может быть
оправдан через дела, если он отбудет все пятьдесят лет согласно
приговору. Но представим, что приговор не пятьдесят лет заключения, а
смерть. Может ли в этом случае заключенный оправдаться делами? Никогда!
Даже если он проработает и сто лет на тяжелых работах, закон по-прежнему
будет требовать смерти. Истина состоит в том, что "без пролития крови не
бывает прощения... и Христос, однажды принеся Себя в жертву..." (Евреям
9:22-28).
Вот почему грешник
никак не может спасти себя делами. Наказание за грех составляет не
десять лет тюрьмы и не пятьдесят лет тяжелых работ. Приговор
предусматривает смерть, и закон не может быть удовлетворен чем-либо
иным, кроме пролития крови. Неизменяемый закон с его неумолимым
приговором так же нерушим, как и престол Божий. Вина прошлого не может
быть смыта решением хорошо поступать в будущем. Грешник, в конце концов,
вынужден признать, что он должен больше, чем в состоянии заплатить.
Закон требует смерти, и он не может удовлетворить его, не поплатившись
навеки своей собственной жизнью.
Здесь мы подошли к
вопросу, вызвавшему путаницу у множества христиан: Если соблюдение
закона не может спасти человека, то нужно ли тогда соблюдать закон?
По-видимому, и в ранней церкви это был очень насущный вопрос, поскольку
в послании к Римлянам Павел задает его же: "Что же скажем?
оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?" Иными словами,
дает ли нам право благодать не повиноваться закону Божьему? Вот его
ответ: "Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?"
(Римлянам 6:1, 2).
Поражает то, насколько
христиане склонны в наш век, когда нет ничего абсолютного, изобретать
свои собственные определения, оправдывающие преступление закона. Библия
говорит, что грех есть нарушение Десяти заповедей - того самого закона,
который многие современные богословы считают неуместным и старомодным.
Не обманывайтесь. Каждое из этих десяти великих нравственных положений
сегодня столь же своевременно и необходимо, как и тогда, когда Бог
начертал их на нетленных каменных скрижалях. И никогда не происходило
ничего такого, что могло бы сейчас сделать их менее обязывающими к
исполнению, чем это было тогда, когда их дал Бог. Более того, мы
полагаем открыть вам, что Иисус пришел возвеличить закон и открыть его
духовное значение, сделав его таким всесторонним, каким
законники-фарисеи не могли его себе и представить. Под очищающим
влиянием совершенного послушания, явленного в жизни Христа, мы способны
увидеть духовные аспекты соблюдения закона, те, которые невозможно ни
распознать, ни воплотить в жизнь вне Его.
А сейчас будем очень
внимательными, выясняя также и то, что закон не может сделать. Хотя он и
указывает на грех, он не обладает силой спасти от греха. Он не содержит
в себе оправдывающей, очищающей благодати. Всего исполнения всех законов
не было бы достаточно для спасения и одной души. Почему? По той простой
причине, что мы спасены благодатью через веру, даром. "Потому что делами
закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается
грех" (Римлянам 3:20).
Не преткнитесь в этом
важном вопросе. Мы не можем заработать спасение усиленными попытками
повиноваться. Ни один грешник не может заслужить Божье расположение и
принятие своим послушанием закону. Закон не был создан для спасения или
оправдания. Он был дан для того, чтобы указывать нам на нашу нужду в
очищении и на величайший источник этого очищения - Иисуса Христа, нашего
Господа. Библия говорит о законе как о зеркале, указывающем нам на то,
какие мы есть на самом деле: "Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот
подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в
зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто
вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот,
будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в
своем действии" (Иакова 1:23-25).
Для всех очевидно, что
зеркало не в состоянии удалить пятно с лица. Глядя целый день в зеркало
и даже натирая зеркалом лицо, мы не сможем ничего вычистить. Задача
зеркала - выявить пятно и указать нечистому на умывальник, способный
обеспечить настоящее очищение. Подобным же образом, закон может только
осудить грешника, открыв ему глаза на его истинное состояние и указав на
крест как на средство спасения. "Ибо благодатью вы спасены через веру, и
сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефесянам
2:8, 9). Павел еще более подчеркивает этот момент в послании к Галатам:
"Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в
Иисуса Христа, и мы уверовали... ибо делами закона не оправдается
никакая плоть" (Галатам 2:16).
Как раз сейчас наступил
момент рассмотреть одно из самых ошибочных утверждений, когда-либо
выдвигавшихся в отношении закона. Бессчетное количество искренних
христиан приняло точку зрения, предполагающую, что Ветхий завет
подразумевает обязательство исполнять дела, а Новый завет позволяет
вступить с Богом в отношения, основанные на благодати. Согласно этому
искаженному пониманию, во времена Ветхого завета люди спасались делами,
а во времена Нового - спасаются благодатью. Это просто не соответствует
истине. Библия предлагает только один замечательный, совершенный план
спасения каждого человека, и это - план спасения благодатью через веру.
Небо не будет разделено между попавшими туда посредством своих дел и
теми, кто вошел туда верой. Каждая искупленная душа будет спасенным по
благодати грешником.
Те, кто во времена
Ветхого завета наследовал спасение, - это те, кто верил в заслуги крови
Иисуса Христа, выражая свою веру принесением в жертву агнцев и их
закланием. Верой они взирали в будущее на искупительную смерть Иисуса.
Мы же обращены в прошлое; взирая верой на ту же смерть, мы спасаемся
точно таким же образом. Будьте совершенно уверены, что весь сонм
искупленных на протяжении всей вечности будет петь одну и ту же песнь
избавления, возвеличивающую Агнца, закланного от создания мира.
Некоторые пытаются
избавиться от Десяти заповедей на основании того, что Иисус учредил
"новые" заповеди любви. Несомненно, верно то, что Иисус установил два
великих закона любви, соединив в них весь закон, но Он не давал
основания считать, что они были новыми в смысле времени. Истина состоит
в том, что, давая эти "новые" заповеди, Он повторил слова, записанные в
Ветхом завете: "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею
душею твоею, и всеми силами твоими" (Второзаконие 6:5). "Люби ближнего
твоего, как самого себя" (Левит 19:18). Несомненно, что эти глубоко
проникающие духовные принципы были забыты законниками времен Христа, для
них они были новыми по отношению к их жизни и привычкам. Но Христос не
имел намерения заменить ими Десять заповедей.
Когда законник спросил
Иисуса, какая наибольшая заповедь в законе, он получил ответ: "Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем
разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же
подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух
заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфея 22:37-40).
Заметьте, что эти две
заповеди любви просто суммируют "весь закон и пророков". Все Божьи
заповеди опираются на эти два принципа любви. Христос объяснял, что
любовь есть исполнение закона, как и Павел позднее повторил это в
послании к Римлянам 13:10. Если превыше всего для меня Христос, которого
я возлюбил всем сердцем, всей душею и всем разумением, то я буду
послушен первым четырем заповедям, указывающим на мои обязанности перед
Богом. Я не буду произносить Божьего имени напрасно, не буду поклоняться
иным богам и т. д. Если я возлюбил ближнего своего, как самого себя, то
я буду исполнять последние шесть заповедей, описывающие наши обязанности
по отношению к ближним. Я не буду красть у ближнего своего, не буду
лжесвидетельствовать против него и т. д. Любовь приведет меня к
послушанию, или исполнению всего закона.
Часто при попытке
принизить закон Божий произносится следующий аргумент: "Ну, поскольку мы
не под законом, а под благодатью, нам больше не нужно соблюдать Десять
заповедей". Веский ли это довод? Библия определенно говорит, что мы не
под законом, но подразумевает ли это то, что мы свободны от обязанности
соблюдать его? В послании к Римлянам 6:14, 15 находим ответ: "Грех не
должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под
благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а
под благодатью? Никак".
Как легко мы могли бы
предупреждать всякую путаницу, если бы мы принимали в точности то, что
говорит Библия. Павел сам поясняет свое утверждение. Заявив, что мы не
под законом, а под благодатью, он задает вопрос: "Что же?" Иными
словами, "Как нам следует это понимать?" Теперь обратим внимание на его
ответ. Предвидя, что некоторые будут истолковывать его слова в том
смысле, будто они означают, что поскольку мы находимся под благодатью,
мы можем нарушать закон, он говорит: "Станем ли грешить (нарушать
закон), потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак". Избирая
самые сильные выражения, Павел ясно определяет, что пребывание под
благодатью не дает права нарушать закон. Однако миллионы сегодня
понимают это именно таким образом, полностью игнорируя специальное
предостережение Павла.
Если пребывание под
благодатью не освобождает нас от соблюдения закона, то что же тогда
Павел имеет в виду, говоря, что христиане находятся не под законом?
Ответ он дает в 3 главе того же послания: "Мы знаем, что закон, если что
говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие
уста, и весь мир становится виновен пред Богом" (Римлянам 3:19). Здесь
Павел ставит знак равенства между нахождением под законом и "виновностью
пред Богом". Другими словами, те, кто под законом, виновны в нарушении
закона и находятся под его осуждением. Вот почему христиане не под
законом. Они не нарушают его - потому они и не виновны и не осуждаются
им. Следовательно, они не под законом, а под силой благодати. Позднее в
своих рассуждениях Павел указывает, что сила благодати превосходит силу
греха. Вот почему он произносит так выразительно: "Грех не должен над
вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью".
Благодать свергает власть греха, даруя силу к соблюдению закона Божия.
Вот в чем состоит действительная причина того, почему мы не повинны и не
осуждаемы законом, а также и того, почему Павел утверждает, что мы не
будем продолжать грешить.
Представьте, что убийца
приговорен к смерти на электрическом стуле. Во время ожидания исполнения
приговора этот человек действительно будет находиться под законом во
всех смыслах этого слова: под обвинением, под осуждением, под приговором
к смерти и т. д. Незадолго до назначенной даты исполнения приговора
губернатор штата просматривает дело осужденного и решает помиловать его.
В виду смягчающих обстоятельств губернатор использует данную ему власть
и посылает решение о полном прощении заключенного. Теперь он уже не под
законом, а под благодатью. Закон больше не осуждает его. Он считается
полностью оправданным, во всяком случае, по отношению к обвинениям
закона. Он может покинуть тюрьму, и ни один полицейский не вправе
наложить на него руки. Но теперь, когда он не под законом, а под
благодатью, можем ли мы сказать, что он свободен нарушать закон? Нет,
конечно! В действительности, этот прощенный человек будет вдвойне обязан
соблюдать закон, поскольку он обрел благодать у губернатора. Движимый
благодарностью и любовью, он будет очень трепетно чтить закон того
штата, который даровал ему милость. Не это ли говорит Библия о прощенных
грешниках? "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон
утверждаем" (Римлянам 3:31). В этом стихе заключено самое полное
решение рассматриваемой нами проблемы. Павел спрашивает, не упразднен ли
для нас закон ввиду того, что мы имеем веру в спасающую благодать
Христа? И сам же отвечает, что, напротив, закон утверждается и
укрепляется жизнью спасенного благодатью христианина.
Эта истина настолько
проста и очевидна, что она не нуждалась бы в повторении, однако лукавые
мудрствования тех, кто противится послушанию, побуждают продвинуться еще
немного вперед. Вас когда-нибудь останавливал полицейский за превышение
скорости? Обычно при этом испытываешь замешательство, особенно, если
знаешь, что виноват. Но представьте, что Вы действительно спешили по
какому-то срочному и уважительному делу, и вот Вы стоите и изливаете в
уши полицейского свои убедительные объяснения, в то время как он
выписывает Вам квитанцию на штраф. Медленно он сгибает квитанцию и рвет
ее на части. Затем он говорит: "Хорошо, я прощу Вас на этот раз, но..."
Как Вы считаете, что он хочет сказать этим словом "но"? Несомненно, он
хочет сказать: "Но советую Вам больше не попадаться мне с превышением
скорости". Открывает ли для Вас это прощение (благодать) путь к
неповиновению закону? Напротив, оно придает нашему решению больше не
нарушать закон элемент неоспоримой настоятельности. Почему же тогда
каждому истинному христианину предписывается пытаться искать оправдания
тому, чтобы не соблюдать закон Божий? "Если любите Меня, - сказал
Иисус, - соблюдите Мои заповеди" (Иоанна 14:15).
Кто-то может привести
возражение, что после того, как закон исполнил свое предназначение,
указав грешнику на очищение через Христа, верующий больше уже не
нуждается в нем. Так ли это? Нет, конечно. Христианин всегда будет иметь
нужду в сторожевом псе закона, открывающем ему каждое отклонение от
истинного пути и вновь указывающем на очищающую жертву Христа. В ходе
постепенного возрастания во Христе никогда не наступит момент, когда
христианину уже не понадобится это исправительное зеркало.
Закон и благодать не
состязаются друг с другом, но трудятся в совершенном сотрудничестве.
Закон указывает на грех, а благодать спасает от греха. Закон есть воля
Божья, а благодать есть сила исполнить Божью волю. Мы соблюдаем закон не
для того, чтобы спастись, но потому, что спасены. Замечательный
библейский текст, соединяющий воедино эти два понятия и представляющий
их в их истинном взаимоотношении друг с другом 12 стих 14 главы
Откровения: "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в
Иисуса". Какое совершенное представление веры и дел! Они соединены в
тех, кто назван "святыми".
Подлинная любовь
поверяется послушанием. Вот почему послушание так важно в опыте истинно
верующего. "Вера без дел мертва." (Иакова 2:20). Ни одному мужчине
никогда не удавалось завоевать сердце прекрасной леди одними словами.
Если бы не было цветов, проявлений преданности и даров любви,
большинство мужчин по-прежнему продолжали бы искать себе спутницу жизни.
"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного", - сказал Иисус.
(Матфея 7:21).
Слов и признаний
недостаточно. Истинным свидетельством следует признать только
послушание. Нынешние наклейки на машинах отражают узость понимания
любви. На них написано: "Улыбнись, если любишь Иисуса", или "Посигналь,
если любишь Иисуса"; но что об этом сказал Сам Господь? "Если любите
Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоанна 14:15). А это именно то, что
большинство людей делать не хочет. Когда любовь не требует ничего, кроме
улыбки или помахивания ручкой, тогда она приветствуется, но если она
покушается на изменения в образе жизни, большинство ее отвергает. К
сожалению, большинство людей сегодня ищет не истину. Они ищут спокойную,
легкую, удобную религию, которая позволяла бы им жить так, как им
угодно, и при этом давала все же уверенность в спасении. Но, в
действительности, не существует истинной религии, способной сделать это
для них.
Один из самых сильных
библейских текстов на эту тему записан в 1 Иоанна 2:4: "Кто говорит: "я
познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем
истины." Иоанн мог писать об этом с такой уверенностью, поскольку это
одна из наиболее полно раскрытых истин Библии. Иисус говорил о тех, кто
говорит "Господи! Господи!", но не исполняет Волю Отца Небесного. Он
также описывал многих, которые будут искать войти в Царство, утверждая,
что они именем Христа чудеса творили. Но Он будет вынужден с сожалением
сказать им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня." (Матфея 7:21-23).
Видите ли, знать Христа - значит любить Его, а любить Его - значит
повиноваться Ему. Законный вывод писателей Библии звучит очень ясно и
просто: Если я не послушен Христу, то я не люблю Его. А если я не люблю
Господа, то я не познал Его. Иоанн убеждает нас: "Сия же есть жизнь
вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса
Христа" (Иоанна 17:3). Мы видим, таким образом, как познание, любовь и
послушание тесно взаимоувязаны; они совершенно неразделимы в жизни
верного Божьего народа. Возлюбленный Иоанн подытожил это такими словами:
"Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди
Его не тяжки" (1 Иоанна 5:3).
Бессчетное число
христиан было научено, что, поскольку закон духовен, а мы плотские, ни
один из нас в этой жизни не сможет выполнить требования совершенного
закона. Так ли это? Был ли закон дан Богом как великий идеал,
недостижимая цель, к которой призвана стремиться каждая обратившаяся
душа, не имея, однако, надежды когда-либо достигнуть ее? Существует ли
какой-то скрытый резерв или тайное значение, заложенное в многочисленных
повелениях повиноваться десяти великим правилам, начертанным Богом на
камне? Имел ли Бог в виду то, что сказал, и сказал ли Он то, что имел в
виду?
Многие считают, что
только Христос мог соблюсти этот закон, и только потому, что Он обладал
особой силой, которая недоступна для нас. Нет сомнений в том, что
Христос есть Тот единственный, Кто прожил, не совершив ни одного акта
неповиновения. Причина, побудившая Его прожить совершенную, победоносную
жизнь, изложена в послании к Римлянам 8:3, 4: "Как закон, ослабленный
плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти
греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание
закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."
Не пропустите важный
момент, состоящий в том, что Иисус пришел, чтобы осудить грех Своей
совершенной жизнью во плоти с тем, чтобы "оправдание закона"
"праведность по закону" - англ. перевод] могла быть исполнена в нас. Что
это за праведность? Здесь используется греческое слово "дикайма",
буквально означающее "справедливое требование" закона. Это может
означать только то, что Христос одержал свою совершенную победу для
того, чтобы сделать такую же победу доступной для нас. Одолев дьявола,
показав, что закону можно повиноваться и будучи во плоти, Христос ныне
предлагает нам открыть Ему дорогу в наши сердца, чтобы Он мог поделиться
этой победой с нами. Только Его властью и Его силой, воспринятой
человеком и постоянно пребывающей в нем, возможно исполнить требования
закона. "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", - сказал апостол
Павел (Филиппийцам 4:13).
Ни одна душа не в
состоянии исполнить хоть одну из этих Десяти заповедей одним только
человеческим усилием, но все они могут быть исполнены через
преобразующую силу Христа. Он вменяет нам Свою праведность для очищения
и наделяет нас ей для победоносной жизни. Христос пришел в таком же теле
из плоти и крови, как и у нас, и полностью зависел от Своего Отца в том,
чтобы показать в Своей жизни ту победу которая доступна каждой душе,
подобным же образом влекомой благодатью Отца.
А теперь заключительный
вопрос на тему о законе: Сколько из Десяти заповедей должен нарушить
человек, чтобы стать виновным во грехе? Апостол Иаков говорит: "Кто
соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится
виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: "не прелюбодействуй", сказал
и: "не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты
также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть
судимы по закону свободы" (Иакова 2:10-12).
Каждый в итоге будет
судим в соответствии с великим моральным кодексом Божьего закона.
Нарушить его - значит быть виновным во грехе. Библия указывает, что
Десять заповедей подобны цепи из десяти звеньев. Разорвать одно звено
цепи - значит разорвать всю цепь. Так же и по отношению к закону.
Представшие перед судом должны будут выдержать испытание на верность
Десяти заповедям. Если бы практикующий вор стал искать входа в Царство,
он был бы отвергнут. Поэтому Павел и пишет, что воры не наследуют
небесного града. Более того, Библия прямо говорит, что в Царстве не
будет ни лжецов, ни прелюбодеев, ни идолослужителей, ни завистников.
Почему? Потому, что все это запрещено Десятью заповедями, и потому, что
судимы они будут по этому закону. Ни один человек, сознательно
нарушающий любую из Десяти заповедей, не будет допущен на Небо,
поскольку нарушение одной означает нарушение всех.
Кто-то может возразить,
что это превращает дела в основу допуска в Царство. Нет. В
действительности это делает любовь определяющим фактором. Иисус сказал,
что величайшая из всех заповедей - возлюбить Бога превыше всего. Он также
сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоанна 14:15). Те,
кто допускает любой осознанно совершаемый грех, в действительности
признают этим то, что они не возлюбили Господа всем сердцем своим, всей душею своею и всем разумением своим. Так что путь им закрывает именно
недостаток любви, а не акт непослушания, об этом недостатке
свидетельствующий. Только тогда, когда послушание проистекает из любви,
оно становится приемлемым для Бога. Любые действия другого рода есть
тщетные человеческие попытки заработать спасение, отрекшись от
действенной силы искупительной жертвы Христа.
Яркую иллюстрацию
учения о законе и благодати можно найти в истории, начавшейся на
аукционе по продаже рабов, какие когда-то проводились в Новом Орлеане.
Два плантатора состязались за покупку старого негра-раба, который все
это время не. уставал выкрикивать с помоста фразы протеста. В конце
концов, один из плантаторов победил и повез раба в своей коляске на
ферму. На протяжении всего пути непокорный чернокожий заявлял, что не
будет работать на нового хозяина. Когда они прибыли на плантацию,
плантатор снял с вновь приобретенного раба кандалы и сказал: "Ты можешь
идти. Ты не раб больше. Я купил тебя, чтобы подарить тебе свободу".
Согласно этой истории,
старик упал к ногам плантатора и сказал: "Господин, я буду служить тебе
вечно".
Подобно этому, мы все
содержались в рабстве греха, осуждения и смерти. И тогда Христос
заплатил цену выкупа нашей свободы из этого безнадежного рабства. С
любовью Он говорит нам, что принести эту жертву Его побудило желание
освободить нас. Каким должен быть наш отклик? Каждый искупленный призван
пасть перед Ним на колени и сказать: "Господи, я люблю Тебя за то, что
Ты для меня сделал. Я буду служить Тебе весь остаток моей жизни".
Поразмышляйте об этом
немного. Иисус должен был умереть, поскольку был нарушен закон.
Совершенный грех требовал наказания смертью. Если бы закон мог быть
упразднен, то и возмездие за грех также могло бы быть отменено: "Где нет
закона, нет и преступления" (Римлянам 4:15). Авторитет неизменяемого
закона настолько высок, что Сам Бог не мог отменить его, даже ради того,
чтобы спасти от смерти Своего собственного Сына.
Существует
старая-престарая история двух братьев, служащая почти совершенной
иллюстрацией того, как совместно действуют закон и благодать. Старший
брат был судьей. Его младший брат предстал пред ним как нарушитель
закона. На основе всех свидетельств всем было ясно, что он был виновен.
В зале суда царило напряжение. Свершит ли судья в этом случае
правосудие? Судья взглянул на своего брата и твердо объявил, что он
виновен. Затем он ошеломил суд, наложив максимальный штраф. Но сразу же
после этого он покинул свое кресло и, обняв своего брата, сказал: "Я
вынужден был это сделать, так как ты виновен. Я знаю, что ты не можешь
заплатить штраф, но его вместо тебя заплачу я".
Суть истории
заключается в драматизме этой коллизии. Брат был прощен, однако
наказание осталось в силе. Кто-то должен был заплатить. И, заплатив
максимальный штраф, судья не только не отменил закон, но он неизмеримо
возвеличил его. Он показал, что его обязывающие к исполнению требования
никогда не могут быть отменены. Точно так же Бог не смог бы, да и не
стал бы упразднять закон ради того, чтобы спасти Своего возлюбленного
Сына. Поддержать авторитет закона, заплатив максимальную цену, чего-то
стоило. Никто никогда не узнает, чего это стоило Сыну Божьему. Насколько
же мы должны быть благодарны Ему зато, что Его любовь так же совершенна,
как и Его правосудие! Он Сам, телом Своим, понес наказание, удовлетворив
этим закон и оправдав грешника.
Разве вы не видите, что
не может быть лучшего доказательства нерушимости Десяти заповедей? Во
всей Вселенной нет другого такого места, где Бог смог бы привести более
убедительные и неопровержимые аргументы в пользу Своего закона. И все
же, даже перед лицом этого поразительного откровения, миллионы введенных
в заблуждение, слабых и несчастных людей продолжают умалять Божье
правление через умаление Его закона. Кажется, что они просто не
понимают, что закон есть только отражение Его святости и праведности.
Говорить о Его отмене - значит находиться на грани измены Божественному
правлению Небес.
Посмотрите прямо сейчас
на этот святой закон, чтобы получить Божественное откровение о том,
какой Бог желает видеть Вашу жизнь. Признайте, что Вы не имеете силы
жить в соответствии с этими совершенными нормами. А затем обратите взор
на Того Единственного, Кто исполнил этот закон в совершенстве и Кто
прямо в эту минуту желает войти в Вашу жизнь Своей животворной силой. Он
исполнит Вас праведностью по закону, то есть, согласно справедливым
требованиям закона, и вместе с апостолом Павлом Вы сможете сказать: "Уже
не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу
верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Галатам
2:20).
|