Новейшие Библейские Археологические Открытия

На заглавную страницу На уровень выше

Космологические и телеологические

доказательства бытия Бога

Что нам говорят логика и знание о существовании Бога - Творца? Да, представьте, на это нам указывают космологическое и телеологическое доказательства бытия Бога. Они были выведены задолго до рождества Христова, когда знания об окружающем мире были гораздо скуднее, чем в наши дни: но даже и тогда величайшие умы того времени через "рассматривание природы" приходили к выводу о существовании творца и архитектора всего сущего. Тогда их выводы строились более на умозрительных предпосылках, теперь, спустя две с половиной тысячи лет, научные данные с фактологической убедительностью свидетельствуют о бытии Бога. В двадцатых годах нашего века Фридман математически доказывает факт расширяющейся вселенной. Немного позже Эйнштейн приходит к выводу о ее сферической замкнутости, а после английский астроном Хабл обнаруживает красные смещения, свидетельствующие, что наша вселенная разбегается.

В наши дни теория "большого взрыва" получила почти всеобщее признание. Она подтверждает сущность космологического доказательства о некоем начальном моменте в существовании мироздания.

Вы вправе спросить: "Если Бог открывается через веру в Него, то можно ли доказательствами возбудить веру в Него?" Да, действительно, доказательства бытия Бога действуют совсем не так, как все научные доказательства. Если теорему Пифагора мы можем доказать любому грамотному человеку, будь он мерзавец или праведник, то доказательства бытия Бога имеют силу лишь для людей расположенных, нравственно обращенных к Богу. Поэтому эти доказательства не являются таковыми в прямом смысле этого слова. Какие бы доводы не убеждали нас в бытии Бога, но если при этом нравственная направленность нашей жизни противоречит высокой морали Его заповедей, то самые убедительные доводы прозвучат для нас впустую. К тому же, если бы можно было любому человеку доказать факт существования Бога, то не понадобилось бы и веры. А люди принимали бы Бога не добровольно, а под давлением неопровержимых доводов.

Поэтому доказательства могут иметь силу и убеждающее значение либо для окончательного обращения колеблющихся, либо для укрепления веры обращенных.

Какова же сущность космологического доказательства?

Оно на основании существования творения (космоса) заключает о существовании его Творца. Из факта движения всего сущего заключает о первопричине или Перводвигателе. Из факта прекрасного и совершенного мира делается вывод о существовании его премудрого Конструктора и Художника.

Это доказательство восходит к Фоме Аквинскому (1275). Оно формулируется в таких положениях:

1) Всеобщее движение предполагает наличие неподвижного Перводвигателя.

2) Цель причин и следствие не может быть бесконечной. Она предполагает существование Первопричины.

3) Если смотреть на творение (на космос) как на нечто случайное, то мы невольно увидим в этом случайном проявление закономерности (необходимости). По закону достаточного основания в причине (В Боге) должно быть все то, что есть в следствии (в творении).

Итак, каков же вывод?

Из факта летящей стрелы мы делаем вывод о человеке ее запустившем. Подобно этому, из факта существования мира и его движения мы заключаем о его Творце и Первопричине.

Космологическое доказательство основывается на двух законах:

1) На законе причинности, согласно которому всякое явление имеет свою причину.

2) На законе достаточного основания, гласящего, что во всякой причине должно содержаться достаточное основание для истекающего из нее следствия. Отсюда вывод: следствие не может иметь в себе ничего такого, что не заключалось бы в вызвавшей его причине.

Священное Писание видит в Предвечном Боге Творца и Художника созданной Им вселенной.

В книге Иова 12,9-10 мы читаем: "Рука Господа сотворила все". В Пс. 96,6 сказано: "Небеса возвещают славу Господу". Римл. 1,20: "Бог открыва­ется через рассматривание творения".

По закону причинности всякий предмет и явление в этом мире имеют свою определенную причину. Однако эта причина, в свою очередь, является лишь следствием другой причины и т.д.

Все эти причины, которые порождают многообразие этого мира нельзя назвать конечными (самобытными). Поэтому и весь мир как совокупность причин и следствий нельзя признать самобытным, т.е. возникшим из себя самого.

Но, как не мыслим для нас речной поток без начала, точно так же наш разум должен признать такую причину, которая не была бы следствием другой причины, но заключала бы в себе самой причину своего бытия.

Заметим, что сумма всех условных (зависимых, несамобытных) причин не может дать одной безусловной, самобытной и независимой.

Далее, все силы этого мира конечны и условны. Творческая сила должна быть абсолютной и безусловной. Такой силой может быть только надмирное и всемогущее Существо.

О чем нам говорит следующее телеологическое доказательство?

В наших дальнейших беседах мы будем подробно останавливаться на конкретных примерах удивительной гармонии в окружающей нас природе. Проявление разумности, законообразности и единства в природе очевидны, несмотря на повсеместное разрушительное действие закона энтропии. Зоркое око человеческого ума не могло не увидеть пронизывающей мир разумности его устройства и вело Его к признанию Высшего Разума, замыслившего и создавшего Вселенную. Впоследствии подобные наблю­дения оформились в телеологическое доказательство бытия Божия.

Слово "телеология" означает: греч. телос - цель, результат, логос - учение.

Это доказательство из факта целесообразного устройства мира выводит бытие Того, Который вложил законы и цели во все творение.

Телеологическое доказательство отличается от космологического тем, что:

а) В последнем центр тяжести сосредоточивается на происхождении творения и первопричине всего сущего.

В телеологическом доказательстве речь идет о назначении и цели творения. Оно рассматривает мир как нечто законченное, гармонически согласованное и стройное.

б) Космологическое доказательство приводит нас к выводу о надмирной творческой силе. Телеологическое доказательство побуждает нас признать, что эта сила должна принадлежать Высшему разумному Существу. Оно, таким образом, указывает не на Творца материи, но на ее организацию, выраженную как в строении материи, так и ее формах.

Телеологическое доказательство гораздо древнее космологического. Из философов его развивали Анаксагор и Платон. Псалмы Давида изобилуют созерцанием красоты мира и умозаключениями о божественной премудрости, разлитой на земле и в мироздании. Особенно интересны в этом смысле заключительные главы книги Иова.

Эволюционисты объясняют мировую гармонию действием случайных стихийных сил и природных законов.

Но могла ли вселенская гармония возникнуть случайно? Мыслящими людьми уже высказывалась идея о том, что случайное зарождение жизни представляет из себя гораздо большее чудо, чем сотворение всего сущего Богом, как об этом сообщает Библия. Современный писатель В. Солоухин сказал, что для него возможность самозарождения жизни так же маловеро­ятна, как если бы перемешанные и разом высыпанные на стол буквы школьного алфавита расположились в своей обычной последовательности.

Безусловно, случай может играть с вещами и производить удивительные сочетания, но ему не достает разума, а поэтому он не способен произвести никакого разумного следствия. Только сознание того, что в нашей солнечной системе господствует разумность, позволила Кеплеру (1571 - 1630 гг.) сделать его великие астрономические открытия. Знаменитый ботаник Карл Линней (1707 - 1778 гг.) тоже видел во всем живом следы проявления Высшего Разума и творческой силы.

Безусловно, в природе действует множество сил, и ни одну из них нельзя назвать разумной, ибо это слепо действующие силы. Эти силы производят то или иное явление, но они, повторяем, лишены разумности, которая преднамеренно производит нужную ей связь между причиной (силой) и следствием (явлением).

Сам по себе любой закон природы представляет собой всего лишь правило, которое определяет порядок вещей. Но закон сам по себе не является источником мудрости, которая установила бы порядок и цель.

Говорить о бессознательной разумности столь же нелепо, как и допускать существование бессознательных идей. Идея, замысел предполагают сущест­вование разума, который их порождает и претворяет в жизнь.

Итак, присутствие разумности в мире побуждает нас предполагать наличие ее и в причине, породившей мир. Еще Цицерон высмеял попытку объяснить мировую гармонию делом случая, говоря, что из случайных столкновений атомов точно также не мог возникнуть стройный космос, как из случайно взятых букв греческого алфавита не могла возникнуть ни одна строчка из творения Гомера.

Часто разумность в живой природе пытаются подменить инстинктами. К примеру, почтовые голуби безошибочно летят обратно домой с привязанным к ноге письмом. Далее, если перед цыпленком высыпать зерна, перемешанные с камешками, то он инстинктивно будет клевать зерна, а не камешки. Бобры возводят свои жилища и плотины по всем правилам инженерного искусства. Все эти примеры говорят лишь об инстинктивной обусловленности действия, но не о разумной целесообразности. Все части любого механизма действуют необыкновенно слаженно и последовательно. Но это происходит только потому, что этот механизм сконструировал и приготовил для определенных целей инженер-конструктор. Точно так же поступают и все животные, ибо они не осознают своих целей и не дают отчета в своих поступках.

Творец, посредством устойчивых генетических кодов, на века и тысячелетия предопределил поведение многочисленных представителей живого мира.

Эволюционисты говорят, что сама природа приспосабливает все живое к жизни в окружающей среде. Креационисты отвечают: все живое рождается уже приспособленным к жизни. Например, новорожденный, несмотря на то, что он развивался в темноте, имеет прекрасно развитое зрение. Далее, ребенок еще не ест твердой пищи, а у него уже прорезаются зубы. Возникновение и развитие генетики подтвердило факт неизменности и изначальности видов.

Итак, космологическое и телеологическое доказательства иллюстри­руются богатейшим фактическим материалом из разных областей знаний. Памятуя о той далекой древности, к которой восходят эти доказательства, мы видим, что попытки понять происхождение и устройство мира под креационным углом зрения изначально присущи были людям.

На уровень выше

Креационизм

Космологические и телеологические доказательства бытия Бога

Последнее обновление: 03.02.2003          E-mail: nenahov@lipetsk.ru           Вэбсайт: Http://www.lipetsk.ru/~wyatt

На начало На заглавную страницу

  

 

Hosted by uCoz