Высокая
цена, уплаченная на Голгофе
Джо
Круз
После
сокрушительного, поражения при
Ватерлоо Наполеон, как рассказывают,
собрал некоторых из своих ведущих
генералов, чтобы проанализировать
изъяны в стратегии проигранного
сражения. В ходе обсуждения маленький
полководец указал на изображение
Англии на лежащей перед ними цветной
карте и с горечью произнес: "Если бы
не это красное пятно, я был бы
властелином мира." Сатана сегодня
мог бы сказать то же самое, только
указал бы он на крест, возвышающийся на
холме, расположенном у стен древнего
Иерусалима. Благодарны ли вы Богу за
это красное пятно Голгофы,
освободившее этот мир от контроля
нашего величайшего противника?
На
том месте, в то время, в том сражении
решилась участь планеты Земля. С тех
пор сатана побежден навеки. Именно там
он пережил свое Ватерлоо, потерпев
решающее поражение, после которого он
больше никогда полностью не оправится.
Сколь
немногие из нас понимают истинное
значение страданий и смерти Христа на
кресте! Мы имеем лишь смутное понимание
того, через какую борьбу Ему пришлось
пройти и насколько мучительную смерть
пережить. Если бы наши глаза были
вполне открыты, и мы вполне уразумели
бы истинное значение принесенной
жертвы, в нашей жизни не было бы места
жалкому сотрудничеству с сатаной. Наша
слабость превратилась бы в мужество и
победу.
Писатели
Библии приложили все старание, чтобы
передать человеческим языком тайну
воплощения и искупительной смерти Сына
Божия. Мы часто плачем под впечатлением
их богодухновенного свидетельства. Мы
улавливаем лишь проблески истины, и уже
это потрясает наше существо, но все
равно, при этом мы лишь касаемся
поверхности того предмета, который
будет продолжать открываться нам в
течение всей вечности.
Апостол
Павел записал: "Ибо в вас должны быть
те же чувствования, какие и во Христе
Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не
почитал хищением быть равным Богу; но
уничижил Себя Самого, приняв образ раба,
сделавшись подобным человекам и по
виду став как человек; смирил Себя, быв
послушным даже до смерти, и смерти
крестной." (К Филиппийцам 2:
5-8). Эти возвышенные слова описывают
сошествие Иисуса от небесного престола
к яслям и от них ко кресту.
На
всем протяжении времени и пространства
не найти иллюстрации, способной
достойным образом отразить то, что
сделал Христос. Порой мы пытаемся
придумать воображаемую ситуацию,
передающую идею Его жертвы. Иногда
описывают свору больных диких собак,
покрытых множеством плешей и
кровоточащих язв. Утверждается, что
если бы кто-то из людей согласился
стать одной из этих собак, вся свора
была бы спасена от неминуемой смерти.
Нашелся бы кто-нибудь, кто добровольно
согласился бы расстаться со своей
человеческой сущностью и пережить
невыразимое унижение превращения в
собаку? Как бы драматично это ни
звучало, это лишь слабая иллюстрация
унижения Сына Божия. Мы не в состоянии
постигнуть в полноте ту славу и то
положение, от которых Он отрекся,
присоединившись к обреченной,
умирающей семье Адама.
Вот
почему христианам так трудно понять
сущность искупления. Почему к
произошедшему на кресте столь многие
относятся небрежно? Нет сомнения, что
причина в том, что они не осознают, во
что обошлось их спасение Сыну Божьему.
Только тогда, когда мы осознаем
истинную цену чего-то, мы начинаем
испытывать за это признательность. И
наиболее высоко мы оцениваем то, что
потребовало наибольшего вклада.
Все
мы сталкивались с людьми, проявлявшими
поразительное безразличие к жертве
Христа. В конце одной из моих
евангельских программ я посетил одного
бизнесмена, который присутствовал
каждый вечер, но не принял никакого
решения. За четыре недели программы
между нами успели развиться теплые
дружеские отношения, поэтому я счел
возможным прямо спросить его, почему он
не принял никакого решения в пользу
Христа. Его неопределенный ответ
убедил меня в том, что у него не было
понимания важности принятия дара
спасения. Он никогда не отзывался на
евангельский призыв, и, отвечая на мои
деликатные вопросы, он сознался, что не
имеет уверенности в спасении. В конце
концов, я напрямик спросил его: "Сэм,
ты хочешь сказать, что если ты умрешь
сегодня ночью, то у тебя не будет
никакой надежды на вечную жизнь?" "Нет,
не будет, - ответил он, - ведь я никогда
никак не исповедовал христианства."
Сраженный
его очевидным равнодушием, я набрался
смелости и задал ему такой вопрос: "Предположим,
Сэм, что завтра утром у своего банкира
ты мог бы приобрести 10000 долларов в
обмен на бумагу, содержащую подписи
десяти жителей этого города. Захотел бы
ты объехать сегодня вечером город,
чтобы собрать эти подписи?" "Конечно,
захотел бы," - ответил он.
"Допустил
бы ты риск нехватки одной из этих
подписей на бумаге?" - спросил я. "Отнюдь
нет, - ответил он, - я способен оценить
доброе, если вижу его."
Истина
же состояла в том, что Сэм не распознал
доброго, хотя и видел его, и я
почувствовал побуждение сказать ему об
этом в самой деликатной форме, на какую
только способен мой грубый
человеческий дух. Я сказал: "Сэм, ты
не допустил бы ни малейшего шанса
потерять 10. 000
долларов в период между настоящим
моментом и завтрашним утром; а между
тем, ты признал, что идешь на риск
потерять жизнь вечную в случае твоей
смерти в эту ночь. Ты оцениваешь деньги
выше, чем вечность. Твоя шкала
ценностей неверна. Ты не имеешь ни
малейшего понятия о том, чего стоила
возможность твоего спасения, иначе ты
бы не ценил ее так низко. "
Легко
понять, почему мой друг был настолько
неотзывчив к событиям на кресте. Хотя
он и прожил всю свою жизнь среди
христиан и слышал сотни проповедей, у
него было типичное "жертвенное"
представление о смерти Христа. Но ведь
представление о том, что Иисус просто
умер подобно тысячам других, распятых
вокруг иерусалимских стен, совершенно
неверно. Между ними не может быть
никакого сравнения. Христос умер не из-за
гвоздей, копья или физических мучений.
Никакие удары и никакая боль не вызвали
бы той агонии, какую Он пережил на
кресте. И другие переносили те же
страдания плоти, но никто не умер из-за
того же, что отняло жизнь у Сына Божьего.
Его смерть отличалась. Чем же она
отличалась?
Какого
рода смерть Ему пришлось пережить?
Библия говорит, что Он, "по благодати
Божией, вкусил смерть за всех." (К
Евреям 2: 9).
Задумайтесь об этом на минуту. Он умер
моей смертью и вашей смертью, и смертью
всякого другого человека. Как это могло
произойти? Разве мы не должны будем
пережить свою собственную смерть в
конце назначенных нам дней? Да, должны.
И именно здесь находится чудо и великая
тайна того, что Он сделал для нас. Он не
занял наше место, чтобы умереть вместо
нас первой смертью. За каждую душу,
когда-либо родившуюся на этой земле, Он
пережил вторую смерть.
Очень
важно, чтобы мы ясно понимали разницу
между первой и второй смертью. Только
тогда мы сможем понять, почему Бог Отец
отвернулся от Своего Сына, висящего на
кресте. Ангелам не было позволено
служить Ему. С Иисусом обращались так,
как будто Он был виновен в каждом когда-либо
совершенном ужасающем грехе. Когда на
него давила вся тяжесть вины и
проклятия, пот его был подобен "каплям
крови, падающим на землю." (Луки 22:
44). На Голгофском кресте, лишенный
чувства одобрительного присутствия
Своего Отца, Он возопил в муке: "Боже
Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
(От Матфея 27: 46).
Вы
начинаете постигать то, что проглядел
Сэм? Он не прочувствовал истины о
крестных страданиях и потому не имел
верного представления о цене,
уплаченной за спасение. И здесь мы
попытаемся показать некоторые из тех
"сокрытых стоимостей", которые не
осознавал Сэм, и которые не оцениваются
сегодня столь многими.
Павел
написал: "Посему, как одним человеком
грех вошел в мир, и грехом смерть, так и
смерть перешла во всех человеков,
потому что в нем все согрешили." (К
Римлянам 5: 12). Эти
слова Павла поднимают несколько
фундаментальных вопросов. Если только
один человек согрешил, то почему все
должны умирать? Ответственны ли люди за
грехи других? Когда Адам находился в
саду Эдемском, он был представителем
всякого человека, которому когда-либо
предстояло родиться. Как глава
человеческого рода он предстоял перед
Богом так, как если бы это было все
человечество. Вы и я были там,
представленные генами и хромосомами,
позднее сформировавшими
наследственные свойства детей Адама.
Как причастники его плоти и крови, все
его потомки должны были испытать
последствия того, что пережил он. Он наш
праотец, и существуют законы
наследственности, согласно которым
наследственные свойства передаются из
поколения в поколение.
Что
же произошло с Адамом, что оказало
влияние также и на его потомков? В том
первом раю Бог предусмотрел для него
экзамен. Испытание было простым и
непосредственным: повинуйся и живи или
не повинуйся и умри. Мы все хорошо знаем
историю о дереве, росшем посреди рая.
Бог сказал: "В день, в который ты
вкусишь от него, смертию умрешь." (Бытие
2: 17). Продолжение
пребывания Адама в совершенной
атмосфере Эдема зависело от его
послушания. Счастливое будущее было
завещано Адаму при условии, что он
будет держаться подальше от запретного
дерева, и он не выполнил этого условия.
Не
было предусмотрено никакой
возможности избежать или смягчить
наказание. Все было определено
предельно отчетливо: повинуйся и живи
или не повинуйся и умри. В возрасте 930
лет приговор окончательно свершился, и
Адам умер и был похоронен.
Все
дети Адама унаследовали его природу и
оказались оскверненными грехом. Они
могли наследовать только то, что им мог
дать их отец, потому они и родились со
склонностью ко греху. Пожалуйста,
отметьте, что они унаследовали не вину
своего праотца, но его ослабленную,
расположенную ко греху природу. В
Библии нет такого понятия, как
первородный грех, в том смысле, что
потомки Адама будто бы несут
ответственность за его грех. Верно то,
что и они оказались, подобно Адаму,
подверженными смерти, но их смерть не
есть наказание за грех Адама. Они
умирают из-за того, что по законам
наследственности получили смертное
естество. Их смерть есть результат
вырождения человеческой природы,
которое передалось от Адама его
потомкам. Только смерть самого Адама
была наказанием за его грех.
С
того самого момента, когда грех стал
свершившимся фактом, каждый из живущих
на земле стал подвержен первой смерти.
И если бы Бог не вмешался, это была бы
вечная смерть. Испытание Адама
закончилось, когда он согрешил. Всему,
что относилось к первому дару жизни,
пришел конец. Он лишился всякой надежды
на жизнь при определенных Богом
условиях. Теперь его ожидала только
смерть -смерть без всякой надежды. Если
бы Бог ничего больше не предпринимал,
то на этом бы все и закончилось, как для
Адама, так и для его потомков.
Однако
сразу же после того, как Адам согрешил,
и до того, как приговор над ним
совершился, Бог ввел в действие план
спасения через семя жены и даровал
Адаму возможность нового испытания. (Бытие
3:15). Условием этой
второй проверки стало принятие
Спасителя, который должен был понести
наказание за человеческий грех через
Свою заместительную смерть. Через это
новое Божье установление перед Адамом
и его потомками засияла новая надежда,
однако это никак не повлияло на
последствия поражения при первом
испытании.
Это
приводит нас к очень важному вопросу.
Как может Бог подтверждать Свою
последовательность и честность,
допуская исполнение наказания за
первое падение, и при этом подавать
каждому человеку дар новой жизни,
предлагая ему новое испытание? Бог
разрешил это головоломное
противоречие так просто, что нам
остается только удивляться. Он
позволит человеку прожить назначенный
ему ограниченный промежуток времени и
затем умереть вне зависимости от того,
творил ли он добро или зло. Эта первая
смерть будет следствием падения Адама
при первом испытании. А затем каждый из
людей, умерших первой смертью, которой
они оказались подверженными не по
своей вине, будет воскрешен и поставлен
перед Богом для ответа уже за свои
собственные грехи, за которые несет
ответственность он сам. Таким образом,
участь людей будет определяться на
основании того, выдержали ли они второе
испытание (во время между рождением и
первой смертью), условием которого
является принятие спасения во Христе.
Если
будет признано, что они не выдержали
второго испытания, они понесут то же
наказание, что грозило и Адаму, - смерть.
Однако, в этом случае им больше не будет
предложена новая возможность пройти
испытание, и потому их смерть будет
второй смертью -окончательным и вечным
исчезновением из жизни.
Теперь
мы имеем лучшее понимание слов
апостола Павла: "Как в Адаме все
умирают, так во Христе все оживут." (1
Коринфянам 15: 22).
План спасения предусматривает
воскрешение всех умерших первой
смертью с тем, чтобы на них уже не
тяготели последствия греха Адама. Это
необходимо для того, чтобы они были
судимы лишь на основании их личных
решений и действий. Адам умер потому,
что вкусил плод от запретного дерева, а
не из-за чего-либо, совершенного им
после этого. Но если после воскресения
и суда Адам будет признан достойным
второй смерти, то так будет не потому,
что он съел плод, но по причине других,
последовавших за первым, грехов, если
только они не были исповеданы и прощены.
Кто-то
может обвинить Бога в жестокости и
произволе по отношению к нечестивым,
которых Он воскресит только для того,
чтобы затем истребить в озере огненном.
Почему бы просто не оставить их во
власти второй смерти? Но это не
соответствовало бы условиям второго
испытания. Первая смерть кого-либо из
потомков Адама не есть наказание за их
грех. Справедливость же требует, чтобы
каждый дал отчет только за свой отклик
на возможность своего личного спасения.
Без воскресения ни суд, ни справедливое
воздаяние не были бы возможны. Так что
со стороны Бога это не произвольный акт,
а следование принципам божественной
справедливости.
Имея
это понимание первой и второй смерти,
мы приготовлены к рассмотрению роли
первого и второго Адама. Так же, как
Адам представлял в саду Эдемском весь
человеческий род, так всякий человек
должен быть представлен Иисусом,
вторым Адамом. "Посему, как
преступлением одного всем человекам
осуждение, так правдою одного всем
человекам оправдание к жизни. Ибо, как
непослушанием одного человека
сделались многие грешными, так и
послушанием одного сделаются
праведными многие." (К Римлянам 5: 18, 19).
Как
мы с вами видели, то, что произошло с
первым Адамом, оказало влияние на всех
тех, чьим представителем он был. И
теперь Павел говорит нам, что то, что
пережил второй Адам, также окажет
влияние на всех. Иисус, наш Творец,
соединился с человечеством и предстал
перед Богом, как если бы на Его месте
был каждый из нас. Вот почему Павел
написал: "Я сораспялся Христу. " (К
Галатам 2: 20). "Мы
погреблись с Ним крещением в смерть."
(К Римлянам 6: 4). "Как
Христос воскрес из мертвых,... так и нам
ходить в обновленной жизни." (К
Римлянам 6: 4). Жизнь
человека ныне глубоко взаимосвязана с
событиями в жизни Христа.
Поскольку
Иисус пришел, чтобы искупить
последствия поражения первого Адама,
Он должен был совершить это, находясь в
той же плоти, какую человечество
получило в наследство к моменту Его
рождения. "Посему Он должен был во
всем уподобиться братиям." (К Евреям
2: 17). Если бы Он
обладал какими-либо
сверхъестественными преимуществами
перед Своими братьями, то это дало бы
сатане основания для обвинения Бога в
несправедливости. Он уже обвинил Бога в
том, что Бог требует послушания,
которое неразумно и даже невыполнимо.
Христос пришел, чтобы, исполнив Божьи
требования, опровергнуть ложные
обвинения сатаны. Он совершил то, чего
может достигнуть всякий человек через
веру в Небесного Отца.
Именно
совершенная победа Христа над грехом и
смертью обеспечила основу всего
спасения. Все потомки Адама
подверглись влиянию его слабости и
падения, что сделало повиновение
закону невозможным для них. Пребывая в
умирающей, обреченной семье Адама, они
были обречены на бесконечную борьбу и
поражения. Но победа второго Адама
открыла семье первого Адама путь ко
спасению.
Первый
Адам передал последствия своей
греховности - слабость, грех и смерть -
через физическое рождение. Второй Адам
передал следствия Своего безгрешия -
причастие к божественному естеству,
победу над грехом и жизнь вечную - через
рождение духовное. Все потери,
последовавшие за поражением первого
Адама, вторым Адамом были совершенно
восполнены. Пожалуйста, не упустите из
виду то, что присоединиться к новой
семье можно лишь через духовное
рождение. Через веру во Христа
осуществляется новое творение,
извлекающее человека из безнадежного,
плотского состояния члена семьи Адама.
"Итак, кто во Христе, тот новая тварь;
древнее прошло, теперь все новое." (1
Коринфянам 5: 17).
Переход
в новую семью - одно из наименее
осознаваемых благословений,
переживаемых христианами. Это не
теоретическое или мистическое
действие, лишенное всяких практических
результатов. Насколько реально
преобразование природы христианина,
настолько же реальны и преимущества
принадлежности к новой семье. Один из
наиболее трудных для новорожденного
христианина моментов - это принятие
полной перемены в его положении,
авторитетах и правах собственности,
обуславливаемой устройством его новой
семьи. Теперь он достоин всех богатств
и преимуществ, дарованных детям Божиим.
Это
новое духовное родство
предусматривает исполнение Богом
невероятных обетований: "Сей самый
Дух свидетельствует духу нашему, что мы
- дети Божии. А если дети, то и
наследники, наследники Божии,
сонаследники же Христу. " (К Римлянам
8: 16,
17).
Нетрудно
понять, почему человеческий разум
относится к этому с сомнением и боязнью.
Мы склонны искать в подобных стихах
скрытые условия или скрытый смысл.
Сонаследник - это тот, кто пользуется
равными правами на все семейное
имущество. И мы спрашиваем себя, как
может быть возможным, чтобы мы
неожиданно стали наследниками столь
неисчислимых богатств. После жалкой
нищеты мы теперь обрели вселенский
титул! Владения Божии простираются на
всю Вселенную с ее галактиками и
островными скоплениями звезд. Верой мы
пытаемся проникнуть в эту реальность:
Иисус
и я имеем равные права на духовные
богатства Отца Небесного. Все, что
получает Он, приобретаем и мы. Вот как
апостол Павел описывает безграничные
возможности, открываемые жизнью в Духе:
"Дабы вам исполниться всею полнотою
Божиею." (К Ефесянам 3: 19). Кто в состоянии вполне постигнуть
эти слова? Великий любящий Бог,
сотворивший нас и отдавший на смерть
ради нас Своего единственного Сына,
теперь хочет, чтобы мы владели всем, что
есть у Его Сына, и всем, что есть у Него!
Вместе
с ошеломительным наследством Царя мы, в
действительности, наследуем также
родовое имя и родовое сходство. Даже
внешне мы начинаем походить на наших
новых Отца и Старшего Брата, "облекшись
в нового (человека), который
обновляется в познании по образу
Создавшего его." (К Колоссянам 3:
10). При сотворении Адам был создан
по образу Божию и назван "сыном
Божиим. " Мы читаем в книге Бытие: "По
подобию Божию создал его... Адам жил сто
тридцать лет и родил (сына) по подобию
своему (и) по образу своему." (Бытие 5:
1-3).
Каков
отец, таков и сын. Адам выглядел подобно
Богу, однако это сходство было потеряно
в результате греха. Поэтому сын Адама
уже не имел подобия Божия, он походил на
Адама. Но после нового рождения человек
постепенно теряет черты Адама и
начинает выглядеть как Тот, Кто создал
его - как Иисус. Реальное это или
воображаемое сходство? Создал ли Бог
лишь иллюзию того, что человек
восстанавливает свой божественный
облик, или же Он своим могуществом
предоставил действительную
возможность этого? Существует
богословский спор о том, только ли
засчитывается человеку праведность
Божия или же он также и наделяется ей.
Те, кто полагает, что человек лишь
признается праведным, не верят в то, что
он, даже и пребывая во Христе, может на
самом деле одолеть грех и жить святой
жизнью. Но слова апостола Павла звучат
ясно: "Послушанием одного сделаются
праведными многие." (К Римлянам5:19).
Помимо
родового сходства новое духовное
рождение приносит освобождение от
приговора второй смерти, неизбежной
для наследников природы Адама. Христос
не отменил наказания первой смертью,
бывшего следствием поражения Адама при
первом испытании, но для всех тех, кто
при втором испытании принял Его, Он
упразднил вторую смерть. Это стало
возможным только потому, что Он подверг
Себя страданиям, понеся страшное
наказание второй смертью вместо
человека. Он стал грехом вместо нас,
когда добровольно принял наказание,
которого требовал грех. Находясь на
кресте, лишенный малейшего проблеска
надежды, исходящей от Отца, Иисус был
окутан тьмой миллиарда погибших душ. Он
вкусил смерть за всех. (К Евреям 2:
9).
Легко
ли Христу далось это испытание? Легко
ли было Богу Отцу отнять благословение
у Своего возлюбленного Сына и
обращаться с Ним так, как будто Он был
виновен в самом отвратительном
преступлении и богохульстве? Только
один человек на земле приблизился
однажды к пониманию той силы страданий,
которые перенесли в этой ситуации Отец
и Сын. Этот человек, Авраам, также отдал
своего единственного сына, и стал
первым смертным, разделившим агонию
креста.
Апостол
Павел писал, что "Писание, провидя,
что Бог верою оправдает язычников,
заранее проповедало евангелие Аврааму."
(К Галатам 3: 8,
современный перевод - прим. перев.).
Иисус также признавал, что Аврааму были
даны особые откровения о тайне
искупления. Он сказал иудеям: "Авраам,
отец ваш, рад был увидеть день Мой; и
увидел и возрадовался." (От Иоанна 8:
56).
Чтобы
понять, каким образом этот
ветхозаветный патриарх мог обрести
пророческое проникновение в тайну
миссии Христа, нам нужно возвратиться к
испытанию, которое он пережил на горе
Мориа. Поскольку Авраам не смог сразу
поверить в то, что Бог силен даровать
ему сына через омертвелое чрево Сарры,
он был подвергнут новому испытанию,
также связанному с жизнью умершего, Бог
повелел ему закалать единственного
сына Исаака на жертвеннике. Описание их
уединенного путешествия на гору Мориа -
одна из наиболее волнующих историй
святого Слова.
Относительно
законности повеления у Авраама не было
никаких сомнений. Он был другом Божьим
и научился узнавать Его голос. Для
Авраама было невозможно постигнуть
причину столь странного приказания. Он
несколько раз слышал подтверждение
того, что Исаак был тем семенем, от
которого произойдет Мессия. И вот
теперь от него требовалось отнять
жизнь у своего сына старости, через
которого мир должен был быть
благословлен и искуплен. Как же Мессия
мог прийти через Исаака, если он должен
был быть умерщвлен на жертвеннике?
К
тому времени, когда отец и сын достигли
подножия горы Мориа, вера Авраама
решительно призвала Божью
воскрешающую силу. Он сказал своим
слугам: "Я и сын пойдем туда и
поклонимся, и возвратимся к вам." (Бытие
22: 5). К этому
времени уже не было места слабости и
сомнениям в отношении кажущейся
невозможности выполнения обещания.
Никогда ещё не было воскресения из
мертвых, но Авраам верил, что Бог
исполнит Своё обещание в отношении
семени Исаака.
Когда
Авраам вознёс свой нож над покорным
сыном, он переносил самое суровое
испытание, какое только может выпасть
на долю человека. Достаточно ужасно
было бы отнять жизнь у своего сына, но
одним ударом своего ножа он мог
уничтожить единственную надежду на
своё спасение и на спасение каждого
когда-либо родившегося человека. Никто,
кроме Иисуса, никогда не держал в своих
руках судьбу мира, как держал её в тот
момент Авраам. Это было больше, чем
испытание отцовской привязанности.
Убивая Исаака, Авраам лишал мир
Спасителя. Нож был приставлен и к его
собственному горлу. Непогрешимое слово
Божье заверило его, что Мессия не может
быть рождён иначе, чем от Исаака. Вы
начинаете осознавать, насколько
суровому испытанию подвергся Авраам?
Не удивительно, что Иисус сказал, что
Авраам мог увидеть Его день.
Хотя
его рука и была задержана, и Бог
предусмотрел иную жертву, в
действительности, в тот день Авраам
отдал своего сына. Он пережил всю ту
душераздирающую сердечную боль и ужас,
которые сопровождают смерть
единственного ребенка. Имея власть
спасти своего сына, он не
воспользовался ей. Бог вмешался только
после того, как стало совершенно ясно,
что Авраам не дрогнет, принося в жертву
Исаака. Благодарение Богу за веру
Авраама и за равную веру и покорность
его возлюбленного сына. Эта очень
волнующая человеческая история никого
не оставляет равнодушным. Она делает
любовь и жертву искупления понятной
каждому потомку Адама. Теперь мы можем
немножко лучше понять то, как Отец и Его
единородный Сын страдали на кресте.
Цена нашего искупления становится нам
понятнее.
А
теперь нам следует посмотреть на
небесную драму с еще одной стороны, и
это еще более прольет нам свет на Божью
любовь и жертву. Как смерть одного
человека, второго Адама, могла
обеспечить прощение всех согрешивших?
Библия говорит: "Без пролития крови
не бывает прощения (грехов)." (К
Евреям 9: 22). Вопрос
состоит в том, каким образом смерть
Христа дала Ему возможность простить
наши грехи? Мы подошли к самому
трудному вопросу из всех, что
рассмотрели. Иисусу было необходимо
пережить вторую смерть, чтобы получить
власть прощать.
Начаток
прощения сокрыт в заместительном акте.
Всякий, прощающий другого человека, в
действительности, должен заменить
собою того, кого он прощает, и быть
готовым пострадать от последствий его
грешного действия. Например, если я
кому-то прощаю долг, я должен быть готов
пострадать от потери суммы. Если я кому-то
прощаю удар, я должен желать перенести
боль от удара, не требуя наказания тому,
кто его нанес.
Справедливость
требует, чтобы каждый, виновный в
преступлении, понес наказание,
соответствующее его проступку: око за
око, и зуб за зуб. Нанесший удар должен
пострадать от такого же удара в ответ.
Прощение же освобождает нарушителя
закона от получения того, что он
справедливо заслуживает. Прощающий
берет на себя последствия проступка с
тем, чтобы виновный был отпущен и не
понес наказания. Таким образом, акт
прощения явно подразумевает замену
виновной стороны невиновной.
Для
дальнейшего анализа давайте вообразим,
что убитый человек, находясь в могиле,
мог бы простить своего убийцу.
Фактически, он выразил бы согласие с
собственной смертью для того, чтобы
убийца не был наказан. Соглашаясь с
последствиями совершенного против
него преступления, он позволяет, чтобы
его смерть послужила удовлетворением
требования о наказании, которое могло
бы быть законно возложено на убийцу.
Эта
иллюстрация совсем близко подводит нас
к средоточию искупления. Мы имеем дело
с восстановлением нарушенных
взаимоотношений. Именно в этом состоит
суть искупления или, по-другому,
примирения. В дело всегда вовлечены две
стороны: обидчик и потерпевший. В
данном случае это Бог и согрешивший
против Него человек. Справедливость
требует надлежащего возмездия за грех.
Возможны лишь два исхода: либо
справедливость взыщет предписанное
наказание, либо со стороны
потерпевшего последует прощение. Если
предоставляется прощение, то
простившему придется принять на себя
последствия греха и пострадать вместо
виновного. "Возмездие за грех -
смерть." (К Римлянам 6:
23). И для того, чтобы даровать
прощение, Иисус должен был согласиться
понести на себе то наказание, которое
нарушенный закон требовал возложить на
грешника.
Наказанием
за грех является не первая, а вторая
смерть. Вот почему продолжительная
агония Иисуса на кресте совершенно не
походила ни на какую другую смерть.
Тысячи преступников были распяты и
перенесли те же физические страдания,
будучи, как и Христос, пригвожденными
ко кресту, но они претерпели только
мучения плоти, вызываемые первой
смертью. Он же вкусил жуткое осуждение
разделения с Богом, то, которое
прочувствуют в адском пламени худшие
из грешников. Его чувствительная
натура была жесточайше травмирована,
когда ради спасения человечества Он
был причтен к числу самых
отвратительных насильников, убийц и
злодеев. Он стал грехом, чтобы
позволить всему гневу закона излиться
на Себя в точности так же, как он будет
излит на тех, чья участь - вечная гибель.
Никак
по-другому мы не можем объяснить
загадочное стенание духа, охватившее
нашего Спасителя в последние часы Его
жизни. С момента входа в Гефсиманский
сад на Иисуса были возложены все грехи
человечества, и это разрывало Его
сердце. Ни одному лучу света не было
позволено проникнуть сквозь покрывало
Его полного отчуждения от Своего
Небесного Отца. Для того, чтобы Он занял
место виновных грешников и обеспечил
их прощение, не могло быть допущено
никакого различия в Его и их наказании.
Да
не будет никому позволено утверждать,
что Отец не страдал так же, как и Сын. То,
что вытерпел Бог Отец, позволивший
нечестивым людям замучить Его Сына,
служит верховным доказательством того,
что Он любит нас той же любовью, какой
Он любил Иисуса. Выбор, перед которым Он
стоял, был очень прост. Он мог пощадить
Сына, или же Он мог пощадить нас.
Третьего дано не было. Был нарушен
закон, святой и совершенный закон;
будучи отражением Божьего характера,
он не мог быть изменен или упразднен.
Цена за грех должна была быть уплачена.
Отец любил тех, кто нарушил Его закон,
но Он также любил и Своего Сына.
Всмотритесь
вновь в сцену распятия. Бог взирал на
этих нечестивых людей, которые били
Иисуса по щекам и ударяли Его по лицу
кулаками. Они не были достойны
коснуться края Его одежды, но они замучили
Его до смерти. В Его руке была власть
смести этих мелких людишек и предать их
полному забвению. Он мог бы спасти
Своего Сына от грубых насмешек и
оскорблений, но если бы Он вмешался, ни
один человек не смог бы жить вновь. Адам,
Авраам, Иосиф, Даниил и все другие
потомки Адама были бы потеряны для
вечности. Их воскресение целиком и
полностью зависело от смерти и
воскресения Его возлюбленного Сына. В
Своем всеведении Бог должен был. помнить каждое лицо и каждое имя,
даже тех, кто еще не был рожден.
В
этот момент Бог думал о вас и обо мне. И
хотя Он видел все наши жалкие поражения,
Он все равно хотел, чтобы мы были с Ним в
вечности. Он знал, что абсолютное
большинство людей не примет Его
предложение вечной жизни, даже
оплаченное столь страшной ценой. Но Он
знал также и то, что некоторые возлюбят
Его и с благодарностью примут
заместительную жертву Его Сына,
принесенную ради них. Поэтому Бог
отвернулся от Своего Сына и позволил
Ему быть раздавленным тяжестью грехов,
которые Он не совершал. Даже солнце
сокрыло свое лицо, чтобы не видеть этой
ужасной сцены, а земля сотрясалась,
выражая протест. "Совершилось!" -
провозгласил Иисус и, преклонив главу,
предал дух. (От Иоанна 19:
30).
Цена
искупления была уплачена. Была ли она
слишком высока? Для многих миллионов
это был бесполезный вклад, напрасная
жертва. Они легко отнеслись бы ко всему
этому делу и тут же отвергли его. А как
поступите вы? Сейчас, когда вы немного
яснее увидели, чего это стоило не
чувствуете ли вы в себе отклика на то,
что сделано Иисусом ради вашего
спасения?
До
сих пор наше внимание было занято
вселенскими масштабами искупления, тем,
как оно было совершено для каждого из
когда-либо живших мужчин, женщин и
детей. Эта направленность не должна
заслонить от нас очень личный характер
того, что Он совершил. Любовь,
побудившая Иисуса принять смерть на
кресте, - это любовь такого рода, что Он
принес бы ту же жертву даже ради
спасения только одной души. И я
нуждаюсь в ежедневном напоминании себе
о том, что Бог не только "так возлюбил
мир", но что Он так возлюбил и меня,
что отдал Сына Своего на смерть.
Величие всего плана спасения заключено
в приложении смерти Христа к судьбе
отдельных личностей.
Библия
вновь и вновь подчеркивает любовь
Христа к людям. Мы видим ее проявление в
Его продолжительных, отнявших у Него
столько времени личных беседах.
Некоторые из самых значительных Его
духовных откровений были открыты
отдельным личностям. Мы также можем
видеть, как Он предпринял опасное
плавание через море, чтобы освободить
бесноватого в стране Гадаринской. Два
полных дня Его драгоценного времени
были потрачены на то, чтобы пересечь
бушующие воды и вернуться обратно. Во
время этого малоприятного путешествия
Он вступил в непосредственный контакт
только с одним человеком, но позднее
этот человек привел к Иисусу жителей
всей той страны.
Нам
следует всмотреться в то, как Иисус
общался с Никодимом, прокаженным,
блудницей или презренным сборщиком
податей, и тогда мы поймем ценность
единственной души. Он отдавал время
людям вне зависимости от их положения
или величины их имения. Самарийская
женщина была просто очередной
бесстыдной публичной "потаскухой",
как мы бы ее назвали, когда Христос
использовал возможность вовлечь ее в
разговор, который перевернул всю ее
жизнь.
Нет
сомнения, что Иисус смотрел на каждого
человека как на кандидата в Его вечное
царство. Чем еще мы могли бы объяснить
Его сообщение с Симоном, Закхеем или
Марией Магдалиной? В каждой душе Он
видел славную возможность отражения
Его святого характера, как во времени,
так и в вечности. Он видел в ней
достойное основание для Своего
воплощения. Каждая душа была той
единственной, которую Он пришел
искупить. Именно эти лица вспоминались
Ему на кресте, укрепляя и ободряя до
конца испить чашу страданий.
Одно
из наиболее поразительных
высказываний Библии, говорящих об
искуплении, записано в послании к
Евреям 12: 2: "Взирая
на начальника и совершителя веры
Иисуса, Который, ради ожидавшей Его
радости, претерпел крест, пренебрегши
посрамление, и воссел одесную престола
Божия." (Современный перевод - прим.
перев.).
Как
может это ужасное переживание на
кресте быть связано с какой-то радостью?
Но здесь мы имеем заверение, что
существовали радостные побуждения,
подвигнувшие Его на позор и унижение
распятия. Что было "ожидавшей Его
радостью"? Именно в ответе на этот
вопрос сокрыт секрет Его самоотречения.
Он совершил это, укрепляясь
предвкушением той радости, когда Он
широко распахнет ворота Рая и
приветствует нас в Своем нескончаемом
царстве. Именно любовь к нам и желание
быть с нами в вечности побудили Его
вынести невыносимое. Перед нами
несомненное заверение в том, что Он
думал о вас и обо мне, когда выносил
выворачивающие наизнанку изуверства
распятия.
Достойна
ли единственная душа этой неисчислимой
цены? Во свете вечности ответом будет
Да. Задумаемся над удивительным фактом,
состоящим в том, что даже одна
искупленная душа будет жить дольше, чем
проживут вместе все жители земли. В
конечном итоге, в вечности, жизнь
одного человека в миллион раз превысит
все продолжительности жизней
обитателей этого мира, взятые в
совокупности. В этом смысле один
спасенный олицетворяет большую жизнь,
большую завершенность и большую
полноту, чем все погибшие, вместе
взятые. Иисус должен был осознавать эту
истину всякий раз, когда Он смотрел в
лицо мужчины, женщины или ребенка. Даже
в самом опустившемся человеческом
существе Он видел жизнь, которая могла
бы увековечить Его любовь во времени,
превышающем любые расчеты.
Получив
эти проблески истины о действительной
цене Голгофы, как может кто-то легко
относиться к Его миссии на планете
Земля? Вы можете быть той душой, которая
понесет нескончаемое свидетельство о
любви и благодати нашего Спасителя.
Никогда столь многое не
предоставлялось в обмен на столь малое.
Через простой шаг веры мы можем
обменять смертоносную принадлежность
к семье первого Адама на непостижимые
сокровища второго Адама. В момент
нашего посвящения и принятия мы
разделяем с Ним ту жизнь, которую
заслужил Он, ибо Он пожелал понести ту
вину, осуждение и смерть, которые
заслужили мы. Какой обмен! Он будет
неисчерпаемой темой наших
исследований в вечности. Из века в век
нам будет открываться все более новое и
волнующее понимание природы Его
искупительной любви и жертвы. "Как мы
избежим, вознерадев о столь великом
спасении?" (К Евреям 2:
3). О столь великом? О столь
величайшем! Ответа на вопрос не
существует, поскольку не избегнуть.
Примите сейчас тот дар спасения,
предоставить который стоило так дорого.
Не позвольте себе лишиться его
впоследствии.
|