Иосиф
в древнеегипетской истории
Стр.
1 2 3
4 5
Имхотеп
- голос Бога по имени Ай Эм (Я Есмь)
Имя
Имхотеп на древнеегипетском языке
означает "голос (или уста) Ай Эм", т.е.
"голос Господа"; однако, нет никаких
свидетельств существования в Египте бога
по имени "Ай Эм (Я Есмь, Сущий или Иегова)".
Но мы все прекрасно знаем Бога с именем "Я
Есмь":
"Бог
сказал Моисею: Я есмь Сущий ("Я есмь тот кто
я есмь" или "Я есть тот кто я есть"). И сказал:
так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова
или Господь] послал меня к вам". (Исход
3:14)
"Иисус
сказал им: истинно, истинно говорю вам:
прежде нежели был Авраам, Я Есмь". (От
Иоанна 8:58) Другими
словами: "прежде нежели был Авраам, Я был,
есть и буду, таково Моё Имя - Иегова (т.е.
Сущий или Господь), Я есть тот кто я есть -
Альфа и Омега, начало и конец".
В
английском языке "Я Есмь"
произносится как "Ай Эм" и пишется как
"I AM", в то время как начало имени
Имхотепа произносится как "Им" и
пишется как "IM", что сходно по
написанию и произношению.
Бог
повелел Моисею передать фараону, что "Ай
Эм" (Я Есмь, Сущий или Господь), послал
его к нему, потому что "Ай Эм" было тем
именем, по которому египтяне знали Бога
Иосифа. Мог ли "Им-хотеп" быть "АйЭм-хотепом"?
Библия
говорит о том, что Иосифу было дано имя "Цафнаф-панеах",
которое некоторыми было переведено как
означающее "Бог живет; Бог говорит".
Так как мы полностью не понимаем значения
египетского слова "хотеп", весьма
возможно, что перевод Имхотепа ("голос
Сущего" или "голос Господа")
идентичен библейскому значению имени
Иосифа ("Бог живет; Бог говорит).
Имхотеп
- врач
Имхотеп
- самый ранний врач, о ком исторические
свидетельства дошли до наших дней. И хотя
Иосиф не упоминается как врач, Библия даёт
один очень важный ключ к этому: "И
повелел Иосиф слугам своим - врачам,
бальзамировать отца его; и врачи
набальзамировали Израиля". (Бытие 50:2)
Здесь
определенно заявляется, что врачи были под
руководством Иосифа. Но позже, когда
Имхотеп получил статус "бога лечения",
это вошло в традицию - связывать этот
статус с именем Иосифа.
Древние
греческие письма упоминают великий храм в
Мэмфисе, куда отовсюду прибывали люди, с
целью искать лечения от Имхотепа. Они ему
молились, жертвовали и затем проводили
ночь в этом храме, который был своего рода
Лувром древнего Египта. Бог Имхотеп, как
считалось, приходил к людям во сне и
вылечивал их. Прослеживается ли здесь
связь между Иосифом и снами?
"И
сказали ему братья его: неужели ты будешь
царствовать над нами? неужели будешь
владеть нами? И возненавидели его еще
более за сны его и за слова его". (Бытие
37:8)
Вспомните,
что это произошло из-за сна Иосифа о нем и
его братьях в образе связанных снопов -
снопы братьев стали кругом и поклонились
ему - что было одной из причин их большой
зависти.
"Пойдем
теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь
ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и
увидим, что будет из его снов". (Бытие 37:20)
Имхотеп
- мудрец
Библейские
писания также говорят о мудрости Иосифа:
"И
сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл
тебе все сие, то нет столь разумного и
мудрого, как ты" (Бытие 41:39)
Снова
свидетельство указывает на Имхотепа.
Имхотеп также был почитаем за свою
мудрость. В нескольких надписях намного
более поздних времен, была сделана ссылка
на "слова Имхотепа". Например, в "Песне
из Могилы Короля Интефа" мы читаем: "я
слышал слова Имхотепа и Хардедефа...", и
далее продолжается объяснение, что их "высказывания"
были рассказаны во время его жизни.
До
настоящего времени из работ Имхотепа
ничего не было найдено, однако есть
несколько работ "мудрых высказываний",
приписанных некоему "Птахотепу",
который известен как премьер-министр
фараона 5-ой династии. Однако, есть пять
известных "Птахотепов", и все они были
премьер-министрами фараонов 5-ой династии,
все были священниками Гелиополя, или "Она".
Свидетельства предположительно указывают
на то, что после Имхотепа среди более
поздних премьер-министров появилась
тенденция копировать и приписывать себе
славу свершений Имхотепа и его изречения -
практика, которая среди других была
печально известна за египтянами.
Теперь,
на мгновение, давайте сделаем некоторое
предположение - давайте предположим, что
Иосиф написал собрание мудрых
высказываний, конечно, вдохновленных
Богом. Так как он наравне с фараоном имел
большое влияние, то эти высказывания
уважались писцами и людьми. Его
известность как мудреца распространилась
повсюду в Египте и стала образцом мудрости.
Мы знаем, что его мудрость исходила от
истинного Бога Авраама. Вы не допустили бы
возможность, что Иосиф передаст данную ему
Богом мудрость находящимся вокруг него?
Фактически, Библия говорит, что это как раз
то, что он сделал:
"Послал
в Египет он пред ними человека - Иосифа,
который в рабство продан был... И царь
Египта отпустил Иосифа, властитель из
тюрьмы освободил его, поставил его
господином над домом своим и правителем
над всем владением своим, чтобы он
наставлял вельмож его по своей душе и
старейшин его учил мудрости". (Псалтирь
104:16-22)
После
смерти Иосифа, другие копировали его
мудрые высказывания и присваивали их себе,
возможно добавляя немного от себя и
изменяя некоторые вещи в свою пользу.
Поскольку эти высказывания были переданы
через несколько поколений, то вместо
приписывания Имхотепу, они были приписаны
Птахотепу - "голосу" египетского Бога-создателя
"Птаха". Спустя тысячи лет было
найдено несколько папирусов, которые
претендуют быть копиями "Предписаний
Птахотепа". Мог ли случиться такой
сценарий?
Есть
два специфических утверждения в письмах
Птахотепа, которые указывают, что это так и
случилось. В конце этих рукописей, автор
заявляет, что он находится при смерти,
прожил 110 лет и получил почести от фараона,
превышающие таковые его предшественников.
Другими словами, он получил большинство
почестей, когда-либо данных человеку
фараоном. И мы знаем, что Иосиф умер в
возрасте 110 лет.
Хорошо,
всё это станет вам сейчас более понятно,
поскольку мы исследуем текст этих
рукописей.
Они
начинаются так же, как и притчи Соломона -
как наставления его сыну, с замечанием, что
они "полезны тому, кто будет их слушать",
но "горе тому, кто пренебрег бы ими".
Имейте в виду, что Создатель мудрости
Иосифа был также Создателем мудрости
Соломона, и параллели между этими двумя
произведениями бесспорны. Мы знаем из
Библии, что Соломон знал множество
пословиц:
"Мудрость
Соломона была превыше мудрости всех сынов
востока и всей мудрости египтян. Он был
мудрее всех людей на земле... и имя царя
Соломона было знаменитым у всех окрестных
народов. За свою жизнь Соломон рассказал
три тысячи притчей, и тысячу и пять песен"
(3-я Царств 4:30-32)
Это
утверждение указывает на то, что общее
представление о притчах или пословицах
было известно древним народам. Нам не
сказано, был ли Соломон автором всех этих
притч или они были собраны им и дошли к
нему от его предков. Были найдены аналоги
притч во многих древних цивилизациях. Но
Соломон, побуждаемый Божьим вдохновением,
был единственным человеком, который
записал притчи, которые сохранились до
наших дней, доступны каждому и актуальны
даже сегодня. Они очень подобны
древнеегипетским "книгам мудрости",
которые берут своё начало от Имхотепа.
Это
не говорит о том, что Соломон скопировал
мудрые высказывания у древних египтян. Но
это означает, что первоначальный источник
мудрости - Бог дал ту же самую мудрость как
Соломону, так и его предкам, в число
которых вошёл и Иосиф. Давайте сравним
несколько строк из писаний Птахотепа с
Библией:
1)
"Не гордитесь своими знаниями" (Птахотеп)
"Не
будь мудрецом в глазах своих (не полагайся
на свою мудрость), но почитай Господа и
удаляйся от зла" (Притчи 3:7)
2)
"Не строй планов на завтра, так как не
знаешь что будет" (Птахотеп)
"Не
хвались завтрашним днём, потому что не
знаешь, что принесёт тебе этот день" (Притчи
27:1)
3)
"Если ты хочешь иметь друга, не
справляйся о нём у других, но обратись к
нему напрямую и имей дело с ним одним" (Птахотеп)
"Если
у тебя законная тяжба с соседом,
постарайтесь решить её между собой. И не
выдавай тайны другого" (Притчи 25:9)
4)
"Если ты - человек доверия, посланного
одним большим человеком к другому, твёрдо
придерживайся сущности того, для чего ты
был послан, передавая его сообщение так,
как он сказал это сделать" (Птахотеп)
"Как
прохлада снега во время жатвы, так и
преданный посыльный для посылающего его:
он доставляет душе господина своего
отраду" (Притчи 25:13)
5)
"Научи превосходящего тому, что
является полезным для него" (Птахотеп)
"Дай
наставление мудрому, и он будет ещё мудрее;
научи правдивого, и он приумножит знание"
(Притчи 9:9)
Мы
также находим параллели в других книгах,
например Псалмах и Екклесиаста:
6)
"Если каждый последующий род будет
хранить слово сие, то они не канут в лету"
(Птахотеп)
"Он
постановил устав в Иакове и положил закон
в Израиле, который заповедал отцам нашим
возвещать детям их, чтобы знал грядущий
род, дети, которые родятся, и чтобы они в
свое время возвещали своим детям" (Псалтирь
77:5-6)
7)
"Прими меры против порока жадности - это
печальная болезнь без средств излечения
от этого. Нет никаких средств, чтобы
излечить это" (Птахотеп)
"Бог
дает человеку богатство и имущество и
славу, и нет для души его недостатка ни в
чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему
Бог пользоваться этим, а пользуется тем
чужой человек: это - суета и тяжкий недуг!"
(Екклесиаст 6:2)
8)
"Если ты присутствуешь перед достойным
человеком, который сидит в совете господ,
то твоя тишина будет лучше чем болтовня...
Получи уважение к себе через мудрость..."
(Птахотеп)
"Намного
лучше крика правителя глупцов, слова
спокойно сказанные человеком мудрым" (Екклесиаст
9:17)
9)
"Мудрый известен своей мудростью,
великий - своими свершениями; их сердца
соответствуют их языку... " (Птахотеп)
Характер
человека связан с его поступками (см.
Притчи 12:17). Слова могут творить добро и зло
(см. Притчи 1:11). "Язык может говорить
слова, которые приносят жизнь или смерть.
Поэтому любящие говорить должны быть
готовы принять последствия сказанного ими"
(Притчи 18:21)
10)
"Если ты среди гостей за столом большего
человека - бери что он даёт как это
установлено перед тобой" (Птахотеп)
"Когда
сядешь вкушать пищу с властелином, то
тщательно наблюдай, что перед тобою..." (Притчи
23:1)
Бог
использовал Иосифа, чтобы установить в
Египте зону безопасности для роста и
развития "семени Авраама" до того
времени, пока они не были готовы быть
доставленными в земли, которые Бог обещал
им. И во время пребывания в Египте, Бог не
оставил ни окруженный язычеством Свой
народ, ни египтян без доступа к Своей
истине.
Библия
отражает тот факт, что Иосиф преподавал
даже вельможам фараона. Эта мудрость
уважалась египтянами и со временем шла
через поколения египетских мудрецов,
которые копировали некоторые из его
изречений, впоследствии называя их
собственными. Некоторые из тех же самых
"высказываний мудрости" были
записаны некоторыми из потомков Иосифа
спустя более чем 700 лет, и в конечном счете
сохранены для нас в Книге Притч,
Екклесиаста и Псалмах. Но мудрость Иосифа
происходила не от него самого - это было
божественное вдохновение, такой же как и
мудрость Соломона, мудрость Давида и
мудрость всех людей, руководимых Богом.
|